Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 

 

      « Приучать дитя вникать в душевное состояние

                                           других людей, ставить себя на место обиженного и

                                           чувствовать,- значит дать ребенку всю 

                                           умственную  возможность быть всегда 

                                           справедливым». К. Д. Ушинский.

 

       Последнее  время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания; растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические  материалы.

        И на фоне этих прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное  внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги  Л.С. Выгодский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство, может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.  Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.  Наблюдая за общением детей,  их поведением, я поняла, что проблемазаключается в отсутствии целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы, а также недостаточном рассмотрении этого вопроса в психолого-педагогической литературе.

      Замыкаясь на компьютерах, телевизорах, дети стали меньше общаться со  взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, в связи с этим работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.

   Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы  и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

   Основной перспективной целью для меня является:  повышение осознания ребёнком своих  эмоциональных проявлений и взаимоотношений,  обеспечение всестороннего гармоничного развития личности, эмоционального комфорта.

   Объект -  педагогический процесс развития эмоциональной сферы детей  старшего дошкольного возраста.

   Предмет- реализация системы занятий, игр, упражнений и психологических этюдов направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольника.   

Для решения данной темы , мною были определены следующие задачи:

1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно самому и окружающим.

    Методологической основой моей работы являются теоретические концепции формирование эмоциональной сферы дошкольника: К. Изард о классификации эмоций, А.В. Запорожец о формировании эмоционального развития. А.Н.Леонтьев об особенностях типов темперамента.

   Практической значимостью моей работы является разработка системы занятий, комплекса игр, упражнений и цикла психологических этюдов, которые могут быть практическим пособием в работе воспитателя.

  Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую программы:

      «Я, ты, мы» под редакцией  О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркина;

     «Давай познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника» И. А. Пазухина.

Система работы в рамках педагогической концепции включает в себя следующие направления: комплекс занятий, комплекс игр и упражнений, цикл психологических этюдов.

В основу системы работы легли следующие принципы: развития, взаимодействия, психологической комфортности, формирования деятельности, природособразности  воспитания, здоровьесберегающий принцип.

    Новизна педагогической  концепции моей работы, заключается в разработке системы данных мероприятий,

напрвленных, на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

 Разработанная мною система предполагает использование следующих инновационных методов:

- методы повышения познавательной активности (моделирование, элементарный и казуальный анализ, т.е. причинные связи) ;

-  методы повышения эмоциональной активности (игровые, воображаемые ситуации, сюрпризные моменты);

-  методы обучения и развития творчества (проблемные ситуации и вопросы) при взаимодействии с традиционными методами.

Рассмотрим структуру занятия.

   Продолжительность занятий 25-30 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.

   Начало занятия – это введение в тему, создание эмоционального настроя. Для этого я использую:  ритуалы начала занятия, (например  тема: «Развеселите царевну Несмеяну», ритуал начала занятия «Вход в сказку» (т.е. дети  идут по группе преодолевая препятствия, отгоняют комаров, проползают под упавшим деревом, помогая друг другу и т.д.), а также сюрпризные моменты, иллюстрации, различные жизненные ситуации. 

   В основной части занятия проводятся:

- этюдный тренаж  («Зеркальный танец» , «Вкусные конфеты»);

- игры (« Свеча», «Разноцветный букет»);

- упражнения (Изобрази состояние», «Удержи позу»;

- психогимнастика «Цветочек», «Лучики»;

 - релаксация («Насос и мячи», «Ленивые зверята»);

 - чтение художественных произведений;

- инсценировка художественных произведений, жизненных ситуаций;

- ролевые диалоги: «Помогаем бабушке»;

- проблемные педагогические ситуации, помогающие ребёнку осознавать зависимость людей друг от друга,  на жизненных примерах показывая, как легко возникают конфликтные ситуации среди людей, какие эмоции испытывают люди.  ( «Не дам тебе свою игрушку», «Я сломал чужую игрушку)

   Очень часто ситуации предлагают сами ребята после беседы. После знакомства каждой эмоции мы знакомимся с пиктограммами, символизирующие эти эмоции, учимся определять эмоции по пиктограммам.

     В заключительной части занятия использую ритуалы выхода из сказки, включаю  беседы, психологические этюды, во время которых дети сопоставляют  различные эмоциональные состояния, воспроизводят отдельные черты характера персонажа.

    В конце занятия использую продуктивные виды деятельности: аппликация и рисование эмоций, творческие задания типа « Передай своё настроение» и т.д. Так же  дети по картинкам определяют эмоциональное состояние героя и изображают своё состояние с помощью пиктограмм выбора цвета.

   Опираясь на программу О.Л.Князевой,  я разработала комплекс игр и упражнений, цикл психологических этюдов, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Которые, использую в  свободной деятельности,  в режимных моментах (например: игровые имитационные упражнения «Добрый - злой, весёлый - грустный»,  цель которого расслабить мышцы лица, упражнения на развитие мимических и пантомимических движений ( например: «Зеркало», «Фотография» и т. д.) и театрализованной деятельности, которая особо позволяет развивать эмоциональную сферу ребёнка. Ребёнок опосредованно от лица какого – либо  персонажа ,  преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость, «открывает для себя новый увлекательный мир», познаёт мир не только умом, но и сердцем, приобщается к духовным ценностям.

   И конечно для решения поставленных задач, я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитии и воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.

   По развитию эмоциональной сферы дошкольника я использую разнообразные формы работы с семьёй:

 - анкетирование,  « Какие мы родители?»,

 - индивидуальные беседы по текущим проблемам,

 - консультации « в мире детских эмоций»

 - привлечение к выполнению  наглядного материала (создание пиктограмм с изображением эмоций,) и т.д.

 - оформление папок- передвижек на разные актуальные темы: « Эмоциональное состояние ребёнка зависит только от вас»,

 - проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»

 - дни открытых дверей,

-  оформление групповых фотовыставок.

    В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей я добилась позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%), с низким  5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года  количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем  детей не выявлено.

     Следовательно, специально организованные  в системе занятия, игры и упражнения, психологические этюды  оказывают эффективное влияние на развитие  эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада, что способствует  всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка и подготавливает к последующему обучению в школе.  

    В дальнейшем я планирую использовать в работе образовательную программу «Познай себя» под редакцией Г.Г. Давыдова, В.К. Корепанова, которая определяет новые пути познания ребёнком самого себя, своей сущности и своего внутреннего мира.

Автор: Вакуленко Людмила Бахтияровна , воспитатель МАДОУ  Голышмановский Центр развития ребёнка - детский сад  № 3 «Вишенка»

 

Материал был обобщен на районном конкурсе «Воспитатель года» в 2012 году.