Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
« Приучать дитя вникать в душевное состояние
других людей, ставить себя на место обиженного и
чувствовать,- значит дать ребенку всю
умственную возможность быть всегда
справедливым». К. Д. Ушинский.
Последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания; растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
И на фоне этих прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выгодский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство, может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Наблюдая за общением детей, их поведением, я поняла, что проблемазаключается в отсутствии целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы, а также недостаточном рассмотрении этого вопроса в психолого-педагогической литературе.
Замыкаясь на компьютерах, телевизорах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, в связи с этим работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Основной перспективной целью для меня является: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития личности, эмоционального комфорта.
Объект - педагогический процесс развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет- реализация системы занятий, игр, упражнений и психологических этюдов направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Для решения данной темы , мною были определены следующие задачи:
1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно самому и окружающим.
Методологической основой моей работы являются теоретические концепции формирование эмоциональной сферы дошкольника: К. Изард о классификации эмоций, А.В. Запорожец о формировании эмоционального развития. А.Н.Леонтьев об особенностях типов темперамента.
Практической значимостью моей работы является разработка системы занятий, комплекса игр, упражнений и цикла психологических этюдов, которые могут быть практическим пособием в работе воспитателя.
Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую программы:
«Я, ты, мы» под редакцией О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркина;
«Давай познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника» И. А. Пазухина.
Система работы в рамках педагогической концепции включает в себя следующие направления: комплекс занятий, комплекс игр и упражнений, цикл психологических этюдов.
В основу системы работы легли следующие принципы: развития, взаимодействия, психологической комфортности, формирования деятельности, природособразности воспитания, здоровьесберегающий принцип.
Новизна педагогической концепции моей работы, заключается в разработке системы данных мероприятий,
напрвленных, на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Разработанная мною система предполагает использование следующих инновационных методов:
- методы повышения познавательной активности (моделирование, элементарный и казуальный анализ, т.е. причинные связи) ;
- методы повышения эмоциональной активности (игровые, воображаемые ситуации, сюрпризные моменты);
- методы обучения и развития творчества (проблемные ситуации и вопросы) при взаимодействии с традиционными методами.
Рассмотрим структуру занятия.
Продолжительность занятий 25-30 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.
Начало занятия – это введение в тему, создание эмоционального настроя. Для этого я использую: ритуалы начала занятия, (например тема: «Развеселите царевну Несмеяну», ритуал начала занятия «Вход в сказку» (т.е. дети идут по группе преодолевая препятствия, отгоняют комаров, проползают под упавшим деревом, помогая друг другу и т.д.), а также сюрпризные моменты, иллюстрации, различные жизненные ситуации.
В основной части занятия проводятся:
- этюдный тренаж («Зеркальный танец» , «Вкусные конфеты»);
- игры (« Свеча», «Разноцветный букет»);
- упражнения (Изобрази состояние», «Удержи позу»;
- психогимнастика «Цветочек», «Лучики»;
- релаксация («Насос и мячи», «Ленивые зверята»);
- чтение художественных произведений;
- инсценировка художественных произведений, жизненных ситуаций;
- ролевые диалоги: «Помогаем бабушке»;
- проблемные педагогические ситуации, помогающие ребёнку осознавать зависимость людей друг от друга, на жизненных примерах показывая, как легко возникают конфликтные ситуации среди людей, какие эмоции испытывают люди. ( «Не дам тебе свою игрушку», «Я сломал чужую игрушку)
Очень часто ситуации предлагают сами ребята после беседы. После знакомства каждой эмоции мы знакомимся с пиктограммами, символизирующие эти эмоции, учимся определять эмоции по пиктограммам.
В заключительной части занятия использую ритуалы выхода из сказки, включаю беседы, психологические этюды, во время которых дети сопоставляют различные эмоциональные состояния, воспроизводят отдельные черты характера персонажа.
В конце занятия использую продуктивные виды деятельности: аппликация и рисование эмоций, творческие задания типа « Передай своё настроение» и т.д. Так же дети по картинкам определяют эмоциональное состояние героя и изображают своё состояние с помощью пиктограмм выбора цвета.
Опираясь на программу О.Л.Князевой, я разработала комплекс игр и упражнений, цикл психологических этюдов, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Которые, использую в свободной деятельности, в режимных моментах (например: игровые имитационные упражнения «Добрый - злой, весёлый - грустный», цель которого расслабить мышцы лица, упражнения на развитие мимических и пантомимических движений ( например: «Зеркало», «Фотография» и т. д.) и театрализованной деятельности, которая особо позволяет развивать эмоциональную сферу ребёнка. Ребёнок опосредованно от лица какого – либо персонажа , преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость, «открывает для себя новый увлекательный мир», познаёт мир не только умом, но и сердцем, приобщается к духовным ценностям.
И конечно для решения поставленных задач, я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитии и воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.
По развитию эмоциональной сферы дошкольника я использую разнообразные формы работы с семьёй:
- анкетирование, « Какие мы родители?»,
- индивидуальные беседы по текущим проблемам,
- консультации « в мире детских эмоций»
- привлечение к выполнению наглядного материала (создание пиктограмм с изображением эмоций,) и т.д.
- оформление папок- передвижек на разные актуальные темы: « Эмоциональное состояние ребёнка зависит только от вас»,
- проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»
- дни открытых дверей,
- оформление групповых фотовыставок.
В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей я добилась позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%), с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено.
Следовательно, специально организованные в системе занятия, игры и упражнения, психологические этюды оказывают эффективное влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка и подготавливает к последующему обучению в школе.
В дальнейшем я планирую использовать в работе образовательную программу «Познай себя» под редакцией Г.Г. Давыдова, В.К. Корепанова, которая определяет новые пути познания ребёнком самого себя, своей сущности и своего внутреннего мира.
Автор: Вакуленко Людмила Бахтияровна , воспитатель МАДОУ Голышмановский Центр развития ребёнка - детский сад № 3 «Вишенка»
Материал был обобщен на районном конкурсе «Воспитатель года» в 2012 году.