- Воспитание звуковой культуры речи.
- Буклет. Артикуляционная гимнастика.
- Мой ребенок зачислен в логопункт.
- Роль родителей в развитии речи детей
- Практические рекомендации по развитию лексико-граматического строя
Почему дети плохо говорят?
Каждому родителю хочется, чтобы его любимый ребенок говорил правильно четко, красиво! Однако, в последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с дефектами речи резко увеличилось. Как вовремя распознать проблемы, связанные с речью и справиться с ними?
Так с чем же связано, что дети стали хуже говорить?
Причин великое множество: это и экология, которая с годами лучше не становится, это и осложнения во время беременности, так как кора головного мозга формируется в первом триместре, проблемы в родах, послеродовом периоде. Но мы будем говорить только о том, что зависит от нас, родителей.
Часто от родителей, которые устраивают малыша в детский сад (а это 2-3 года), можно услышать: «У нас все хорошо, вот только мы не разговариваем! Ну ничего, научимся!» Эта фраза вызывает у специалистов недоумение, потому что развитие речи зависит от многих факторов. Это и развитие органов чувств: зрения, слуха и зрелость коры головного мозга, и психофизическое здоровье: состояние памяти, внимания, мышления, речевая среда: разговаривают ли с ребенком, занимаются ли с ним.
Очень часто родители замечают что ребенок молчит, или после года общается только при помощи отдельных звуков, но надеются: «Ничего, сам заговорит, вот услышит, как другие дети разговаривают...»
Конечно, заговорит, но как? Насколько чиста, свободна и правильна будет эта речь? Вот здесь все зависит от вас, дорогие папы и мамы.
Во- первых, надо знать возрастные нормы развития речи. Не для того, чтобы сравнивать своего ребенка с другими. Этого как раз нельзя делать ни в коем случае. А для того, чтобы вовремя обратиться к специалисту. Один нюанс: часто родители обращаются к специалисту как раз вовремя. Например, в полтора-два года. Им говорят: пока рано, приходите в 4 года. А в 4 года- дефект уже устоялся, и справиться с ним гораздо сложнее. Поэтому найдите специалиста, который будет заниматься с малышом, и сами занимайтесь дома. Как это сделать, узнаем из нашего сюжета.
Помочь ребенку совладать с непослушными звуками и не бояться сделать ошибку — задача нелегкая, но выполнимая. По словам дефектологов, чем раньше выявить проблему, тем проще ее устранить. И сделать это надо до трех лет, пока идет активное развитие коры головного мозга, и пока тот или иной дефект не укоренился. Здесь вам поможет знание возрастных норм становлении речи.
Лечение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом способны давать поразительные результаты. Надо лишь набраться терпения и выполнять все домашние задания, которые дает специалист.
Развитию мелкой моторики рук специалисты уделяют особое внимание. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Массаж лица стимулирует ленивые артикуляционные мышцы, и тогда даже самые сложные звуки даются легко. Но все же главное- это ваше общение с малышом, ваш личный пример.
«Во-первых, когда говорите ребенку что-то, нужно, чтобы он видел ваше лицо... и обязательно все действия озвучивать».
Грамотный специалист порекомендует вам, прежде всего, заниматься общим развитием малыша. Произносить с ним отдельные слоги и простые слова. И ежедневно делать несложную гимнастику. И тогда успех обеспечен.
Итак, подведем итоги нашей рубрики. Во-первых, помним, что нет неразрешимых проблем. Если есть подозрение на проблему, обращаемся к специалисту и терпеливо и последовательно устраняем ее. Каждый день пополняем словарь малыша новыми существительными и глаголами: «Сашенька, это- мячик. Саша бросает мячик, опа! Молодец!» Озвучиваем наши действия. Не сюсюкаем, произносим все четко. Читаем или прослушиваем детские сказки и песенки. Не забываем о массаже рук и лица. Зубной щеткой с мягким ворсом массируем язык, внутреннюю поверхность щек. И не гонитесь за быстрым результатом, ради того, чтобы похвалиться на детской площадке. Цените то, что есть, и ребенок благодарно откликнется на вашу заботу и терпение.