Воспитание звуковой культуры речи.
В настоящее время проблема речевого развития является одной из наиболее важных в дошкольном образовании требующих решения. По данным статистики 25% - 4-летних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии, хотя в середине 70-х годов дефекты речи наблюдались только у 4% детей того же возраста. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей в тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше: этому дню предшествуют недели и месяцы, в течении, которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое небо приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.
Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом в овладении звуковой культурой речи и речью в целом. В этот период происходит интенсивное развитие головного мозга, слуха, органов речи. Уже в первые месяцы жизни младенец, слыша речь окружающих, различные неречевые звуки, начинает отыскивать взглядом источник звучания, а затем поворачивает голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым. Одновременно с развитием слуха у ребенка проявляются голосовые реакции: он издает разнообразные звуки, звукосочетания и слоги. В первые три месяца подготовительная работа к овладению звуковой стороной речи сводится к развитию у него зрения и слуха.
В возрасте от одного года до двух лет у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь.
В период от двух до трех лет дети обладают огромными возможностями усвоения звуковой стороны речи. К концу этого возрастного этапа дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных (л), (р). В этот период совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению. Они все чаще пользуются словами со сложной слоговой структурой (состоящими из трех и более слогов), хотя при этом еще не могут правильно произнести все звуки в слове в соответствующей последовательности(бегемот – бебенот, гегенот). Поэтому основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произнесению слов.
На четвертом году жизни работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнить и закрепить с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их не правильного произношения. В этот период необходимо продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Воспитание звуковой культуры речи в средней группе проводится с учетом тех навыков, которые были получены в младших группах. На данном возрастном этапе мы учим детей правильному и четкому произношению всех звуков родного языка (уделяя внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам (л), (р)); отчетливо произносить слова и фразы, пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, совершенствовать работу артикуляционного и голосового аппаратов.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших рассказов, сказок, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно строить предложения. Но каждое устное высказывание должно быть не только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным в звуковом отношении (отчетливым, внятным, достаточно громким, не слишком быстрым, интонационно выразительным). Это является условием полноценного общения, общей речевой культуры. Воспитание звуковой стороны речи у детей шестого года жизни. Воспитание звуковой стороны речи у детей шестого года жизни является непосредственным продолжением той работы, которая проводилась на предшествующим возрастных этапах. В этом возрасте еще не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других неправильное их формирование, например, горловое (р), или боковое (ш). Некоторые дети этого возраста не всегда четко дифференцируют на слух и в произношении отдельные группы звуков, например, свистящие и шипящие, реже звуки (л), (р). Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например, свистящими и шипящими (например, Шла Саша по шоссе – Шла Шаша по шоссе.) Ясность, внятность речи зависит от скорости высказывания. У детей, говорящих быстро, речь, как правило, менее отчетлива (они не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, а иногда и проглатывают даже слова). Это может быть связано с дефектами в строении речевых органов, неподвижностью мышц артикуляционного аппарата. Поэтому на данном возрастном этапе необходимо укреплять артикуляционный аппарат, упражнять в правильном произношении звуков, в четком и ясном произношении слов, учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению
правильно использовать различную громкость голоса, темп речи.
К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита, достаточно хорошо. Они, верно, произносят все звуки родного языка, достаточно четко – слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения, изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи, правильно пользуются интонационными средствами выразительности. При правильном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети могут выделять определенные звуки в словах, подбирать слова на названный звук и т.д. Возможные недочеты произносительной стороны речи в этом возрасте выражаются в том, что некоторые дети недостаточно четко дифференцируют некоторые звуки, невнятно произносят слова, не всегда регулируют громкость голоса, темп речи, не умеют правильно пользоваться интонацией. Иногда в подготовительную группу поступают дети с дефектами в речи, неясно произносящие слова, что связано с вялой артикуляцией, и разнообразными дефектами речи.
Т.о. можно сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе мы совершенствуем звуковую культуру речи ребенка, усложняя ее. И если выпустить изначально какое-либо звено, то распадется вся цепочка. Вот поэтому, актуальной становится проблема профилактики речевых нарушений у детей с раннего возраста.