Формирование познавательной активности через использование в образовательном процессе проектного метода Паутинка

Проектный метод Паутинка.

МАСТЕР - КЛАСС

Тема: «Формирование познавательной активности дошкольника через использование проектного метода «Паутинка».

Ведущий мастер – класса: Вакуленко Людмила Бахтияровна – воспитатель первой

квалификационной категории.

Стаж работы:  6лет

 

Образование:  высшее

 

Цели: повышение профессиональной компетентности педагогов.

 

Задачи: 

  • Раскрыть значимость проектного метода «Паутинка», для формированиия познавательной активности дошкольника.
  • Познакомить с опытом  своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход работы :

 Я предлагаю сейчас всем нам на минутку задуматься и ответить на вопрос выбора. Если вам предоставилась возможность выбора между «легко- трудно» и «интересно-неинтересно». Между каими парами вы бы сделали свой выбор. ( пары: «легко-трудно», «интерсно – неинтересно»)

- Уважаемые коллеги, Ваш выбор? Почему? Сасибо.

- У каждого из вас, уважаемые коллеги, наверняка есть своё понимание, по какому пути вместе со мной мы сегодня пойдём по  мастер - классу. Я считаю, что любая деятельность должна быть интересной,  только тогда она преобретает личностный смысл, эмоциональную окраску, формируется познавательный интерес.

он есть всегда  А если деятельность не интересна, то и психологи убеждают нас в том, что она по большому счёту  бесполезна.

- Те из вас, кто выбрали для себя шкалу «легко и трудно», пошли по тому пути, по которому чаще всего идут наши дети, и тогда я им говорю так: «Тот, кто ищет трудость, тот находит мудрость!».

Уважаемые коллеги я хочу познакомить вас с технологией проектного метода «Паутинка», которая способствует развитию познавательной активности у дошкольников.

Проектный метод «Паутинка»  состоит из пяти этапов,

Я предлагаю рассмотреть его на примере темы: «Зимующие птицы»

первый этап – выбор темы –

Тема заранее запланирована педагогом (иногда она может быть инициирована самими детьми в процессе реализации какой-нибудь темы), тема соответствует программному содержанию, педагог заранее намечает задачи по всем образовательным областям, фиксирует предполагаемые проекты.

 

Раздаточный материал программное содержание.

 Второй этап: Актуализация имеющихся знаний по теме.

Данный этап реализуется с помощью модели  «Трёх вопросов». Педагог задает детям три вопроса по теме:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

 

фиксирует ответы детей  на листе бумаге, записывая под каждым высказыванием имя ребёнка,  и вывешивает для родителей в приёмную. Прочитав его, родители имеют представления: о изучаемой теме недели; осведомленности своего ребенка по данной теме, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

Данный этап можно провести с помощью игры «Паутинка».

Давайте с вами поиграем.

Что мы знаем о зимующих птицах?

Что мы  хотим узнать о зимующих птицах?

Что нужно сделать, чтобы узнать о зимующих птицах?

 

 

 

 

 

 

Третий этап - Работа в центрах активности.

Всё пространство группы поделено на центры активности, количество и направленность которых зависит от изучаемой темы,  возрастной группы и запросов воспитанников.

При изучении темы недели «Зимующие птицы» активными были следующие центры

Раздаточный материал системная «паутинка»

  •  Страна творчества
  • Страна чтения
  • Страна сюжетно – ролевых игр
  • Страна конструирования
  • Страна быстроты и ловкости
  • Страна грамотности
  • Страна исследования

Приложение 2 системная паутинка

Я вас приглашаю в страну грамотности,  где мы посмотрим видеосюжет о птицах зимой.

Какие птицы остаются у нас? (те которые могут прокормиться зимой).

Где питаются голуби? (на помойках)

Чем питаются снегири (семенами растений)

Чем питаются синицы? Что они могут найти на балконах? (сало, крошки хлеба?)

А чем мы можем помочь птицам зимой?     (Покормить птиц).

Сегодня я принесла вам новую сказку.

Я - ПОВЕЛИТЕЛЬ ПТИЦ.

Захочу — и птицы сами прилетят ко мне.

Захочу — прилетят голуби и воробьи. Захочу — синицы. Захочу — явятся гости севера — снегири и свиристели.

Вы догадались кто этот повелитель птиц? Как он повелевает птицами? Может он знает волшебные заклинания или у него есть волшебный посох?

Интересно… почитаем дальше.

Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила!

Вы догадались, о чем идет речь, что это за полочка?

Так и быть, я открою свой секрет. И к вам, стоит вам только захотеть, станут прилетать дикие птицы. Для этого надо на простую полочку насыпать простой крупы и простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё сразу же прилетят голуби и воробьи.

А если вы живёте у парка или в деревне, укрепите на полочке кусочек сала — к вам прилетят синицы!

Положите на полочку кисти рябины — прилетят снегири и свиристели.

Сделайте себе ВОЛШЕБНУЮ ПОЛОЧКУ. Каждый день станут прилетать к вам разные птицы.

Вы станете ДОБРЫМ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ!

Вы хотите стать добрым повелителем птиц, тогда я приглашаю вас в страну конструирования.

(Конструирование из бросового материала кормушек для птиц).

Для конструирования предлагаю различные материалы. Можно посмотреть видеосюжет, о том как дети мастерят кормушки. Можно привлечь родителей.

Даю детям знания о том, что множество птиц гибнет зимой из-за отсутствия корма. Холод птицам не страшен, а вот голодная птица морозную ночь не переживет. Только одна птичка из десяти доживает до весны. Давайте как Добрые повелители птиц и  их друзья попробуем им помочь, накормим птиц, приглашаю детей в центр исследования выбрать корм для птиц, предлагаю обсудить с товарищами по группе!

С помощью худ. слова показываю, что необходимо правильно кормить птиц.

 Тихо, тихо, что я слышу, птицы на кого-то жалуются, сорока  растрещалась, сейчас я вам все расскажу , что услышу.

В дидактических материалах есть произведение Николая Сладкова «Жалобы на сугробе».

«Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую — большую, бесплатную, с самообслуживанием! — устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.

Чечётки лапками на снегу наследили: «Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!»

Большая синица носом выстукала: «Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несолёное, у нас от солёного животы болят!»

Пухляк коготком нацарапал: «Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!»

Овсянка напрыгала: «Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!»

Снегирь хвостом начертил: «Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена? »

Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!»

Организую ситуативный разговор: обсуждаем с детьми, получилось ли у ребят угостить птиц кормом? Стали ли они Добрыми Повелителями Птиц и их друзьями или нет? Почему?

Разучиваем игру-инсценировку «Разговор с птицами зимой», где дети учатся подбирать корм для птиц.

Четвёртый этап – Презентация проектов.

Для того, чтобы дети научились представлять свой готовый продукт задаю наводящие вопросы.

Расскажите, что у вас получилось? Какие материалы вы использовали?

Для кого это кормушка? Чем будете кормить?

Представьте, пожалуйста, свои работы!

Далее призываю детей и их родителей провести акцию «Накормим птиц зимой». Во время размещения кормушек на участке, читаю стихотворение Яшина «Покормите птиц зимой».

Организуем наблюдение за птицами на прогулке, труд очищаем кормушки от снега, решаем речевые логические задачи (которые также имеются в дидактических материалах).

Т.О. Проектный метод «Паутинка» позволяет с успехом решать образовательные задачи , дели получают не оторванные представления о каком либо объекте, а целые системные, проживание недельных тем дает возможность хорошо закрепить материал используя все виды детской деятельности.  

Пятый этап - Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.  Мы опять возвращаемся к нашей таблице «Модель трёх вопросов». В ходе обсуждения выясняем, на все ли вопросы мы ответили, которые интересовали детей в самом начале нашей работы. И что нового они узнали, чему научились, и что им понравилось больше всего.

Системное использование проектного метода «Паутинка» в педагогическом процессе  позволяет значительно повысить познавательную активность. Способствует развитию творческого мышления, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Весь материал, стараюсь систематизировать по темам, накапливаю его в электронном виде. (демонстрация  папок).