Непосредственно образовательная деятельность. Старший дошкольный возраст.
Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Музыка».
Тема: «Что такое жизнь человека?»
ЦЕЛЬ: развитие личностного потенциала ребенка и его личностного
становления посредством преобразования действительности (в том числе и самого себя).
Образовательные задачи:
1. Продолжать знакомить с простой системой жизнедятельности.
2. Продолжать знакомить с особенностями каждого возраста.
Развивающие задачи:
1. Развитие понятийного мышления, опосредованного речевыми средствами.
Воспитательные задачи:
Продолжать знакомить с такими нравственными понятиями как: дружба, вежливость, забота.
Предварительная работа:
1. Беседа «Линия жизни в живой природе»
2. Беседа « Настоящие друзья»
3. Беседа « Вежливость»
4. Беседа «Профессии»
5. Домашнее задание: Вместе с родителями составить генеалогическое дерево своей семьи.
Материалы:
1. Альбом «Линия жизни человека»
2. Стихи «Бабушка», « Подружка».
3. Музыкальное сопровождение.
4. Дидактические игры : «Правила вежливости», « Когда я взрослым стану», «Мечтатели», «О чем думает человек?»
5. Карточки с изображением различных предметов.
Ход:
Воспитатель:
- Чем мы сегодня будем заниматься, вы мне сами сейчас скажите. (Воспитатель рисует человечка, сопровождая свои действия весёлой музыкой «Точка, точка, запятая…).
- Правильно, ребята, мы будем говорить о человеке. Сначала нам нужно собраться с мыслями, чтобы потом было интересно рассуждать.
ИГРА «О чем думает человек?»
Цель: формировать умение ставить себя в позицию другого человека.
На магнитной доске изображение фигуры человека, на голову которого воспитатель поочерёдно крепит разнообразные предметы. Дети должны определить, о чём думает человек, ассоциируя его мысль с данным предметом
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики - мы будем рассуждать о жизни человека. Почему наши стулья стоят именно кругом?
(Чтобы все наши рассуждения остались в кругу на протяжении всей нашей беседы, и дополняли друг друга)
- Я принесла для вас альбом, а на нем интересный рисунок. Что он означает? (Развитие человека с рождения и до старости)
- А у кого еще есть линия жизни? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом (проблемная не
репродуктивная беседа).
Вопросы для обсуждения:
- Кто изображен на самой первой странице? (Новорожденный) Почему его так назвали? (Ответы детей)Найдите на паласе предметы, относящиеся к этому возрасту.
- Как называют человека в этом возрасте? (Малыш) Почему их иногда называют ползунами? (Ответы детей). Найдите на паласе предметы, относящиеся к этому возрасту.
- А к какому периоду жизни относится ваш возраст? (Дошкольник) Почему вас так называют? (Ответы детей). Найдите на паласе предметы, относящиеся к этому возрасту.
- А кем вы станете потом? (Школьниками) И как долго вас будут так называть? (Ответы детей). Найдите на паласе предметы, относящиеся к этому возрасту.
- А после окончания школы вы кем станете? (Студентами)
Зачем нужно учиться в институте, техникуме, училище? (Ответы детей)
- Получите вы профессию и кем станете? (Ответы детей)
Это уже взрослые люди, такие как ваши мамы и папы, у них есть семьи, они зарабатывают деньги.
Дидактическая игра «Профессии»
Цель: Развитие ассоциативного мышления и речи. Необходимо распределить картинки с предметами по их назначению: представителю каждой профессии свои принадлежности.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды:
- команда «Мамы» и команда «Папы».
Мальчики выполняют дидактическое задание «Когда я взрослым стану» (Необходимо сложить иллюстрации стихотворения в правильном порядке, а затем рассказать его всей командой).
Девочки выполняют дидактическое задание «Правила вежливости». Необходимо выбрать иллюстрации, на которых изображены элементы правильного поведения детей и озвучить их всей командой).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, усаживайтесь на стульчики и продолжим рассматривать наш альбом.
-Как называют людей этого возраста? (Старик, пожилой человек, пенсионер) Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Мы с вами выстроили линию жизни человека от рождения до старости. Вы видите, как человек растет и изменяется. Каждый возраст имеет свои особенности.
ИГРА «Когда это бывает?»
Цель: Учить детей отвечать на поставленные вопросы,
обосновывая свои ответы.
• В каком возрасте человека называют «вечным двигателем»? Почему? (Ответы детей)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА Свободный танец по музыку«Вечный двигатель»
• В каком возрасте человек очень нуждается в помощи? (Ответы детей)
• В каком возрасте человек самый сильный и умелый? (Ответы детей)
• А когда человека называют мудрым? (Ответы детей)
Ребенок читает стихотворение «Расскажи мне, бабушка, о маме»
• В каком возрасте человек может дружить? Какие вы знаете правила дружбы? А пословицы о дружбе помните?
ИГРА «Человек к человеку»(Социоигровые подходы Е.Е.Шулешко)
Цель: Сплочение детского коллектива.
Воспитатель:
- Вы молодцы, все хорошо рассказали, а вот одна страница моего альбома осталась пустой. Что здесь, как вы думаете? Подскажу вам: что остаётся после того, когда человека уже нет на этом свете? (Память)
Воспитатель с детьми рассматривает домашние задания «Генеалогические древа семей». Дети, выполнившие задание, представляют свои семьи (два –три ребёнка).Остальным детям предлагается разместить свои «семейные деревья» в уголке художественно-речевой деятельности и рассказать о них всем, кто к ним обратится.
Воспитатель:
ИГРА «В каком возрасте я хочу быть»
Цель: Учить не бояться возраста, уважать каждую ступень человеческого взросления.
Воспитатель:
- Каждый возраст наступает в свой срок и хорош по-своему. Человек должен жить с радостью в каждом периоде жизни.
Ребята, у меня для вас есть пожелание:
Расти, малыш, не торопи года,
Ведь каждый миг тебе отпущен богом.
Пусть он не повторится - не беда.
Ты счастлив будь у матери под боком
Пока сейчас, а дальше жизнь рассудит.
Расти, малыш, люби весь мир,
Тогда любой в нем счастлив будет!