Музыкальное путешествие во времени.
Проходит время, сменяются исторические эпохи, поколения людей, изменяется и культурное наследие народа. Кому, как ни нашим детям, хранить и передавать человеческие ценности. Расширять представления детей о родном крае, знакомить с историческим и культурным наследием региона, в котором живут дети, формировать патриотические чувства помогает и музейная педагогика. Творчески организованная обстановка музея позволяет быстрее донести необходимую информацию, сделать процесс приобщения дошкольников к основным компонентам человеческой и музыкальной культуры более доступным.
Дети подготовительной группы детского сада «Вишенка» побывали в Голышмановском краеведческом музее на выставке под названием «Кружатся диски» и прикоснулись рукой к истории. Ребенка 6-7 лет отличает активный интерес к новой информации и фактам. И каково же было удивительно рассмотреть и даже потрогать звуковоспроизводящие устройства разных эпох. Словно используя машину времени, дети перенеслись в 19 век, где их ждал старый, словно с морщинами, граммофон.
(Фото 1).
Когда-то он служил деревенской учительнице, и она с удовольствием слушала его хрипловатый голос. Рядом отдыхали братья – патефоны.
(Фото 2).
Они были разных форм и размеров, а с ними и их верные спутницы – пластинки. Теперь, наверно, уже никто и не помнит, в чьих семьях они жили, кто именно грустил или веселился под их негромкие мелодии. Возможно, их звучанием наслаждались солдаты в минуты передышки между боями в Великой Отечественной войне.
А вот на столе, накрытом льняной скатертью, пристроилась громоздкая и неуклюжая радиола, под нее, возможно, танцевали прабабушки современных дошкольников. Удивил детей проигрыватель середины 20 века, огромный катушечный магнитофон со звуковой пленкой, и магнитофон - фонарь. Как не похожи они на современную музыкальную аппаратуру!
Сравнение, анализ и оценка нового знания проходили у детей на уровне образов с опорой на собственный опыт, поэтому так важно для дошкольников было самим прикоснуться к ручке патефона, завести этот старый аппарат, увидеть, как крутится, местами поцарапанная от времени, пластинка.
(Фото 3).
А поставив своей рукой головку с иголкой, услышать пение человека, живущего несколько веков тому назад. Знакомя детей со свидетельствами прошлых лет, мы тем самым помогаем им усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. И даже обычная танцевальная музыка дает отпечаток той эпохи, в которой была написана. Учитывая прикладной характер музейной педагогики, данная встреча способствовала развитию интеллектуальных, физико-моторных и эмоциональных качеств личности каждого ребенка, дети смогли приблизиться к культурному наследию нашего народа. Дошкольники получили и элементарные представления о текучести, периодичности времени. А послушанная музыка помогла обогатить музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик. Встреча в музее закончилась импровизированными танцами под звуки старого патефона.
(Фото 4).
Бодрикова И.В., музыкальный руководитель
МА ДОУ Голышмановский ЦРР детский сад № 3 «Вишенка»