Анализ методической работы

 

 Анализ состояния и эффективности методической работы  за 2014-2015 учебный год

МАОУ «Среднечирковская СОШ»

 

В нашей школе задача методической работы – это создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива, создание таких условий, в которых бы и учитель, и педагогический коллектив в целом, просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри учителя – это категория нравственная, требующая развития его самосознания и постоянного профессионального роста. Среди основных слагаемых успешного осуществления процесса развития школы следует отметить готовность педагогов МАОУ «Среднечирковская СОШ»  к осуществлению преобразований, уровень их профессиональных компетенций, умение работать творчески, мобильно, в инновационном режиме.

МАОУ «Среднечирковская СОШ» укомплектована педагогическими кадрами: процесс обучения ведется по всем предметам учебного плана. Большинство педагогов – это грамотные профессионалы, имеющие квалификационные категории, 25% педагогов  составляют молодые специалисты.

Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.

Деятельность администрации школы была направлена на поиск эффективных методов  стимулирования  деятельности педагогических работников школы во всех направлениях деятельности школы, соответствующих стратегии его развития. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

Методическая работа в 2014-2015 учебном году была направлена на выполнение ранее поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс,  осуществлялась по следующим направлениям:

 

  1. Работа педагогического коллектива школы над методической темой  

  

            Решением педагогического совета методическая работа в 2014-2015 уч. г.  организована в рамках методической темы школы, выбор которой был обусловлен актуальными для школы проблемами и образовательными запросами педагогов школы, выявленными в результате диагностики профессиональных затруднений: «Создание условий для успешности образовательного процесса при переходе школы  на  образовательные стандарты нового поколения основного общего образования».

Цель: Создание условий для  достижения соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.

 

Задачи:

1.Освоение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения.

2.Обеспечение готовности всех участников образовательного процесса к независимой оценке и экспертизе качества  на всех ступенях обучения.

3.Создание системы мониторинга развития каждого ребенка с учетом личностного подхода к обучению и воспитанию.

4.Систематизация  диагностики развития учащихся социально - психологической службой школы с целью индивидуализации образования и психологической поддержки различных контингентов детей и успешной сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.

5.Совершенствование научно-исследовательской деятельности с учащимися.

 

 

 

 

Локальные нормативные акты

Методическая работа осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой. В МАОУ «Среднечирковская СОШ»  её регламентируют следующие локальные акты школы:

  • Положение о педагогическом совете    
  • Положение о методическом совете
  • Положение о ШМО 
  • Положение о научном обществе учащихся
  • а также годовые планы методической работы, ежегодный анализ их выполнения.

 

Содержание деятельности методической службы формируется на основе следующих источников:

- законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования Российской Федерации и региона, определяющих цели и задачи всей методической работы;

- психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;

- инноваций, нововведений, новшеств, во всей полноте раскрывающих содержание методической работы;

- диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса, уровня развития учащихся школы, помогающих определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической деятельности и самообразования педагогов;

- использования информации о массовом и передовом опыте методической службы;

- максимально творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы.

 

Модель методической службы. При формировании структуры  методической работы коллектив школы руководствовался следующей системой оснований:

  • задачами, стоящими перед школой, учителями;
  • уровнем учебно-воспитательного процесса;
  • состоянием учебно-материальной базы;
  • накопленным позитивным и негативным опытом работы.

Действующая модель методической службы МАОУ «Среднечирковская СОШ» решает задачи организации целенаправленной деятельности педагогического коллектива по переводу педагогических процессов и школы в целом в новое, более высокое качественное состояние, стимулирующее развитие личности учителя и ученика.

 

Приоритетные направления методической работы:

  • организация работы по проблеме школы;
  • организация работы по единой методической теме;
  • создание условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя;
  • осуществление управления образовательным процессом в школе в соответствии с современными требованиями;
  • информационное обеспечение образовательного процесса;
  • организация внеклассной работы по учебным предметам;
  • обеспечение диагностики и мониторинга хода образовательного процесса.

            В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;

- работа методического совета – коллективная методическая деятельность творческой группы учителей;

- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;

- работа с молодыми специалистами - консультативно-информационная деятельность;

-диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая диагностика;

- обновление оснащённости кабинетов школы.

            В текущем учебном году методическая работа в ОУ была направлена на создание условий для совершенствования профессионализма и педагогического мастерства педагогов с целью обеспечения перехода образовательного процесса на ФГОС НОО И ООО.

            Для решения главной цели были созданы следующие условия:

-         создание и утверждение структуры методической службы школы;

-         наличие у всех ШМО  чётких  планов работы, вытекающих из общешкольного плана;

-         ведение мониторинга в основе ВШК – как  одного  из условий эффективности работы школы;

-         обеспечение прохождения повышения квалификации в  очной и заочной  форме;

-         организация  обмена  опытом работы через РМО, ОЕМД, ШЕМД;

-          обеспечение сохранности здоровья и здорового образа жизни;

-          улучшение материально-технической базы кабинетов.

 

Анализ методической работы по направлениям деятельности

 

1. Проведение педсоветов

            Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.

В 2014/2015 учебном году были проведены заседания педсоветов со следующей тематикой:

  1. Анализ работы школы в 2013-2014 учебном году. Перспективы развития ОУ в 2014-2015учебном году. Подготовка к введению ФГОС ООО.
  2. Успешный учитель – успешный ученик. Причины невысокого  качества знаний в школе и  пути их устранения.
  3. Об эффективности совместной работы учителей и родителей
  4. Об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Об окончании учебного процесса и переводе учащихся.
  6. Об итогах аттестации учащихся 9 класса.

Содержание педсоветов включало в себя изучение лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности по проблеме школы, аналитический материал всех образовательных областей, анализ применения педагогами имеющейся в школе  компьютерной техники в учебном процессе, анализ использования учителями в практической деятельности современных педагогических технологий, обсуждение проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации ФГОС. Помимо аналитических материалов, включающих в себя результаты контроля по направлениям деятельности школы, вынесенным в тематику педсоветов, основной акцент был сделан на развитие творческой инициативы педагогов в решении актуальных задач и проблем, стоящих перед школой  и определении перспектив роста педагогического  и ученического коллективов. Решения педсовета в большинстве своем носили конкретный характер, соответствовали выводам и предложениям, содержащимся в выступлениях по обсуждаемым вопросам, определялись сроки и ответственные за исполнение решений.

 

Выводы: Вопросы методической работы постоянно выносятся на педагогический совет, где принимаются решения, связанные, в том числе с организацией работы над единой методической темой, внедрением в практику достижений психолого-педагогической науки и передового опыта. На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса, заслушиваются выступления учителей с материалами из опыта работы. В школе сложилась система отбора проблем для изучения и подготовки педсоветов, учитывающая приоритетные направления деятельности педагогического коллектива и социального заказа.

Рекомендации: в новом учебном году необходимо активнее использовать нестандартные, новые формы проведения педсоветов, усилить их аналитический характер.

2.Работа методического совета школы

Функции методического совета:

  • реализует задачи методической работы, поставленные Программой развития школы и скорректированные на конкретный учебный год;
  • направляет работу ШМО учителей-предметников;
  • готовит и проводит внутришкольные семинары, педсоветы, месячники, ЕМД;
  • анализирует и планирует формы работы с одаренными учащимися;
  • содействует подготовке учителей к участию в конкурсах педагогического мастерства

Было проведено 6 заседаний МС, на которых рассматривались следующие вопросы:

1. Анализ деятельности МС за 2013 – 2014 год, целеполагание на 2014-15. Задачи МР. Уточнение списков повышения квалификации. Защита планов работы ШМО.

2. Рассмотрение рабочих программ учителей по предметам, программ элективных и предметных курсов по выбору.

3. Организация школьных предметных олимпиад и подготовка к районным.

4. Результативность методической работы школы за первое полугодие. Итоги районных предметных олимпиад.

5. Мониторинг успешности педагогов, продолжение работы с  информационным банком учителей.

6. Расширенное заседание. Творческий отчёт  ШМО о результатах инновационной деятельности в рамках внедрения ФГОС.

7.  Составление плана работы МС на следующий учебный год, анализ работы за год. Анализ срезов знаний, переводных работ.

 

Выводы: Вся деятельность методического совета способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества образовательного процесса. Следует отметить разнообразные формы проведения МС, важность рассматриваемых вопросов, включение в работу МС творчески работающих педагогов. План работы методического совета на 2014-2015 учебный год выполнен.

 

Рекомендации:

  1. Обеспечить работу обучающих, практических семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, педагогических чтений в целях непрерывного процесса повышения квалификации педагогов, их профессиональной компетенции,   внедрения ФГОС НОО и  подготовки к  введению  ФГОС ООО.
  2. Совершенствовать работу  по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ОГЭ по базовым дисциплинам учебного плана, своевременно обсуждать проблемные вопросы подготовки учащихся к сдаче ГИА, результаты пробных экзаменов, вопросы психологической подготовки учащихся к экзаменам.
  3. Обеспечить  психолого-педагогическое сопровождение   детей ОВЗ. 
  4. На заседаниях МС заслушивать  промежуточные результаты.
  5. Создать максимально благоприятные условия для творческой самореализации личности, раскрытию интеллектуальных способностей учащихся посредством вовлечения их в различные конкурсы и  научно-исследовательские виды деятельности.

 

3. Работа школьных методических объединений

 

            Главными звеньями в структуре методической службы школы являются ШМО. В школе сформировано 3 МО,  каждый из которых работает над своей методической темой, связанной с темой школы. В своей деятельности ШМО ориентируются на организацию методической помощи учителю.

             Методические темы предметных ШМО:

ШМО естественно-математического цикла: «Современный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС» 

ШМО гуманитарного цикла: «Организация условий для формирования коммуникативных (речеведческих) компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла в условиях внедрения ФГОС» ШМО классных руководителей: «Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

На заседаниях ШМО обсуждались следующие вопросы:

1. Утверждение плана работы и программ по учебному предмету, предметным и элективным курсам.

2. Защита индивидуального проекта  учителя по теме саморазвития.

3. Учебное исследование и проектирование.

4. Формирование метапредметных результатов в урочной и внеурочной деятельности

5. Анализ репетиционных и пробных экзаменов

6. Итоги адаптации учащихся 1,5,10 классов

7. Анализ введения ФГОС.

8. О согласовании аттестационных промежуточных материалов.

9. Деятельностный подход в преподавании, формирование УУД.

           Работа всех ШМО  была нацелена на введение новых Стандартов образования. В рамках единого методической недели проведён фестиваль уроков: «Формы и методы успешного обучения на современном уроке», где педагоги  представили опыт работы внеурочными формами учебной деятельности: педагогическая  мастерская, мини-проект, заочная экспедиция, конференция.  Серьёзное внимание было уделено подготовке к ОГЭ: соответственно был составлен план работы учителями-предметниками, МС, работы школы, на уроках много внимания уделялось тестам различного характера, задания «С» прорабатывалась на консультациях, индивидуальных занятиях. Проводились контрольные работы по линии администрации, муниципальные, региональные; анализировались результаты контрольных работ, мониторинга качества знаний по математике и русскому языку.

            Силами учителей ШМО и администрации проводилась стартовая, промежуточная и итоговая  диагностика знаний и умений обучающихся.

Все   методические   объединения   работали   удовлетворительно,  каждым   из   них проведено   3-5   заседаний,  на   которых   рассматривались   как   теоретические вопросы, так   и   практические, связанные   с   темой   школы, с   практикой   обучения и  воспитания  школьников.

 Традиционными видами работы ШМО являются предметные недели, интеллектуальные игры.

Согласно плану методической работы в течение учебного года согласно графику были  проведены предметные тематические недели:

Неделя истории

ноябрь

Неделя русского языка и литературы

декабрь

Предметная неделя в начальных классах

март

Неделя химии, биологии, географии

апрель

Неделя ОБЖ и физической культуры

февраль

Вместе с тем нужно отметить, что который год не проводятся недели технологии, ИЗО.

Выводы:  Методическая тема школы и вытекающие из нее темы ШМО  соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами школы; заседания тщательно подготовлены и продуманы;  выступления и выводы основывались на  анализе, практических результатах, позволяющих сделать методические обобщения. На заседаниях ШМО рассматривались  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья учащихся. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры  по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы ШМО проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.  Успешно проводился стартовый, рубежный и итоговый контроль по русскому языку и математике.   Обозначились проблемы: неумение некоторыми учителями-предметниками делать глубокий самоанализ урока,   анализ своей педагогической деятельности за год; предметные недели были проведены не всеми МО.

 

Рекомендации:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
  2. Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.
  3. Разнообразить формы проведения заседаний  ШМО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы). 
  4. Провести конкурс «Лучший самоанализ педагогической деятельности учителя за год».
  5. Всем руководителям ШМО в следующем учебном году спланировать и провести предметные недели.

4.Методическая работа по повышению профессионального мастерства педагогов

            Были выбраны различные формы для повышения профессионального мастерства педагогов: семинары, методическая учеба, методические совещания, открытые уроки и внеурочные занятия, мастер-классы, обмен опытом работы,   индивидуальные беседы по организации и проведению уроков.

       На базе школы прошёл окружной единый методический день  по теме «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования», школьные единые методические дни, по теме «Формирование метапредметных результатов учащихся в урочной и внеурочной деятельности»,  «Интерактивные средства обучения при формировании УУД», «Исследовательская и проектная деятельность на уроках ИЗО и МХК», где аттестующиеся учителя представляли опыт своей работы.

             

Работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта

 

Банк инноваций, внедренных в практику других школ

№ п/п

ФИО педагога, должность

ОУ

Инновации, внедренные в практику

(тема, форма)

ОУ, в которое внедряется инновация

1.

Смирнова И.Н.

МАОУ «Среднечирковская СОШ»

ЕМД «Межпредметные связи в обучении и воспитании»

МАОУ «Среднечирковская СОШ»

ОЕМД «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования»

педагоги МАОУ «Земляновская СОШ», «Ражевская СОШ», «Медведевская СОШ»

ЕМД «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании в условиях ФГОС»

МАОУ «Среднечирковская СОШ»

2.

Ермачкова Т.В.

ЕМД «Воспитание и социализация. Организация внеурочной деятельности»

3.

Смирнова М.В.

ЕМД «Мониторинг сформированности УУД и организация контрольно-оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»

ОЕМД «Духовно-нравственное воспитание учащихся в начальной школе и детском саду»

педагоги МАОУ «Земляновская СОШ», «Ражевская СОШ», «Медведевская СОШ»

4.

Семёнова В.Р.

ОЕМД «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла»

5.

Даутова З.Ж.

ОЕМД «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках естественно-математического цикла»

 

РМО учителей физики «Решение задач по физике»

Педагоги-физики района

 

Банк данных инновационного опыта педагогов

№ п/п

ФИО педагога, должность

ОУ

Какой инновационный опыт имеется (исследовательский проект, технологии и др. с указанием темы)

Где выявлено

Где распространено

1.

Теричева М.Н.

МАОУ «Среднечирковская СОШ»

Проект «Иоан Придтеча»

2015г.

Районный конкурс поддержки молодежных инициатив

Школы района, сельские

поселения

2.

Новожилова Л.А.

Проект «Тайна королевской игры»

2015г.

3.

Смирнова И.Н.

«Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения»

Семинар

МАОУ «Среднечир-ковская СОШ»

«Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя»

Методсовет

4.

Семёнова В.Р.

«Инновационное обучение в школе - системно-деятельностный подход»

Педсовет

5.

Даутова З.Ж.

«Управление повышением уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителей в условиях введения ФГОС в основной школе»

Педсовет

 

            Выступления педагогов с обобщением опыта, знакомство с методическими новинками, сообщения с РМО, базовых площадок служат обмену опытом и повышению педмастерства учителя.

 

Вывод: В результате повышения квалификации учителей по темам саморазвития, проведения тематических семинаров  повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования (и в теории, и на практике), постигался опыт по введению ФГОС в образовательный процесс начальной и основной школы.

Проведение открытых уроков

Открытые уроки проводились учителями в рамках школьных единых методических днях. Открытые уроки провело большинство учителей. Был проведён самоанализ и анализ уроков. При составлении планов открытых уроков использовались элементы разных современных технологий, презентации, межпредметные связи, богатый раздаточный и иллюстративный материал. У некоторых педагогов (Новожилова Л.А., Даутова З.Ж., Смирнова М.В., Теричева М.Н.) уроки методически построены правильно, уроки интересные, разнообразные, способствующие улучшению  восприятия материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта. Открытые уроки, данные учителями, были разработаны по технологической карте. 

Рекомендации: 1. Привлечь всех учителей к самоанализу собственной деятельности.

                           2. На итоговом отчёте проводить презентацию методического файла  учителя.

       По результатам наблюдений  за деятельностью учителей и учащихся на уроках выявлены следующие недочеты: 

  1. Отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика.
  2. Преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений.
  3. Преобладает фронтальная работа на уроке.                                          

                                                  Работа с молодыми специалистами

В основном работа проводилась в форме семинаров и индивидуальных консультаций со стороны зам. директора и педагогов – наставников.  Большое внимание было уделено построению урока с позиции ФГОС. Но не все педагоги использовали в своей деятельности рекомендации наставников, имело место недобросовестное отношение к своим должностным обязанностям.

В следующем учебном году нужно организовать целенаправленную работу с молодыми специалистами.

Молодые специалисты

Стаж пед. работы

Наставники

Теричева М.Н.

3

Даутова З.Ж.

Ермачкова Т.В.

3

Новожилова Л.А.

Рыжкова М.А.

0

Семёнова В.Р.

                                        

Работа с одарёнными детьми

В рамках программы «Одаренные дети» особое внимание отводилось работе с учащимися, проявляющими интерес к отдельным предметам. С ними велась индивидуальная работа, как на уроках, так и внеурочное время. В течение учебного года учащиеся и учителя школы принимали активное участие в различных конкурсах, выставках, чемпионатах, семинарах различного уровня, занимали призовые места.

            Выводы: 

 Снизилось  число учащихся школы, занятых проектной и исследовательской деятельностью. В этом учебном году нет победителей и призеров районных предметных олимпиад и конкурсов. Это результат слабой работы учителей-предметников с сильными учащимися. Практически полностью отсутствует специальная подготовка детей для участия в такого рода мероприятиях.

Рекомендации: Необходимо спланировать внеурочную деятельность учителей и учащихся для качественной подготовки участников олимпиад (работа с мотивированными детьми). В новом учебном году необходимо активнее вести работу с одаренными детьми, повышать качество выполняемых исследовательских работ.

Анализ работы школьного научного общества учащихся

Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов работы школы. Созданная в школе программа  предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в школе действует научное общество учащихся.

Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады).

В течение года велась работа по организации исследовательской деятельности учащихся. В сентябре разработаны методические материалы для участников школьного НОУ «Как оформить исследовательскую работу», памятки участникам школьного НОУ по этапам исследовательской деятельности. На научно-практической конференции было представлено 5 работ, выступали учащиеся с проектами и исследованиями, сопровождавшимися презентациями и практическими опытами.

Темы исследовательских работ учащихся

Тема

Кл

ФИ учащегося

ФИО учителя

Тайны числа Пи

9

Синельникова Л.

Новожилова Л.А.

Зачем нам нужен спорт?

6

Захарова К.

Даутова З.Ж.

Молодёжный сленг

10

Чалкова А.

Смирнова И.Н.

Зачем нужны хвосты

1

Теричева Д.

Ермачкова Т.В.

Зачем тиграм нужны полоски?

3

Семёнов М.

Смирнова М.В.

           Выводы:

Из проведенного анализа видно, что в исследовательскую деятельность вовлечено незначительное от общего числа учащихся количество детей. С одной стороны, это объясняется  характерным  для современных школьников общим снижением познавательной активности и привлекательности научной деятельности. Но в то же время недостаточно задействованы кадровые и методические ресурсы школы.

Рекомендации:

1. Повышать качество работы НОУ за счет исследований, практической направленности работы, с учётом критериев, данных в положениях; разработки тематики приоритетных направлений исследований.

2. Продолжить традицию проведения научно-практических конференций.

3.Классным руководителям отслеживать результативность участия учащихся в учебно-исследовательской деятельности в классном рейтинге.

4. Активнее привлекать к работе НОУ большего числа учеников.

5.Принимать участие с работами не только в школе, но и выходить на районный уровень.

Информация об аттестации педагогических работников в 2014-2015учебном году

        В школе были созданы необходимые условия для проведения аттестации: своевременно изданы распорядительные документы, определены сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого, проведены консультации, мероприятия по плану ВШК. Оформлен уголок по аттестации, в котором помещены все основные информационные материалы, необходимые аттестуемым педагогам во время прохождения аттестации. Аттестация учителей – составная часть повышения мастерства учителя. Она предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование деятельности, дифференцированную оценку результатов педагогического труда. Аттестацию проходили 3 педагога и старший воспитатель, одному присвоена первая квалификационная категория, а трое соответствуют занимаемой должности.

       Из 12 учителей с высшей кв. кат – 2, 1 квалификационной категорией 5 педагогов, СЗД – 4, без категории – 1.

Выводы: анализ проведения аттестации в 2014-2015 учебном году показал, что аттестация педагогических кадров в МАОУ «Среднечирковская СОШ»  прошла в установленные сроки и в соответствии с нормативными документами, регламентирующими и обеспечивающими аттестацию педагогических работников.

Рекомендации:

 - рекомендовать педагогам более качественно заниматься самообразованием, изучать и внедрять современные педагогические технологии, диагностики, участвовать в конкурсах педагогического мастерства;

- создать такую систему деятельности школы, при которой станет невозможным продолжать профессиональную деятельность без постоянного профессионального роста и включения во все инновационные процессы школы.

Реализация плана работы по ФГОС НОО и ООО

С целью реализации ФГОС НОО разработан план основных мероприятий по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, план методической работы по обеспечению сопровождения введения ФГОС, план контроля за реализацией ФГОС.

С целью получения объективной информации о состоянии уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов проводились различные диагностики. В исследовании были использованы адаптированные методики, позволяющие определить уровень сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, предметных). Результаты проведенных диагностических процедур показывают, что у большинства обучающихся сформирована учебная мотивация, связанная с пониманием и принятием необходимости учебной деятельности; практически у всех  учащихся сформированы коммуникативные умения, что является необходимым фактором при классно-урочном обучении; познавательные умения так же сформированы у большинства учащихся, что свидетельствует о высокой заинтересованности учащихся к процессу познавания нового, а значит способствует качественному усвоению программного материала.

С целью отслеживания уровня сформированности предметных и метапредметных результатов у обучающихся 1-4 классов проводились итоговые проверочные работы. Обучающиеся выполняли проверочные работы по математике, русскому языку, а также комплексную работу, включающую задания по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

В течение года проводилось наблюдение за организацией кружков внеурочной деятельности. В школе организованы кружки, которые реализуют различные направления внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Педагоги грамотно строят занятия, рационально распределяют время на этапы, соблюдают гигиенические требования. Происходит частая смена видов деятельности, проводят подвижные и ролевые игры,  используют наглядность. Прослеживается связь с предыдущими занятиями, дети демонстрируют определённые умения и навыки.  Обучающиеся с большим желанием посещают кружки и у них хорошие отзывы.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач: обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. Методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя школы  через участие в работе предметных ШМО вовлечены в методическую систему школы. Тематика заседаний методического совета, школьных МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. Проанализированы итоги введения ФГОС. В основном поставленные задачи методической работы на 2014-15 учебный год были выполнены.

Профессиональный уровень учительского коллектива стабилен. В 2014-15 учебном году  4 педагога  аттестованы. Анализ качественного состава педагогического коллектива основной и средней школы показал положительную динамику роста профессионального уровня учителей. В 2014-15  учебном году 100% педагогов  прошли курсовую систему повышения квалификации.

Но вместе с положительными моментами в методической работе школы есть проблемы, на которые в 2015 – 2016 учебном году необходимо обратить особое внимание. Не на должном уровне идёт работа по проектно-исследовательской деятельности в начальном, основном и среднем звене, учителя не участвуют в экспериментальной работе, отсутствуют результаты олимпиад по предметам.

Школа  немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.

 

Основные достижения методической работы школы

 в 2014-2015 учебном году:

  • Реализация на первой ступени школы ФГОС нового поколения позволила снизить психологическую напряжённость среди учителей начальной школы и создать условия для качественной работы в данном направлении в основной школе.
  • Активизировалась работа учителей по представлению собственного педагогического опыта и изучению опыта коллег.

Методика изучения удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении, проведённая с целью определения степени удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школе и своим положением в ней, показала, что большинство педагогов имеет среднюю степень удовлетворенности возможностью проявления и реализацией профессиональных и других личностных качеств педагога, отношений с учителями и администрацией учебного заведения,  обеспечением деятельности педагога.  Неудовлетворённость вызывает организация труда педагогов.

           

Вместе с тем в работе имелись следующие недостатки:

  1. Не все педагоги были активно включены в деятельность ШМО.
  2. Недостаточен уровень подготовки педагогов основной и старшей школы к работе в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
  3. Часть педагогов не владеют навыками аналитической деятельности, методикой и технологией самооценки и самоанализа результатов деятельности и собственного опыта.

 

В связи с эти следует выделить ряд актуальных для развития системы методической работы школы проблем:

  1. Объективность оценки результатов работы учителей в области самообразования.
  2. Низкий уровень мотивации педагогов в области самообразования.
  3. Невостребованность предлагаемого в ходе методической работы материала частью учителей школы.
  4. Основная доля работы в ШМО падает на деятельность руководителей , опытных, грамотных учителей, которым очень сложно привлекать коллег к деятельности.
  5. Проблема профессиональной активности педагогов.

Рекомендации:

1.  Организовать на базе школы проведение РМО  истории, биологии, ОРКСЭ.

2. Продолжить введение ФГОС  в 5 классе.

3. Продолжить работу по повышению роста профессионального уровня педагогов.

4. Привлечь педагогов к участию в профессиональных конкурсах.

5.Поставить на должный уровень работу с одарёнными детьми (осуществлять контроль за проведением заседаний секций, предложить каждому учителю подготовить участника на ШНПК, а затем на районную, организовать работу по исследовательской деятельности, организовать конкурс классных проектов)

 

 

.