ЕОМД "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЕЧИРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

ПРОГРАММА ЕОМД

 «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

6 НОЯБРЯ 2014 ГОДА

Цель: Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов;

Задачи:Повышение уровня профессионального мастерства педагогов;

Распространение передового педагогического опыта учителей  школы. 

1045 – 1000      

                                                                                                                 Встреча  участников ЕОМД

  Завтрак

 

1005 – 1015   

«Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

(Смирнова И.Н.-зам.дир по УВР)

                                                                      Работа в творческих группах:

 

10.15ч. – 11.00ч.

 

1.«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла». (Семёнова В.Р.- рук. МО гуманитарного цикла МАОУ «Среднечирковская СОШ»)

2. «Духовно-нравственное воспитание учащихся на      уроках естественно-математического цикла» (Даутова З.Ж. - рук. МО естественно-математического цикла  МАОУ «Среднечирковская СОШ»)

 

3. «Духовно-нравственное воспитание учащихся в начальной школе и детском саду». (Кравченко Л.А.-старший воспитатель д/с «Малышок» МАОУ «Среднечирковская СОШ»)

4. Мастер-класс «Лепестки моей души» (Новожилова Л.А.- руководитель МО кл. рук.  МАОУ «Среднечирковская СОШ»)

 

Экскурсии:

11.00ч. – 12.30ч.

храм «Вознесение господне»

 

«Ивановский родник»

12.30ч.

обед

 

Духовно-нравственое воспитание личности

в условиях новой модели образования (слайд 1)

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

(слайд 2)

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

(слайд 3)

  1. Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  2. Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  3. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  4. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  5. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  6. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  7. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  8. Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  9. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

(слайд)

  1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

  • новизна, практическая значимость подаваемого материала;
  • четкое структурирование;
  • логичное, яркое, контрастное выступление;
  • ритмичное чередование видов деятельности;
  • опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

(слайд)

  1. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
  2. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.
  3. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
  4. Чувство юмора.
  5. Ситуация успеха.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

(слайд)

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

(слайд)

Основные формы деятельности

  1. Учебная деятельность по предметам
  2. Система классных часов, нетрадиционных уроков.
  3. Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.
  4. Работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии.
  5. Концерты, классные праздники
  6. Проведение традиционных  русских народных  праздников.
  7. Система мероприятий библиотеки
  8. Традиционные общешкольные  и классные коллективно-творческие дела.
  9. Участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках
  10. Организация родительского всеобуча.
  11. Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий.
  12. Участие в акциях
  13. Организация встреч с ветеранами,  знаменитыми людьми
  14. Уроки этикета.
  15. Спортивные соревнования.
  16. Игры: ролевые, русские народные  и другие.

Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:

1.     Каждому педагогу осознанно стремиться к собственному  духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

2.     Систематически изучать каждого школьника.

3.     Повышать педагогическую культуру родителей.

4. Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.

5. Всем классным руководителям активнее внедрять в воспитательный процесс различные педагогические технологии и применять новейшие компьютерные технологии при проведении внеклассной работы.

(слайд)

«В человеке все должно быть прекрасно –

и лицо, и одежда,

и душа, и мысли…»

А.П.Чехов