Новый ресурс

Советы родителям

Как уменьшить риск возникновения заикания

у Вашего ребенка?

  Если ваш ребенок останавливается, повторяет слоги и звуки или запинается перед произношением слова или фразы, вы можете начать волноваться – «А вдруг он начал заикаться?»

      Не плавная речь в возрасте от двух до семи лет является нормой. Обучение пониманию и использованию речи – процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, эти признаки могут указывать на начинающееся заикание.

     Признаки указывающие на начальную стадию заикания

  • Часто встречающиеся повторы слов.
  • Пролонгированные звуки.
  • Избегание ситуации общения, фразы: “Я не могу этого сказать”.
  • Расстроенный вид.
  • Напряженный вид мышц лица и шеи и голоса.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

  Существует множество способов, с помощью которых вы можете снизить риск возникновения заикания у вашего ребенка. Прежде всего, осознайте, что не Вы являетесь причиной заикания у вашего ребенка.   Изменения, которые Вы можете осуществить, касаются Вашей манеры говорить, режима дня и создания обстановки, позитивно влияющей на вашего ребенка.

 

Как можно остановить заикание?

  • Говорите медленно и плавно. Вы можете разговаривать таким образом, чтобы способствовать более плавной речи у вашего ребенка. Лучше не просить его говорить медленнее, а самим задать медленный темп беседы, расслабленно и легко. Убедитесь, что ваша речь течет плавно, равномерно, ритмично, как у психотерапевта на сеансе.
  • Делайте паузы в своей речи, особенно в тот момент, когда ребенок уже сказал фразу, а вы еще нет. Это дает возможность вашему ребенку сказать что-то еще, а вам время обдумать, что именно хочет сказать ваш ребенок.
  • Не чувствуйте себя обязанным что-либо говорить только потому, что стоит тишина. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок понял, что он может говорить столько времени, сколько это необходимо.
  • Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы оказывают давление на ребенка, он чувствует ограничение во времени для ответа.

     Комментарии и описание того, что вы сейчас делаете вместе с ребенком может значительно уменьшить такое давление нехватки времени.

    Некоторые директивы и команды могут быть осуждающими, или содержать критические замечания. Лучше фразы и комментарии начинайте со слов: “Давай ”, “Как насчёт…”, “Что ты думаешь?”  Вы можете даже повторить то, что сейчас сказал ребенок, чтобы дать ему понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшение количества вопросов, приказаний, команд и использование в своей речи более позитивных слов, принимающих форму комментариев и утверждений.

      

Развития плавности речи у ребенка

  • Внимательно выслушайте и дайте вашему ребенку почувствовать: то, что он говорит – самая важная вещь в данный момент.
  • Не перебивайте.
  • Позволяйте вашему ребенку начинать беседу и выбирать тему для разговора.
  • Делайте уместные комментарии по теме, которую затронул ваш ребенок.
  • Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.
  • Установите хороший контакт глазами. Если вы будете отводить взгляд в то время как ваш ребенок начал заикаться, этим вы просигнализируете, что вы испытываете дискомфорт.
  • Позвольте вашему ребенку закончить фразу, даже если для этого вам придется довольно долго ждать.
  • Если вы задаете вопросы, помните, что на специальные вопросы отвечать намного легче, чем на общие вопросы.

   Используйте вышеуказанную информацию в беседе с вашим ребенком. Признавайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести какое-либо слово, что он может закричать: “я не могу этого сказать ”, “ никак не получается”.  Вы можете продемонстрировать принимающее отношение к ребенку следующими фразами: “это было трудно произнести”, “это сложное слово”.  Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен или напуган или находится в состоянии стресса.

   В других случаях не плавной речи у ребенка, поддерживайте контакт глазами, и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется. Если вы не можете уделить время и внимание исключительно вашему ребенку, то скажите ему о том, что вы выполните определенную работу, а затем сможете уделить ему полностью все внимание. Обязательно выполните свое обещание.

     Отведите специальное время для беседы.  Специально отведенное время для игр, общения и беседы со своим ребенком значительно способствует увеличению плавности речи. Используйте это время для того, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте своему ребенку самостоятельно решить, чем заняться и когда начать разговор. Время, уделенное вашему ребенку, значительно повысит его самооценку, что поможет ребенку снизить темп его речи. Уделить внимание исключительно ребенку – это то, чего детям так часто не хватает, это то, о чем они мечтают.

                                       

 

Желаем Вам успехов!!!