Письмо без ошибок

Письмо без ошибок

Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Многие исследователи отмечают, что речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков.

Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках.

Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание? Обратите внимание на характер ошибок, которые ребенок допускает при письме.

Тетрадь ребенка сигнализирует «Нужна помощь!» если:

§   Отсутствуют пропуски между словами и предложениями;

§   Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

§   Зеркальное письмо: буквы Э, 3, Б, В и др. перевернуты в другую сторону;

§   Повторение одной и той же буквы ПИРОП вместо ПИРОГ;

§   Замена букв: Б-Д, (колодок), Ж-Х (мужомор), И-У (клумат), Т-П (пигр);

§   Ошибки в ударных слогах (УЧЕТЕЛЬ вместо УЧИТЕЛЬ);

§   Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (ГАМАЗИН вместо МАГАЗИН);

§   Забывание редко встречающихся букв (Ъ, Э);

§   Не читаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

 

Советы учителям

§   Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.

Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него это плохо получается. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

§   Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручками с толстым нажимом.

§   Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

§   Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу в виде, например, веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.

§   Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

 

Советы родителям

§   Знайте все его задания по русскому языку и тщательно следите за их исполнением. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок.

За малейшие успехи премируйте полезными вещами: книгой, театром, развивающей игрой.

§   Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

§   Играйте в «рифмы», сочиняйте и записывайте стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

§   Попросите учителя информировать Вас об успехах ребенка.

§   Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу — и успех будет обеспечен.

§   Не забудьте о важной составляющей грамотного письма — чтении.



Желаем Вам успехов!!!


Использованы статьи из книги

Соболевой А.Е., Кондратьевой Н.Н.

"Русский язык с улыбкой"