«Психическое здоровье детей в ДОУ»
Цель: систематизировать знания педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психического здоровья детей.
Теоретическая часть
Давайте с вами вспомним, что такое здоровье? (варианты ответов)
«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия»
Здоровье – самая большая ценность человеческой жизни. От состояния здоровья зависит все то, что делает нашу жизнь полноценной и счастливой: качество жизни, ее продолжительность, физическая активность, и т.д. Существует вполне обоснованное научное мнение, что при рациональном питании продолжительность человеческой жизни может достигать 120 – 150 лет. Пища обеспечивает организм энергией, необходимой для передвижения и трудовой деятельности, служит источником "пластических" веществ, белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных солей, благодаря которым происходит обновление клеток и тканей.
Сегодня темой нашего разговора предлагаю взять психическое здоровье.
- Какая наука его изучает? (Психология)
Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека
Сфера влияния факторов |
Факторы |
|
Укрепляющие здоровье |
Ухудшающие здоровье |
|
Генетические (15-20%) |
Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний |
Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям |
Состояние окружающей среды (20-25%) |
Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания |
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки |
Медицинское обеспечение (10-15%) |
Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь |
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание |
Условия и образ жизни (50-55%) |
Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр. |
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний |
Психология – это наука о душе. Значит, психическое здоровье – это душевное здоровье. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.
Первый признак – это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения составляют по меньшей мере следующие, независимые друг от друга состояния:
а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает душой и телом);
б ) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель);
в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьёзных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и потому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.
Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух. .Мы видим, что физическое и психическое , а также социальное здоровье взаимосвязаны между собой.
Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.
Цель практической работы с детьми – это психическое здоровье ребёнка, а личностное развитие – условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребёнка и связанными с социальными условиями.
Признаки психического здоровья: (приложение №1)
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:
- к внутреннему миру ребёнка: его уверенности или неуверенности к себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
- обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Принципы, положенные в основу программы, способствуют укреплению и сохранению физического, психического и социального здоровья детей.
Назовите эти принципы…. (приложение № 2)
Чтобы помочь ребёнку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития. Обратимся к программе и составим таблицу психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Практическая часть.
Используя ООП детского сада заполните пожалуйста таблицу:
Психологические особенности детей дошкольного возраста.
3-4 лет |
4 -5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
Давайте попробуем составить рекомендации по поддержанию у детей психического здоровья.
Мы сегодня говорили, что способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. У вас на столе карточки №1 с упражнениями, помогающие влиять на собственное настроение: «Вверх по радуге», «Якорь» и карточки №2 с упражнениями, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, освоить приёмы саморегуляции: «Муха»,
«Лимон», «Мороженое», Воздушный шар». Давайте попробуем выполнить эти упражнения. ( Приложения№5)
Заключительная часть
Обсуждение личных стратегий преодоления плохого настроения, психоэмоционального напряжения у детей.
Продолжите высказывание:
-Для того чтобы справится со своим плохим настроением, я обычно……..
- Чтобы снять психоэмоциональное напряжение у детей я использую…..
- Для создания положительного фона я использую…
Приложение 5.
Упражнение «Муха» Цель: снятие эмоционального напряжения Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится тот на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
|
Упражнение «Лимон» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты.Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Повторите упражнения с левой рукой, затем с двумя. |
Упражнение «Сосулька» Встаньте, закройте глаза, поднимите руки вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите мышцы вашего тела, запомните ощущения. Замрите в этой позе на 1 – 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. это упражнение можно выполнять лёжа на полу. |
Упражнение «Воздушный шар» Встаньте, закройте глаза, руки поднимите верх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягайте все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. |
Упражнения «Вверх по радуге» Цель: регуляция собственного эмоционального настроения. Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они вбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с неё, как с горки. Повторяется 3 раза. Что вы почувствовали, когда взбирались на горку, а когда съезжали? После этого дети делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется с открытыми глазами. Теперь что – нибудь почувствовали? |
Упражнение «В магазине зеркал» Цель: создание положительного эмоционального фона. В магазине стояло много зеркал. Этими зеркалами будете вы ребята. В магазин вошёл человек, на плече у него была обезьянка ( выбирается заранее ребёнок). Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, стала корчить рожицы. Обезьянки ответили ей тем – же. Она погрозила кулаком, и ей погрозили кулаком, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка – все остальные в точности повторяли её движения
|