Психическое здоровье детей в ДОУ.

«Психическое здоровье детей в ДОУ»

 

Цель: систематизировать знания педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психического здоровья детей.

Теоретическая часть

Давайте с вами вспомним, что такое здоровье? (варианты ответов)

«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия»

Здоровье – самая большая ценность человеческой жизни. От состояния здоровья зависит все то, что делает нашу жизнь полноценной и счастливой: качество жизни, ее продолжительность, физическая активность, и т.д. Существует вполне обоснованное научное мнение, что при рациональном питании продолжительность человеческой жизни может достигать 120 – 150 лет. Пища обеспечивает организм энергией, необходимой для передвижения и трудовой деятельности, служит источником "пластических" веществ, белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных солей, благодаря которым происходит обновление клеток и тканей. 

Сегодня темой нашего разговора предлагаю взять  психическое здоровье.

- Какая наука его изучает?  (Психология)

Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические (15-20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям

Состояние окружающей среды (20-25%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение (10-15%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание

Условия и образ жизни (50-55%)

Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний

 

Психология – это наука о душе. Значит, психическое здоровье – это душевное здоровье. Оно включает в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.

Первый признак – это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения составляют по меньшей мере следующие, независимые друг от друга состояния:

а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает душой и телом);

б ) уверенность в своих силах  (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель); 

в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).

Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьёзных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и потому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.

Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух. .Мы видим, что физическое и психическое , а также социальное здоровье взаимосвязаны между собой.

Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

Цель практической работы с детьми – это психическое здоровье ребёнка, а личностное развитие – условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребёнка и связанными с социальными условиями.

Признаки психического здоровья: (приложение №1)

Психологический аспект  психического здоровья предполагает внимание:

- к внутреннему миру ребёнка: его уверенности или неуверенности к себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;

- обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.

Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Принципы, положенные в основу программы, способствуют укреплению и сохранению физического, психического и социального здоровья детей.

Назовите эти принципы…. (приложение № 2)

Чтобы помочь ребёнку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития. Обратимся к программе  и составим таблицу психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Практическая часть.

Используя ООП детского сада  заполните пожалуйста  таблицу:

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

3-4 лет

4 -5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

 

Давайте попробуем составить рекомендации по поддержанию у детей психического здоровья.

Мы сегодня говорили, что способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. У вас на столе карточки №1 с  упражнениями, помогающие влиять на собственное настроение: «Вверх по радуге», «Якорь» и карточки №2 с упражнениями, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, освоить приёмы саморегуляции: «Муха»,

«Лимон», «Мороженое», Воздушный шар». Давайте попробуем выполнить эти упражнения. ( Приложения№5)

Заключительная часть

Обсуждение личных стратегий преодоления плохого настроения, психоэмоционального напряжения у детей.

Продолжите высказывание:

-Для того чтобы справится со своим плохим настроением, я обычно……..

- Чтобы снять психоэмоциональное напряжение у детей я использую…..

- Для создания положительного фона я использую…

Приложение 5.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится тот на нос, то на рот, то  на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

 

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты.Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Повторите упражнения с левой рукой, затем с двумя.

Упражнение «Сосулька»

Встаньте, закройте глаза, поднимите руки вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите мышцы вашего тела, запомните ощущения. Замрите в этой позе на 1 – 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. это упражнение можно выполнять лёжа на полу.

Упражнение «Воздушный шар»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите верх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягайте все мышцы тела.

Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

Упражнения «Вверх по радуге»

Цель: регуляция собственного эмоционального настроения.

Детей просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они вбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с неё, как с горки. Повторяется 3 раза. Что вы почувствовали, когда взбирались на горку, а когда съезжали? После этого дети делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется с открытыми глазами. Теперь что – нибудь почувствовали?

Упражнение «В магазине зеркал»

Цель: создание положительного эмоционального фона.

В магазине стояло много зеркал. Этими зеркалами будете вы ребята.

В магазин вошёл человек, на плече у него была обезьянка ( выбирается заранее ребёнок). Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, стала корчить рожицы.

Обезьянки ответили  ей тем – же. Она погрозила кулаком, и ей погрозили кулаком, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка – все остальные в точности повторяли её движения