Единый методический день
«Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников
через реализацию регионального компонента ООП МАДОУ»
Цель:
Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по патриотическому воспитанию дошкольников через реализацию регионального компонента МАДОУ.
Задачи:
- Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению
- Систематизировать, имеющиеся у педагогов знания по данной проблеме.
- Разработать программу по патриотическому воспитанию на основе регионального компонента с приложениями конспекты, игры ЭОР
Предварительная работа:
- Беседа с детьми по формированию патриотических чувств у дошкольников и знаний регионального компонента Программы по темам: «Детский сад», «Семья», «Родина».
Ход :
1. Тренинг на возникновение образа родины
Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
- РЕШЕНИЕ кроссворда по теме.
- Актуальность темы.
С введением в действие ФГТ ОУ самостоятельно разрабатывает Программу, на основе требований ФГТ и программы, соответствующей данным требованием, причем в содержание программы ОУ темы берутся в соотношении обязательная - 80% / вариативная - 20 %.
С введением в действие с 1.09.2013 г. ФЗ «Об образовании» в ДОУ вводится Стандарт, объем программы изменяется, обязательная часть будет составлять - 60% / вариативная - 40 %. – патриотическое воспитание через региональный компонент приобретает особую актуальность
Давайте рассмотрим одно из направлений ФГОС ДО - Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Раздаточный материал Стандарт ДО.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные; развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Работа в микрогруппах :
Задание 1 группе.
Доработать презентацию «Патриотическое воспитание дошкольника».
Задание 2 группе.
Разработка программного содержания по внедрению регионального компонента.
Задание 3 группе.
Составить план по разработке детских проектов
Время работы 10 мин.
Выступления микрогрупп (25 мин).
- Выступление из опыта работы Федоровой Т.В. по теме: «Приобщение детей к культуре родного края, как средство воспитания чувств патриотизма».
(игра «Лото»).(до 10мин).
Вывод:
Академик Д.С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания дошкольников. Для выросшего поколения чужды понятия «Родина», «патриотизм», «отечество».Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек». Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины-родного города, поселка, деревни. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Раздаточный материал для первой группы.
Патриотическое воспитание дошкольника включает в себя:
формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);
приобщение к истокам национальной региональной культуры;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.
Кто такой «патриот»?
Цели патриотического воспитания:
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
ФОРМИРОВАНИЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:
Нравственное сознание
экологическое сознание
эстетическое сознание
Компоненты сознания :
Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как фразу «Я знаю, что это наше!»
Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры. («Я горжусь, одобряю такие события»).
Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране. («Я готов действовать на благо своей страны»)
ЗАДАЧИ патриотического воспитания:
- РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ.
Патриотическое воспитание затрагивается по программе «От рождения до школы» в области «Познание».(работа с программой)
Методы патриотического воспитания:
(целевые прогулки, наблюдения, объяснения воспитателя с сочетанием показа и наблюдениями детей, беседы о родном городе, обогащение и стимулирование детского творчества, привлечение к посильному общественно-полезному труду)
Работу по патриотическому воспитанию можно разбить по 4 направлениям:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа.
2 направление. Историко-краеведческая работа.
3 направление. Формирование правовых знаний.
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Для эффективности решения комплекса задач патриотического воспитания необходимо соблюдать ряд условий.
Комплексный подход;
Знание педагогом истории и культуры своего народа;
Правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
тематическое построение материала;
Совместная работа детского сада и семьи
Содержание работы с родителями
определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий «Отечество», «Патриот», «Гражданин»;
определение форм и средств воспитания детей в семье;
повышение педагогической культуры родителей, расширение их педагогического кругозора
Толерантность — культура межнациональный отношений. В ДОУ воспитываются дети разных национальностей. Есть дети, которые воспитываются в семьях с межнациональным браком. Поэтому очень важно ознакомить детей с культурными традициями разных народов, постараться воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей.
Раздаточный материал для второй группы
Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей.
Для формирования основ правового сознания у дошкольников будем использовать следующие понятия: Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет. Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие.
Достопримечательности – место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.
Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.
Специфической особенностью патриотического воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищение тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, с его символами. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм,