Взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп.
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- преодоление нарушений слоговой структуры слова;
- обогащение словарного запаса;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формирование грамматического строя речи и связной речи;
- обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартрическими расстройствами. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителей-логопедов и воспитателей. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает.
- Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
- Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
- Коррекцию звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха.
- Усвоение норм лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.
- Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
- Коррекцию нарушений слоговой структуры.
- Развитие просодической стороны речи.
- Профилактику нарушений письма и чтения.
- Формирование навыков послогового чтения.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
Перед воспитателями стоят следующие задачи.
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
- Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
- Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
- Взаимопосещения занятий.
- Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
Самомассаж мышц артикуляционного аппарата, предложенный Архиповой Е.Ф., Блыскиной И.В., Микляевой Н.В., проф. Ауглиным Ф.Р.позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс звукопостановки, улучшает интеллектуальную сферу. На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только массаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук. В нашем дошкольном учреждении разработаны и используются воспитателями групп комплексы самомассажных мероприятий с целью улучшения работы артикуляционного аппарата и развития интеллектуального потенциала детей.
Общая артикуляционная гимнастика.
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе
и видны.
4. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть
губы в улыбку.
5. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на
нижней губе.
6. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком
узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и
подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
8. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать
медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно
ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3
упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд
(удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики
надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к
более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть
только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же
ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно
придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в
таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также
свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики
должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться
небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Лексико – грамматические игры.
«Воспитателю мяч бросай и животных называй».
Цель: Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры
Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребенку. Ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, называет шарик. Слова можно группировать по лексическим темам.
Линии, по которым выполняется
сегментарно-рефлекторный логопедический массаж лица.
Линии выполнения
сегментарно-рефлекторного массажа
области лица:
1 — от середины лба к вискам; 2 — от середины лба до ушных раковин; 3 — от латеральных концов бровей к волосистой части головы; 4 — от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз; 5 — от спинки носа к ушным раковинам; 6 — от крыльев носа к ушным раковинам; 7 — от середины верхней губы до ушных раковин; 8 — от середины верхней губы на подбородок; 9 — от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта; 10 — от середины подбородка до ушных раковин
• от середины лба к вискам;
• середины лба до ушных раковин;
• латеральных концов бровей к волосистой части головы;
• медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз;
• спинки носа к ушным раковинам;
• крыльев носа к ушным раковинам;
• середины верхней губы до ушных раковин;
• середины верхней губы на подбородок;
• крыльев носа по носогубным складкам к углам рта;
• середины подбородка до ушных раковин.