Паспорт программы
Наименование программы |
Одарённые дети |
Основания для разработки программы |
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г., №273-ФЗ "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) «Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития". Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 ФГОС общего образования (НОО, ООО, СОО) Распоряжение Правительства Тюменской области от 06 марта 2013 года № 306-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг» Проект «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года» |
Разработчик программы |
Заместители директора по учебной и воспитательной работе |
Исполнители |
Учащиеся, педагоги, родители МАОУ «Голышмановская СОШ №2» |
Цель и задачи программы |
Цель: совершенствование системы своевременного выявления, сопровождения и оптимального развития способных, одарённых, инициативных (высокомотивированных) учащихся Задачи: - формировать систему диагностических мероприятий на выявление одарённых детей; - обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогов, работающих с одарёнными детьми; - создать оптимальные условия для развития и реализации способностей одарённых (высокомотивированных) учащихся через вовлечения их в мероприятия различного уровня; - осуществлять систематический контроль организации работы с одарёнными (высокомотивированными) учащимися в урочной и внеурочной деятельности; - систематический мониторинг результатов и достижений одарённых детей; - развивать систему система поощрения успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся; - координировать процессы управления работой с одарёнными детьми на уровне администрации школы |
Целевые индикаторы и показатели результативности |
Увеличение числа интеллектуально, художественно, социально и спортивно высокомотивированных и одарённых учащихся, охваченных различными формами работы. Увеличения количества учащихся, получивших возможность участия мероприятиях различного уровня |
Срок реализации программы |
2018-2020 годы |
Ожидаемы результаты программы |
Сформированная система диагностики выявление одарённых детей. Повышение профессионального уровня педагогов, работающих с одарёнными детьми. Пополнение и обновление банка данных одарённых учащихся школы. Увеличение количества детей с высокой учебной мотивацией и познавательной активностью, с готовностью и способностью к саморазвитию и личностному самоопределению. Рост количества детей, принимающих участие в мероприятиях различного уровня. Развитая система поощрения учащихся, демонстрирующих высокие достижения в различных областях учебной и внеучебной деятельности, стимулирование педагогических работников. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Общий контроль за исполнением программы осуществляет администрация МАОУ «Голышмановская СОШ №2» |
Содержание проблемы
и обоснование необходимости принятия программы.
На современном этапе развития общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой.
Экономика и социум формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.
В целях обеспечения дальнейшего развития работы с одарёнными детьми в Тюменской области была выстроена система выявления и поддержка талантливых детей, в том числе обучающихся в общеобразовательных учреждениях, обеспечивающих дополнительную (углублённую) подготовку по отдельным предметным областям (предметам), «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг», в рамках реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённой Президентом РФ.
Опираясь на основные направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, анализ проблем системы обучения и современных подходов работы с высокомотивированными и одарёнными детьми, в МАОУ «Голышмановская СОШ №2» возникла необходимость разработки программы «Одарённые дети», которая направлена на создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Данная программа является преемственным продолжение муниципальной программой «Молодые таланты»
Работа с одарёнными детьми в школе осуществляется на трёх уровнях проявления способностей, включающих:
выявление одарённых обучающихся посредством предоставления возможности участвовать в мероприятиях различных уровней (олимпиады, научно-практические конференции, турниры, конкурсы, состязания, соревнования, смотры);
сопровождение одарённых школьников (углублённое изучение предметных областей, элективные и предметные курсы, предметные кружки, проектная и исследовательская деятельность);
предъявление результатов обучающихся на школьном, муниципальном, областном, региональном уровнях.
Школа предоставляет услуги исходя из собственных возможностей, с учётом реальных потребностей интересов и мотивов потребителей этих услуг – детей, их родителей, внедряя новые форматы, технологии работы в данном направлении, способствует повышению профессионального уровня педагогов, работающих с высокомотивированными одарёнными детьми.
Цель и задачи программы
Цель: совершенствование системы своевременного выявления, сопровождения и оптимального развития способных, одарённых, инициативных (высокомотивированных) учащихся
Задачи:
- - формировать систему диагностических мероприятий на выявление одарённых детей;
- - обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- - создать оптимальные условия для развития и реализации способностей одарённых (высокомотивированных) учащихся через вовлечения их в мероприятия различного уровня;
- - осуществлять систематический контроль организации работы с одарёнными (высокомотивированными) учащимися в урочной и внеурочной деятельности;
- - систематический мониторинг результатов и достижений одарённых детей;
- - развивать систему система поощрения успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся;
- - координировать процессы управления работой с одарёнными детьми на уровне администрации школы.
Сроки выполнение программы – 2018-2010 годы.
Реализация программы будет обращена на:
- - систематизацию банка одарённых детей;
- - сопровождение и поощрение детей по различным направлениям детальности;
- - развитие системы углублённого обучения через сетевые предметные лаборатории, предметные, элективные курсы, предметные кружки;
- - функционирование системы творческих объединений, студий, клубов, творческих школьных коллективов;
- - реализация развивающих УМК предметных областей;
- - освоение и внедрение новых технологий обучения и воспитания;
- - участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, слётах, акциях, фестивалях и т.д.;
- - участие в учебно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»;
- - функционирование системы поддержки одарённых детей;
- - поощрение победителей и призёров конкурсов, фестивалей, соревнований, фестивалей через включение в делегации претендентов на участие в Профильных сменах, Елки Главы, Губернаторской, Президентской Елках и др.
Управление исполнение программы
и контроль за ходом реализации
Текущее управление программой осуществляет заместители директора по учебной и воспитательной работы, осуществляют организационные, методические и контрольные функции, координируют исполнение программных мероприятий, осуществляет мониторинг и контроль за ходом их реализации.
Несёт ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, предусмотренных программой, своевременное предоставление отчётов о проведённой работе и её результатов.
Организует работу по оценки эффективности реализации программы.
Ожидаемы результаты программы
- - Сформированная система диагностики выявление одарённых детей.
- - Повышение профессионального уровня педагогов, работающих с одарёнными детьми.
- - Пополнение и обновление банка данных одарённых учащихся школы.
- - Увеличение количества детей с высокой учебной мотивацией и познавательной активностью, с готовностью и способностью к саморазвитию и личностному самоопределению.
- - Рост количества детей, принимающих участие в мероприятиях различного уровня.
- - Развитая система поощрения учащихся, демонстрирующих высокие достижения в различных областях учебной и внеучебной деятельности, стимулирование педагогических работников.
План мероприятий по выполнению программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Диагностика высокомотивированных одарённых детей |
ежегодно |
Педагог-психолог, классные руководители |
2. |
Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся |
ежегодно |
Руководители ШМО |
3. |
Всероссийская предметная олимпиада (региональный этап) |
январь |
Зам. директора по учебной работе |
4. |
Конкурс школьных хоров «Поют дети «России» |
февраль |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
5. |
Районный фестиваль конкурс тематических проекта «Питание и здоровье» |
февраль |
Классные руководители |
6. |
Школьный этап муниципального конкурса «Живая классика» |
февраль |
Библиотекарь |
7. |
Муниципальный конкурс «Живая классика» |
март |
Зам.директора по ВР Руководители творческих коллективов
|
8. |
Школьный этап районной олимпиады младших школьников |
январь-февраль |
Зам. директора по учебной работе Учителя начальных классов |
9. |
Районная олимпиада младших школьников |
март |
Зам. директора по учебной работе |
10. |
Областная олимпиада младших школьников |
март |
Зам. директора по учебной работе |
11. |
Школьный этап муниципального научного форума «Шаг в будущее» |
март |
Зам. директора по учебной работе учителя-предметники |
12. |
Школьный этап муниципального конкурса «Читатель года» |
март |
Библиотекарь |
13. |
Муниципальный конкурс «Читатель года» |
апрель |
Библиотекарь |
14. |
Муниципальный научный форум «Шаг в будущее» |
апрель |
Зам. директора по учебной работе учителя-предметники |
15. |
Школьный театральный фестиваль «Весенние лучи» |
апрель |
Зам.директора по ВР
|
16. |
Муниципальный конкурс по образовательной робототехнике |
май |
Руководитель студии по робототехнике |
17. |
Анализ результатов реализации программы «Одарённые дети» |
май |
Заместители директора по учебной и воспитательной работе |
18. |
Районный бал выпускников |
июнь |
|
19. |
Встреча стипендиатов с Главой района |
июнь |
Зам.директора по ВР
|
20. |
Областной научный форум «Шаг в будущее» |
октябрь |
|
21. |
Школьные соревнования по шахматам |
октябрь |
Зам.директора по ВР
|
22. |
Муниципальный шахматно-шашечный турнир среди учащихся образовательных организаций на приз Главы района |
октябрь |
Зам.директора по ВР
|
23. |
Областной шахматно-шашечный турнир среди учащихся ОУ и воспитанников ДОУ |
октябрь |
|
24. |
Школьный этап Всероссийской предметной олимпиады |
ежегодно октябрь |
Зам. директора по учебной работе
|
25. |
Школьный этап муниципального конкурса «Ученик года» |
октябрь-ноябрь
|
Зам.директора по ВР
|
26. |
Муниципальный конкурс «Ученик года» |
ноябрь |
Зам.директора по ВР Классные руководители
|
27. |
«Новогодний марафон творческих дел» - реализация школьных творческих проектов |
декабрь |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
28. |
Проведение предметных декад |
в течение года |
Зам. директора по учебной работе Руководители ШМО |
29. |
Участие в федеральных и региональных проектах: «ПроеКТОриЯ», «Профессиональный навигатор» «КультУРА жизни» |
в течение года |
Заместители директора по учебной и воспитательной работе |
30. |
Организация работы научного общества учащихся и педагогов |
в течение года |
Руководители НОУ |
31. |
Совершенствование системы поощрения победителей и призёров олимпиад, конкурсов, фестивалей |
ежегодно |
|
32. |
Пополнение банка педагогической информации по работе с высокомотивированными и одарёнными детьми |
в течение года |
Заместители директора по учебной и воспитательной работе Руководители ШМО |
33. |
Обобщение и распространение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми |
ежегодно |
Заместители директора по учебной и воспитательной работе Руководители ШМО |