СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
||
|
Паспорт программы…………………………………………………………….. |
3 |
|
Пояснительная записка…………………………………………………………….. |
13 |
|
Цель и задачи программы ………………………………………..……………….. |
15 |
|
Нормативно-правовая база программы …………………………………………. |
18 |
|
Сроки и этапы реализации программы………………………………………….. |
21 |
|
Основные принципы реализации программы…………………………………... |
22 |
|
Основные направления работы…………………………………………………… |
23 |
|
Виды деятельности………………………………………………………………….. |
24 |
|
Мероприятия по реализации программы………………………………………... |
26 |
|
Планируемые результаты………………………………………………………….. |
34 |
|
Модель выпускника в области здоровьесбережения…………………………… |
36 |
|
Оценка эффективности реализации программы……………………………….. |
37 |
|
Показатели эффективности реализации программы …………………………. |
39 |
|
Методическое обеспечение программы………………………………………….. |
40 |
|
Тезаурус……………………………………………………………………………….. |
42 |
- Паспорт программы
Наименование программы |
«ЗДОРОВЬЕ», модифицированная, составлена на основе программы Кутиной О.Е. |
Нормативно-правовое обеспечение программы |
Нормативно-правовая база, регулирующая систему школьного питания в Тюменской области
|
Цель программы |
Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха
|
Задачи |
Задачи на ступени начального общего образования: В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического здоровья обучающихся.
1. Расширить и закрепить познания о положительных факторах, влияющих на здоровье:
2. Научить обучающихся:
3. С учетом принципа информационной безопасности дать представление:
4. Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Задачи на ступени основного общего образования: ФГОС на ступени основного общего образования направлен на сохранение здоровья обучающихся.
1. Расширить и закрепить познания о положительных факторах, влияющих на здоровье:
2. Научить обучающихся:
3. С учетом принципа информационной безопасности дать представление:
4. Сформировать потребность ребенка
Задачи на ступени среднего общего образования: В соответствии с ФГОС на ступени среднего общего образования осуществляется работа по формированию здорового образа жизни обучающихся.
1. Расширить и закрепить познания о положительных факторах, влияющих на здоровье:
2. Научить обучающихся:
3. С учетом принципа информационной безопасности дать представление:
4. Сформировать потребность ребенка
участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем здоровья и путей их решения. |
Принципы реализации программы |
1. Принцип деятельностного подхода 2. Принцип системного подхода 3. Принцип комплексного подхода 4. Принцип гуманности 5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка 6. Принцип непрерывности |
Заказчик, координатор |
Отдел образования Администрации Голышмановского муниципального района |
Составитель |
Боярских Е.И., зам.директора по воспитательной работе |
Исполнители
|
Педагогический, ученический, родительский коллективы |
Сроки реализации |
2016-2019 гг. |
Планируемые результаты |
Для учащихся начальной школы Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний):
Для учащихся основной школы Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни (Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества):
Для учащихся средней школы Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни (Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия):
|
Система контроля |
Контроль за реализацией программы осуществляется в установленном администрацией школы порядке |
- Пояснительная записка
Здоровье человека – актуальная тема всех времен и народов, а в XXI веке она становится приоритетной. Здоровье – это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека – материальной или духовной. Изучение здоровья как ценности необходимо для выявления его политического, экономического эстетического, психофизиологического и нравственного содержания, для выявления приоритетов социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья населения. Качество здоровья подрастающего поколения является важным показателем качества жизни не только общества, но и государства.
Одной из приоритетных задач становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных и воспитательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. В период обучения в школе определяются дальнейший жизненный путь школьников, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегическими документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации.
Анализ состояния здоровья показывает:
Динамика индекса здоровья обучающихся.
Учебный год |
Всего уч-ся |
Среднегодовой индекс здоровья общий по ОУ (1-11 классы) |
Пропущено по болезни за отчётный период |
||
Кол-во не болевших детей |
% |
дней |
уроков |
||
2012-2013 |
521 |
163 |
31 |
3218 |
16081 |
2013-2014 |
527 |
211 |
40 |
2294 |
12580 |
2014-2015 |
528 |
195 |
37 |
1938 |
16043 |
Динамика количества учащихся, отнесённых к различным группам занятий физкультурой.
Учебный год |
Всего уч-ся |
Основная группа |
Подготовительная группа |
Специальная группа |
Занятия корригирующей гимнастики |
Освобождено от занятий физкультурой |
||||||||
выявлено |
% |
выявлено |
% |
выявлено |
% |
Организовано обучение |
Рекомендованы |
Организованы доп.занятия |
кол-во |
% |
||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|||||||||||
2012-2013 |
521 |
505 |
96,9 |
8 |
1,5 |
8 |
1,5 |
8 |
207 |
3,9 |
107 |
51,6 |
0 |
0 |
2013-2014 |
527 |
508 |
96 |
8 |
1 |
5 |
0,8 |
5 |
64 |
12 |
54 |
84 |
0 |
0 |
2014-2015 |
528 |
518 |
98 |
9 |
2 |
1 |
0,1 |
|
58 |
11 |
58 |
100 |
0 |
0 |
Динамика заболеваемости участников образовательного процесса
Учебный год |
Всего уч-ся |
Выявлены нарушения |
Выявлены нарушения |
|||||||
Органов зрения |
Нарушение осанки |
Дефицит массы тела |
Избыточная масса тела |
Анемия |
||||||
кол-во |
% |
кол-во |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
2012-2013 |
521 |
64 |
12 |
90 |
2 |
0,3 |
1 |
0,1 |
7 |
1,3 |
2013-2014 |
527 |
61 |
11 |
45 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
1 |
2014-2015 |
528 |
65 |
13 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
2 |
В течение трёх лет в школе выявленные нарушения здоровья имеют следующие результаты: в среднем стабильный показатель заболеваемости органов в зрения, положительная динамика показателя болезни косно-мышечной системы. Отрицательная динамика показателя болезни крови (анемия) – увеличение количества детей с анемией.
Кроме того ежегодные медицинские осмотры выявляют детей с нарушениями вегето-сосудистой системы (ВСД), органов дыхания (бронхиальная астма, хронические бронхиты, тонзиллиты), пищеварения.
Анализ характера заболеваний учащихся в период учебной деятельности показал, что это обусловлено:
- ухудшением социально-экономической обстановки;
- обострением проблем рационального питания;
- снижением уровня здоровья родителей;
- снижением семейной культуры здорового образа жизни;
- недостаточностью физической активности школьников;
- наследственностью.
У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объявляется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.
Именно поэтому важнейшей составляющей является ценность человеческой жизни и ценность здоровья ребенка, выступающая условием его жизненного успеха. А стране нужны успешные люди. Успешные – значит понимающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).
Программа «Здоровье, направлена на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
Только здоровый человек может в полной мере стать гармонически развитой личностью, творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть значимым в окружающем его мире.
- Цель и задачи программы «Здоровье»
Цель: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровом образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи на ступени начального общего образования:
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического здоровья обучающихся.
1. Расширить и закрепить познания о положительных факторах, влияющих на здоровье:
- о соблюдении режима дня;
- о гигиене тела;
- о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах;
- о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- осознание своей неразрывности с природой.
2. Научить обучающихся:
- выполнять правила личной гигиены;
- составлять свой распорядок дня.
3. С учетом принципа информационной безопасности дать представление:
- о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания и т. п.).
4. Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Задачи на ступени основного общего образования:
ФГОС на ступени основного общего образования направлен на сохранение здоровья обучающихся.
1. Расширить и закрепить познания о положительных факторах, влияющих на здоровье:
- о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- о здоровом питании, его структуре;
- о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
- знание основных социальных моделей, вариантов здорового образа жизни;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды;
- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
- осознание ответственности за собственное здоровье и здоровье семьи.
2. Научить обучающихся:
- развить готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье в норме;
- контролировать свой распорядок дня;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- начальному опыту участия в пропаганде безопасного уклада школьной жизни;
- оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
- умению противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья.
3. С учетом принципа информационной безопасности дать представление:
- о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
- о существовании причин возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
4. Сформировать потребность ребенка
- безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- в овладении современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
- формировании опыта участия в общественно значимых делах по охране, заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей.
Задачи на ступени среднего общего образования:
В соответствии с ФГОС на ступени среднего общего образования осуществляется работа по формированию здорового образа жизни обучающихся.
1. Расширить и закрепить познания о положительных факторах, влияющих на здоровье:
- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, духовного (нравственного состояния личности), социально-психологического (качество отношений в семье, школьном коллективе, других социальных общностях, в которые включен подросток);
- устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии: рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
- осознание взаимной связи личного и общественного здоровья;
- осознание непосредственного влияния нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- знание норм и правил, законодательства в области здоровья;
- знание традиций нравственно-этического отношения к здоровью в культуре народов России;
- знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека.
2. Научить обучающихся:
- анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для здоровья человека;
- рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
- стойко противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья.
3. С учетом принципа информационной безопасности дать представление:
- о резко негативном отношении к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
- отрицательному отношению к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
4. Сформировать потребность ребенка
- оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
- в овладении способами социального взаимодействия по вопросам здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
- в овладении умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением проблем здоровья людей;
- участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем здоровья и путей их решения.
- Нормативно-правовая база программы
- Закон Российской федерации «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011г. №323-ФЗ ( с изменениями и дополнениями).Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12.05.2009г.№537. Документ указывает на необходимость создания условий для реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008г.№ 1662-р. В числе задач социально-экономического развития Российской Федерации названо совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе- пропаганда и формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье; разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска; формирование культуры здорового питания населения.
- Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 04.10.2000г. № 751. Система образования призвана обеспечить формирование здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ. Приоритет жизни и здоровья человека объявлен основным принципом государственной политики в сфере образования; на образовательные организации возложены обязанности по созданию условий, сохраняющих здоровье воспитанников, ведению пропаганда здорового образа жизни и обучению его навыкам (ст.3, ст.41).П.9 ст.13 «Общие требования к реализации образовательных программ» указывает на то, что использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психологическому здоровью обучающихся, запрещается (это значит, что все методы и средства обучения и воспитания. Все образовательные технологии должны быть здоровьебезопасными, т.е. здоровьесберегающими).
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010г. № 271.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся заявлено делом образовательных организаций. Определена необходимость осуществления перехода от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 15.05.2013г № 792-р. В качестве одного из основных направлений деятельности образовательных организаций обозначено формирование здорового образа жизни обучающихся.
- Указ президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.-6.2012г.№ 761. Ключевым принципом стратегии заявлено сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, на всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, на внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.
- Приказ Министерства здравоохранения и образования Российской Федерации «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30.06.1992г. № 186/272. В приказе определены меры по детальному практическому решению поставленных перед образовательными организациями здоровьесберегающих задач и продвижения культуры здорового образа жизни. Согласно приложению к приказу, медицинское обеспечение детей предполагает контроль за состоянием их здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития навыков гигиены и физической культуры. В документе указывается, что поставленные задачи должны реализовываться медицинскими работниками совместно с педагогическими как непосредственно в образовательных организациях, так и в лечебно-профилактических учреждениях. Впервые в документе обозначена задача использования образовательной организацией более эффективных организационных форм медицинского обеспечения детей дошкольного и школьного возраста.
- Приказ министерства образования Российской Федерации об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения от 15.05.2000г. №1418.В документе раскрываются общие, цели, задачи, основные направления и организация деятельности Центра.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» от 29.12.2001г. № 916. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
- Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Согласно закону, санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается посредством профилактики заболеваний, осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28.12.2010г.№ 2106. Документ раскрывает систему необходимых требований, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
- Государственная программа Тюменской области
- «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года от 30.12.2014г. № 698-П.
- Муниципальная программа «Основные направления развития системы образования Голышмановского муниципального района» на 2016-2018годы.
Нормативно-правовая база, регулирующая систему школьного питания в Тюменской области
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях.
- Закон Тюменской области от 05.07.2013 N 63 "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области" (в ред. от 07.11.2014): Исполнительные органы государственной власти Тюменской области обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; определяются меры социальной поддержки и стимулирования в сфере образования в соответствии с Законом Тюменской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области"
- Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» (в ред. от 02.12.2014): Правительство Тюменской области определяет меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях; дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
- Постановление Правительства Тюменской области от 30.09.2013 № 423-п «Об утверждении Положения об обеспечении питанием обучающихся образовательных организаций в Тюменской области»: определяется форма, объем, порядок и условия осуществления социальной поддержки путем частичной оплаты питания детей, обучающихся в общеобразовательных школах, в том числе детей с ОВЗ.
- Постановление Правительства Тюменской области от 30.05.2011г. №174-п «О предельных наценках на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, и порядке их применения» (в ред. от 07.07.2014): утверждает предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях и порядок их применения и установления.
- Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 г. № 698-п): предусматривает мероприятия по организации питания обучающихся образовательных организаций в реализации задачи 1.4. «Организация комплексной оздоровительной работы в образовательных организациях».
- Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы: 2016 – 2019 годы.
Этапы реализации программы
I этап: проектный – 2016-2017 годы.
Цель: создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
Задачи:
- изучить нормативно-правовые документы по организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
- выяснить отношение участников образовательного процесса учреждения к здоровью, факторам дестабилизирующим здоровье;
- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;
- познакомиться с современными технологиями здоровьесбережения;
- разработать, обсудить и утвердить программу по здоровьесбережению;
- организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса для проведения работы по сохранению, укреплению, формированию и саморазвитию здоровья.
II этап: практический – 2017 – 2018 годы.
Цель: реализация программы по воспитанию в области здоровьесбережения.
Задачи:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- обогащать содержание программы по воспитанию в области здоровьесбережения;
- разработать методические рекомендации по воспитанию в области здоровьесбережения;
- расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города;
- вовлекать в систему воспитания в области здоровьесбережения представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- укреплять и развивать материально-техническое обеспечение здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;
- формировать навыки здорового образа жизни детей и подростков;
- внедрять здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;
- проводить мониторинг реализации программы;
- принимать участие в конкурсах по пропаганде здорового образа жизни.
III этап: аналитический – 2018-2019 годы.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- проанализировать результаты внедрения программы в работу образовательного учреждения;
- обобщить и внедрить в практику передовой опыт работы по воспитанию в области здоровьясбережения;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- определить перспективные пути дальнейшего развития программы.
- Основные принципы реализации программы
- Принцип деятельностного подхода, позволяющий исследовать реальный процесс взаимодействия личности с окружающей средой и обеспечить решение жизненно важных задач. Реализация деятельностного принципа позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
- Принцип системного подхода, позволяющий реализовывать проблему сопровождения в условиях целостного педагогического процесса с опорой на антропологическую парадигму, предполагающую целостный подход к человеку, смещение анализа отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития учащегося в контексте его связей и отношений с другими.
- Принцип комплексного подхода реализуется в двух аспектах:
- предполагает мультидисциплинарный подход в диагностике и коррекции, основанный на взаимодействии различных специалистов (психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, врачей и социальных работников);
- предполагает всестороннее и целостное изучение и воздействие на все стороны психического, речевого развития ребенка (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, всех компонентов речевой функциональной системы).
- Принцип гуманности, заключающийся в создании для каждого ребенка необходимых условий, позволяющих максимально развить его способности, предполагающий веру в возможности ребенка.
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
- Принцип непрерывности сопровождения ребенка в образовательном процессе, обеспечивающий преемственность и последовательность сопровождения, предполагающий завершение работы над проблемой лишь в момент ее разрешения.
Вышеизложенные принципы реализуются через:
- личностно-ориентированный подход как основа психолого-педагогического сопровождения, определяющая при построении модели психолого-педагогического сопровождения приоритетность ориентации на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; данный подход предполагает также ориентацию на потребности, цели и ценности развития личности учащегося, максимальный учет ее индивидуальных особенностей;
- концепцию психического и психологического здоровья учащихся, рассматривающая в качестве предмета работы педагога-психолога проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, которая влияет на состояние ее психологического здоровья, отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в, том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства;
- теорию педагогической поддержки, утверждающую необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности и развития ее "самости", создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и учащегося, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;
- концепции педагогического и психологического сопровождения.
- Основные направления работы
- Научно-методическая работа
- Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и образовательной среды
- Профилактика и оздоровление
- Благоприятный двигательный режим
- Медико-педагогический контроль
- Просветительская работа
- Виды деятельности
I. Урочная деятельность:
1. Уроки учителей-предметников с использованием здоровье сберегающей организации учебного процесса.
- Образовательный процесс должен носить творческий характер. Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроке;
- разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);
- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
- загадок по различным темам.
- Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
- В содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
- В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- Чередование различных видов учебной деятельности:
- опрос учащихся;
- работа с учебником;
- рассматривание наглядных пособий;
- ответы на вопросы;
- решение задач.
- Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:
- метод свободного выбора (беседа);
- активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
- Проведение физкультурных минуток:
- расслабление кистей рук;
- на координацию движений и психологическую разгрузку;
- предупреждение утомления глаз;
- на регуляцию психического состояния.
- Эмоциональный климат на уроке:
- эмоциональная мотивация в начале урока;
- создание ситуации успеха;
- создание благоприятного психологического климата;
- эмоциональные разрядки.
- Экологическое пространство
- озеленение кабинета;
- освещение кабинета;
- проветривание кабинета.
- проведение уроков в разнотрансформируемом пространстве 9вне школы, на пришкольных территориях, в школе вне аудиторий)
- Социализация личности ребёнка
- экскурсии;
- интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья.
2. Физические упражнения в режиме учебного дня (динамические паузы, общешкольная зарядка)
3.Соблюдение гигиенических требований и требований техники безопасности на всех учебных занятиях.
II. Внеурочная и спортивно – оздоровительная деятельность:
- Работа детских объединений спортивной направленности;
- Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;
- Товарищеские встречи по различным видам спорта, как между учащимися различных общеобразовательных учреждений, так и между учителями и учащимися образовательного учреждения;
- Подготовка сборных команд школы для участия в районных, муниципальных и областных спортивных соревнованиях;
- Дни Здоровья;
- Проведение ежегодно «Недели здоровья», посвященной Всемирному Дню здоровья;
- Проведение ежегодно месячника «Здоровое поколение»;
- Акция «Здоровая молодежь – сильная Россия!».
III. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:
- Беседы и лекции;
- Встречи с медработниками;
- Медицинское обеспечение учащихся и сотрудников образовательного учреждения;
- Витаминизация и вакцинация обучающихся и педагогов;
- Оформление классных и школьных «Уголков здоровья»;
- профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки);
- Смотры – конкурсы стенгазет и рисунков по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения;
- Подготовка, обработка и размещение материала в школьную информационную газету «Школьный меридиан», на сайте школы на антиалкогольную, наркотическую и другую тематику по пропаганде здорового образа жизни;
- Консультирование по вопросам здоровья;
IV. Исследовательская работа, мониторинг:
- Анкетирование, создание паспортов здоровья;
- Диагностики обучающихся и родителей;
- Подведение итогов и анализ внутришкольных соревнований.
- Мероприятия по реализации программы
1. Научно-методическая работа |
||||||||
Содержание |
Форма |
Классы |
Ответственный |
Сроки |
||||
Проведение заседаний администрации по вопросам здоровьесбережения и формирования престижа здорового образа жизни |
Совещания, заседания |
|
Администрация |
В течение всего периода 2016- 2019 годов |
||||
Развитие системы мониторинга и оценки состояния здоровья учащихся для анализа их физического развития и физической подготовленности
|
Мониторинг |
|
Администрация |
|||||
Формирование и пополнение школьного методического инструментария по здоровьесберегающим технологиям |
|
|
ШМО, заместители директора |
|||||
Информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья |
Совещания, заседания |
|
Администрация, |
Раз в полугодие
|
||||
Организация родительского всеобуча. Проведение общешкольных и классных родительских собраний по актуализации ценности здоровья
Тематика бесед и родительских собраний:
10. «Эти трудные подростки» 11. «Социальный вред алкоголизма»
психические особенности юношей и девушек 15-17-летнего возраста»
|
Родительские собрания |
1- 4
5-8
9-11 |
Администрация, классные руководители |
По плану работы ежегодно |
||||
Проведение педсоветов, семинаров по проблемам здоровьесбережения |
Педсоветы, семинары |
|
Администрация, социальный педагог, психолог |
|||||
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и образовательной среды |
||||||||
Неукоснительное соблюдение воздушно-теплового и светового режима в учебных помещениях |
|
|
Администрация, педагогический коллектив |
Постоянно
|
||||
Поддержка зеленой зоны в рекреациях, интерьерный дизайн, создание комфортной внешней среды в кабинетах |
|
|
Администрация, педагогический коллектив |
|||||
Создание благоприятного психологического климата в классах |
|
|
Педагогический коллектив, психолог |
|||||
Соблюдение адаптационного периода у учащихся после продолжительных пропусков по болезни и временного освобождения от физкультуры |
|
|
Психолог, педагогический коллектив, учителя физкультуры |
|||||
Контроль за соблюдением физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, направленных на преодоление гиподинамии |
Физкультминутки |
|
Администрация, педагогический коллектив |
В течение всего периода 2016- 2019 годов |
||||
Составление расписания уроков с учетом шкалы трудности предметов |
|
|
Администрация |
|||||
Сопровождение адаптационного периода учащихся 1-х,5-х, 10-х классов и вновь прибывших учащихся к новым образовательным условиям |
|
1, 5, 10 |
Педагогический коллектив, психолог |
|||||
3. Профилактика и оздоровление |
||||||||
Регулярное прохождение диспансеризации учащимися |
Диспансеризация |
1-11 |
Фельдшер школы |
Ежегодно |
||||
Индивидуализация спортивных нагрузок детей и подростков в соответствии с группой здоровья |
|
1-11 |
Учителя физкультуры |
Постоянно |
||||
Совершенствование организации санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима |
|
|
Администрация, фельдшер школы |
|||||
Проведение мероприятий по вакцинации и витаминизации детей и подростков |
Вакцинация |
1-11 |
Фельдшер школы |
В течение всего периода |
||||
Консультирование (помощь специалистов: педагога- психолога, логопеда, фельдшера, учителя физкультуры) |
Лектории, семинары, беседы, тренинги |
|
Заместитель директора по ВР курирующий воспитательную работу |
Систематически |
||||
4. Благоприятный двигательный режим |
||||||||
Введение в программу физического воспитания разнообразных форм оздоровительной деятельности |
|
1-11 |
Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры |
В течение всего периода 2016- 2019 годов |
||||
Развитие спортивного общественного движения, как средства духовно-нравственного воспитания школьников через проведение соревнований, праздников, конкурсов, викторин |
Соревнования, праздники, конкурсы, викторины |
|
||||||
Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики
|
|
1-11 |
Учителя физкультуры |
Постоянно |
||||
Подготовка и участие школьных команд по различным видам спорта в районных и областных соревнованиях |
|
1-11 |
Учителя физкультуры |
|||||
Регулярное проведение соревнований по видам спорта, товарищеских встреч, турниров, фестивалей, дней здоровья, подвижных перемен Традиционные спортивно-оздоровительные массовые мероприятия ежедневная утренняя зарядка шахматные баталии на переменах туриада дни здоровья «тематические пятницы» спортивного и оздоровительного направления активные перемены
Соревнования: - по плаванию - по пионерболу - по волейболу - по баскетболу
|
Соревнования, товарищеские встречи, турниры, фестивали, дни здоровья, подвижные перемены |
1-11 |
Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры |
По плану воспитательной работы |
||||
Организация спортивных секций |
|
1-11 |
Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры |
Постоянно |
||||
Презентация новых форм и способов формирования престижа здорового образа жизни |
презентация, обмен опытом |
|
Администрация, педагогический коллектив |
Постоянно |
||||
Динамические паузы |
Зарядка, прогулка |
|
Педагогический коллектив |
|||||
5. Медико-педагогический контроль |
||||||||
Установление показаний и противопоказаний к занятиям физкультурой |
Медосмотр |
1-11 |
Фельдшер школы |
Не реже 1 раза в год |
||||
Санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований |
Контроль |
1-11 |
Фельдшер школы |
Регулярно |
||||
Санитарно-просветительная работа |
Беседа |
1-11 |
||||||
Вакцинация и витаминизация детей и подростков |
Вакцинация |
1-11 |
||||||
Врачебные консультации по ЗОЖ |
Консультация |
1-11 |
Приглашённые специалисты |
По мере необходимости |
||||
Лечебные мероприятия |
|
1-11 |
|
|||||
Профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и соревнованиях |
Профилактические мероприятия |
1-11 |
Учителя физкультуры |
Постоянно |
||||
Индивидуальная и групповая коррекция психомоторных расстройств |
Беседа |
1-11 |
Психолог |
По мере необходимости |
||||
Тренинги по применение методов релаксации |
Психологический тренинг |
1-11 |
||||||
Психологические занятия, индивидуальные консультации, развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния (по запросу) |
занятия, консультации |
1-11 |
В течение всего периода |
|||||
Ведение индивидуальной карты развития ребенка и оказание помощи в создании благоприятного нравственно-психологического климата в классах, школе |
|
1-11 |
Фельдшер школы, классные руководители, психолог |
Постоянно |
||||
6. Просветительская работа |
||||||||
1. Часы общения: - «Почему важно быть здоровым» - «Умение отвечать за свое здоровье» - «Что такое здоровье? (физическое, духовное, психическое)» - «Спорт в моей жизни» - «Основные способы закаливания» - «Нет вредным привычкам» - «Курение – это плохо» - «Злой волшебник – алкоголь» - «Наркотик - болезнь и гибель человека» - «Как отучить себя от вредных привычек» |
Час общения, час вопросов и ответов |
1-11 |
Фельдшер, приглашённые специалисты классные руководители, психолог, социальный педагог |
В течение всего периода 2016- 2019 годов |
||||
2. Творческие конкурсы: - рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» - «Мы здоровыми растем» - плакатов «Не лезь в бутылку» - «Курение – коварная ловушка» - листовок «Здоровье – это…» - «Пока не поздно!!!» |
Рисунки, плакаты, листовки |
1- 4
5-8 9-11 |
Классные руководители |
По мере необходимости |
||||
3. Тематические классные часы: - «Режим дня» - «Уход за зубами» - «Забота о глазах» - «В гостях у Мойдодыра» - «Один дома» - «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - «Правильное питание» - «О витаминах» - «Правильная осанка» - «Пожарная безопасность в школе и дома»
- «Как предостеречь себя от вредных привычек?» - «Кто нас лечит?» - «Прививки от болезней» - «Что нужно знать о лекарствах» - «Утомление и переутомление» - «Учимся отдыхать» - «Как сделать сон полезным» - «Движение – это жизнь» - «Как организовать свой отдых после уроков» - «Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами» - «Укусы зверей, змей, насекомых» - «Оказание первой помощи при простых травмах» - «Мой компьютер – плюсы и минусы»
- «Принципы рационального питания» - «Здоровые привычки - здоровый образ жизни» - «От чего зависит рост и развитие организма» - «Физические особенности развития мальчика и девочки» - «Твоя нервная система» - «Питание и восстановление» - «Пищевые добавки и витамины» - «Стрессы и их влияние на здоровье» - «Правильное дыхание» - «Привычки и здоровье» - «Токсичные вещества и ПАВ» - «Умение управлять собой» - «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?» - «Компьютер в жизни человека» - «Мальчик или мужчина» - «Великий женский секрет» - «Эмоции и двигательная активность» - «Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек»
- «Видео-диспут по профилактике ранней беременности «Чья сторона» - «Никотин, алкоголь, наркотики» - «Питание и здоровье» - «Кризисные состояния у подростков» - «Экзамены без стресса» - «Профилактика и преодоление вредных привычек (наркомания, алкоголь, курение, токсикомания)» - «Гипертония» - «Внимание, СПИД!» - «Компания в жизни старшеклассника» - «Лекарственные вещества и рекомендации по их приему» - «Пивной алкоголизм - беда молодых» - «Вредные привычки «да» и «нет» - «О пользе закаливания» - «В здоровом теле – здоровый дух» - «Свет мой, зеркальце, скажи…» (о вреде и пользе косметики) - «Биодобавки: польза или вред» - «Закаливание организм |
Беседа (этическая, нравственная), диспуты, встречи с интересными людьми, викторины (по различным областям знаний), дискуссии (на заданные темы), КВНы, игры (путешествия, ролевые), тренинги, читательские конференции, театральные постановки |
1- 2
3-4
5-8
9-11 |
Фельдшер, приглашённые специалисты, классные руководители |
В течение всего периода 2016- 2019 годов |
||||
4. Беседы по теме: «Гигиена школьника» - «Чтобы зубы не болели» - «Беречь глаз как алмаз» - «Да здравствует мыло душистое» - «О хороших привычках» - «Умеем отдыхать» - «Загадки доктора Айболита» - «Ты и телевизор» - «ТВ + здоровье» - «Твой режим дня» - «Не видать грязнулям счастья»
- «Здоровые привычки – здоровый образ жизни» - «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» - «Кто наши враги» - «О спорт, ты мир» - «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - «Режим питания» - «Вредные привычки и их преодоление» - «Пока горит свеча» - «Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек» - «Бросай курить – ты уже не маленький» - «Память: как ее тренировать» - «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека» - «Сотвори сам себя» - «Нет наркотикам» - «О ВИЧ-инфекции»
- «Зависимость здоровья человека от окружающей среды» - «Вредные привычки и здоровье человека» - «Здоровье человека XXI века» - «Гармония тела и духа» - «Кушайте на здоровье» - «Прелести “свободной любви”» - «Умение управлять собой» - «Крик о помощи» - «Прощайте, наркотики!» |
Беседа |
1- 4
5-8
9-11
|
Фельдшер, приглашённые специалисты классные руководители, психолог, социальный педагог |
В течение всего периода 2016- 2019 годов |
||||
5. Анкетирование по здоровому образу жизни: - «Анкета для детей 7 – 11 лет» - «Анкета по ЗОЖ для подростков 12-15 лет» - «Подросток и курение 16-17 лет» - «Анкетирование учащихся 8-11-х классов по вопросам профилактики ПАВ» |
|
2-4 5-8
9-11 |
|
В течение всего периода 2016- 2019 годов |
||||
- Планируемые результаты
Для учащихся начальной школы
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
(Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний)
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Для учащихся основной школы
Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни:
(Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества)
- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- начальный опыт участия в пропаганде безопасного уклада школьной жизни;
- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
- знание основных социальных моделей, вариантов здорового образа жизни;
- знание норм и правил, законодательства в области и здоровья;
- знание традиций нравственно-этического отношения к здоровью в культуре народов России;
- умение выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для здоровья человека;
- знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
- формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
- отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
- умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
- проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране, заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
- овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением проблем здоровья людей;
Для учащихся средней школы
Воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни:
(Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия)
- устойчивое ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, духовного (нравственного состояния личности), социально-психологического (качество отношений в семье, школьном коллективе, других социальных общностях, в которые включен подросток);
- осознание непосредственного влияния нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- умение выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни, как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности; при взаимодействии с людьми, адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
- умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
- умение преодолевать отрицательное отношение к невыполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физической культурой, спортом, туризмом;
- знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
- опыт участия в спортивных соревнованиях, туристических походах, мероприятиях санитарно-гигиенической направленности;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
- умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
- опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем здоровья и путей их решения.
- Модель выпускника в области здоровьесбережения
Модель выпускника начальной школы
- ценностное отношение к сохранению здоровья;
- знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий;
- знание способов здоровьесбережения;
- получение опыта здоровьесбережения;
- овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни;
- соблюдение режима дня;
- стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Модель выпускника основной школы
- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
- формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
- развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
- овладение простейшими туристическими умениями и навыками;
- знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;
- способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования;
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей.
Модель выпускника средней школы
- стремление к физическому совершенству;
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- знание механизмов и способов поддержания здоровья;
- отсутствие вредных привычек;
- знание и владение приёмами и способами оздоровления своего организма;
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
- пропаганда здорового образа жизни.
- Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля:
- мониторинг результативности выполнения программы;
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;
- опросы учащихся, родителей, педагогов;
- общественная оценка качества работы школы – анкетирование всех участников образовательного процесса;
Критерии оценивания полученных результатов:
- соответствие организации образовательного процесса, материально-технической базы требованиям СанПиНа;
- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей работой школы по сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- снижение количества детей, соматически ослабленных и имеющих высокий уровень тревожности;
- увеличение количества субъектов образовательного процесса, определяющих здоровье как одну из основных жизненных ценностей;
- повышение компетентности субъектов образовательного процесса в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
- степень участия учащихся образовательного учреждения в акциях по пропаганде здорового образа жизни;
Основные параметры эффективности действия программы:
- состояние физиологического благополучия ученика и учителя – «Я могу»;
- состояние психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса – «Я хочу»;
- состояние социально-нравственного здоровья человека – «Я должен».
Мониторинг
Цель: повышение эффективности управления реализацией программы.
Задачи:
- сбор и накопление информации;
- анализ данных;
- систематизация информации;
- соотнесение показателей с ожидаемым результатом;
- коррекция деятельности.
Методы диагностики:
- наблюдение;
- административный контроль;
- медицинский осмотр;
- анализ диагностической карты уровня воспитанности и социальной зрелости учащегося;
- анализ документации классных руководителей по вопросам реализации программы «Здоровье»;
- анкетирование учащихся, родителей по тематике программы.
Мониторинг включает в себя исследование состояния здоровья и физического развития учащихся, навыков здорового образа жизни, наличия вредных привычек.
Циклограмма мониторинга
№ п/п |
Содержание |
Ответственный |
Сроки |
|
Динамика индивидуального физического развития учащихся (по результатам тестирования по легкой атлетике) |
Учителя физкультуры |
Сентябрь, май |
|
Мониторинг состояния здоровья учащихся (по результатам ежегодного углубленного осмотра учащихся) |
Фельдшер школы |
По плану фельдшера школы |
|
Мониторинг уровня здоровья (по группам здоровья и физкультурным группам посредством анализа медицинских карт) |
Фельдшер школы |
По плану фельдшера школы |
|
Мониторинг заболеваемости учащихся (анализ медицинских справок) |
Фельдшер школы |
По плану фельдшера школы |
|
Мониторинг динамики развития навыков и ценностного отношения учащихся к своему здоровью |
Классный руководитель |
Октябрь, апрель |
|
Мониторинг по определению отношения учащихся: - к курению (5-9 классы, наблюдение) - к вредным привычкам (8-11классы, анкетирование) |
Социальный педагог, психолог |
|
- Показатели эффективности реализации программы
№ п/п |
Эффекты |
Показатели по направлениям |
1 |
Общие |
Высокие показатели здоровья участников образовательного процесса. На всех этапах образовательного процесса реализуются здоровьесберегающие технологии. Обучающиеся ориентированы на здоровый образ жизни. Ведется комплексный мониторинг здоровья обучающихся. Создание здоровьесберегающей среды. |
2 |
Социальные |
Созданы условия для занятий физической культурой и спортом. Образовательная среда носит адаптивный характер. Повышение уровня комфортности школьной инфраструктуры. Системно ведется пропаганда здорового образа жизни. Ведется работа по профилактике травматизма и снижению заболеваемости. |
3 |
Партнерство |
Школа активно сотрудничает с организациями здравоохранения, внешкольными учреждениями дополнительного образования Обучающиеся информированы о работе спортивных секций и проведении спортивных мероприятий. Позиция школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся представлена в средствах массовой информации, на сайте школы |
- Методическое обеспечение программы
Список использованной литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
- Районная программа «Здоровье»
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
- Программа воспитания и социализации обучающихся на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Акимова М. К., Гуревич К. М. Психологическая диагностика // СПб.: Питер, 2003.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: - М.: МПСИ, 2004. – 240с.
- Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости, М.: 2007. – 159 с.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. – М.: Феникс, 2011. – 178 с.
- Истомина, А. В. Модернизация здоровья, как форма обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования // Воспитание школьников. – 2011. – № 4. – С. 8 – 12.
- Зайцев, Г.К. Твое здоровье – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 112с.
- 1Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. – СПб.: ООО Книжный дом, 2008. – 224с.
- Формирование здорового образа жизни у школьников: планирование, система работы / авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 170с.
- Календарь школьных праздников/Авт.сост.С.И.Лобачева и др. – 2-е изд.-М.: 5 за знания, 2008. – 288 с.
- Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.
- Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. – М.: Издательство МПСИ, 2003. – 224с.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 5-7 классы, Вако, 2009.
- 1Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Науменко Ю. В. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы / Ю. В. Науменко // Интеграция образования : науч.-метод. журн. – 2007. - N3/4. – С. 49 – 55
- Обухова А.А. Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М: ТЦ «Сфера», 2001.
- Павлова М. А.. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. Саратов 2005 г.(http://health.best-host.ru)
- Сайфутдинова, Е. В. Проект «Здорово живем» // Классый руководитель. – 2011. – № 2. – С. 6-12.
- Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. – М.АРКТИ,2003. – 270с.
- Факел Гиппократа /Редактор-составитель Л.И.Жук – Мн.: Красико-Принт, 2006. – 128 с.(Праздник в школе)
- Формирование здорового образа жизни российских подростков: для кл. руков. 5-9 классов / ред. Л. В. Баль. - М. : Владос, 2002. - 192 с. ( ISBN 5-691-00797-1)
- Черноярова, О. Д. Здоровый образ жизни – экология души // Классный руководитель. – 2011. – № 5. – С. 34 – 40.
- Интернет-ресурсы
Анкеты для участников образовательно-воспитательного процесса
1. «Что вы знаете о своём здоровье?» - для учащихся
2. «Самооценка образа жизни учителя»
3. «Отношение к здоровью»
4. «Ваши жизненные приоритеты»
5. «Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем»
6. «Средства оптимизации своего здоровья».
Медиатека для наглядно–образного восприятия материала, сопровождающих урочную и внеурочную деятельность по ЗОЖ
Создание обучающимися коллекции презентаций по пропаганде и формированию культуры ЗОЖ: «Курение глазами химика», «Долой вредные привычки!», «Тебе жить!», «Формула здоровья», «Красота и здоровье», «Кальций на страже здоровья».
Наличие видеороликов: «Песня о вреде курения», «Вся правда о вреде курения», «Вред алкоголя. Взгляд изнутри», «Алкогольный террор России» (лекция профессора В. Г. Жданова)
Творческие работы обучающихся по формированию ЗОЖ
1. Исследовательские проекты
2. Реферативная работа с элементами исследования
3. Проекты – буклеты:
Библиотека классных часов, часов общения, бесед, родительских собраний и всеобучей
- Тезаурус
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Здоровый образ жизни – осознанно реализуемый устойчивый способ жизнедеятельности человека, соответствующий его генетически обусловленным особенностям и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное выполнение им социально-биологических функций и активное долголетие.
Здоровьесозидающая образовательная среда – совокупность компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии – образовательные технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактический характер и направленность на формирование здорового образа жизни.
Индивидуальное здоровье человека – здоровье каждого отдельно взятого человека; системное многоуровневое понятие, в его структуру входят соматические, психические, социальные, нравственные компоненты.
Культура здоровья – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
Медицинское обеспечение образовательной среды и образовательного процесса – проведение профилактических мероприятий накануне прогнозируемого роста заболеваний, осуществление контроля за соблюдением в образовательном учреждении санитарных норм и гигиенических требований, обеспечение необходимого и дополнительного оздоровительного оборудования, построение рациональных учебных режимов на основе изучения функциональных состояний учащихся .
Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды – система организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся, а также распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных.
Образование учащихся в области здоровья и здорового образа жизни – формирование у учащихся мотивации здорового образа жизни и выработка индивидуального здоровьесозидающего стиля жизни посредством модификации содержания обучения с использованием разных моделей: внедрения отдельного предмета, включения соответствующих аспектов в базисные учебные предметы, разработки системы воспитательных мероприятий, индивидуального и группового консультирования и т.п.
Повышение готовности педагога к здоровьесозидающей деятельности – формирование у педагога как установки на сохранение и укрепление собственного здоровья (личностный компонент готовности), так и профессиональной позиции и моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Просвещение родителей в области здоровья и здорового образа жизни – взаимодействие с родителями учащихся по проблемам обеспечения здоровья и образа жизни семьи в различных организационных формах: лектории, семинары, тренинги, консультирование, организация совместной деятельности и т.п.
Совершенствование содержания и форм физического воспитания – построение всех организационных форм физического воспитания в образовательном учреждении на здоровьесозидающей основе, а также создание физкультурно-оздоровительной среды для самостоятельной активности учащихся.
Создание условий для здорового питания в образовательном учреждении – формирование у участников образовательного процесса индивидуального обоснованного стиля пищевого поведения на основе использования в пищу продуктов и пищевых добавок естественного происхождения, а также самоанализа, позволяющего проводить оценку полезности употребляемых продуктов питания для собственного здоровья.
Служба здоровья образовательного учреждения – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
Социально обусловленные заболевания – заболевания, на распространение которых существенное влияние оказывают социально-экономические факторы. К ним относятся: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекция, гепатиты сексуально-трансмиссивные или гемоконтактные, а также алкоголизм, наркомании и токсикомании, которые являются благоприятным фоном для быстрого их распространения.
Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру.
Факторы риска здоровья — это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно.
Физическое здоровье – это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции.