Комплексная спортивно-оздоровительная программа лагеря дневного пребывания «Страна чудес»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

Согласовано:

Председатель УС

_____________А.Н.Вагин

Протокол  от

Утверждаю

Директор МАОУ «Голышмановская

СОШ №2»

____________Казанцева Н.И.

«___»______2013г №___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Путешествие по тропе    здоровья»

 

 

Комплексная   спортивно-оздоровительная программа

лагеря дневного пребывания

«Страна чудес»

(июнь)

 

 

 

 

 

 

 

Составила:  Скареднова И.В.,

начальник лагеря 1 смены,

учитель начальных классов

 

 

 р.п. Голышманово, 2013 г.

Оглавление

 

Разделы

страница

1.

Паспорт программы

3-5

2.

Оглавление

2

3.

Перечень организаторов программы

6

4.

Обоснование программы, актуальность

6-8

5.

Цель и задачи программы

9

6.

Основное содержание программы

9-12

7.

Участники программы

12

8.

Сроки действия программы

12

9.

Механизмы реализации программы

12-20

9.1

Принципы

12-13

9.2

Формы

13-15

9.3

Методы

15-16

9.4

Сюжетно-игровая модель

16-20

9.5

Календарный план работы

20

10.

Условия реализации программы

20-26

10.1

Ресурсное обеспечение

20

10.2

Кадровое обеспечение

21

10.3

Информационно-методическое обеспечение

22

10.4

Мотивационное обеспечение

22-23

10.5

Материально-техническое обеспечение

23-24

10.6

Социальное обеспечение

25

10.7

Финансовое обеспечение

25

11.

Факторы риска

25

12.

Ожидаемые результаты и критерии их оценки

25-26

13.

Мониторинг реализации программы

26-28

14.

Список литературы

29

15.

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта программы

«Путешествие по тропе здоровья»

 

1.

Номинация,                в которой заявлена программа

Комплексная программа по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих летний отдых детей и отдых детей  в лагерях дневного пребывания.

2.

Полное название программы

Комплексная спортивно-оздоровительная программа

«Путешествие по тропе здоровья » летнего лагеря с дневным пребыванием  детей  «Страна чудес»

3.

Цель программы:

способствовать формированию  здорового безопасного образа жизни и повышению уровня экологической культуры.

4.

Адресат проектной деятельности                (для кого, количество участников, география участников)

Для  50 детей начального и  среднего  звена общеобразовательного учреждения.

 

Обучающиеся  МАОУ «Голышмановская СОШ №2» в возрасте от 6,5 до 16 лет

5.

Сроки  реализации программы,                   этапы:

2012-2013 учебный год

Январь – май  2012-2013 уч. года - подготовительный период

 июнь 2012-2013 уч. года  -  реализация программы

июль-август 2012-2013 уч. года  --  аналитический

6.

Направление деятельности,  

направленность программы.

Содержание программы «Путешествие по тропе здоровья» реализуется по следующим направлениям:

l    Спортивно-оздоровительное;

l      Творческое;

l      Экологическое;

l      Интеллектуально-патриотическое направление.

   Программа «Путешествие по тропе здоровья» направлена на восстановление, укрепление, сохранение здоровья детей, через реализацию медико-профилактических, оздоровительных, спортивных, культурно-досуговых мероприятий, способствует уровню экологической культуры.

7.

Краткое содержание программы:

Основная идея смены - путешествие по тропе здоровья. Главная задача участников: помочь жителям царства-государства страны Здоровячков.

8.

Ожидаемый  результат

1. привитие навыков здорового безопасного образа жизни;

2.повышение интеллектуально-патриотических  качеств личности;                               3. улучшение уровня экологической культуры;                                                                              4. развитие творческих качеств личности;                                                      5. освоение новых моделей эффективного коллективного поведения, навыков сотрудничества.

9.

Название организации.                       

 

Автор и руководитель программы.

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение  «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» Тюменской области, РФ.                                                                                              

Скареднова И.В. – учитель начальных классов, начальник ЛДП 1 смены лагеря «Страна чудес» МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

10.

Почтовый адрес организации,                  автора программы.

627300, р.п. Голышманово, Голышмановский район, Тюменской области, ул. Комсомольская, 86

11.

Ф.И.О. руководителя организации

Казанцева Наталья Ивановна

12.

Телефон, факс с указанием кода населённого пункта, электронный адрес организации

8-345-46-2-53-08

 

gol.shool2 @rambler.ru

13.

Имеющийся опыт реализации подобных программ.

 

Дата создания программы

2006-2012г.г.

 

 

 

Январь, 2013 г.

14.

Финансовое обеспечение           проекта

Оплата питания детей -  целевое использование бюджетных средств из Департамента социального развития.

Оплата культурно-массовых мероприятий, призовой фонд - средства родителей.

15.

Особая информация и примечание

Программа разработана на основе типовой программы «Здоровье». Автор: Чупаха И.В.

 

 

Примечание:

  1. При составлении плана реализации не учитывались представления цирка, поездки в г. Ишим, Тюмень.
  2. В ходе работы летнего лагеря и в планировании возможны изменения, так как не известны сроки начала сезона, и дни могут варьироваться.
  3. В случае неблагоприятных погодных условий  все мероприятия лагеря будут проходить на базе школы, межведомственных учреждений, учреждений дополнительного образования.

 

 

  1. 3.     ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОГРАММЫ

 

  • Департамент социального развития Тюменской области;
  • Педагогический коллектив МАОУ «Голышмановская СОШ №2» (администрация школы,  начальник лагеря, социальный педагог, завуч по воспитательной работе)
  • Родители (законные представители).                                         

 

  1. 4.     ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ, АКТУАЛЬНОСТЬ.

 

Комплексная программа «Путешествие по тропе здоровья» обеспечивает полноценный летний отдых, укрепление здоровья  детей  в лагере дневного пребывания и  представляет систему действий и мероприятий, увязанных между собой по содержанию, срокам и ресурсам.

Программа  «Путешествие по тропе здоровья» составлена на основе типовой программы «Здоровье» (автор:Чупаха И.В), разработана в соответствии с местными условиями и  апробирована будет в лагере дневного пребывания МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» в летний период на 1 смене в июне месяце 2012-2013 учебного года.  

По продолжительности  программа «Путешествие по тропе здоровья» является краткосрочной, т. к. реализуется в течение одной лагерной смены (18 календарных дней за исключением субботы и воскресенья), ежедневное пребывание в лагере сводится к 7 часам.  что это оптимальное время бодрствования ребёнка в сочетании с  дневным сном.

Программа ЛДП «Путешествие по тропе здоровья» составлена для воспитанников как логическое продолжение воспитательно-образовательной программы  школы в области всестороннего развития личности обучающихся.                                                     

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях общеобразовательного учреждения; (соцопрос, анкетирование)
  • необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала несовершеннолетних, родителей и педагогов в реализации цели и задач программы;
  • необходимостью реализации прав детей на полноценный отдых, оздоровление, занятость в летнее каникулярное время в рамках общеобразовательного учреждения.

          Программа  «Путешествие по тропе здоровья»  разработана на основе  законодательных нормативно-правовых документов РФ, Тюменской области, Голышмановского района, МАОУ «Голышмановской СОШ №2». (Приложение1)

В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе подчёркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей. Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и школой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.

Изучив материалы о состоянии здоровья детей в России,  проанализировав показатели медицинской статистики уровня здоровья подрастающего поколения нашей школы, (Приложение 2 ) - сделала вывод, что в настоящее время общество сталкивается с ухудшением здоровья, ослаблением иммунитета детей. Это связано с экономическим, социальным неблагополучием многих семей, плохой экологической обстановкой.

Анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д.  

 - отклонения в состоянии опорно-двигательной системы: страдают 48%  учащихся.
- заболевание органов дыхания: страдают 24% учащихся.
- нарушение зрения: страдают 12% учащихся.
- нервно-психическими расстройствами: страдают 3% учащихся.                                                               

Сохранение физического, психического и нравственного здоровья является одной из главных задач любого образовательного учреждения. Осознав важность именно этих проблем,  возникла необходимость создания программы, направленной на формирование  здорового безопасного образа жизни и повышение уровня экологической культуры.

        Понятие "здоровье" в программе рассматривается комплексно:

  • физический аспект здоровья - физическая подготовка, умение преодолевать усталость, подвижный образ жизни, здоровье позволяет ему справляться с любой нагрузкой;
  • интеллектуальный аспект здоровья - хорошие умственные способности, необходимые знания, любознательность, самообучаемость;
  • нравственный аспект здоровья - потребность подчинять свое поведение общественным нормам и требованиям морали, самокритичность;
  • социальный аспект здоровья - коммуникабельность, умение жить в социуме, повышая уровень экологической культуры;
  • эмоциональный аспект здоровья - уравновешенность, отсутствие негативных эмоций, напряжения, стрессов.

Считаю, что программа «Путешествие по тропе здоровья» чрезвычайно актуальна, так как решает проблемы эффективного противостояния негативным факторам, которые стремительно заполняют жизненное пространство вокруг ребёнка. В этом заключается социальная целесообразность программы. Актуальность программы ещё и  в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки, которые используют в повседневной жизни

              Педагогическая целесообразность программы ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост, способствует формированию  здорового безопасного образа жизни и повышению уровня экологической культуры. 

                            Инновационный подход, значимость программы  состоит в идее гармоничного сочетания оздоровительных, укрепляющих  и профилактических методик, что позволяет обучать и воспитывать  детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, способам сохранения и укрепления здоровья, повышению уровня экологической культуры.                                                                                             Вовлечение в воспитательный процесс родителей и общественности помогает разнообразить досуг детей. 

 Новизной в этой программе является сотрудничество, сотворчество с разными учреждениями посёлка, учреждениями дополнительного образования, межведомственными учреждениями.

                    В рамках программы реализуются клубные формирования по здоровье сбережению и творческому развитию детей, что помотает сделать отдых несовершеннолетних более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.

Для реализации программы определены цель и задачи. 

  1. 5.     ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы: способствовать формированию  здорового безопасного образа жизни и повышению уровня экологической культуры.

Задачи программы:

1) формировать   навыки здорового безопасного образа жизни;

2) способствовать развитию интеллектуально-патриотических  чувств через  проведение культурно-досуговых мероприятий; 

3)  формировать уровень экологической культуры;

 4) способствовать развитию творческого потенциала; 

5) развивать личностные качества и навыки сотрудничества.

 

  1. 6.     ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

Содержание программы «Путешествие по тропе здоровья» реализуется  по следующим направлениям:

l    Спортивно-оздоровительное направление;

l      Творческое направление;

l      Экологическое;

l      Интеллектуально-патриотическое направление.             

Программа «Путешествие по тропе здоровья» направлена на восстановление, укрепление, сохранение здоровья детей, через реализацию медико-профилактических, оздоровительных, спортивных, культурно-досуговых мероприятий, способствует уровню экологической культуры.

    Основное содержание программы реализуется по этапам.

I. Подготовительный этап (январь-май). 

 Деятельностью этого этапа является: 

1. Рассмотрение вопроса организации летней оздоровительной кампании 2013 на заседании штаба воспитательной работы,                                                      2.Утверждение программы летней оздоровительной кампании на педсовете.                                                                                           3. Утверждение программы «Путешествие по тропе здоровья» лагеря дневного пребывания  «Страна чудес» на педсовете. 

4. Составление графика отпусков.                                                          5. Подбор кадров для работы в лагере. 
6. Рассмотрение вопроса летней оздоровительной кампании на родительских собраниях.                                                                    7. Составление списков воспитанников лагеря.                                              8. Составление необходимой документацию                                             9. Обеспечение условий реализации программы.                                   10. Подготовка материально-технической базы
(см. Приложение 3)

2. Основной этап (июнь).

Проведение основного этапа работы лагеря «Страна чудес» делится              на 2 этапа:  

  • организационный: деление на отряды, выявление запросов и желаний родителей и воспитанников от пребывания в лагере, знакомство с режимом работы лагеря и правилами; оформление уголков отрядов, формирование законов и условий совместной работы,  проведение инструктажей по безопасности, проведение мероприятий по организации коллектива и т.д.

  • основной: Обеспечение условий реализации программы. Формирование потребности в здоровом образе жизни, осуществление образовательной, оздоровительной; культурно-досуговой деятельности; методической работы с воспитателями, вожатыми. Воспитанники развивают способность доверять себе и другим, развивая интеллектуально-патриотические качества своей личности; укрепляют своё здоровье через реализацию медико-профилактических, оздоровительных, спортивных, культурно-досуговых мероприятий.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов выполняется по разработанной карте диагностических методик для изучения личности воспитанников летнего оздоровительного лагеря «Страна чудес»

 

3.Аналитическая деятельность (июль-август)


Проведение закрытия смены; сбор отчетного материала; - выпуск видео дневника. Проведение анкетирования родителей и воспитанников лагеря на предмет реализации их запросов и желаний работы лагеря, анализ реализации программы и выработка рекомендаций. Использование отзывов и предложений педагогического коллектива, родителей и воспитанников лагеря при планировании организации лагерных смен лета 2014. 

 

Разработан механизм обратной связи - диагностика настроения участников смены. 

Для ежедневной диагностики настроения сделаны человечки здоровья «Малыши - крепыши» Вначале настроение определяется индивидуально, затем оговаривается в отряде и по итогам вносится в отрядный уголок «Настроение в отряде». На основе преобладающего эмоционального фона в отрядах заполняется обще лагерный «Экран настроения».

Условные обозначения настроения, (Приложение 4 )

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста каждого воспитанника смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Рейтинг определяется ежедневно в конце дня, где каждому участнику по итогам дня присваивается бонус (рожица) - символ рейтинга (радостная или спокойная. Спокойная - нигде не участвует. Радостная – активный участник всех дел лагеря). Еженедельно определяется самый активный, спортивный, ловкий и присваивается звание «Кумир недели».  Фамилия  жителя царства-государства страны Здоровячков вносится в Книгу Почёта лагеря. В конце лагерной смены среди «Кумиров недели» выявляются «Кумиры смены». Им представится почётное право стать организаторами КТД «Гимн здоровым, смелым, сильным» и освободить других жителей этой страны от волшебства.

                       В  рамках программы  в течение всей смены ребята могут посетить любое клубное формирование  по своим интересам и потребностям. Занятия в формированиях ведут воспитатели, а помогают им вожатые. Для реализации интересов детей мы предлагаем разноплановые  клубные формирования:

  • Спортивно-оздоровительное направление

- в этом направлении планируются клубное формирование: «Футбол».

l                Творческое направление - направление представлено клубными формированиями: «До-ми-соль-ка. 

l                Экологическое направление  - клубное формирование «Юный эколог».

  • Интеллектуально-патриотическое направление – клубное формирование  «Патриот».             

 

  1. 7.     УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Участники программы:

  • начальник лагеря;
  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
  • старшая вожатая (из числа педагогов школы);
  • воспитанники школы в возрасте от 6,5 до 16 лет. Основной состав лагеря - это обучающиеся начального и среднего звена общеобразовательного учреждения. При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в двух разновозрастных отрядах по 22 человек в каждом в возрасте от 6,5 до 14 лет. Ребята-старшеклассники в возрасте от 14 и не старше 16  организуют третий отряд вожатых в количестве 6 человек;
  • родители (законные представители);
  • инструктор по физическому воспитанию;
  • музыкальный руководитель;
  • вожатые отрядов (из числа старшеклассников школы);
  • библиотекарь;
  • психолог ОМПиС Голышмановского района
  • педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования, межведомственных учреждений.

 

 

  1. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ.

2012-2013 учебный год

Январь – май  2012-2013 уч. года - подготовительный период

 июнь 2012-2013 уч. года  -  реализация программы

июль-август 2012-2013 уч. года  -  аналитический.

 

  1. МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,

 

9.1. ПРИНЦИПЫ

  1. Принцип сотрудничества и сотворчества во всех областях досуговой, творческой, спортивной, экологической, интеллектуально-патриотической деятельности.
  2. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
  3. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
  4. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне и о работе лагеря в целом.

9.2. ФОРМЫ.                                                                                                              Для реализации программы применяются:

1.формы воспитательной работы по количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые .
2. формы воспитательной работы по воспитательным задачам:                       

- формы управления и соуправления  жизнью лагеря ( линейки, митинги, совет органов соуправления и др);
- познавательные формы ( экскурсии, прогулки, фестивали, газеты,  выставки и др.);                                                                                                             -  развлекательные формы  (праздники, концерты, конкурсы и др.).

  1. 1.     Спортивно – оздоровительное направление

                    Формы работы:

  • утренняя гимнастика;
  • физминутки для глаз с использованием ИКТ;
  • пальчиковая гимнастика;
  • закаливание: воздушные и солнечные ванны;
  • встречи с медицинским работником;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках;
  • организация питания воспитанников;
  • спортивные соревнования и праздники;
  • конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»,           

   «Олимпиада – 2014 года в Сочи»;

  • прогулки на свежем воздухе;
  • занятия  на стадионе  «Центральный»;
  •  занятия в тренажёрном зале КДЦ «Родина»;
  • работа спортивной секции «Футбол»;
  • подвижные игры на свежем воздухе;
    • ЛФК;
    • динамические паузы,
    • минутки релаксации;
    • обшелагерные и отрядные  игры на местности;
    • профилактика плоскостопия (солевые дорожки, массаж стоп)
    • утренний круг по теме «Азбука здоровья»;
    • видеоуроки осторожности (правила пожарной   

         безопасности, правила личной безопасности);

  • вечерняя  пятиминутка  «Азбука безопасного  движения»;
  • социально-психологические тренинги.

 

2. Творческое направление.

         Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в поселковых и районных мероприятиях;
  • участие в общелагерных мероприятиях;
  • работа клубных формирований «Умелые руки» и ;
  • конкурсы;
  • викторины.
  • выставки,
  • Фестиваль талантов.
  • реализация совместных творческих проектов.

 

3. Интеллектуально-патриотическое направление

         Формы работы:

  • посещение краеведческого музея: цикл экскурсий     

         «Исторические места и достопримечательности нашего   

         посёлка»

  • беседы к 90-летию образования посёлка;
  • торжественная линейка «День памяти и скорби -                           22   июня»;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной;
  • посещение библиотек (школьной, ЦБС)
  • военно-патриотическая игра «Зарничка».

 

4.Экологическое направление.

                  Формы работы:

  • экскурсии в парк отдыха;
  • работа клубного формирования «Эколог»
  • экологический КВН;
  • библиотечные часы на  экологическую тему;
  • викторины, конкурсы;

 

Система дополнительного образования  оздоровительного лагеря была бы неполной без клубных формирований. Актуальность их в том, что детей в них немного и есть возможность с каждым поработать индивидуально, проанализировать от занятия к занятию его рост, движение. Содержание работы  клубных формирований  реализуется по таким же направлениям деятельности, что и сама программа:

  • · Спортивно-оздоровительное направление;
  •  Творческое направление;
  • Экологическое направление;
  • · .Интеллектуально-патриотическое направление.

Работа клубных формирований в летнем оздоровительном лагере «Страна чудес» в летний период отражена в плане (см. Приложение 5)

9.3. МЕТОДЫ

Программа «Путешествие по тропе здоровья» реализуется с использованием:

- традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии и т.д.);

- метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии и  т.д.); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.

Для реализации программы используются методы, разработанные Г.И. Щукиной:                                                                                                                       - методы формирования сознания;                                                                                         - методы формирования поведения;                                                                                     - методы формирования чувств и отношений.

Одним из важнейших  методов организации воспитательного пространства является создание органов детского соуправления - самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

                Детское соуправление в лагере складывается из деятельности временных и постоянных органов соуправления.

К временным органам соуправления относится деятельность временных творческих и инициативных групп. Всё дети делятся на микрогруппы, по количеству поручений. Меняются поручения через 2-3 дня.

                 Постоянно действующие органы соуправления:

    Группа «Досуг». Эта группа помогает  организовать различные мероприятия, готовиться к большим делам.

    Группа «Оформитель» выпускает ежедневный листок из жизни лагеря.

    Группа «Уют» должна внести свой вклад в оформление места сбора, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.

    Группа «Сюрприз». В течение дня или на вечерней линейке ребята этой группы должны удивить отряд каким-то приятным сюрпризом.

   Группа «Летопись». Описать вчерашний день, красочно оформить страничку дневника-летописи отряда.

     Группа «Экскурсовод». Помогает организовать встречи на предприятия малого бизнеса с целью профориентационной работы.                                              Группа  «Эколог» Создаёт совместный экологический проект.

     Группа «Спорт». Вместе с вожатыми  организует различные спортивные мероприятия, утренние зарядки и другие культурно-массовые мероприятия.

 

 

9.4. СЮЖЕТНО-ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

Сюжетная модель программы.

Основная идея смены - путешествие по тропе здоровья. Главная задача участников: помочь жителям царства-государства страны Здоровячков.

Легенда.

Дети летнего оздоровительного лагеря попадают в страну Здоровячков.  В давние времена в этом царстве-государстве жили  сильные, добрые и трудолюбивые, творческие люди-здоровячки. Они славились своим крепким здоровьем, были дружны, веселы и всё у них получалось, а вокруг была тишь да благодать. В центре  страны Здоровячков жил красивый мускулистый юноша - кумир здоровячков. Все старались быть похожими на своего кумира, ведь этот юноша был не только сильным и здоровым, но и был наделён магической силой, которая охраняла жителей страны от несчастий.

Прошли столетия, никто не помнит когда, и при каких обстоятельствах магическая сила юноши иссякла, а защитные силы жителей-здоровячков ослабли. Все жители этого царства-государства вместе со своим кумиром сейчас находятся в состоянии вечного сна.

Многие пытались вернуть юноше магическую силу, но всё безрезультатно, это под силу только смелым, спортивным, веселым,  творческим и добрым ребятам. Здоровячки ждут пробуждения, но для этого их спасатели должны отправиться в путешествие по тропе здоровья и преодолеть все препятствия. Те ребята, которые берутся за это дело, должны стать жителями страны, активно заниматься спортом, творить добрые дела, любить свою Родину, быть всегда в хорошем самочувствии, заслужить звание «Кумир лагеря» и помочь освободиться от волшебства. Если все воспитанники лагеря будут жить всю смену под девизом «Здоровье – наша цель!», то произойдёт волшебное пробуждение жителей. И вот только тогда все вновь станут счастливыми! Итогом путешествия по стране Здоровячков станет коллективно-творческое дело «Гимн здоровым, сильным, спортивным!».

Карта путешествия вывешивается в первый день смены. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждое отряд ведёт свой путевой дневник, куда заносят, зарисовывают, вклеивают всё самое интересное, с чем встречаются во время испытаний.

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый   день лагеря. В этот день проводится обще лагерная игра, дети попадают в «Долину знакомства» и знакомятся с Указом-приказом страны Здоровячков. Каждый  тематический день путешествия готовит свои сюрпризы и препятствия.    

Игровой словарь.

Вся жизнедеятельность в ЛДП  пронизана духом испытаний    и приключений. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с этим:

Царство-государство страны «Здоровячков»- лагерь.

Жители страны «Здоровячков» – ребята  лагеря.

Здоровяк смены – звание отряда по результатам соревнований.

Кумир лагеря – высокое звание жителей страны Здоровячков.

Путешествие по тропе здоровья – маршрутный лист  ребят

Правитель Царства-государства - начальник  лагеря.

  Хранители здоровья - воспитатели отряда.

Вдохновитель - старший вожатый

Долина знакомства – место для проведения торжественных мероприятий

Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий.

Долина спорта - спортивная площадка лагеря.

Храм искусства - зрительный зал.

Примечание. Терминология дорабатывается в лагере вместе с детьми во время работы смены.

                 Все участники включаются в игру, полную приключений, испытаний и трудностей. У каждого испытания есть свои задания. Ребятам предлагается их пройти: дети  становятся участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Активно участвуя в мероприятиях и работе клубных формирований, изучая уроки осторожности с тётушкой Совой и домовёнком Непослухой, запоминая советы «Азбуки дорожной безопасности», советы утреннего круга по теме «Азбука здоровья» дети зарабатывают золотые, серебряные, бронзовые медали с определённым количеством баллов. Они помещаются на спортивные кубки, что дает возможность возродить магическую силу жителям страны. Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности,  а ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности и экологической культуры. 

 

Этапы реализации игровой модели.

   Вся игра делится на три этапа:

       1. Организационный: «Легенда царства-государства страны Здоровячков. Здоровье – наша цель!»».

   Организационный этап   характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом. Так же проводится первичная диагностика членов команд. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд, выявление лидеров команд, церемония открытия смены. Поднимается флаг сюжетной игры.

 

  1. Основной: «По пути приключений и испытаний».

             Основной период смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются  все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры.  Основным механизмом реализации обще лагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

     На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям. Для успешного решения задач этого периода деятельность детей и вожатых должна иметь  разносторонний творческий характер, быть насыщенной, эмоциональной, а само настроение - романтическим, приподнятым.

       3. Итоговый: ««Гимн здоровым, сильным, спортивным!».

     Итоговый  этап – характеризуется  подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника.  Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого.

Итогом путешествия по стране Здоровячков станет коллективно-творческое дело «Гимн здоровым, сильным, спортивным!».   а также игра «Всё о смене, всё о себе», где можно написать наказ и пожелания ребятам на следующий год, происходит подведение итогов жизни отряда, вручение памятных сувениров лагеря всем участникам игры. Проводится общий большой концерт вожатых, родителей  и детей, закрытие смены, награждение победителей грамотами, анкетирование по отслеживанию результатов игры.

                 Гласность в игре осуществляет «Информационный-центр»: информационное обеспечение после каждого периода - выпуск газеты с фотографиями воспитанников. Информационный центр создаётся из представителей отрядов и утверждается на общем сборе совета жителей. Руководит центром библиотекарь.

   Направление деятельности центра следующие:

  • выпуск газеты», освещающие наиболее важные события из жизни ;
  • оформление летописи о жизнедеятельности  в лагере.                                                                                                        Участники смены являются одной командой, устанавливаются взаимоотношения со взрослыми, здесь ребёнок может само реализоваться. Именно в процессе групповых отношений формируются условия, при которых более успешно проходит процесс социализации. Именно поэтому мы уделяем большое внимание отрядной работе. Она логично вписывается в идею смены и предполагает учёт возрастных особенностей детей, обеспечивает личностный рост каждого ребёнка.

План работы отряда включает в себя:

  • Отрядные дела (для всего отряда);
  • Групповые (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или проведению дел);
  • Межотрядные, направленные на взаимодействие с другими отрядами  лагеря.
  • Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж.                                           Он выражается в:

-названии;

-девизе, которому следует в своей творческой деятельности;

-символах и атрибутах;

-законах и традициях отрядной жизни;

- игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, и т.д.

-оформлении уголка отряда.

Работать и планировать работу в отряде помогает Дневник воспитателя (Приложение 6), (Приложение 7)

 

Система стимулирования.

                 После торжественного открытия лагеря каждый отряд  зарабатывает  кубок, на который приделывает и укрепляет заработанные медали, подсчитывает количество очков и штрафов. (см. Приложение 8) После каждого мероприятия  оценивается участие каждого отряда. Каждый день на тропинке зажигаются маленькие флажки, которые символизируют участие отряда в испытаниях. За победу в различных испытаниях отряд может получить знак успеха (медаль) на свой кубок или заработать штраф. Знаки стимулирования вручаются на линейке (утренней или вечерней).  Задача каждого отряда - собрать как можно больше медалей, чтобы можно было  выявить лучший  отряд  по номинациям: «Самый спортивный», «Самый активный». Используются варианты нематериальных стимулов (см. далее).                                                                                       

 

Соревнование между отрядами.                                                                                                  

            Каждый отряд может заработать самое высокое звание «Здоровяк смены», если в отряде никто за время лагерной смены не болел.  «Листок здоровья» ежедневно заполняется. Итог подводится в конце смены.

 

9.5.  КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ. (См. Приложение 13)

 

 

  1. 1.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

10.1. Ресурсное обеспечение.

Ресурсы

Материальные

Финансовые

Межведомственные

Материально- техническая база                                           МАОУ «Голышмановская СОШ№2»,

 учреждений культуры (КДЦ «Юность», «Родина»), ДШИ, краеведческого музея,  ЦБС,                                      ГИБДД. областной больницы № 11 р.п. Голышманово, ОМПиС Голышмановского района.                                           

Бюджетные  денежные средства, родительская плата, денежные средства Фонда социального страхования.

Педагоги, специалисты            учреждений  культуры (КДЦ «Юность», «Родина»), ДШИ,              краеведческого музея, ГИБДД, областной больницы №11 р.п. Голышманово, ЦБС,

ОМПиС Голышмановского района.

Организация сотрудничества летнего оздоровительного лагеря отражена в схеме. (см. Приложение 9)

10.2  Кадровое обеспечение.

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний. умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения:

- социальный педагог и другие специалисты, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период:

-    вожатые (старшие школьники);

-    приглашённые педагоги-специалисты для проведения мероприятий из межведомственных учреждений, учреждений дополнительного образования;

-    начальник лагеря.

-    психолог ОМПиС Голышмановского района.

-    воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

-    старшая вожатая (из числа педагогов школы);

-    родители (законные представители).                                         

-    Специальные кадры (библиотекарь, преподаватели физической культуры и ЛФК, музыкальный руководитель, медицинский работник) осуществляют специализированную педагогическую и специальную деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов соуправления, для организации досуговых мероприятий.                                                                                                            

Обслуживающие кадры (работники столовой, рабочий,  рабочие по уборке помещений, завхоз и другие) осуществляют деятельность  по  бесперебойной работе лагеря.                                                                                                                                                                                                       

10.3. Информационно - методическое обеспечение программы.

Для реализации целей и задач программы для сотрудников лагеря была подобрана специальная методическая литература, которую можно использовать для практических занятий с детьми:

  • Библиотечка методической литературы по проблемам воспитания и летнего отдыха детей в школьной библиотеке и методкабинете школы;
  • Журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», 2011, 2012 г.г.  и поступающие в 2013г.
  • Газеты для организаторов внеклассной работы «Последний звонок» и «Педсовет». 2011, 2012 г.г.  и поступающие в 2013г.
  • Методические разработки мероприятий из личного архива каждого воспитателя.
  • Материалы сайтов:

- «Вожатый».ги;

- «Каникулы», ги;

- «Солнышко» 1тр://5о1пс1.ее

-«Мурзилка» Нар://\у\у\у.тпт/.'| 1 к а. от»/

- «Познайка мир»://\уу/\у.ро/лаука.ги

- Отдела образования Администрации Голышмановского

муниципального района

-сайт школы  и др.

  • Режим дня.
  • Календарный план-сетка
  • Организация сотрудничества летнего оздоровительного лагеря «Страна чудес» с межведомственными учреждениями и организациями.
  • Тематическое планирование занятий по ПДД, пожарной безопасности, профилактике травматизма, правилам личной гигиены, охране здоровья,
  • Видео уроки тётушки совы и домовёнка Непослухи
  • Карта диагностических методик для изучения личности воспитанников летнего оздоровительного лагеря «Страна чудес».
  • План по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними в лагере дневного пребывания «Страна чудес»

10.4. Мотивационное обеспечение:

- создание комфортной эмоциональной среды, ситуации успеха;                                     -   использование интересных разнообразных  форм и методов работы;              -    система стимулирования;

      Варианты нематериальных стимулов:

  • поднятие флага на линейке;
  • благодарственное письмо родителям;                                                                                                                             
  • исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности;
  • устная благодарность;
  • занесение имени отличившегося в Книгу Почёта и Книгу Рекордов жителей страны Здоровячков.

 

10.5. Материально - техническое обеспечение.

1.     Площадки для проведения различных мероприятий.
2.     Материалы для оформления и творчества детей.
3.     Канцелярские принадлежности.
4.     Аудиоматериалы и видеотехника.
5.    Спортивно-игровой инвентарь.                                                                         6.    Предметы личной гигиены.                                                                            7.     Настольные игры.                                                                                             8.    Призы и награды.

 


 

Применение


Источник финансирования и материальная база


 

Ответственные


Кабинет


Игровые комнаты, комнаты    отдыха


Материальная база школы и родительские средства


Воспитатели отрядов, начальник лагеря


Спортивный

зал


Проведение спортивных мероприятий при условии плохих погодных условий


Материальная                 база  школы


Физорг,

воспитатели


Спортивная площадка

 

 

 

Детская площадка

школы


Проведение спортивных мероприятий, соревнований.

 

Проведение прогулок, подвижных

игр


Материальная                 база школы

 

 

 

 

Материальная                 база школы


Физорг,
воспитатели

 

 

 

Воспитатели отрядов, начальник лагеря


Школьный                   двор


Проведение спортивных и массовых мероприятий

 

Материальная                 база школы


Физорг,
воспитатели

Зелёная зона школы



 

Актовый

зал

Проведение прогулок,

экскурсий

 


Просмотр видеофильмов, концертов, проведение передвижных выставок

 

Материальная                 база школы

 

 

Материальная                 база школы


Воспитатели отрядов, начальник лагеря

 

Воспитатели, музыкальный руководитель


Школьная библиотека



 

Материальная                 база школы


Библиотекарь


Школьная столовая


Приём пищи во время завтрака и обеда


Материальная                 база школы


Начальник лагеря, зав. столовой


Методический кабинет


Творческая мастерская воспитателей и начальника лагеря при подготовке мероприятий, комната отдыха воспитателей


Материальная                 база школы


Начальник лагеря

 

 

10.6.Социальное     обеспечение.

-   тесное сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей и родителей с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление  здоровья воспитанников;

-   предупреждение конфликтных ситуаций, направленных на установление доброжелательных отношений в коллективе;

10.7. Финансовое обеспечение.

Оплата питания детей -  целевое использование бюджетных средств из Департамента социального развития Тюменской области.

Оплата культурно-массовых мероприятий, призовой фонд - средства родителей. Средства родителей (законных представителей) расходуются согласно смете. Затраты на культурно-массовые мероприятия на одного воспитанника и призовой фонд определяются утвержденной сметой по решению родительского собрания. (см. Приложение

 

 

11.ФАКТОРЫ РИСКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Факторы риска

Возможные выходы

1.

Слабая подготовленность вожатых

(неумение общаться с детьми)

Провести разъяснительную работу, разработать документ «Шпаргалка вожатого»

2.

Недостаточная мотивация сотрудников лагеря на решение целей и задач данной программы

Разработать систему стимулирования кадров (материальную, моральную)

3.

Отсутствие взаимодействия           с  социумом.

Налаживание отношений с другими учреждениями дополнительного образования

 

 

12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ.

Ожидаемые результаты соответствуют поставленной цели и  комплексу задач:

1. Привитие навыков здорового безопасного образа жизни;

2.Повышение интеллектуально-патриотических  качеств личности; 3. улучшение уровня экологической культуры;                                                 4. Развитие творческих качеств личности;                                                      5) Освоение новых моделей эффективного коллективного поведения, навыков сотрудничества.

 

Критерии эффективности реализации программы.

Для того чтобы программа «заработала», нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Методами оценки эффективности программы являются:

- опросы  и анкетирование учащихся и их родителей;

- индивидуальные и групповые интервью;

- установление диалоговых отношений между учащимися, учителями, родителями.

 

13. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Мониторинг удовлетворённости работы лагеря на уровне воспитанников, родителей и педагогов. 
В лагере осуществляется следующие виды диагностики:

1. Предварительная диагностика - проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.

Методика «живой» анкеты «Давайте познакомимся!»

Цель: изучение интересов и потребностей ребёнка.

Анкета «Цветок»

Цель: получение первичной информации о ребёнке.

Методика «Волшебное озеро»

Цель: получение информации о качественных поступках ребёнка через его характеристику.

Методика «Семь желаний»

Цель: изучение направленности личности.

Методика « Самый - самый» и анкета «Самооценка»

Цель: изучение самооценки личности.

Рисуночный тест «Какой я?»

Цель: получение информации о характере ребёнка.

  1. Текущая  диагностика  -  проводится  в  основной  период  смены  с  целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.                                                                                                                 Предполагаемые диагностики в этот период: Мониторинг-карта.

Цель: получение условной оценки степени развития коллектива « на сегодня».                                                                                                             Методика «Мишень настроения» Цель: получение информации о настроении ребёнка.

Для ежедневной диагностики настроения  сделаны человечки здоровья «Малыши–крепыши» Вначале настроение определяется индивидуально, затем по итогам вносится в отрядный прогноз «Здоровье в доме» на основе преобладающего эмоционального фона в отрядах заполняется обще лагерный ЛИСТОК ЗДОРОВЬЯ.                                                                                                Условные обозначения настроения,  (Приложение )

Методика «Градусник».

Цель: выявление эмоционального состояния ребёнка. Методика «Рисунок - образ» и «Рисунок — символ». Цель: выявление эмоционального отношения ребёнка к коллективу.

  1. Итоговая диагностика - проводится в итоговый период смены, с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности.

Игра «Чудо - дерево». Рейтинг личностного роста.                                                Цель: выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы отряда в течение всей лагерной смены.

Анкета «Согласен - не согласен».                                                  Цель: определение степени развития личности.

Методика «Поляна цветов».                                                                     Цель: получение информации об отношении личности к лагерной смене.

    4..Проблемная диагностика - проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

В течение смены используем следующие методы диагностики:

1.    Опрос:

♦   интервью

♦    беседа: индивидуальная, групповая, коллективная

♦    анкетирование:  открытое (с  вопросами,  не имеющими сформированных ответов), закрытое (с вопросами, предполагающими несколько вариантов ответов).

2.Наблюдение:

♦    включённое, когда вожатый вместе с детьми выполняет конкретное дело;

♦    не включённое , когда вожатый наблюдает за детьми со стороны.

3. Тестирование:

♦    письменное;

♦    устное («Цветопись»  Лутошкина , определение уровня развития коллектива, определение своего состояния по заданной шкале).

4.Социометрические методы:

♦    метод социометрических измерений.

Диагностика необходима на протяжении всей смены .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  4. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.            Москва: ВАКО, 2007 г
  5.  Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  7. Чупаха И.В. Типовая программа  «Здоровье». 2002 год
  8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
  9. Щукина Г.И. «Классификация методов воспитания», 2002г

10. Книга. Лучший каникулярный проект. Тюмень, 2005г.

11. Журнал «Педагогическое мастерство» №3,2010г.,

12. internetenok.narod.ru

13. festival.1september.ru