МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2»
Пояснительная записка
к учебному плану для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных классов
на 2017-2018 учебный год
Учебный план ОУ разработан с учетом учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г № 29/2065-п., действующих требований к максимально допустимой недельной нагрузке определенных СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015),методическими рекомендациями, департамента образования и науки Тюменской области от 14.05.2014 №3437.
Учитывая условия инклюзивной формы обучения детей с задержкой психического развития, учебный план для реализации адаптированной образовательной программы детей данной категории интегрирован с общим учебным планом ОУ.
Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО для обучающихся 3-х классов. В соответствии с требованиями ФГОС включает в себя реализацию перечня обязательных образовательных областей и входящих в них предметов.
Учебный план начального и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития составлен с учётом решения двух задач:
- сформировать основы функциональной грамотности, основные умения и навыки учения и общения;
- своевременно скорректировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, преодолеть недостатки в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения.
По данному учебному плану обучаются дети, обнаружившие недостаточную функциональную готовность к обучению или испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации (по рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий).
План состоит из областей, предусмотренных учебным планом для обучающихся с отклонениями в развитии (для обучающихся по ФГОС указаны так же, предметные области).
Образовательная область предусматривает реализацию федерального компонента образовательного стандарта и школьного компонента.
-В рамках 3-х часовой физической подготовки обучающихся реализуется модифицированная программа «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А.Зданевич. М., Просвещение, 2010г., (2 часа в неделю) и программа В.И.Ляха «Плавание» (1 час в неделю). Предмет «Ритмика» , предусмотренный учебным планом, рассчитан на развитие координации движений, мышечного тонуса, моторной и рече-моторной деятельности, эмоционально-волевой сферы, пространственной ориентировки. В учебном плане курс ритмики запланирован в рамках предмета «Физическая культура».
Элементы коррекционного занятия по развитию речи реализуются в рамках предмета «Окружающий мир» и направлены на восполнение пробелов в развитии обучающихся, расширение их кругозора, обогащение чувственного опыта, развитие речи детей на основе приобретённых знаний, формирование обще интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребенка материале.
Коррекционно-развивающая область направлена на:
-предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих обучение и социализацию ребенка;
-исправление нарушений психофизического развития психологическими, педагогическими средствами;
-формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
Коррекционные занятия предполагают исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, обусловленных недостаточным сенсорным опытом, снижением круга воспринимаемого и круга общения.
Данная область учебного плана представлена индивидуально-групповыми коррекционными занятиями, построенными на основе сходства корригируемых недостатков, которые ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 учащихся) и способствуют преодолению недостатков развития. Эти занятия находятся за пределами максимальной учебной нагрузки обучающихся.
Указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку на каждого обучающегося.
Время на проведение занятий – 3 учебных часа на одного учащегося в неделю в 3-х классах ,в совокупности по всем направлениям коррекции.
Часы, предусмотренные учебным планом на индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия распределены в соответствии с рекомендациями школьного ПМПк и индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программой каждого учащегося с ЗПР,ИПР.
Занятия по педагогической коррекции по учебным предметам проводятся в объёме от 2 до 3 часов в неделю, исходя из индивидуальных проблем в обучении учащихся (на основе индивидуальной диагностики затруднений в изучении программного материала по учебным предметам). Эти занятия та же предполагают исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания.
Занятия по логопедической коррекции проводятся с учениками при необходимости данного вида занятий для конкретного ученика.
Занятия по психологической коррекции проводятся педагогом психологом.
Таким образом, часы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий распределены следующим образом:
Для (ученика 3 «В» класса, в соответствии с ИПР, динамикой коррекции по итогам предыдущего учебного года, предусмотрены занятия:
- по педагогической коррекции 1 час в неделю (0,5 часа русский язык,0,5 часа математика) с целью оказания помощи в освоении программного материала, развития слухового, зрительного восприятия.
- 1 час занятия с логопедом по коррекции нарушений чтения и письма, развитию звукобуквенного анализа и синтеза, связной речи, развитию тонкой моторики;
- 1 час- по психолого-педагогической коррекции(индивидуальные),занятия с психологом по коррекции эмоционально –личностной сферы, развитию коммуникативных умений, развития слухового, зрительного восприятия, тонкой моторики.
Обучение по адаптированным образовательным программам для детей с ЗПР имеет коррекционно – развивающий характер. Психолого-медико-педагогический консилиум школы рассматривает вопрос о возможности смене коррекционной программы обучения на общеобразовательную программу при условии положительной динамики в развитии обучающегося.
Для (ученика 3 «В» класса, в соответствии с ИПР, динамикой коррекции по итогам предыдущего учебного года, предусмотрены занятия:
- по педагогической коррекции 1 час в неделю (0,5 часа русский язык,0,5 часа математика) с целью оказания помощи в освоении программного материала, формирования учебной мотивации и познавательной активности.
- 1 час занятия с логопедом по формированию всех средств языка, развитию мелкой моторики;
- 1 час- по психолого-педагогической коррекции(индивидуальные),занятия с психологом по коррекции эмоционально –личностной сферы, развитию коммуникативных навыков.
Обучение по адаптированным образовательным программам для детей с ЗПР имеет коррекционно – развивающий характер. Психолого-медико-педагогический консилиум школы рассматривает вопрос о возможности смене коррекционной программы обучения на общеобразовательную программу при условии положительной динамики в развитии обучающегося.