Пояснительная записка к учебному плану
АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант.7.1) в МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
на период 2017-2018 уч.года
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1) составлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ».
- Письмо Минобрнауки России от 07.09.2015 № 07-2846 о принятии Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2014 г. № МОН-П-2653 “Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи".
- Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Постановление Тюменской области от 16.10.2013 года № 439-п «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.
- Письмо Минобрнауки РФ от 10.03.2016 № ВК -449/07 «О направлении методических рекомендаций».
Учебный план АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) (далее ― учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В1 классах эта часть отсутствует.
Во вторых классах (во 2А классе) часы данного раздела учебного плана использованы на увеличение количества часов учебного времени предмета обязательной части учебного плана : английского языка.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарногигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное).
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляться исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК.
Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей.
Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР составляют 4 года.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну (первую) смену.
Продолжительность учебного года:
Класс Параметры |
1-ый (1Б,1В) |
2-й (2А) |
Начало учебного года |
01.09.2017 |
01.09.2017 |
Продолжительность учебного года |
33 учебных недели |
34 учебных недели |
Окончание учебного года |
30.05.2017. |
30.05.2017. |
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классах— 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1-х классах устанавливаются в течение года,в феврале, дополнительные недельные каникулы (7 календарных дней).
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 (и 1 дополнительном) классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);
В режиме занятий, в середине учебного дня, устанавливается динамическая пауза продолжительностью 40 минут.
На обучение в первый класс принимаются дети с письменного согласия-заявления родителей, на основании заключения ПМПК.
Оценки в течение учебного года в 1-м классе не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (результатов стартовой диагностики, комплексных диагностических контрольных работ).
Промежуточная аттестация в 1-х,2-х классах проводится в форме комплексной диагностической контрольной работы.
Преподавание в начальной школе осуществляется по УМК: «Школа России» в 1 «Б» классе, «Перспективная начальная школа» в 1В, 2А классах.
В рамках 3-х часовой физической подготовки обучающихся реализуется модифицированная программа «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А.Зданевич. М., Просвещение, 2010г., (2 часа в неделю) и программа В.И.Ляха «Плавание» (1 час в неделю).
В 1-х и 2-х классах ведутся отдельными предметами по 1 часу в неделю предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство».
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание включены разделы социально-гуманитарной направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности, в том числе знания о поведении в экстремальных ситуациях, о правилах дорожного движения.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС в течение учебного года будет представлена следующим образом:
1.Спортивно-оздоровительное направление реализовано:
-в 1-х классах через организацию подвижных игр во время динамических часов,
-в 1-2 классах через программу «Белая ладья»,
-во 2-х классах через программу спортивного клуба «Веселая ритмика», деятельность которого способствует улучшению здоровья, развитию координации движений, скоростно- силовых качеств, развитию выносливости.
2.Духовно-нравственное направление:
-в 1-х -2-х классах представлено программой «Этика: азбука добра», раскрывает понятия культуры общения, школьного и внешкольного этикета, культуры внешнего вида, коллектива.
3.Общеинтеллектуальное направление:
-в 1-хклассах представлено программой кружка «Экология», во вторых классах-программой научного общества «Марафон знаний».
4.Общекультурное направление:
- в 1-2 классах представлено программами «Театральная студия», во 2-хклассах программой «Карусель».
5.Социальное направление:
-в 1-х классах представлено модульной программой «Школа безопасности», во вторых классах программой «Речецветик», данные программы ориентированы на развитие социальной компетентности обучающихся, решения проблем социальной адаптации.
В течение учебного года каждый ученик с ОВЗ имеет возможность посещать занятия по всем пяти направлениям, по выбору, с учетом индивидуальных запросов, с недельной нагрузкой не более 3 часов в неделю.
Длительность одного внеурочного занятия в 1-ом классе составляет – 25 минут, во 2-ом классе-30 минут.