Пояснительная записка
к учебному плану основного общего образования (5-9 классов)
на 2018-2019 учебный год
Цели и задачи:
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником 9 класса целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
-установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуального психологического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающие способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, области) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитии личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
- Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
- Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Особенности и специфика
Обучение в Образовательной организации осуществляется в очной форме, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма обязательных занятий педагогического работника с учащимися.
Содержание общего образования в Образовательной организации определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Образовательной организацией самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Реализация образовательных программ предусматривает применение натрадиционных форм обучения, в том числе, на ступени основного общего образования, интегрированных уроков, в объеме не менее 10 часов год.
Организация образовательного процесса в Образовательной организации осуществляется на основе Учебного плана, разрабатываемого Образовательной организацией самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Реализуемые основные образовательные программы на уровне основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования (срок освоения 5 лет).
Учебный план основного общего образования (5-9 классов) МАОУ «Голышмановская СОШ №2» разработан на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
-от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 9 марта 2004года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ»;
- от 28.12.2015 №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014№ 253».
- Санитарных правил:
-Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015).
- Писем Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 25.05.2015 № 08-761 № «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
- Распоряжение Правительства Тюменской области от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей» ( с изменениями от 31 мая 2017г. №575-рп)
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Голышмановская СОШ №2» (утверждена приказом директора МАОУ «Голышмановская СОШ №2» от 01.09.2015г. №92)
Режим функционирования МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
МАОУ «Голышмановская СОШ 2» работает в одну смену. Учебный план реализуется по пятидневной учебной неделе. Начало учебных занятий – 08.05. Окончание учебных занятий - 14.45. Продолжительность уроков – 45 минут, перемен 15,20 минут.
Продолжительность учебного года для 5-9 классов – 34 учебные недели.
Выбор учебников, используемых при реализации учебного плана
Учебный предмет |
Класс |
Реализуемый учебник (автор, название) |
Русский язык |
5-8 |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. |
Литература |
5-8 |
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. |
Математика |
5-6 |
Муравин Г.К., Муравина О.В. |
Алгебра |
7-8 |
Муравин Г.К.Муравин К.С., Муравина О.В. |
Геометрия |
7-9 |
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др |
География |
5-6 7 8 |
Летягин А.А./Под ред. Дронова В.П. Душина И.В., Смоктунович Т.Л./Под ред. Дронова В.П. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А./Под ред. Дронова В.П. |
Биология |
5-6
7
8 |
Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./Под ред. Пономарёвой И.Н. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C. /Под ред. Константинова В.М. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. |
Физика |
7-8 |
Перышкин А.В. |
Химия |
7-8 |
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. |
История России |
6-8 |
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В. |
Всеобщая История |
5 6 7 8 |
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С Агибалова Е.В., Донской Г.М. Юдовская А.Я., Баранов П.А, Ванюшкина Л.М. Загладин Н.В. |
Обществознание |
5-8 |
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н |
Основы безопасности жизнедеятельности |
8 |
Смирнов А.Т., Хренников Б.О./Под ред. Смирнова А.Т. |
Информатика |
7-8 |
Угринович Н.Д. |
Искусство. Музыка |
5-8 |
Науменко Т.И., Алеев В.В. |
Технология |
5-8 |
Синица Н.В., Симоненко В.Д. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. |
Изобразительное искусство |
5
6 7-8
|
Горяева Н.А., Островская О.В./Под ред. Неменского Б.М. Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М. Питерских А.С, Гуров Г.Е./Под ред. Неменского Б.М. |
Физкультура |
5-7
8 |
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др./Под ред. Виленского М.Я. Лях В.И. |
Английский язык |
5-8 |
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.Н. и др. |
Немецкий язык |
5-8 |
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. |
Учебный предмет |
Класс |
Реализуемый учебник (автор, название) |
Русский язык |
9 |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. |
Литература |
9 |
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. |
Алгебра |
9 |
Муравин Г.К.Муравин К.С., Муравина О.В. |
Геометрия |
7-9 |
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др |
География |
9 |
Дронов В.П., Ром В.Я. |
Биология |
9 |
Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. и др. |
Физика |
9 |
Перышкин А.В. |
Химия |
9 |
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. |
История России |
9 |
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В. |
Всеобщая История |
9 |
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. |
Обществознание |
9 |
Кравченко А.И., Певцова Е.А. |
Информатика |
9 |
Угринович Н.Д. |
Искусство |
9 |
Науменко Т.И., Алеев В.В. |
Физкультура |
9
|
Лях В.И. |
Английский язык |
9 |
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. |
Особенности учебного плана
Учебный план основного общего образования (5-9 классов) (далее – учебный план) сформирован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
Обучающиеся 9 классов продолжают в 2018-2019 учебном году обучение по образовательным программам данного уровня в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Учебный план определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации учащихся, а также план внеурочной деятельности. Учебный план основного общего образования для 5-9классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Учебный план 2018-2019 учебного года позволяет обеспечить:
-введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО;
-внедрение в учебный процесс информационных технологий;
-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся, обеспечивающих предпрофильную подготовку, а в перспективе и профессиональное самоопределение;
-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся;
-развитие умений адаптации в социокультурной среде;
-формирование и укрепление физического и духовного здоровья.
Учебный план содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть включает в себя обязательные для изучения учебные предметы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет максимальный объём учебного времени. Отводимого на изучение программ общего образования, отражает содержание образования в соответствии с современными требованиями.
Учебный план содержит следующие предметные области:
- Русский язык и литература
- Иностранный язык
-Математика и информатика
-Общественно-научные предметы
-Естественно-научные предметы
-Искусство
-Технология
-Физическая культура и ОБЖ.
В учебном плане обязательная нагрузка учащихся по всем классам на уровне основного общего образования не превышает предельно допустимую нагрузку и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
-В 5-8-ых классах ведется раздельное преподавание предмета «Технология» (для подгруппы мальчиков и подгрупп девочек конкретного класса) по программе Симоненко В.Д.
-В 5-7-ых классах ведутся отдельные предметы: «Музыка» по программе Кобалевского Д.Б., «Изобразительное искусство» по программе Неменского Б.Д.
- В 8-9-ых классах ведется интегрированный курс «Искусство»,1 час в неделю, по программе авторского коллектива в составе: Сергеева Г.П.,Кашекова И.Э., Критская Е.Д.,Искусство 8-9кл,М.Просвящение,2010г.
-В 5-х классах , 7- 9-х классах в рамках 3-х часовой физической подготовки обучающихся реализуется модифицированная программа «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А.Зданевич. М.:Просвещение, 2010г, (2 часа в неделю) и программа В.И.Ляха «Плавание» (1 час в неделю).
-В 6-х классах предусмотрено проведение 3-х учебных занятий физической культурой. В рамках 3-х часовой физической подготовки обучающихся реализуется модифицированная программа «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А.Зданевич. М.:Просвещение, 2010г, (2 часа в неделю в рамках аудиторной нагрузки) и в рамках спортивно оздоровительного направления внеурочной деятельности программа «Плавание» (1 час в неделю, занятия вынесены за рамки аудиторной нагрузки).
-Вопросы олимпиадного движения, здорового образа жизни рассматриваются в предмете «Физическая культура» в 8-9 классах.
-В 5-х классах, в рамках ФГОС ООО, предметная область ОДНКРП (основы духовно-нравственной культуры народов России) как логическое продолжение предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ, реализуется посредством включения занятий по данной образовательной области во внеурочную деятельность. Программа по данному курсу разработана с использованием УМ К «Основы духовно-нравственной культуры народов России» под редакцией М.Т. Студеникина.
-В 5-х,6-х,7-х классах предусмотрено изучение немецкого языка, как второго иностранного языка, в количестве 2 часов в неделю, по программе М.М.Аверина.
- Изучение предмета «Обществознание» начинается в 6-м классе, требования ФГОС по изучению данного предмета учитываются при разработке рабочих программ для 6-х классов.
Региональная специфика учебного плана
Изучение обучающимися тематики национально - регионального содержания (этнокультурные, исторические, экономические, географические особенности Тюменской области) осуществляется модульно, в рамках общеобразовательных предметов. На уроках литературы 6 классах, истории в 7 классах. Экономические и географические особенности Тюменской области, вопросы экологической направленности, изучаются на уроках географии в 9 классах. На изучение национально-регионального содержания в указанных предметах отведено 10% учебного времени.
В рамках обновления регионального содержания образования в общеобразовательные программы по биологии в 5-9 классах, географии в 5-9 классах, физики в 7- 9 классах, химии в 8-9 классах включен блок занятий «Актуальная тематика для региона». На данных занятиях предусмотрена реализация практической части общеобразовательных предметов посредством экскурсий и уроков на производстве муниципалитета и региона с целью профилизации и профориентации школьников с учетом востребованных в регионе производств и профессий.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
-Часы школьного компонента в девятых классах, с целью предпрофильного и профессионального самоопределения обучающихся, на основе индивидуального выбора учащихся, распределены следующим образом:
Один час выделен на предметный курс по русскому языку (программа предметного курса рассчитана на 34 часа в год,1 час в неделю): «Лингвистические аспекты работы с текстом», второй час распределён на предметные курсы:
- по обществознанию «Общество и Я»;
- по истории: «История в фактах и лицах»;
- по физике: «Методы решения физических задач»;
- по химии «Методы решения химических задач»;
- по биологии «Микромир»;
- по литературе «Работа с текстом, Способы выражения текста»;
- по географии «Основы землеведения»;
- по английскому языку «Чтение и анализ художественных текстов»;
- по информатике «Язык программирования Pascal»
Каждый предметный курс рассчитан на 17 (18) часов в год, по 1 часу в неделю. Занятия будут проводиться в индивидуально-групповом режиме, каждый ученик за учебный год освоит три предметных курса по выбору.
В программе каждого курса предусмотрены отдельные часы для реализации профессионального самоопределения (по направлениям, связанным с изучаемым предметным курсом) посредством экскурсий в организации, на предприятия и агропедагогический колледж, встреч с представителями профессий по согласованию с руководством предприятий.
Освоение образовательной программы в 5-9 классах сопровождается промежуточной аттестацией учащихся.
В 2018-2019 учебном году промежуточная аттестация будет проводится в следующих формах:
- для учеников 5,6,7 классов в форме письменного экзамена –метапредметной контрольной работы;
- учащихся 8-х классов два экзамена: устный экзамен по русскому языку и одному из предметов по индивидуальному выбору учащегося (с учетом планируемого учеником выбора на ГИА при завершении освоения ООП ООО).
Результатом годовой промежуточной аттестации для учащихся 9 классов по всем предметам учебного плана является годовая отметка.
План внеурочной деятельности для V-VIII классов
Направления (формы работы – кружки, секции, студии, экскурсии и др.) |
Количество часов в неделю |
|||
V |
VI |
VII |
VIII |
|
Спортивно-оздоровительное |
2 |
2 |
2 |
2 |
Духовно-нравственное |
1 |
1 |
2 |
1 |
Общеинтеллектуальное |
1 |
2 |
2 |
2 |
Общекультурное |
3 |
1 |
1 |
1 |
Социальное
|
2 |
3 |
2 |
3 |
Итого |
9 |
9 |
9 |
9 |
5 классы
Программа спортивной секции «Баскетбол» (34 ч.) ориентирована на разностороннюю физическую и функциональную подготовку с использованием средств ОФП, освоение базовых элементов техники игры в баскетбол, привитие стойкого интерес к занятиям спортом и как одним из его видов – баскетболу.
Программа «Шахматы», (34 ч.)
Программа «Основы духовно-нравственной культуры» (34 ч.) является логическим продолжением курса ОРКСЭ.
Программа «Студии робототехники» (34 ч.) - курс по робототехнике и конструированию
Программа хоровой студии «Музыкальный калейдоскоп» (34 ч.) направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную хоровую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Способствует развитию общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитию творческого потенциала ребенка.
Программа театральной студии «Непоседы» (34 ч.) - развитие навыков театрального творчества
Программа «Эстрадный вокал» (34 ч.) - направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную вокальную деятельность (вокальная группа)
Программа «Доброволец» (34 ч.) - программа деятельности волонтёрского отряда «Мечта». Реализация данной программы способствует вовлечению подростков в социально-значимую добровольческую деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.
Программа «Детская газета» (34 ч.) - курс направлен на развитие школьного медиапространства
6 классы
Программа «Плавание» (34 ч.) - направлена на овладение учащимися навыками плавания и доступности занятий во внеурочное время. За время занятий учащиеся должны научиться правильно дышать и плавать несколькими способами плавания.
Программа «Шахматы» (34 ч.)
Программа «Краеведческий туризм» (34 ч.) предусматривает знакомство с историей родного края, поселка и района, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Значительное место в программе занимает географический компонент. Так при изучении поселка, района и края юные краеведы знакомятся с рельефом местности, на котором возник поселок, геологическим строением, реками, климатом, растительным миром, населением и промышленностью, проблемами экологии и др.
Программа научного общества «Эверест» (34 ч.). - инженерия, проектная деятельность
Программа «Студии робототехники» (34 ч.) - курс по робототехнике и конструированию
Программа хоровой студии «Музыкальный калейдоскоп» направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную хоровую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Способствует развитию общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитию творческого потенциала ребенка.
«Уроки финансовой грамотности» (34 ч.). Программа способствует повышению общего уровня финансовой грамотности учащихся, ответственного отношения к собственному бюджету, знаний о правах и обязанностях участников финансово-экономических отношений, безопасного и грамотного использование денежных средств.
«Юные инспектора движения». (34 ч.). Курс направлен на развития навыков безопасного поведения на дорогах, развитие социальных навыков и добровольчества по формированию культуры дорожного движения.
7 классы
Программа спортивной секции «Волейбол» (34 ч.), способствует формированию интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризации игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда здорового образа жизни.
Программа деятельности клуба «Вымпел» - способствует вовлечению школьников в систематические занятия физической культурой и спортом, способствует развитию спортивно-массовой работы в школе.
«Литературный клуб». (34 ч.) Программа направлена на формирование у учащихся интереса к литературе и литературному творчеству.
Программа «Познай себя» (34 ч.) Направлена на формирование у учащихся навыков самоконтроля
Программа «Студии робототехники» (34 ч.) - курс по робототехнике и конструированию
Программа научного общества «История, общество, культура» (предметные области – история, обществознание) (34 ч.).
«Культурологический атлас родного края» (экскурсионные маршруты) (34 ч.).
«Уроки финансовой грамотности» (34 ч.). Программа способствует повышению общего уровня финансовой грамотности учащихся, ответственного отношения к собственному бюджету, знаний о правах и обязанностях участников финансово-экономических отношений, безопасного и грамотного использование денежных средств.
«Агрокласс», деятельность которого организована в рамках областного сетевого проекта «Агропоколение»
8 классы
Программа деятельности клуба «Вымпел»
Программа «Лёгкая атлетика» (34 ч.) - направлена на укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников, обучение жизненно важным двигательным навыком и умением в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. В ходе реализации программы формируется коллектив обучающихся, разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов.
«Литературный клуб» (34 ч.). Программа направлена на формирование у учащихся интереса к литературе и литературному творчеству.
Программа предметного кружка «Удивительное рядом» (химия) (34 ч.)
Программа предметного кружка «Физика завтрашнего дня» (физика) (34 ч.)
Программа театральной студии «Театр начинается с вешалки» (68 ч.) - курс направлен на развитие навыков театрального творчества
Программа «Доброволец» (34 ч.) - программа деятельности волонтёрского отряда «Мечта»
«Уроки финансовой грамотности» (34 ч.). Программа способствует повышению общего уровня финансовой грамотности учащихся, ответственного отношения к собственному бюджету, знаний о правах и обязанностях участников финансово-экономических отношений, безопасного и грамотного использование денежных средств.
«Агрокласс», деятельность которого организована в рамках областного сетевого проекта «Агропоколение»