Учебный план OOП_OOO_с 5-9 классы 2018 - 2019 год.

Пояснительная записка
к учебному плану основного общего образования (5-9 классов)
на 2018-2019 учебный год

Цели и задачи:

            Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником 9 класса целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

            Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

-установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуального психологического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

- взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающие способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему секций,  студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, области) для приобретения опыта реального управления и действия;

- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

 

Ожидаемые результаты

      Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитии личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

  1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
  2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
  3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Особенности и специфика

            Обучение в Образовательной организации осуществляется в очной форме, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма обязательных занятий педагогического работника с учащимися.

            Содержание общего образования в Образовательной организации определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Образовательной организацией самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Реализация образовательных программ предусматривает применение натрадиционных форм обучения, в том числе, на ступени основного общего образования, интегрированных уроков, в объеме не менее 10 часов год.

            Организация образовательного процесса в Образовательной организации осуществляется на основе Учебного плана, разрабатываемого Образовательной организацией самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

Реализуемые основные образовательные программы на уровне основного общего образования

            Основная  образовательная программа основного общего образования (срок освоения 5 лет).

Учебный план основного общего образования (5-9 классов) МАОУ «Голышмановская СОШ №2» разработан на основе:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  1. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:

-от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- от 9 марта  2004года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

- от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ»;

- от 28.12.2015 №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и   науки РФ от 31.03.2014№ 253».

  1. Санитарных правил:

-Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015).

  1. Писем Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 25.05.2015 № 08-761 № «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и  «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

  1. Распоряжение Правительства Тюменской области от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей» ( с изменениями от 31 мая 2017г. №575-рп)
  2. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Голышмановская СОШ №2» (утверждена приказом директора МАОУ «Голышмановская СОШ №2» от 01.09.2015г. №92)

 

Режим функционирования МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

            МАОУ «Голышмановская СОШ 2» работает в одну смену. Учебный план реализуется по пятидневной учебной неделе. Начало учебных занятий – 08.05. Окончание учебных занятий  - 14.45. Продолжительность уроков – 45 минут, перемен 15,20 минут.

Продолжительность учебного года для 5-9 классов – 34 учебные недели.

Выбор учебников, используемых при реализации учебного плана

Учебный предмет

Класс

Реализуемый учебник (автор, название)

Русский язык

5-8

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Литература

5-8

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Математика

5-6

Муравин Г.К., Муравина О.В.

Алгебра

7-8

Муравин Г.К.Муравин К.С., Муравина О.В.

Геометрия

7-9

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др

География

5-6

7

8

Летягин А.А./Под ред. Дронова В.П.

Душина И.В., Смоктунович Т.Л./Под ред. Дронова В.П.

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А./Под ред. Дронова В.П.

Биология

5-6

 

7

 

8

Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./Под ред. Пономарёвой И.Н.

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C. /Под ред. Константинова В.М.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Физика

7-8

Перышкин А.В.

Химия

7-8

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.

История России

6-8

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.

Всеобщая История

5

6

7

8

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С

Агибалова Е.В., Донской Г.М.

Юдовская А.Я., Баранов П.А, Ванюшкина Л.М.

Загладин Н.В.

Обществознание

5-8

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н

Основы безопасности жизнедеятельности

8

Смирнов А.Т., Хренников Б.О./Под ред. Смирнова А.Т.

Информатика

7-8

Угринович Н.Д.

Искусство. Музыка

5-8

Науменко Т.И., Алеев В.В.

Технология

5-8

Синица Н.В., Симоненко В.Д.

Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.

Изобразительное искусство

5

 

6

7-8

 

Горяева Н.А., Островская О.В./Под ред. Неменского Б.М.

Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М.

Питерских А.С, Гуров Г.Е./Под ред. Неменского Б.М.

Физкультура

5-7

 

8

Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др./Под ред. Виленского М.Я.

Лях В.И.

Английский язык

5-8

Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.Н. и др.

Немецкий язык

5-8

Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др.

 

 

Учебный предмет

Класс

Реализуемый  учебник (автор, название)

Русский язык

9

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Литература

9

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Алгебра

9

Муравин Г.К.Муравин К.С., Муравина О.В.

Геометрия

7-9

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др

География

9

Дронов В.П., Ром В.Я.

Биология

9

Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. и др.

Физика

9

Перышкин А.В.

Химия

9

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.

История России

9

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.

Всеобщая История

9

Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.

Обществознание

9

Кравченко А.И., Певцова Е.А.

Информатика

9

Угринович Н.Д.

Искусство

9

Науменко Т.И., Алеев В.В.

Физкультура

9

 

Лях В.И.

Английский язык

9

Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.

 

Особенности учебного плана

Учебный план основного общего образования (5-9 классов) (далее – учебный план) сформирован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

    Обучающиеся  9 классов продолжают в 2018-2019 учебном году   обучение по образовательным программам данного уровня в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Учебный план определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации учащихся, а также план внеурочной деятельности.      Учебный план основного общего образования для 5-9классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

Учебный план  2018-2019 учебного года позволяет обеспечить:

-введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО;

-внедрение в учебный процесс информационных технологий;

-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся, обеспечивающих предпрофильную подготовку, а в перспективе и профессиональное самоопределение;

-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся;

-развитие умений адаптации в социокультурной среде;

-формирование и укрепление физического и духовного здоровья.

Учебный план содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная  часть включает в себя обязательные для изучения учебные предметы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет максимальный объём учебного времени. Отводимого на изучение  программ общего образования, отражает содержание образования в соответствии с современными требованиями.

Учебный план содержит следующие предметные области:

- Русский язык и литература

- Иностранный язык

-Математика и информатика

-Общественно-научные предметы

-Естественно-научные предметы

-Искусство

-Технология

-Физическая культура и ОБЖ.

            В учебном плане обязательная нагрузка учащихся по всем классам на уровне основного общего образования не превышает предельно допустимую нагрузку и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

      -В 5-8-ых классах ведется  раздельное преподавание предмета «Технология» (для подгруппы мальчиков и подгрупп девочек конкретного класса) по программе Симоненко В.Д.

     -В 5-7-ых классах ведутся отдельные  предметы: «Музыка» по программе  Кобалевского Д.Б., «Изобразительное искусство» по программе Неменского Б.Д.

   - В 8-9-ых классах ведется интегрированный  курс  «Искусство»,1 час в неделю,  по программе  авторского коллектива в составе: Сергеева Г.П.,Кашекова И.Э., Критская Е.Д.,Искусство 8-9кл,М.Просвящение,2010г.

    -В  5-х классах , 7- 9-х классах в  рамках 3-х часовой  физической подготовки обучающихся  реализуется модифицированная программа  «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А.Зданевич. М.:Просвещение, 2010г, (2 часа в неделю)  и  программа  В.И.Ляха «Плавание» (1 час в неделю).

  -В 6-х классах предусмотрено проведение 3-х учебных занятий физической культурой. В  рамках 3-х часовой  физической подготовки обучающихся  реализуется модифицированная программа  «Комплексная программа физического воспитания», В. И. Лях. А. А.Зданевич. М.:Просвещение, 2010г, (2 часа в неделю в рамках аудиторной нагрузки) и  в рамках спортивно оздоровительного направления внеурочной деятельности  программа «Плавание» (1 час в неделю,  занятия вынесены  за рамки аудиторной нагрузки).

 -Вопросы олимпиадного движения, здорового образа жизни рассматриваются в предмете «Физическая культура» в 8-9 классах.

  -В 5-х классах,  в рамках ФГОС ООО,  предметная область ОДНКРП (основы  духовно-нравственной культуры народов России) как  логическое продолжение предметной области (учебного предмета)  ОРКСЭ,  реализуется    посредством включения занятий по данной образовательной области во внеурочную деятельность. Программа по данному курсу разработана  с использованием УМ К «Основы духовно-нравственной культуры народов России» под редакцией М.Т. Студеникина.

   -В 5-х,6-х,7-х  классах  предусмотрено изучение немецкого языка, как  второго иностранного языка, в количестве 2 часов в неделю, по программе М.М.Аверина.

 - Изучение предмета «Обществознание» начинается в 6-м классе, требования  ФГОС по изучению данного предмета учитываются при разработке рабочих программ для 6-х классов.

Региональная специфика учебного плана

     Изучение обучающимися тематики национально - регионального содержания (этнокультурные, исторические, экономические, географические  особенности Тюменской области)  осуществляется  модульно, в рамках общеобразовательных предметов. На уроках литературы  6 классах, истории в 7  классах. Экономические и географические особенности Тюменской области, вопросы экологической направленности,  изучаются  на  уроках  географии  в 9 классах. На изучение национально-регионального содержания в указанных предметах отведено  10% учебного времени.

    В рамках  обновления регионального содержания образования  в общеобразовательные программы  по биологии  в 5-9 классах, географии в 5-9 классах,  физики в 7- 9 классах, химии в 8-9 классах  включен  блок  занятий «Актуальная тематика для региона». На данных занятиях  предусмотрена реализация  практической части  общеобразовательных предметов  посредством экскурсий и  уроков на производстве муниципалитета и региона с целью профилизации и профориентации школьников  с учетом  востребованных в регионе производств и профессий.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

   -Часы школьного компонента в девятых классах, с целью предпрофильного и профессионального самоопределения обучающихся, на основе индивидуального выбора учащихся, распределены следующим образом:

  Один  час выделен на предметный курс по русскому языку  (программа предметного курса рассчитана на  34 часа  в год,1 час в неделю): «Лингвистические аспекты работы с текстом», второй час  распределён  на предметные курсы:

- по обществознанию «Общество и Я»;

- по истории: «История в фактах и лицах»;

- по  физике: «Методы решения физических задач»;

- по  химии  «Методы решения химических задач»;

- по  биологии «Микромир»;

- по литературе «Работа с текстом, Способы выражения текста»;

- по  географии «Основы землеведения»;

- по  английскому языку «Чтение и анализ художественных текстов»;

- по информатике «Язык программирования Pascal»                                                                    

  Каждый предметный курс рассчитан на 17  (18) часов в год, по 1 часу в неделю. Занятия будут проводиться в индивидуально-групповом режиме, каждый ученик за учебный год освоит три предметных курса по выбору.

 В программе каждого курса предусмотрены  отдельные часы для  реализации профессионального самоопределения (по направлениям, связанным с изучаемым предметным курсом)  посредством экскурсий в организации, на предприятия и агропедагогический колледж, встреч с представителями профессий по согласованию с руководством предприятий.

            Освоение образовательной программы в 5-9 классах сопровождается промежуточной аттестацией учащихся.

В 2018-2019 учебном году промежуточная аттестация будет проводится в следующих формах:

   -  для  учеников 5,6,7  классов в форме  письменного  экзамена –метапредметной контрольной работы;

   - учащихся  8-х классов  два экзамена: устный экзамен по русскому языку и одному из  предметов по индивидуальному выбору  учащегося  (с учетом планируемого  учеником выбора на  ГИА  при завершении освоения ООП ООО).

Результатом годовой промежуточной аттестации для учащихся 9 классов по всем предметам учебного плана является годовая отметка.

 

План внеурочной деятельности для V-VIII классов

 

Направления (формы работы – кружки,  секции, студии, экскурсии и др.)

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

Спортивно-оздоровительное

2

2

2

2

Духовно-нравственное

1

1

2

1

Общеинтеллектуальное

1

2

2

2

Общекультурное

3

1

1

1

Социальное

 

2

3

2

3

Итого

9

9

9

9

 

5 классы

Программа спортивной секции «Баскетбол» (34 ч.) ориентирована на разностороннюю физическую и функциональную подготовку с использованием средств ОФП, освоение базовых элементов техники игры в баскетбол,  привитие  стойкого интерес к занятиям спортом и как одним из его видов – баскетболу.

Программа  «Шахматы», (34 ч.)

Программа «Основы духовно-нравственной культуры» (34 ч.)  является  логическим продолжением курса ОРКСЭ.

Программа  «Студии робототехники» (34 ч.) - курс по робототехнике и конструированию

Программа  хоровой студии  «Музыкальный калейдоскоп»  (34 ч.) направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную хоровую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.  Способствует развитию  общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитию творческого потенциала ребенка.

Программа театральной студии «Непоседы» (34 ч.)  - развитие навыков театрального творчества

Программа   «Эстрадный вокал»  (34 ч.) -   направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную вокальную деятельность (вокальная группа)

Программа «Доброволец» (34 ч.) - программа деятельности  волонтёрского отряда «Мечта». Реализация данной программы  способствует вовлечению подростков  в  социально-значимую  добровольческую  деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.

Программа  «Детская газета» (34 ч.) -  курс направлен  на развитие школьного медиапространства

6 классы

Программа  «Плавание» (34 ч.) -  направлена на овладение учащимися  навыками плавания и доступности занятий во внеурочное время.  За время занятий учащиеся должны научиться правильно дышать и плавать несколькими способами плавания.

Программа  «Шахматы» (34 ч.)

Программа «Краеведческий туризм» (34 ч.) предусматривает знакомство с историей родного края, поселка и района, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков.    Значительное место в программе занимает географический компонент. Так при изучении поселка, района  и края юные краеведы знакомятся с рельефом местности, на котором возник поселок, геологическим строением, реками, климатом, растительным миром, населением и промышленностью, проблемами экологии и др.

Программа  научного общества «Эверест» (34 ч.).  - инженерия, проектная деятельность

Программа  «Студии робототехники» (34 ч.) - курс по робототехнике и конструированию

Программа  хоровой студии  «Музыкальный калейдоскоп» направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную хоровую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.  Способствует развитию  общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитию творческого потенциала ребенка.

 «Уроки финансовой грамотности» (34 ч.). Программа  способствует повышению общего уровня финансовой грамотности учащихся, ответственного отношения к собственному бюджету,  знаний о правах и обязанностях участников финансово-экономических отношений,  безопасного и грамотного использование  денежных средств.

«Юные инспектора движения». (34 ч.).  Курс направлен на развития  навыков  безопасного поведения на дорогах, развитие социальных навыков и добровольчества по формированию культуры дорожного движения.

 

7 классы

Программа спортивной секции «Волейбол» (34 ч.),   способствует формированию интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризации игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда здорового образа жизни.

Программа деятельности  клуба «Вымпел» - способствует вовлечению школьников в систематические занятия физической культурой и спортом, способствует развитию спортивно-массовой работы в школе.

«Литературный клуб». (34 ч.) Программа направлена на формирование  у учащихся интереса к  литературе и литературному творчеству.

Программа  «Познай себя» (34 ч.) Направлена на формирование  у учащихся навыков  самоконтроля

Программа  «Студии робототехники» (34 ч.) - курс по робототехнике и конструированию

Программа научного общества  «История, общество, культура» (предметные области – история,  обществознание) (34 ч.).

«Культурологический атлас родного края» (экскурсионные маршруты) (34 ч.).

«Уроки финансовой грамотности» (34 ч.). Программа  способствует повышению общего уровня финансовой грамотности учащихся, ответственного отношения к собственному бюджету,  знаний о правах и обязанностях участников финансово-экономических отношений,  безопасного и грамотного использование  денежных средств.

«Агрокласс»,  деятельность  которого организована в рамках  областного сетевого проекта «Агропоколение»

 

8  классы

Программа деятельности  клуба «Вымпел»

Программа   «Лёгкая атлетика» (34 ч.) - направлена на укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников, обучение жизненно важным двигательным навыком и умением в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. В ходе реализации программы  формируется коллектив обучающихся, разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов.

«Литературный клуб»  (34 ч.). Программа направлена на формирование  у учащихся интереса к  литературе и литературному творчеству.

Программа  предметного кружка «Удивительное рядом» (химия) (34 ч.)

Программа  предметного кружка «Физика завтрашнего дня» (физика) (34 ч.)

Программа театральной  студии «Театр начинается с вешалки» (68 ч.) - курс  направлен на развитие навыков театрального творчества

Программа «Доброволец» (34 ч.) - программа деятельности  волонтёрского отряда «Мечта»

«Уроки финансовой грамотности» (34 ч.). Программа  способствует повышению общего уровня финансовой грамотности учащихся, ответственного отношения к собственному бюджету,  знаний о правах и обязанностях участников финансово-экономических отношений,  безопасного и грамотного использование  денежных средств.

«Агрокласс»,  деятельность  которого организована в рамках  областного сетевого проекта «Агропоколение»