Учебный план начального общего образования отделения муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» «Боровлянская средняя общеобразовательная школа» на 2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

к  учебному плану начального общего образования (I - IV классов)

на 2018-2019 учебный год

 

Стратегическая цель (главная миссия школы): Создание комфортной образовательной среды для полного раскрытия интеллектуальных и творческих способностей ученика и подготовки его к осознанному выбору профессии

 

Цели основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Становление и развитие личности учащихся в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

 

Учебный план направлен на решение следующих задач:

  • o Обеспечить получение основного общего образования в объеме Федерального государственного образовательного стандарта и государственного образовательного стандарта; определить и развить интерес и склонности к конкретной области знания;
  • o Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
  • o Обеспечить преемственность начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • o Эффективно использовать часы части, формируемой участниками образовательного процесса, и часы вариативной части учебного плана в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации;
  • o Активно использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии;
  • o - обеспечивать эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
  • o Продолжать формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • o Продолжать формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

 

Ожидаемые результаты

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

  1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации.
  2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
  3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

 

 

 

Особенности и специфика

Содержание общего образования в Школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин, которыми устанавливается обязательный минимум содержания образовательных программ. Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов: базового федерального, регионального и самостоятельно определяемого школой. Для осуществления образовательного процесса Школа разрабатывает и утверждает годовой учебный план, годовой календарный учебный график расписание учебных занятий.

Изучение иностранного языка начинается со второго класса, обучение ведётся по государственным программам. В школе имеется все необходимое для организации образовательного процесса: спортивный зал, библиотека, медиатека, имеется подключение к сети Интернет, работает столовая на 100 посадочных мест, кабинет психологической разгрузки, в целях безопасности в школе есть автоматическая пожарная система, система видеонаблюдения внутри здания и по периметру школы, функционирует спортивная площадка.

 

Реализуемые основные образовательные программы

Основная образовательная программа начального общего образования (срок освоения 4 года)

 

Учебный план начального общего образования (I-IV классов) отделения «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ» разработан на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями, внесенными  Федеральными законами от 14.06.2014№145-ФЗ, от  06.04.2015№68-ФЗ, от 02.05.2015№122-ФЗ) Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
    • o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам–образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 №734); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020);
    • o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017 №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
  • o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576, от 02.02.2016 №40936);
  1. Указами Президента РФ и постановлениями Правительства Российской Федерации:
  • o Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года);
  • o Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы» от 01.07.2012 № 761;
  • o Указом Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 года № 1666;
  • o Концепция технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации от 2016 года
  1. Распоряжения Правительства Тюменской области от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей» (с изменениями от 31 мая 2017 г. №575-рп).
  2. Инструктивно-методическими письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Тюменской области:
    • o от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
    • o от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
    • o письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов;
    • o методическими рекомендациями по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Тюменской области (письма ДОН от 14.05.2014 №3437, от 19.05.2015 №3259, от 15.05.2016 №2955, от 05.02.2017 № 3824).
  1. Санитарных правил:

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015).

Учебный план школы рассмотрен  на заседании Управляющего совета школы,  протокол №  _7_ от «__25__»___06____ 2018года, принят на заседании педагогического совета ОУ, протокол от __25___ июня 2018 года №_12___.

Учебный план является нормативной основой для составления расписания учебных занятий и тарификации педагогического состава.

Учебный план позволяет выйти за рамки программ, обеспечить конкурентное преимущество по применению игровых практик, организации уроков в разнотрансформируемом пространстве, дает возможность принять достойное участие по выполнению Всероссийских проверочных работ и комплексных метапредметных работ.

 

Режим функционирования отделения «Голышмановская СОШ №2»

«Боровлянская СОШ»

Отделение работает по пятидневной неделе, в одну смену. Учебный план реализуется по пятидневной учебной неделе. Начало учебных занятий – 08.00. Окончание учебных занятий – 15:00. Продолжительность уроков – 45 минут, перемен – 10, 30 минут.

Продолжительность учебного года  для II-IV классов составляет  – 34 учебных недели, продолжительность урока - 45 минут.

Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 учебные  недели. Обязательная недельная нагрузка в 1 классах - 21 час, при применении «ступенчатого» режима учебных занятий  с постепенным наращиванием учебной нагрузки: сентябрь, октябрь – 3 урока; с ноября  по декабрь   4 урока; со второго полугодия по таблице максимально допустимого количества часов. Для учащихся 1 класса  продолжительность урока  составляет  35 минут в сентябре-декабре, 40 минут с января по май. Для этого постепенное увеличение учебной нагрузки реализуется за счет предметов «Русский язык», «Литературное чтение» и «Математика» (I четверть – по 3 часа в неделю, II-IV четверти – по 4 часа в неделю); «Окружающий мир» (I четверть – по 1 часу в неделю, II-IV четверти – по 2 часа в неделю); «Музыка» (I четверть – по 0,5 часа в неделю, то есть по 1 часу в две недели, чередуясь с предметом «Изобразительное искусство», II-IV четверти – по 1 часу в неделю); «Изобразительное искусство» (I четверть – по 0,5 часа в неделю, то есть по 1 часу в две недели, чередуясь с предметом «Музыка», II-IV четверти – по 1 часу в неделю). Таким образом, число уроков в день в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе – мае – по 4 урока по 40 минут каждый. Допускается один раз в неделю в ноябре - мае – 5 уроков с учѐтом урока физической культуры. В режиме занятий, в середине учебного дня, устанавливается динамическая пауза  продолжительностью 40 минут.

Для обучающихся 2-4-х классов объѐм максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет 4 урока 2 дня в неделю и 3 дня в неделю – 5 уроков за счѐт урока физической культуры. Для обучающихся 1-х классов объѐм максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет 4 урока и 1 день в неделю – 5 уроков за счѐт урока физической культуры; для обучающихся 2-4-х классов – 3 дня в неделю – 5 уроков, 2 дня в неделю – 4 урока. Объѐм домашних заданий (по всем предметам) соответствует требованиям СанПиН, затраты времени на его выполнение не превышают в астрономических часах: во 2-3 классах-1,5 часа, в 4 классах - 2 часа.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее  30    календарных дней. Для первоклассников  в феврале текущего учебного года  устанавливаются  дополнительные каникулы продолжительностью 7 календарных дней.

 

Выбор УМК, используемых при реализации учебного плана

Содержание учебников в I-IV классах обеспечивает усвоение учебного материала в рамках ФГОС НОО и способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. Преподавание осуществляется по авторским программам, к каждому учебнику разработан подробный УМК, включающий в себя методическое пособие для учителя, программу курса, комплект диагностических работ.

 

Класс

Предмет

Автор учебника

1

Русский язык

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Руссвкий язык, «Просвещение», 2016 г.

2

Русский язык

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Руссвкий язык, 1 и 2 части, «Просвещение», 2016 г.

3

Русский язык

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Руссвкий язык, 1 и 2 части, «Просвещение», 2017 г.

4

Русский язык

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Руссвкий язык, 1 и 2 части, «Просвещение», 2017 г.

1

Обучение грамоте

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2016 г.

1

Литературное чтение

Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2016 г.

2

Литературное чтение

Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2016 г.

3

Литературное чтение

Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

4

Литературное чтение

Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

1

Математика

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. ОАО "Издательство" Просвещение", 2015

2

Математика

Моро М.И., Бантова М. А., Волкова С. И ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

3

Математика

Моро М.И., Бантова М. А., Волкова С. И ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

4

Математика

Моро М.И., Бантова М. А., Волкова С. И ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

1

Окружающий мир

Плешаков А. А. Окружающий мир. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2016 г.

2

Окружающий мир

Плешаков А. А. Окружающий мир. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2016 г.

3

Окружающий мир

Плешаков А. А. Окружающий мир. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

4

Окружающий мир

Плешаков А. А. Окружающий мир. В 2-х частях. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

2

Английский язык

Биболетова М.З. English, Москва «Просвещение», 2012 г.

3

Английский язык

Биболетова М.З. English, Москва «Просвещение», 2012 г.

4

Английский язык

Биболетова М.З. English, Москва «Просвещение», 2012 г.

1

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура 1-4 кл., М. «Просвещение»,       2015 г.

2

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура 1-4 кл., М. «Просвещение», 2015 г.

3

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура 1-4 кл., М. «Просвещение», 2015 г.

4

Физическая культура

Лях В.И. Физическая культура 1-4 кл., М. «Просвещение», 2015 г.

1

Технология

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. . ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

2

Технология

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. . ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

3

Технология

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. . ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

4

Технология

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. . ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

1

Изобразительное искусство

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, др. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

2

Изобразительное искусство

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, др. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

3

Изобразительное искусство

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, др. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

4

Изобразительное искусство

Л. А. Неменская, ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

1

Музыка

Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

2

Музыка

Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

3

Музыка

Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

4

Музыка

Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. ОАО "Издательство" Просвещение", 2017 г.

4

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

 

Кураев А. В. ОАО "Издательство "Просвещение", 2011 г.

  

Особенности учебного плана

Учебный план основного общего образования (I-IV классов) (далее – учебный план) сформирован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, является частью основной образовательной программы начального общего образования отделения «Боровлянская СОШ»

Учебный план определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации учащихся, а также план внеурочной деятельности. Учебный план начального общего образования для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

Учебный план  2018-2019 учебного года позволяет обеспечить:

-введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО;

-внедрение в учебный процесс информационных технологий;

-условия для реализации многообразия образовательных потребностей учащихся;

-развитие умений адаптации в социокультурной среде;

-формирование и укрепление физического и духовного здоровья.

Обязательная  (инвариантная) часть учебного плана -  определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в школе, при реализации основных образовательных программ общего образования, определяет максимальный объём учебного времени, отводимого на изучение программ общего образования и обеспечение государственных образовательных стандартов по всем уровням общего образования в соответствии с ФГОС.

 Учебный план содержит следующие предметные области:

- Русский язык и литература

- Иностранный язык

-Математика и информатика

-Естествознание

- Основы религиозных культур и светской этики

-Искусство

-Технология

-Физическая культура.

На 2018-2019 учебный год  в школе сформировано 3 класса – комплекта из обучающихся 1-4 классов. Обязательная  нагрузка учащихся по  всем классам на уровне начального общего образования не превышает предельно допустимую нагрузку и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. 

Предметные результаты изучения. На изучение предметной области «Русский язык и литературное чтение» отводится 5 часов в неделю с 1 по 4 классах на русский язык, на изучение литературного чтения – по 4 часа в неделю в 1,2,3-х классах, по 3 часа в неделю в 4  классе. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой области является  использованиеприемов смыслового чтения при работе с разными типами текста.

Изучение предметной области «Иностранный язык» представлена предметам «Иностранный язык» («Английский язык») начинается со 2 класса в расчете 2 часа в неделю.

Учебный курс  «Информатика», направленный на обеспечение компьютерной грамотности, изучается во 2-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Математика и информатика». В соответствии с реализацией Концепции развития математического образования в РФ в учебном процессе акцент делается на выбор современных методик, повышающих уровень усвоения всех компонентов содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В его содержание включены  разделы социально-гуманитарной направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности, в том числе знания о поведении в экстремальных ситуациях,  о правилах дорожного движения.                                                                                                   Знания о поведении в экстремальных ситуациях включены в содержание предмета «Физическая культура» во 2-х, 3-х, 4-х классах.

С целью формирования у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России в 4-х классах реализуется курс «Основы религиозных культур и светской этики». По социальному запросу родителей курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет реализовываться по модулю «Основы мировых религиозных культур» в объёме 1 часа в неделю, в 4 классе (8 человек).

В 1-4-х классах ведутся отдельными предметами по 1 часу в неделю  предметы  «Музыка» и «Изобразительное искусство». Содержание предметов искусствоведческого цикла направлено на развитие у учащихся представления о многообразии связи человека с миром искусства, взаимосвязи различных искусств.

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» отражает предмет «Технология», изучаемый в 1-4 классах по 1 часу.

Предмет физическая культура преподаётся по программе Б.Б.Егорова, Ю.Е. Пересадиной (3 часа в неделю). При планировании и проведении третьего часа предмета «Физическая культура» учитель учитывает индивидуальные способности детей, их уровень здоровья, использует инновационные методики и технологии физического воспитания, формирует творческую активность и самостоятельность.

 

 

Региональная специфика учебного плана

Национально-региональный  компонент содержания образования в 1-4 классах составляет 10% учебного времени от общего количества инвариантной части учебного плана, выделенного на предметы «Окружающий мир», «Литературное чтение», «ОРКСЭ» и «Физической культуре» в проведении национальных игр, популярных видов спорта. Национально – региональное содержание осуществляется и через производственные экскурсии – целью которых является расширение представлений о рынке труда и образовательных услугах Тюменской области, а также воспитание у учащихся уважительного отношения к интеллектуальному и физическому труду и людям различных профессий.

 

Деление классов на группы

Деление классов на группы не производится, в  классах от 8 до 11 учащихся.

 

Учебный план для 1-4 классов

 

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обязательная (инвариантная часть)

Русский  язык и литературное чтение

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

4

3

Иностранный язык

Английский язык

-

2

2

2

Математика и информатика

Математика

4

-

-

-

Математика и информатика

-

4

4

4

Естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

ИЗО

1

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

Объём учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

 

Формы промежуточной аттестации обучающихся

 

Формами контроля знаний, умений и навыков во 2-4 являются стандартизированные контрольные работы по математике и русскому языку.