Здоровье

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 

 

 

                        

«Здоровье учителя  как профессионально важное качество»

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

                                          Конфуций 

Когда-то древневосточные правители за количество дней, в которые они не болели, платили своим придворным врачам. В современном мире, к сожалению, часто о здоровье вспоминают лишь в очереди за больничным. А преподаватели далеко не всегда могут позволить себе даже и это. Безусловно, особенности учительского труда повлияли на формирование устойчивого стереотипа, что пе дагогическая профессия является крайне здоровьезатратной. Давайте попробуем посмотреть на это с другой стороны…

Действительно, здоровыми являются лишь 4% педагогов, 37% имеют больше двух заболеваний. Согласно исследованиям, проводимым уже более пяти лет сотрудниками Московского гуманитарного педагогического института в рамках курсов повышения квалификации в столице и регионах, категория «здоровье» занимает далеко не первое место среди ценностей учителя, 93% преподавателей считают, что их профессия ухудшает здоровье, но лишь 20% регулярно обращаются за консультациями в медицинские учреждения.

А что можно сказать об эмоциональном и психологическом состоянии? Вряд ли учитель, как работник социальной сферы, может, не предпринимая никаких профилактических мер, сохраниться неизменно здоровым в течение долгих лет.

Каждый учитель может определить свой Уровень эмоционального истощения

Вот небольшой тест (по методике В.В. Бойко). (РАЗДАТЬ ДЛЯ КАЖДОГО ИНДИВИДУАЛЬНО)

Попробуйте самостоятельно оценить уровень своего эмоционального истощения, ответив на предложенные вопросы.

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать ученикам того, что требует профессиональный долг.

Моя работа притупляет эмоции.

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии сотрудников, учеников и их родителей.

Общение с коллегами, детьми и их родителями побудило меня сторониться людей.

При воспоминаниях о некоторых сотрудниках или учениках у меня портится настроение.

Порой я чувствую, что надо проявить к ученику или коллеге эмоциональную отзывчивость, но не могу.

10 Я очень переживаю за свою работу.

11 Ученикам и сотрудникам отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

12 При мысли о работе мне становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

13 Обычно я прихожу в школу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

14 Я иногда ловлю себя на том, что работаю «без души».

15 По работе встречаются настолько неприятные дети и взрослые, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

16 После общения на работе с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или

психического самочувствия.

17 Прежде я был более отзывчивым и внимательным к ученикам и сотрудникам, чем теперь.

18 В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

19 Иногда иду в школу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

20 После напряженного трудового дня я чувствую недомогание.

21 Как правило, меня искренне волнуют состояние, просьбы, потребности учеников и коллег.

22 Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

23 Педагогическая профессия меня очень разочаровала.

24 Чтобы восстановить силы, я нередко принимаю лекарства.

25 Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

26 Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

27 Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала – обозлила, сделала нервным,

притупила эмоции.

28 Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

    Существуют Важные составляющие

Какова же формула здоровья и успеха педагога?

 

Любовь

В профессии педагога невозможно обойтись без любви к ребенку – не к кому-то конкретно, а к детству целом. Умение дарить любовь сторицей окупается:

отзывчивость учеников способна насытить радостью и смыслом нелегкие учительские будни.

 

Улыбка и юмор

Педагог, лишенный улыбки, может только навредить своим воспитанникам». Почаще пользуйтесь улыбкой и юмором как мирным оружием. Поскольку они способны на многое: помочь сгладить острые ситуации, избежать конфликтов, успокоить «заведенного» подростка, «осадить» разгневанного коллегу… Благодаря юмору вы сможете понять и принять собственную ошибку и посмеяться над собой (а ошибки неизбежны, ведь «не ошибается тот, кто ничего не делает» – но это не про учителя).

 

Нравиться себе

Этот совет особенно ценен для педагога, так как дети замечают и в чем-то даже копируют его облик. Когда в класс входит подтянутый, элегантно одетый учитель, его лицо сияет здоровьем, глаза искрятся уверенностью, ребята невольно чувствуют расположение и больше готовы к взаимодействию с таким преподавателем, им приятно быть с ним рядом и вместе участвовать в общем деле – будь то урок, экскурсия, олимпиада или поход.

 

Душевное равновесие, спокойствие и позитивные мысли

Подберите подходящую себе технику релаксации и отстранения от негативных эмоций, неприятных мыслей, душевной пустоты… Это могут быть психологический прием или медитация.

Вспомните народную мудрость: «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Когда кажется, что вокруг минное поле и рвутся бомбы, попробуйте найти хотя бы какую-то позитивную точку опоры. Поможет простое упражнение, например, «сегодня ужасная погода и я не смог пойти гулять, зато у меня появилось время, чтобы разобрать старые вещи и освободить пространство в доме».

 

Смена деятельности

«Лучший отдых – это смена вида деятельности...» (И.Павлов) Отстранитесь от мыслей о работе, выходя из школы. Если вы тратите выходные и отпуск на проверку тетрадей, планирование уроков и тому подобное, если вы серьезно озадачены, чем

себя занять, когда все служебные поручения выполнены, – значит, вы страдаете трудоголизмом – зависимостью, схожей по природе с зависимостью от психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков).

Такая форма несвободы порабощает человека. Если вам сложно переключаться на отдых, обратитесь к специальной литературе или психологической помощи, постарайтесь найти в вашей жизни иные ресурсы для своего применения, иные источники смысла существования.

 

Самоорганизация

Планирование, оптимальная организация своего дня, четкое представление о цели, к которой стремишься. Многие успешные педагоги составляют себе ежедневное «расписание», а вечером анализируют прожитый день, размышляя, что и как можно

было бы в следующий раз сделать лучше, а что получилось хорошо и принесло удовлетворение. Но здесь важно уметь не попадать в ситуацию постоянного цейтнота. По законам таймменеджмента (искусства грамотно распределять свое время) необходимо оставлять 30% дня на непредвиденные обстоятельства. Если вам удалось все выполнить в срок, то эти 30% лучше потратьте на отдых и на себя (прогулка, интересная книга, расслабляющая ванна…).

 

Самосовершенствование и самореализация в разных делах, не только на работе

Согласно пирамиде потребностей А.Маслоу самореализация – это наивысший уровень наших стремлений. Человек получает удовольствие, когда развивается и достигает новых планок. И дело не в спортивных рекордах, а в том, чтобы видеть перед собой цель и идти к ней, испытывая от этого удовлетворение. Это может быть профессиональное развитие (посещение курсов, семинаров) и любое хобби (будь

то музыка, вышивка, путешествия или что-то другое) – желательно и то, и другое. Это делает учителя интересным для себя и окружающих, зажигает в его глазах огонь, к которому тянутся дети.

 

Вода и еда

Вода – источник жизни, она дает силы и помогает организму нормально функционировать и вовремя очищаться. Начинайте утро с 1–2 стаканов качественной воды (не из-под крана, даже в кипяченом виде). Всегда имейте при себе 1–1,5-литровую бутылочку, чтобы не забывать периодически делать несколько глотков. Особенно когда хотите есть (вода подготовит организм к приему пищи, а если поесть не удается, на время утолит голод). Лучше всего в день выпивать не меньше 2 литровпитьевой воды (не считая других жидкостей).

В питании педагога важны такие принципы:

– умеренность (прием пищи небольшими порциями);

– кратность – есть не менее 5 раз в день;

– для перекуса подойдут свежие фрукты, сухофрукты, орехи (для восполнения недостатка углеводов при интенсивном умственном труде они гораздо полезнее, чем кондитерские изделия);

– самый обильный прием пищи нужно перенести с вечерних часов на более раннее

время;

– разнообразие (с преобладанием растительной пищи), ограничение жиров;

– солить в меру и непосредственно перед употреблением пищи, а не в начале приготовления (лучше использовать морскую соль);

– «здоровые» способы приготовления еды: на пару, на гриле, запекание;

– употребление поливитаминов в осенний и весенний периоды;

– отказ от диет (лишний стресс вреден, а организм не обманешь!).

 

Энергия – в движении

Гиподинамия – один из серьезнейших врагов учителя. Преподавателю, который ежедневно сталкивает  со стрессами, важно «вырабатывать» накопившийся адреналин (так как он уходит из организма, давая место расслаблению, не после шоколадки или рюмки коньяка, как думают многие, а именно от физических нагрузок). Поэтому больше движения. С утра легкая гимнастика, пешком по

лестнице, прогулка, после работы – бассейн, танцы, коньки, велосипед, тренажерный зал или любое другое активное занятие по душе.

 

 Каково же здоровье педагогов нашей школы?

  Одна из основных задач школы – не допускать ухудшения состояния здоровья как учащихся, так и учителей.

                                                                                                                                                                                                                                                                                             НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

     Статистические данные за последние несколько лет показывают высокую заболеваемость среди педагогов. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально- экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, а главное, у педагогов не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой здорового образа жизни и недостатком времени, чтобы следить за своим здоровьем.

   Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учителей имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между семьей, работой и отдыхом обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебно- воспитательного процесса.

    На сегодняшний день в  школе остро стоит  проблема сохранения здоровья учителей, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.  

   Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативное сказывается на здоровье.
Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15 – 20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».

   Следует сделать вывод, что профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья педагогов должна продолжаться. Важнейшей задачей является формирование у учителей валеологического мышления, т.е. способности видеть за каждым своим поступком влияние на свое здоровье. Чтобы работа администрации школы и профсоюзного комитета по сохранению и укреплению здоровья учителей не сводилась только лишь к словесной пропаганде здорового образа жизни, необходимо продумывать  систему мероприятий, разнообразие формы проведения Дней здоровья для учителей, а также совместно с учениками, организовывать занятия на свежем воздухе, но и , конечно, не забывать о правильном питании.

  Учитывая вышеизложенное, и в связи с ориентацией педагогического коллектива на принципы построения модели современной школы было очевидным создать программу «Здоровье учителя»,  которая предусматривает целенаправленную систематическую работу в триаде: работа – учитель – семья; деятельность школы во взаимосвязи с учреждениями здравоохранения. Наша программа заняла 1 место.

ЦЕЛЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ: создать единую образовательно- оздоровительную систему как условие формирования здоровой школьной среды.

 Основными задачами программы являются:

1.             Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психо-физических особенностях и резервных возможностях организма членов педагогического коллектива.

2.             Разработка и реализация коллективных программ оздоровления педагогического коллектива.

3.             Разработка методических рекомендаций по оптимизации участия педагогических работников в образовательном процессе на валеологической основе.

4.             Формирование материально-технической базы и других условий, способствующих охране и укреплению здоровья, приобретению компетенций здорового образа жизни членов педагогического коллектива

  Программа реализуется  с педагогами ОУ. Она включает в себя несколько направлений, связанных между собой.

  Контроль за исполнением осуществляет администрация  МАОУ «БСОШ», профсоюзный комитет и руководитель программы «Здоровье».

   Вопросы сохранения здоровья учителей находятся в центре организации учебно- воспитательного процесса. Срок реализации программы 3 года.

 

Программа работает по 5 направлениям.

1.    Организационно- методическое

2.    Методико-психолого-педагогическое

3.    Социальное

4.    Воспитательно- оздоровительное

5.    Диагностическое

Организационно- методическое направление включает в себя следующие виды деятельности:

- организация работы по охране и укреплению здоровья и формированию ЗОЖ

- Развитие материально- технической базы: оборудование кабинетов с учетом СанПина, оснащение тренажерного и спортивного зала, приобретение ТСО, научно- методическую литературу по укреплению ЗОЖ, обучение педагогических кадров здоровьесберегающим образовательным технологиям, сбор банка данных методических разработок, организация здорового питания.

    Методико-психолого-педагогическое направление: ежегодный медосмотр педагогов ОУ, индивидуальная психологическая помощь учителю, индивидуальные медицинские консультации для учителей, профилактическая работа по предупреждению заболеваний среди учителей ОУ.

     Социальное направление: образование педагогов, праздник «день здоровья для учителя», создание групп здоровья учителей в зависимости от заболеваний.

    Воспитательно- оздоровительное направление: организация и проведение «Дней здоровья для учителей», выпуск боевых листков, стенгазет, смотру конкурсы «самый зеленый класс», «Самый чистый класс», организация подвижных перемен, проведение утренней зарядки, организация походов и экскурсий, участие в районных акциях по пропаганде ЗОЖ.

    Диагностическое направление: диагностика видов заболеваний учителей, мониторинг соматического здоровья педагогов по итогам медосмотра.                                            

 За последние два года количество  учителей страдающих различными заболеваниями уменьшается. За счет чего это происходит? В большей степени, конечно за счет обновления педагогического коллектива, 47% составляли педагоги от 20 до 35 лет, а также за счет повышения заинтересованности администрации образовательного учреждения в укреплении здоровья педагогического коллектива и реализации программы «Здоровья».

И мы надеемся, что   реализация нашей программы поможет нам в какой-то мере уменьшит заболевания наших педагогов, поможет увеличить индекс здоровья учителей.

                     Наши рекомендации:

1.             Начинайте каждый день с чувством радости.

2.             Поддерживайте это состояние в течение дня.

3.             Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

4.             Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

5.             Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

6.             Питайтесь регулярно и разнообразно.

7.             Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

8.             Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

9.             Не переедайте на ночь.

10.        Спите не менее 8-ми часов в сутки.

11.        Занимайтесь физическими упражнениями.

12.        Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

13.        Любите свою душу и тело.

14.        Старайтесь окружить их комфортом

     Итак, здоровье – это труд на благо себе, а для преподавателя еще и возможность

научить ребят ценить то, что им дано от природы. Желая быть успешным в профессии, учитель вынужден заботиться о своем физическом, душевном и духовном благополучии. Поскольку в общении с детьми он многократно «тиражирует» свой образ жизни и мыслей. Педагог несет ответственность за свое здоровье, и этим он вносит вклад в формирование здоровья его учеников, ведь, как гласит восточная мудрость, нельзя вести по дороге, по которой не идешь сам. Помните об этом, дорогие учителя!