Предметный курс "Основы биологии" 9 класс

                           

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Концепция программы курса «Основы биологии» заключается в том, что её разработка связана с  разработкой системы специализированной подготовки 9 классах и направлено на реализацию  личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент  курса  ставится не на  приоритете содержания, а  на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ОГЭ. Курс  тесно связан с уроками  общей  биологии и  соответствует  требованиям  Государственного стандарта.

 

Актуальность умения решать  задачи по биологии  возрастает  в связи  с  введением  ОГЭ  по биологии,  а также  с тем, что необходимо применять знания  на практике. Курс  тесно связан с уроками  общей  биологии и  соответствует  требованиям  Государственного стандарта.

Решение  задач  по биологии дает  возможность  лучше  познать  фундаментальные  общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование  биологических систем  на  всех  уровнях организации  жизни.

Решение  задач по биологии позволяет   также углубить  и  закрепить  знания  по  разделам    общей  биологии. Огромную  важность в  непрерывном  образовании  приобретают  вопросы  самостоятельной  работы  учащихся, умение  мыслить  самостоятельно  и  находить  решение. Создаются  условия  для  индивидуальной и  групповой  форм  деятельности учащихся. Такое сочетание   двух форм  организации самостоятельной  работы  на  уроках  активизирует  слабых  учащихся  и  дает возможность  дифференцировать  помощь, способствует  воспитанию взаимопомощи  и  коллективизма. Создает  также  условия  для  обучения  учащихся  самоконтролю и самооценке. Это формирует  творческое  отношение  к  труду  важное  для  человека  любой  профессии и является  важным  условием успешного, качественного  выполнения  им  своих  обязанностей. 

 

Предлагаемый курс расcчитан 34 часов (1 час в неделю, 2 часа резерв).

Целью курса является:

  • Содействовать формированию прочных знаний  по общей  биологии, умений и навыков  решения задач.
  • Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
  • Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
  • Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания

Задачи:

1.Формировать систему знаний по  главным  теоретическим законам биологии.

2.Совершенствовать умение решать  биологические задачи репродуктивного , прикладного и творческого характера

3.Развивать   ключевые компетенции : учебно - познавательные, информационные , коммуникативные ,социальные.

4.Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.

 

Благодаря  элективному  курсу  по  биологии выполняется несколько функций:

  1. Поддерживается изучение биологии на заданном стандартном уровне. Курс «Решение биологических задач» помогает закрепить и углубить уровень знаний по биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.
  2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными интересами.

 

Планируемый результат

В результате   прохождения программы курса обучающиеся должны :

 

  • Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
  • Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
  • Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
  • Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
  • Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
  • Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
  • Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
  • Применять биологические знания в практических ситуациях(практико-ориентированное задание).
  • Работать с текстом или рисунком.
  • Обобщать и применять знания в новой ситуации.
  • Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
  • Решать задачи  по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
  • Решать задачи   молекулярной биологии  базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

 

Структура программы

Курс «Основы биологии» опирается на знания, полученные при изучении  курса биологии 9 класса. Содержание программы включает 3  основные раздела: решение  задач по молекулярной биологии, решение  задач по цитологии, решение  задач по генетике, данные разделы делятся на темы, и каждая тема элективного курса является продолжением курса биологии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Для промежуточного контроля-  3 контрольные работы в форме ЕГЭ, и итогового контроля–  зачет по курсу  «Решение биологических задач в ходе подготовки к ЕГЭ» и проектная деятельность. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования «ИСУД»(индивидуальный стиль учебной деятельности), (см. приложение 1).Технология ИСУД позволяет создать  обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В подготовке и проведении уроков  данного курса используется  технология здоровьесберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.

Формой отчётности по изучению данного курса может быть:

 

· Составление биологических  задач, интеллект-карт, кроссвордов, создание презентаций,  по  темам элективного курса;

· Зачёт по решению задач базового уровня и повышенного ;

· Защита проектных работ.

                         

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Биология как наука. Методы научного познания контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.

Клетка как биологическая система содержит задания, проверяющие: знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения организмов, процессы, протекающие в них.

Организм как биологическая система контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.

Система и многообразие органического мира проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.

Организм человека и его здоровье  направлен на определение уровня освоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека.

Эволюция живой природы включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях

и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

Экосистемы и присущие им закономерности содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических

закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Резервное время – 2 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

 

Учащиеся должны знать:

 

  • Основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;

 Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);

·        Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;

 

Учащиеся должны уметь:

 

·        Решать нестандартные  биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;

·        Решать расчётные  биологические  задачи с применение знаний по химии и математике;

·        Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;

·        Применять знания в новых и измененных ситуациях;

·        Решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;

·        Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№п/п

Тема

Элементы содержания

Форма работы

Дата

РАЗДЕЛ 1 . МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ

1

Свойства живых систем. Живое вещество, его свойства. Уровни организации жизни. Методы биологии

 

Диагностика уровня параметров учебного успеха ученика

 

2

§  Развитие и эволюция живого вещества. Онтогенез и филогенез. Законы и теории биологии

 

Комбинированное занятие

 

3

§  Классификации биосистем. Систематические категории и таксоны

 

Тестирование

 

4

o    Бактерии, Простейшие, Грибы, и Лишайники

Царства животного мира. Строение внешнее и внутреннее. Многообразие растений и животных.

Комбинированное

 

 занятие

 

5

o    Многообразие и классификация растений и животных

 

 

6

§  Покрытосеменные растения. Ткани растений. Строение и назначение органов растений.

 

Многообразие

 

семенных растений.

 

Покрытосеменные

 

 и голосеменные растения

 

. Споровые растения.

 

 Жизненные циклы.

 

Строение внешнее и внутреннее.

 

Систематика.

 

Использование и применение.

Комбинированное занятие

 

7

o     Многообразие растений. Отделы споровых: мхи, папоротники, хвощи и плауны. Жизненные циклы споровых растений

Практикум по решению задач

 

8

o    Семенные растения. Жизненные циклы семенных растений. Голосеменные

Тестирование

 

9

o    Отделы Покрытосеменных. Оплодотворение у цветковых растений. Семейства цветковых растений

Лекция.

 

10

Эволюция растительности. Направления эволюции. Взаимодействие растений и животных с факторами окружающей среды. Стратегии выживания организмов

тестирование

 

11

§  Отличительные признаки животных. Многоклеточные животные

Внутреннее строение;

 

Кровеносная и дыхательная  система,

 

Опорно-двигательная и нервная.

 

Значение в природе.

 

Комбинированное занятие

 

12

§  Типы беспозвоночных животных: Кишечнополостные, типы плоских, круглых и кольчатых червей, Моллюски

тестирование

 

13

§  Классы типа Членистоногие - ракообразные, паукообразные, насекомые. Способы развития беспозвоночных на примерах отрядов насекомых

Практикум по решению задач

 

14

§  Классификация позвоночных животных. Хордовые животные. Характеристика классов амниот и анамний

Практикум по решению задач

 

15

§  Направления эволюции и адаптация животных к средам обитания. Биотические отношения животных. Значение животных в экосистемах

Практикум по решению задач

 

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ

16

o    Строение и функционирование биосистем: клетка

 

Практикум по решению задач

 

17

§  Жизнедеятельность клеток: обмен веществ. Брожение, его значение. Гетеротрофы. Экологические группы гетеротрофов

Строение животной и растительной

 

 клетки: сходство и отличие,

 

Виды ДНК и РНК,

 

Пластический и энергетический обмен.

 

Деление клеток:

 

Митоз и мейоз.

 

 

Практикум по решению задач

 

18

§  Обмен веществ клеток, организмов. Фотосинтез - биосинтез углеводов. Фазы фотосинтеза

 

 

19

Распределение биомассы и функции живого вещества на Земле

Практикум по решению задач

 

20

o    Жизнедеятельность биосистем. Размножение.

§  Матричные реакции биосинтеза - редупликация ДНК. Пластический обмен - биосинтез белка. Решение задач

тестирование

 

21

§  Воспроизведение клеток. ДНК. Митоз, мейоз - механизмы деления клеток. Фазы митоза и мейоза. Решение задач

Практикум по решению задач

 

22

§  Воспроизведение организмов. Половое и бесполое размножение. Гаметогенез животных и человека. Циклы развития животных

 

 

3. РАЗДЕЛ. ЭВОЛЮЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ

23

Экология биосистем.Экологические факторы. Биоценозы и экосистемы. Разнообразие экосистем (биогеоценозов)

Понятие «Экология»

 

Биологическое разнообразие.

 

 Смена и саморазвитие экосистем.

 

Причины.

 

 

Практикум по решению задач

 

24

§  Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие

 

 

25

Условия устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека

 

 

4. РАЗДЕЛ. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.

26

Строение и функционирование организма человека. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы

Человек.

Развитие внутреннего и внешнего строения.

Характеристика систем: дыхательная ,

 

кровеносная, 

 

нервная и выделительная,

 

 опорно-двигательная,

 

органы чувств.

 

 

Железы внутренней и внешней секреции.

 

 

Практикум по решению задач

 

27

§  Кровь, форменные элементы. Иммунитет. Свертывание. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система

лекция

 

28

§  Дыхательная система

Практикум по решению задач

 

29

§  Система пищеварения, строение и функции органов. Питательные вещества и их усвоение

тестирование

 

30

§  Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция

Практикум по решению задач

 

31

§  Строение нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга Спинной мозг и головной мозг.

тестирование

 

32

§  Физиология высшей нервной деятельности. Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство

§  равновесия, вкус, обоняние и др.)

Практикум по решению задач

 

33

§  Железы внутренней секреции. Половые железы.

 

Практикум по решению задач

 

34

§  Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

§   

 

лекция

 

35

§  Резерв .Решение заданий ОГЭ

 

тестирование