География 6 класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа курса «География» для 6 класса составлена на основе нормативных документов :

  1. Закон РФ «Об  образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- Ф3;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.  №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования);

  1. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Голышмановская  средняя общеобразовательная  школа № 2».
  2. Учебный план МОУ Степноанненковской средней общеобразовательной школы на 2016-2017 учебный год.
  3. Программа по географии для общеобразовательных учреждений  / География: программа: 5-9 классы / (А.А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Таможняя). - М.: Вентана-Граф , 2013 г.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом от 31 марта 2014 года № 253, с  изменениями внесенными  приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;  приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.)

 

        «Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

       Курс географии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
  • развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).

Предмет «География» входит в образовательную область «Обществознание». География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».

         Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

      Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.                         

      Виды деятельности учащихся:

  • ° Устные сообщения;
  • ° Обсуждения;
  • ° Мини – сочинения;
  • ° Работа с источниками;
  • ° Доклады;
  • ° Защита презентаций

Используются следующие средства обучения:

°         учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.),

°         организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

 

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

 

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты:

1) воспитание уважения к Отечеству, к своему краю,

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению,

3) формирование целостного мировоззрения,

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности,

6) формирование основ экологической культуры.

 

Метапредметные результаты:

1) умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,

2) умение планировать пути достижения целей под руководством учителя,

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения,

5) владение основами самоконтроля, самооценки,

6) умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  делать выводы,

7) умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

8) смысловое чтение,

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,

10) владение устной и письменной речью,

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции),

12) формирование и развитие экологического мышления.

 

Предметные результаты:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях  и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования,

2) формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,

 

3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров,

4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения,

5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации,

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф,

7) формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

 

 


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАССА

 

Содержание раздела учебного предмета

Практические работы

Характеристика основных видов универсальных учебных действий обучающихся 


личностные


метапредметные


предметные

Раздел 1.Введение. История географических открытий

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию . Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение

« Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом» (обучающая).

 

«Нанесение на карту маршрутов изучаемых географических путешествий» (обучающая).

- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению 

-осознание значимости выдающихся географических открытий и путешествий в познании Земли;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Регулятивные:
-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, 
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
- владение устной и письменной речью,
-смысловое чтение,

-умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, строить логическое рассуждение, делать выводы;
-умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.
Использовать понятия компас для решения учебных задач по визированию и определению направлений на стороны горизонта 
Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий
Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий.

Раздел 2. Изображение земной поверхности

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы) Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации

«Определение на местности направлений (азимутов) и расстояний» (итоговая)

«Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности» (итоговая).

«Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек» (итоговая)

«Определение по картам географических координат точек» (итоговая).

«Измерение расстояний (в градусной мере и километрах) по глобусу и карте» (обучающая).

«Определение координат своего населенного пункта на местности» (обучающая).

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению,
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-будет развиваться опыт практической деятельности 
для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.

Регулятивные:
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение планировать пути достижения целей под руководством учителя
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, 
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
- владение устной и письменной речью,
- умение определять понятия, делать выводы;
- умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- смысловое чтение;
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности, 
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана
Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности, азимут, 

Определять по плану направления и местоположение географических объектов 
Использовать понятия план местности, азимут,для решения учебных задач по ориентированию на местности,
Знать и объяснять существенные признаки понятий: абсолютная и относительная высота.

Использовать понятия, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по определению относительных высот на местности по чтению плана 
Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.

Раздел 3. Геосферы Земли

Тема 3.1. Литосфера

Минералы и их свойства.
Ильменский минералогический заповедник. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф

«Определение минералов и горных пород по образцам. Выявление способа использования местных горных пород в хозяйственной деятельности» (обучающая).

«Определение по карте географического положения гор и равнин» (итоговая).

«Описание гор и равнин по географической карте».

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению,


-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми ;
-будет развиваться опыт практической деятельности 
для чтения физических карт 

Регулятивные:
-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение планировать пути достижения целей под руководством учителя,
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, 
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
- умение определять понятия использовать понятия для решения учебных задач,
- умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,
- смысловое чтение;
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора.
Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Приводить примеры форм дна Мирового океана

Тема 3.2 Атмосфера

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели

«Изготовление «атласа облаков» (творческая).

«Построение и анализ диаграммы облачности и осадков по данным своих наблюдений за погодой» (творческая).

«Анализ суточного и месячного хода температуры воздуха по данным своих наблюдений за погодой. Построение розы ветров» (итоговая).

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению,
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми ;
-будет развиваться опыт практической деятельности 
для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления

Регулятивные:
-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей под руководством учителя,
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, 
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки;
Познавательные:
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; и использовать понятия для решения учебных задач,


- умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- смысловое чтение;
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера

Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению суточной температуры воздуха
Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра; 
Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.
Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры 
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Тема 3.3. Гидросфера

Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота

«Определение по картам географического положения одного из океанов или морей. Описание его по географической карте» (итоговая).

«Определение по картам географического положения одной из крупнейшей рек Земли. Описание ее по плану» (итоговая).

« Наблюдение за поведением реки своей местности в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Описание реки своей местности».

-осознание роли 
глобального океанического конвейера для природы и человека;
-будет развиваться опыт практической деятельности 
для чтения физических карт 

Регулятивные:
-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 


-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
Познавательные:
-умение составлять описание океанов и рек

Коммуникативные:
-умение работать индивидуально и в группе

Использовать понятия гидросфера, океан, море для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, 
Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов 
Составлять описание океанов, их географического положения.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, 
Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по происхождению озёрных котловин
Отбирать источники географической информации для составления описаний рек ,
Составлять описание рек, их географического положения.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для источников питания и режима реки.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Тема 3.4.  Биосфера и почвенный покров

Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. 

Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах

«Описание почвенного разреза своей местности»

(обучающая).

-будет развиваться опыт практической деятельности по определению механического состава почвы.

Регулятивные:
-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
Познавательные:
умение составлять описание почв

Коммуникативные:
-умение работать индивидуально и в группе

Использовать понятия биосфера для решения учебных задач по определению механического состава почвы.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, 
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Тема 3.5. Географическая оболочка Земли

Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. 
Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. 
Образование рас в разных природных условиях

 «Построение модели природного комплекса своей местности»  (обучающая).

-формирование целостного мировоззрения о современном мире

- Регулятивные:
-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Познавательные:
-анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос

Коммуникативные:
-умение работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: географическая оболочка, природно-территориальный комплекс, раса.
Использовать понятия географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, природно-хозяйственный комплекс, раса для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас.
Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли.
Приводить примеры представителей различных рас.
Отбирать источники географической информации  для составления описаний состава и строения географической оболочки.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе
Составлять описание представителей различных рас.

 

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

34 часа , 1 час в неделю

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Практические работы

Самостоятельные  работы

Раздел I.

Введение. История географических открытий

6

 

1

Раздел II.

Изображение земной поверхности

12

 

3

2

Тема 1.1 План местности

6

2

1

Тема 1.2.Глобус и географическая карта - модели земной поверхности

6

1

1

Раздел III.

Геосферы Земли

15

5

2

Тема 2.1 Литосфера

5

3

1

Тема 2.2 Атмосфера

6

1

 

Тема 2.3. Гидросфера

2

1

1

Тема 2.4.Биосфера и почвенный покров

1

 

 

Тема 2.5.Географическая оболочка Земли

1

 

 

 

Обобщающее повторение

1

 

 

 

ВСЕГО

34

8

5

 

* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Пронумерованы  только итоговые практические работы. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно- Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Килиманджаро, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо- Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

4.Тематическое планирование

По географии

Учебный год 2018 – 2019

Классы 6

Количество часов по учебному плану ОУ: всего  34, в неделю  1

Плановых самостоятельных  работ: 5

Планирование составлено на основеА.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя –География: программа: 5 – 9 классы – М: Вентана – Граф, 2012..;

 

Учебник: А.А. Летягин  География. Начальный курс. 6 класс- М: Вентана - Граф, 2014.

 

 

Календарно – тематическое планирование (при реализации программ в соответствии с ФГОС):

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения: характеристика основных видов деятельности

Вид контроля

УУД (деятельность учащихся)

Д/З

Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)

1

 

1

 

 

Началогеографического познания Земли

Изучение нового материала.

 

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.

 

 

Фронтальный опрос

Строить модель гномона.

Измерять высоту Солнца над горизонтом.

Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта»

 

2

 

2

 

 

География в Средние века (Европа)

Комбинированный.

 

 

Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Фронтальный опрос

Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.

Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».

Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе[1]

 

33

 

 

География в Средние века (Азия)

Комбинированный.

 

Географические достижения в Китае и на арабском Востоке

Использовать понятия компас для решения учебных задач по визированию и определению направлений на стороны горизонта

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Изучать устройство компаса.

Создавать модель компаса.

Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу

 

4

 

4

 

 

Великие географические открытия

Комбинированный.

 

 

Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий Отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Работать с топонимическим словарём.

Создавать игру «Материки и части света»

 

5

5

 

 

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.

Комбинированный.

 

 

Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы.

Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции

 

6

6

 

 

Современные географические исследования

Комбинированный.

 

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Самостоя

тельная работа№1

Изучать изображения Земли из космоса.

Работать по освоению «языка» космических снимков

 

Изображение земной поверхности (12 ч)

План местности (6 ч)

7

7

 

 

Изображения земной поверхности

Изучение нового материала

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли

Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности,

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана

 

 

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово». Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности

 

8

8

 

 

Ориентирование на местности

Комбинированный.

 

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами

Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности, азимут, Определять по плану направления и местоположение географических объектов

Использовать понятия план местности, азимут, для решения учебных задач по ориентированию на местности,

 

Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.

Определять среднюю длину своего шага.

Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке

 

9

9

 

 

Топографический план и топографическая карта

Комбинированный.

 

Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб,

Определять по плану расстояния Использовать понятия масштаб, для решения учебных задач по  составлению плана местности (маршрута

Практичес

кая работа

 №1 «Определе

ние на местности направлений и расстояний»

Создавать игру «Топографическое домино».

Проводить чемпионат по топографическому домино

 

110

 

 

Как составляют топографические планы и карты

Комбинированный.

 

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

Использовать понятия план местности, азимут, масштаб, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута) Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков

Практическая работа №2

«Составле

ние простейшего плана местности»

Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

 

111

 

 

Изображение  рельефа на топографических планах и картах

Комбинированный.

 

Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова

Знать и объяснять существенные признаки понятий: абсолютная и относительная высота. Использовать понятия, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по определению относительных высот на местности по чтению плана

Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.

 

Фронтальный опрос, индивидуаль

ный опрос

 

Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой.

Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов.

Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа

 

112

 

 

Виды планов и их использование

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)

Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Самостоя

тельная работа№2

Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».

Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов

 

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)

113

 

 

Глобус — модель Земли

Изучение нового материала

Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб, глобус.

Использовать понятия масштаб для решения учебных задач по определению расстояний

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  глобуса, их различия по масштабу

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг

 

114-15

 

 

Географические координаты

Комбинированный

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе

Определять по глобусу географические координаты и местоположение географических объектов

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Практичес

кая работа

 №3 «Определе

ни географии

ческих координат»

 

Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса.

Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.

Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам

 

116

 

 

Определение расстояний и высот по глобусу

Комбинированный

Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин

Определять по глобусу расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, и местоположение географических объектов

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.

Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки.

Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.

Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг».

Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики

 

117

 

 

Географическая карта

Комбинированный

Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб, географическая карта,

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Изучать правила работы с контурными картами.

Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты

 

118

 

 

Географические карты и навигация в жизни человека

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Самостоятельная рабо

та №3

Создавать игру «Картографическое домино».

Изготавливать самодельный эклиметр.

Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Проводить чемпионат по картографическому домино.

Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями)

 

 

Геосферы Земли (15 ч)

Атмосфера (6 ч)

219

 

 

Как нагревается атмосферный воздух

Изучение нового материала

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению суточной температуры воздуха

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Практичес

кая работа

 №7

«Построение графика

хода среднесу

точных температур»

 

 

Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели.

Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды.

Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.

Объяснять отмеченные различия

 

220

 

 

Атмосферное давление

Комбинированный

Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера

Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению атмосферного давления

Устанавливать взаимосвязи между температурой воздуха и атмосферным давлением

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения давления воздуха, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом.

Измерять атмосферное давление на разных этажах здания.

Определять высоты по разности атмосферного давления

 

221

 

 

Движение воздуха

Комбини рованный

Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны

Знать и объяснять существенные признаки понятий: ветер

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.

Приводить примеры ветров различного направления Определять по статистическим данным преобладающие направления ветра.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения направления и скорости ветра

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах.

Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Изготавливать воздушный шар

 

222-23

 

 

Вода в атмосфере. Виды осадков.

Комбинированный

Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года

Знать и объяснять существенные признаки понятий водяной пар, влажность воздуха

Использовать понятия водяной пар, влажность воздуха для решения учебных задач по определению условий образования тумана

Приводить примеры видов облаков

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения видов облаков

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Знать и объяснять существенные признаки понятий атмосферные осадки

Использовать понятия атмосферные осадки, для решения учебных задач по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.

Приводить примеры видов атмосферных осадков

 Определять по статистическим данным характер годового хода атмосферных осадков.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения атмосферных осадков

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.

Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта».

Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков

 

224

 

 

Климат

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели

Знать и объяснять существенные признаки понятий: климат

Отбирать источники географической информации для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы

 Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Составлять карты климатических рекордов Земли.

Анализировать основные климатические показатели своей местности

 

Литосфера (5 ч)

125

 

 

Минералы

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Минералы и их свойства.

Ильменский минералогический заповедник

Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора..

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.

.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

 

Практичес

кая работа

 №4 «Изуче

Ние свой

ств минера

лов, гор

ных по

род, полез

ных ископае

мых»

Работать с коллекцией минералов и горных пород.

Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость.

Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта»

 

226

 

 

Выветривание и перемещение горных пород

Комбинированный

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Заочно знакомиться с известняковыми пещерами.

Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита.

Наблюдать первые результаты опыта

 

227

 

 

Рельеф земной поверхности. Горы суши

Комбинированный

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира

Знать и объяснять существенные признаки понятий: рельеф, горы,

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами Приводить примеры форм рельефа суши Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, Составлять описание гор , их географического положения

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Практичес

кая работа

 №5 «Описание

 Гор  по

типовому плану»

 

 

Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.

Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке

 

228

 

 

Равнины и плоскогорья суши

Комбинированный

Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира

Знать и объяснять существенные признаки понятий:  равнины

Приводить примеры форм рельефа суши Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, Составлять описание равнин, их географического положения

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Практичес

кая работа

 №6 «Описание равнины

 по типово

му плану»

 

 

Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.

Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке

 

229

 

 

Рельеф дна Мирового океана

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф

Приводить примеры форм дна Мирового океана

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа

№4

Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.

Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода

 

Гидросфера (2 ч)

330

 

 

Воды Мирового океана

Усвоения новых знаний

Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения

Использовать понятия гидросфера, океан, море для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера,

Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов

Составлять описание океанов, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Самостоя

тельная работа №5

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».

Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.

Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.

Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке

 

331

 

 

Воды суши

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки,

Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по происхождению озёрных котловин

Отбирать источники географической информации для составления описаний  рек

Составлять описание  рек, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для источников питания и режима реки.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Практичес

кая работа

 №8

«Характери

стика реки

 по типо

вому плану»

 

 

Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами

 

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

332

 

 

Биологический круговорот. Почва

Комбинированный

Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв.

Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах

Использовать понятия биосфера для решения учебных задач по определению механического состава почвы.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы,

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

 

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке.

Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»

 

 

Географическая оболочка Земли (1 ч)

333

 

 

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка

Комбинированный

Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки.

Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.

Образование рас в разных природных условиях

Знать и объяснять существенные признаки понятий: географическая оболочка, природно-территориальный комплекс, раса.

Использовать понятия географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, природно-хозяйственный комплекс, раса для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас.

Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли.

Приводить примеры представителей различных рас.

Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе

Составлять описание представителей различных рас.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 

Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков.

Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта»

 

334

 

 

Обобщающее повторение

Урок комплексного применения знаний и умений

 

 

Выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности развития, Письменный опрос.

Итоговый тест. приводить примеры.

Контрольная работа