Химия 9 класс

Пояснительная записка 

Рабочая программа учебного курса «Химия» для 9 класса составлена на основе

-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Настоящий рабочая программа   рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, т.е.68 часов в год,

     Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. 

Календарно-тематический    план предусматривает разные  варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: 
   • в 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
        

 

Рабочая программа для 9 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго  поколения, Примерной программы основного общего образования по химии и авторской Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) О.С. Габриеляна (2012года). Настоящая программа учитывает рекомендации Примерной программы  по химии для основной школы. Рабочая программа по химии: конкретизирует положения Фундаментального ядра содержания обучения химии с учѐтом межпредметных связей учебных предметов естественно-научного цикла; определяет последовательность изучения единиц содержания обучения химии и формирования (развития) общих учебных и специфических предметных умений; даѐт ориентировочное распределение учебного времени по разделам и  темам курса в модальности «не менее».  Содержание программы направлено на освоение знаний и на овладение умениями на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса. Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом

В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. В связи с этим  основными целями обучения химии в основной школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; 2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в

создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания; 3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Задачами изучения учебного предмета «Химия» в 9 классе являются: учебные: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира; развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности; воспитательные: формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.  Общая характеристика учебного предмета «Химия» В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета: · вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии; · химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические

свойства веществ, способах управления химическими процессами; · применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; · язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

 Формы, методы и средства обучения, технологии. В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно -ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.      Используются следующие формы обучения:  учебные занятия,  экскурсии,  наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа,  презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов. Формы промежуточной и итоговой аттестации  Промежуточная аттестация проводится в форме: - тестов;  -контрольных; - самостоятельных работ; - практических; - творческих работ.  Учащиеся проходят  итоговую аттестацию –  в виде ГИА. Обучение ведѐтся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 9 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному  государственного  образовательного стандарта второго поколения  базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна( 2012г.) Отличительные особенности рабочей программы и авторской  Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе. В рабочую  программу по химии внесены изменения по сравнению с авторской: из  резерва добавлено 1 час на «Металлы» и добавлен 1час на Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений». Основное отличие данной рабочей программы от авторской состоит в том, что в авторской программе практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые проводятся после изучения нескольких разделов, а в рабочей программе эти же практические работы даются после изучения конкретной темы. Это позволяет лучше закрепить теоретический материал на практике и проверить практические умения и навыки непосредственно по данной теме. Чтобы провести практическую работу по когда-то изученной теме, требуется дополнительное время для повторения теоретических основ, что исключается в данной рабочей программе.   Результаты освоения курса химии 

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностные:  в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;  в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;  в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.  формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.     Предметные: 1.В познавательной сфере:  давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая  таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;  описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;  описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;  классифицировать изученные объекты и явления;  делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;  структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из

других источников;  моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул; 2.В ценностно – ориентационной сфере:  анализировать  и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; 3. В трудовой сфере:  проводить химический эксперимент; 4. В сфере безопасности жизнедеятельности:  оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.  

Цели

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей;

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Требования к уровню подготовки учащихся 9  класса (базовый уровень)

В результате изучения химии ученик должен


Знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.

В календарно-тематическом плане планируемые результаты продвинутого уровня  усвоения знаний выделены курсивом

В содержании курса 9 класса более подробно изучается химия элементов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народно-хозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых понятий и максимального использования знаний из других учебных дисциплин. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о химической стороне явлений окружающего мира.

При проведении уроков химии значительное место отводиться химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы проводятся в процессе изучения темы, как средство наглядного подтверждения свойств изучаемых веществ.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Общая характеристика  химических элементов химических реакций-6 ч

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов ДИ. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. 
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. 
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. 
  Металлы -18 ч
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. 
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. 
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы II г р у п п ы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. 
А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. 
Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. 
 Практикум №1 .Свойства металлов и их соединений 
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. З. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. 
 Неметаллы -37 ч
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». 
В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. 
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений 
в народном хозяйстве. 
С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. 
А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. 
Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. 
К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

 Практикум № 2 . Свойства неметаллов и их соединений 
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

 Обобщение знаний по химии за курс основной школы -7 ч
изический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. 
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). 
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления

Формы реализации данной программы: учебные занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг.

Ожидаемый результат: хороший уровень знаний по предмету, выбор будущей профессии.

Система отслеживания осуществляется через устный и письменный опрос, контрольные и срезовые работы

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№№

п\п

 

Наименование темы

Всего,

Час.

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1

Глава 1.Общая характеристика  химических элементов химических реакций

6

 

1

2

 

Металлы

18

3

1

3

 

Неметаллы

37

3

1

4

 Обобщение знаний по химии за курс основной школы

7

 

1

 

Итого

68

6

4

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

По  химии

Учебный год    2018-2019

Класс     9

Количество часов по учебному плану ОУ:  всего 68 ч., в неделю 2 ч.

Плановых контрольных работ: 4 ч

Практических работ: 6 ч

Планирование составлено на основе: основе программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» М.; «Дрофа», 2010.

 

Учебник: Химия.9 класс : учебник/ О.С.. Габриелян. -5 –е изд.,стереотип.- М. Дрофа, 2017.- 319, :ил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

 

Тип урока

Элементы содержания

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее зада-ние

Дата

 

Глава 1. Общая характеристика химических элементов химических реакций

 

  1

1Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе.

 

 

(УПЗУ)-вводное повторение

ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Группы и периоды ПС. Строение атома. Ядро. Строение электронных оболочек первых 20 элементов ПС

Самостоятельная работа.

Знать : -важнейшие химич.понятия: химический элемент, атом, основ. законы-периодич. закон; Уметь: -объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода, -объяснять закономерности изменения свойств элементов

§1, §3, упр.5,6(п), 9,10(у)

   

 

2

2. Генетические ряды металлов и неметаллов.

(УПЗУ)-вводное повторение

Основные классы неорганических веществ. Простые вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, в

Текущий контроль. Работа по карточкам: проверочная работа по сборнику (4): с.8 №1,2,3,4

Знать : классификацию неорганических веществ; понятия: окис-ль, восст-тель, окисление, восстановление; уметь:определять принадлежность веществ к определенному классу, составлять

§1,упр.1,10,3,4(по уч.9кл)

   

 

3

3. Химические свойства оксидов, кислот, оснований. Реакции ионного обмена.

(семинар-практикум)

Основные классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена.

Устный опрос. Самостоятельная работа.

Для закрепления – по учебнику : с.19, №2

Уметь: объяснять сущность реакций ионного обмена; характеризовать свойства основных классов неорг.в-в; определять возможность протекания реакций ионного обмена; составлять уравнения реакций.

§1, упр.2,6 после §3упр7

Повт по уч 8кл. §38-41

   

 

4

4. Переходные элементы. Амфотерность.

КУ

Амфотерность оксидов и гидроксидов

Текущий контроль по карточкам

Уметь составлять уравнения химических реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов

§2, упр.2,3;

§3 упр.8

   

 

5

5.Решение упражнений

КУ

Положение элементов в ПС, периодический закон, свойства химических элементов

Текущий контроль

Подготовка к контрольной работе

§§1-3

   

 

6

6.Контрольная работа №1 по повторению темы «Общая характеристика химических элементов» 

КР

 

Контроль знаний. Индивид. работа по карточкам

 

повторение

   

 

Глава 2. Металлы.-18 ч

 

7

1. Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства.

КУ

Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка

С.26 №2,3,4

Уметь находить Ме в ПСХЭ,
уметь объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические  св-ва в связи со строением кристаллической решетки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -для безопасного обращения с металлами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; -критической оценки информации о веществах, используемых в быту

§8,9упр.2,с.23, упр.1,3,4,с.28

   

 

8

2.Общие химические свойства металлов.

КУ

Восстановительные свойства металлов:взаимодействие с неметал, кислотами,солями. Ряд напряжений металлов.

Устный опрос. Работа по карточкам.

С.41 №2

Проверочная работа по карточкам

Уметь записывать уравнения р. (ок-вос) металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности.

§11 упр.6

   

 

9

3. Коррозия металлов. Сплавы

 

Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии

Сплавы, их классификация. Черная металлургия. Цветные сплавы. Хар-ка сплавов, свойства, значен.

Решение задач и упражнений из раздела «Металлы»

Устный опрос.

С.38 №2

Знать причины и виды коррозии. Уметь объяснять и применять доступные способы защиты металлов от коррозии

Знать классификацию сплавов на черные и цветные. Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов

§13, 10 упр.4,6

§7 упр.2

   

 

10

4. Металлы в природе, общие способы их получения

КУ

Самородные металлы. Минералы.Руды. металлургия,ее виды

Опрос

Знать основные способы получения металлов в промышленности.

Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов

§11,упр.4,5

   

 

11

5. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы(щелочные металлы)

КУ

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: натрий, калий

Текущий контроль – опрос

Работа по карточкам

Уметь давать характеристику щелочного металла по плану. Записывать ур-р. (ок-вос) химических свойств. в сравнении (в группе) с другими металлами

§14(с.44-45), упр.1(а),9

   

 

12

6. Соединения щелочных металлов

КУ

Обзор соединений щелочи, соли. Природные соединения щелочных металлов

Задания разного уровня сложности

Знать важнейших представителей соединений щелочных Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращений. 
Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов

§14,(с.46-48), упр.1(б), 5

   

 

13

7. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы(щелочно-земельные металлы)

УИЗМ

Строение атомов, физические, химические свойства

Самостоятельная работа по сборнику «К.и П. работы» с.154-155, работа по вариантам 1-2, №1,2

Уметь давать характеристику щелочноземельных металлов по плану, уметь записывать ур-р (ок-вос)
Хим. св-ва кальция, магния

§15(с.50-52)

   

 

14

8. Соединения щелочно-земельных металлов и магния

КУ

Важнейшие соед. щелочно-земельных металлов. Применение.Роль кальция, магния

Задания разного уровня сложности

Знать важнейших представит.соединений щелочнозем. Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превр. Знать способы смягчения воды

§15(с.52-56), упр.4,5

   

 

15

9. Алюминий: его физические и химические свойства

КУ

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: алюминий

Текущий контроль.

Уметь давать характеристику эл-та алюминия, объяснять наличие переходных св-в 
Уметь записывать ур-р алюминия с H2O, NaOH, кислотой

§16(с.57-59), упр.1 повт. §2

   

16

10. Соединения алюминия.

КУ

Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида.Соли. Применение

Задания разного уровня сложности

Уметь записывать ур-р алюминия, оксида и гидроксида с кислотой и щелочью

Знать природные соединения алюминия.Знать применение Al и его соединений

§16(60-62) упр.5,6

   

17

11. Решение задач на расчет выхода продукта от теоретически возможного

КУ

Вычисления по химическим уравнениям

 

Задания разного уровня сложности

Уметь вычислять количество вещества, объем, массу по количеству, объему или массе реагентов или продуктов реакции

С.8№.8

с37№3;

с.49№2

с.62№7

   

18

12. Железо. Физические и химические свойства

УИНМ

Железо-элемент  побочной подгруппы 8 группы.Строение атома, физич., химич. Свойства. применение

Самостоятельная работа по карточкам

Уметь объяснять строение атома железа ,уметь записывать уравнения реакции хим. св-в железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа( П )

§17(с.63-65)

   

19

13. Соединения Fе2+ и Fе3+.

 

КУ

Соединения железа(II) (III) Железо – основа современной техники. Роль железа в жизне-деятельности организмов

Задания разного уровня сложности

Знать химические св-ва соединений железа (II) и (III)( Р ). Уметь определять соединения, содержащие ионы Fe2+, Fe3+   с помощью качественных реакций. Уметь осуществлять цепочки превращений( Т )

§17 (до конца) упр.1,5

   

20

14. Практическая работа № 1«Осуществление цепочки химических превращений металлов».

ПР

Правила техники безопасности.

Объяснять результаты и записывать уравнения

Отчет

Уметь: -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; - Прогнозировать, аргументировать и экспериментально осуществлять цепочки хим. превращений.( Т )

Оформление

   

21

15. Практическая  работа №2«Получение и свойства соединений металлов

ПР

Правила техники безопасности.

Объяснять результаты и записывать уравнения

Отчет

Уметь экспериментально доказывать свойства соединений металлов ( П )

Оформление, индивид. задания

   

 

22

16. Практическая  работа №3«Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».

ПР

 

 

 

 

Правила техники безопасности.

Объяснять результаты и записывать уравнения

Отчет

Предлагать на практике способы получения и распознавания веществ( Т )

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами

Оформление работы

   

 

23

17. Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов».

КУ

Повторение ключевых моментов темы «Металлы»: физич. и химич. свойства металлов и их важнейших соединений.

Текущий контроль-опрос выборочная проверка тетрадей с д/з. Задания разного уровня сложности

Знать строение атомов металлических элементов. Химические свойства и применение алюминия, железа, кальция и их важнейших соединений( П ).

Повторить тему«Металлы», §§8-14

   

 

24

18. Контрольная работа №2 по теме «Металлы»

КР

   

Знать строение атомов металлов, физические и химич.свойства. Применение металлов и их соединений. Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, объяснять ОВР металлов и их соединений.

Повторение

   

 

Глава 3. Неметаллы(37часов )

 

25

1.Общая характеристика неметаллов.

 

Положение неметалловПСХЭ, строение атома, свойства и строение простых в-в неметаллов. Аллотропия. Состав воздуха

Самостоятельная работа

Уметь давать характеристику элементам неметаллам на основании их положения в ПСХИ. Знать основные соединения, физические св-ва (П). уметь сравнивать неметаллы с металлами

§18, упр.4,

§ 20

   

 

26

2.Неметаллы в природе и способы их получения

 

КУ

Общие химические свойства неметаллов

 

Текущий Контроль

Развивают осознанное отношение к своим собственным поступкам

 

 

 

 

27

3. Водород.

 

 

Положение в ПСХЭ Строение атома и молекулы. Физич. и химич. свойства ,получение и применение.

Текущий контроль-опрос

Уметь характеризовать химический элемент водород по положению в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения реакций (ок-вос) химических свойств водорода( П ).

§19

   

 

28

4.Вода

КУ

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка.

У Опрос

Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки

П.21

 

 

 

29

5. Вода. Вода в жизни человека

КУ

Минеральные воды,круговорот воды в природе, бытовые фильтры

Текущий опрос, индивидуальная работа по карточкам Самостоятельная работа

Р: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

П: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

§21

   

 

30

6.Галогены: общая характеристика

КУ

Общая характеристика галогенов: строение атомов; простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства

Фронтальный опрос

Р: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

П: Ставят и формулируют цели и проблемы урока

 

П.22

 

 

 

31

7. Соединения галогенов

 

Галогеноводороды . галогениды. Свойства и применение, качеств. реакции, природные соед. галогенов

Получение галогенов электролизом расплавов и растворов солей. Биологическое значение, применение

Проверочная работа

Текущий контроль .

Сообщения

Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов( П ).

Знать способы получения галогенов. Уметь вычислять количество вещества, объем, массу по количеству, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Иметь навыки осуществления цепочек превращений, составления уравнений реакций.

§23 №3,4

   

 

32

8. Получение галогенов

 

Основные соединения галогенов: галогеноводороды, соли галогеноводородных кислот.

 

Самостоятельная работа

Воспитание ответственного отношения к природе

П.24

 

 

 

33

9. Кислород. Строение атома, аллотропия, свойства и применение .

 

 

Роль кислорода в природе, получение и применение кислорода, св-ва кислорода. Горение, медлен. окисление. Фотосинтез, дыхание

Текущий контроль

Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знать способы получения( Р ).

§ 25 упр. 1,2,8

   

 

34

10.  Сера, ее физические и химические свойства.

 

Химические свойства серы , атомное строение и возможные степени окисления, природные соединения серы.

Аллотропия. Демеркуризация

Сера в природе. Биологическое значение . применение

Текущий контроль. Самостоятельная работа по карточкам

Уметь характеризовать химический элемент серу по положению в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева и строению атома.

Уметь записывать уравнения реакций с Ме и кислородом, *другими неМе, знать физические и химические св.-ва H2S, качественные реакции на S2-( П )

§26 ,упр.2,3

   

 

35

11.Соединения серы: сероводород и сульфиды, оксид серы(IV), сернистая кислота и ее соли

 

Свойства важнейших соединений серы: сероводорода, оксидов серы

Самостоятельная работа по карточкам

Знать и уметь записывать хим. свойства оксидов - как кислотных оксидов

§27

   

 

36

12. Серная кислота  как электролит и ее соли

КУ

Свойства конц. серной кислоты и раствора, получение серной кислоты в промышленности и применение кислоты и ее соединений. Сульфаты . качественная реакция на сульфат-ион

Задания разного уровня сложности

Знать и уметь записывать ур.-р. хим. свойств серной кислоты разбавленной и концентр-ной,получение в промышленности, качественные реакции на SO42-

Уметь записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР

Тест

   

 

37

13.Серная кислота  как окислитель.  Получение и

применение серной кислоты

 

 

КУ

Серная кислота как окислитель. Производство серной кислоты и ее применение

 

ФО

Получат возможность научиться: характеризовать особые свойства концентрированной серной кислоты

П.27

 

 

 

38

39

14

-15.Решение задач и упражнений . Обобщение и систематизация знаний по теме

КУ

Решение упражнений по теме «Подгруппа кислорода». Повторение ключевых понятий

Текущий контроль-опрос. Выборочная проверка ДЗ.

Проверочная работа по разноуровневым заданиям

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П )

Уметь писать уравнения реакций

Подготовиться к ПР №4

   

 

40

16 Практическая работа №4«Решение эксперимент. задач по теме «Подгруппа кислорода».

ПР

 

Отчет

Уметь доказывать качественный состав серной к.-ты, практически док-ть химические св.-ва, проводить качественные реакции на ионы Cl-, J-, SO42-,S2-, осуществлять превращения( Т )

Отчет

   

 

41

17 Решение задач , если одно из реагирующих веществ дано в избытке

КУ

Избыток, недостаток

Карточки, задания разного уровня сложности

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П )

Индивид. задания

   

 

42

18.  Азот и его свойства

КУ

Строение атома и молекулы азота, физические и хим. свойства азота, получение, роль азота в природе.

Проверочная работа по карточкам разного уровня сложности

Уметь составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоях( П ).

§28

   

 

43

 

 

 

44

19. Аммиак.

 

 

 

20 Соли аммония

 

Строение молекулы NH3водородная связь донорно – акцепторный механизмом, свойства аммиака.

Физ. и хим. свойства солей аммония

Текущий контроль-опрос

Знать строение молекулы, донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;основные хим. св-ва аммиака, гидроксида аммония, качественную реакцию на катион аммония.Уметь описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм

§29

 

 

 

 

П.30

   

 

45

21. Практическапрактическая работа №5«Получение аммиака и изучение его свойств»

ПР

Получить аммиак и изучить его свойства

Отчет о работе

Уметь получать аммиак в лаборатории и доказывать его наличие( П ). Качественно доказывать наличие катионов NH4+ и OH- ионов( Т )

Оформление, индивид. задания

   

 

46

22. Кислородные соединения азота.

23. Азотная кислота и ее соли.

КУ

Оксиды азота, свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Применение азотной кислоты. Нитраты, селитры

Упр.1

Знать основные химические свойства HNO3(взаимодействие с металлами и неметаллами)( Р ), — уметь приводить примеры азотных удобрений( П ).

Уметь писать ионные уравнения и ОРВ

§31

   

 

47

24 . Фосфор и его соединения.

 

КУ

Строение атома на примере атома фосфора, аллотропия. Химич.свойства

Фосфорная кислота и ее соли. Биологическое значение фосфора

Самостоятельная работа по сборнику по вариантам

Знать электронное строение атома фосфора, аллотропные видоизменения фосфора, хищнические свойства кислотных оксидов и фосфорной кислоты. Уметь записывать окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена( П ).

§32 упр.2,3,4

   

 

48

49

25

26. Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота»

КУ

Решение упражнений по теме «Подгруппа азота». Повторение ключевых понятий

Проверочная работа по сборнику по вариантам разного уровня сложности

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П )

Тест

 

 

   

 

50

 

 

51

27.. Углерод.

 

 

28.Оксиды углерода.

Топливо

КУ

Строение атома углерода, виды аллотропных модификаций, кристал.решетки

Строение молекул СО и СО2, хим.свойства и получение.

Задания разного уровня сложности

Знать аллотропные видоизменения углерода, химические свойства. Уметь записывать ОВР углерода с O2, Me, H2, оксидами металлов( П ); СО с кислородом, оксидами металлов, СО2 с водой и щелочами, получение.

§33

 

 

Пар 33

   

 

52

 

 

53

29 . Угольная кислота. Карбонаты

30. Жесткость воды.

КУ

Биологическое значение углерода — это основной эле­мент живой природы. карбонаты, гидрокарбонаты. Жесткость воды, методы ее устран.

Задания разного уровня сложности

Знать важнейшие свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на соли угольной кислоты( П ). Уметь распознавать карбонаты с помощью качественных реакций

( Т )

§35

     

 

  54

 

 

55

30.  Кремний и его соединения

 

 31. Силикатная промышленность.

КУ

Кремний как хим.элемент и простое вещество, его соединения, свойства, значен. и применение. Силикатная промышленность.

Самостоятельная работа

Уметь составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в электронных слоях. Знать свойства, применение кремния и оксида кремния( Р ) .

§35

     

 

56

57

32

33.   Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода»

КУ

Решение упражнений по теме «Подгруппа углерода». Повторение ключевых понятий

Проверочная работа по карточкам разного уровня сложности

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П )

Подготовка к ПР №6

     

 

58

34. Практическая работа № 6«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода» (П)

ПР

Применить знания на практике

ТБ

Текущий контроль по правилам ТБ

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знать устройство прибора для получения газов, уметь им пользоваться( Р ), уметь определять карбонат – ион( П ).

Оформление, индивид. задания

     

 

59

60

35

36.

 Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов»

КУ

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы»

Тематический контроль, фронтальный опрос

Знать: электронное строение атомов серы, азота, фосфора, углерода. Химические свойства и применение серы, оксида серы (IV), серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), фосфорной кислоты, углерода, оксида углерода (IV), угольной кислоты, кремния, оксида кремния(1У), кремниевой кислоты( П ).

Повторить §18-35 . индивид.

     

 

61

37.  Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы

КР

Контроль знаний, умений и навыков

Контрольные и проверочные работы к учеб.О.С.Габриеляна «Химия 9», с.120

Знать строение и свойства изученных веществ. Уметь выполнять упражнения и решать задачи.

Повторение

   

 

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов)

Р:Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П: ставят и формулируют цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строят в устной и письменной форме

К: Владение монологической и диалогической формами речи

 

 

 

 

62

1Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома

КУ

Период,группа,номер,элемент

 

Индивид. Задания

П.36

   

 

63

2.Электроотрицательность .Степень окисления. Строение вещества.

 

Типы химических связей, степень окисления

 

П.37

 

 

 

64

3 Классификация химич.реакций по различным признакам.

КУ

ХР,скорость и выды

КУ

Индивид. Задания

П.38

   

 

 

65

4.Окислительно-востановительные реакции

КУ

Обобщение и систематизация знаний

 

П.40

   

 

66

5.Неорганические вещества,их номентклатуура и классификация

КУ

Классификация солей,кислот,оснований

ИР

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения

К: Учавствуют в коллективном обсуждении проблем, для решения задач

П.41

 

 

 

67

6.Характерные химические свойства неорганических веществ

КУ

Уравнения реакций,химические свойства солей ,кислотоксидов,гидроксидов

ИР

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того

П: Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство 

К: Учавствуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения

П.42

 

 

 

68

7. Контрольная работа № 4, итоговая, за курс основной школы

КР

 

Тестовый контроль