НОУ "Наука опытным путём" 6-8 класс

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наука опытным путем» для обучающихся 6-8 классов по общеинтеллектуальному направлению разработана на основе программ:

Примерной программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 80 с.

Актуальность программы определена тем, что внеурочная экспериментальная деятельность обучающихся в области естественных наук в 6 – 8 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Новизна программы заключается в интегрировании курсов физики, биологии, математики; в экспериментальном подходе к определению закономерностей;  в  доступности курса для школьников; в возможности создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования;  в прикладном характере исследований;

Цель программыформирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.

Задачи:

формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;

формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.

 

 

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и химии как элементам общечеловеческой культуры;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

Метапредметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения научной информации.

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Общепредметнымирезультатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;

умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.

 

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

6,7 классы

Введение (1 час)

Беседа о научно-исследовательской деятельности, о работе кружка, значение  научно-исследовательской деятельности, формы научно-исследовательской деятельности

Выбор темы (2 часа)

Проблема выбора темы научно-исследовательской работы, как выбрать тему научно-исследовательской работы

Определение актуальности, целей и задач исследования (2 часа)

Определение актуальности, целей, задач, предмета и объекта и гипотезы исследования.

Практическое занятие: «Постановка цели к теме, определение задач исходя из цели, определение актуальности работы»

Методы работы с литературой (2 часа)

Работа с каталогом, картотекой. Конспектирование, аннотирование и т.д. Составление библиографического списка.

Практическое занятие:«Работа с каталогом, картотекой. Составление картотеки. Работа с литературой (конспектирование, аннотирование)

Зачетный урок (2 часа)

Беседа, анкетирование (3 часа)

Подготовка к беседе, составление вопросов. Правила проведения беседы, запись рассказов. Использование диктофона.

Практическое занятие:«Составление вопросов для беседы по предложенной теме». Игра

Эксперимент, наблюдение (6 часов)

Правила обработки материала, составление дневника хода работы.

Практическое занятие: «Обработка результатов полученных в ходе эксперимента»

Обработка полученного материала (6 часов)

Как правильно написать научно-исследовательскую работу. Общая схема хода научного исследования. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов. Композиция работы. Стиль, язык работы.

Написание научно-исследовательской работы (4 часов)

Представление табличного материала. Представление отдельных видов текстового материала, представление иллюстративного материала, правила оформления формул, написание символов, использование и оформление цитат, ссылки в тексте и оформление заимствований, оформление приложений и примечаний, оформление библиографического аппарата.

Практическое занятие: «Работа над оформлением исследования»

Оформление научно исследовательской работы (4часа)

Порядок защиты исследовательской работы. Процедура публичной защиты.

Практическое занятие: «Проведение самопрезентации, защита доклада

Заключительное занятие. Зачетное тестирование (2часа)

 

8 класс

  1. Вводное занятие (2 ч).

Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Определение рабочих групп.

  1. Физический эксперимент (5 ч)

Методы научного познания. Методика наблюдения физических явлений. Физический эксперимент как важный метод научного познания природы. Значение гипотез и построение моделей в процессе познания. Техника и технология проведения физических опытов. Два вида научного эксперимента. Основные этапы познания при изучении физических явлений.

  1. Исследовательская культура современного школьника (17 ч).

Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.Учебно-исследовательская работа: структура, содержание, этапы, методы работы над темой.Библиотека как центр подготовки к научному исследованию. Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации  научно-исследовательской работы. Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. Подготовка к защите учебного исследования. Оформление учебного исследования.

  1. Секреты успешного выступления (4 ч)

Правила успешного публичного выступления. 10 ошибок начинающего оратора. Кто ясно мыслит – просто излагает. Как правильно оформить презентацию.

  1. Физика и мир профессий (6ч)

Профессии, связанные с физикой. Физика в строительстве. Физика на железнодорожном транспорте. Физика и криминалистика. Энергетика. Физика и медицина.

 

 

  1. Учебно-тематический план

6,7 классы

№ п\п

 Тема

Кол-вочасов

1

Введение

1

2

Выбор темы

2

3

Определение актуальности, целей и задач исследования

2

4

Методы работы с литературой

2

5

Зачет

2

6

Беседа, анкетирование

3

7

Эксперимент наблюдение

6

8

Обработка полученного материала

6

9

Написание научно-исследовательской работы

4

10

Оформление научно-исследовательской работы

4

11

Зачетное тестирование

2

 

ИТОГО

34

 

8 класс

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

2

Физический эксперимент

5

3

Исследовательская культура современного школьника

17

4

Секреты успешного выступления

4

5

Физика и мир профессий

6

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

6,7 классы

 

№ п\п

Тема  занятия

Кол-во   часов

Дата проведения

факт

план

1

Инструктаж  ТБ. Вводное занятие.

1

 

 

2

Значение научно-исследовательской деятельности

1

 

 

3-4

Проблема выбора темы

2

 

 

5

Определение актуальности, целей и задач, предмета и объекта исследования

1

 

 

6

П.Р. «Постановка цели к теме. Определение задач»

1

 

 

7

Работа с каталогом и картотекой

1

 

 

8-9

П.р. «Составление картотеки»

2

 

 

10

Зачет

1

 

 

11

Подготовка к беседе. Составление вопросов.

1

 

 

12

Правила проведения беседы, запись рассказов.

1

 

 

13

П.р. «Составление вопросов для беседы»

1

 

 

14

Что такое эксперимент? Каково его назначение?

1

 

 

15

Наблюдение. Правила проведения наблюдений

1

 

 

16-17

П.р. «Эксперимент. Обработка результатов»

2

 

 

18-19

П.р. «Наблюдение. Описание увиденного»

2

 

 

20

Как правильно написать научно-исследовательскую работу.

1

 

 

21

Общая схема хода научного исследования

1

 

 

22

Подготовка черновой рукописи.

1

 

 

23

Представление табличного материала

1

 

 

24

Представление иллюстративного материала

1

 

 

25

Правила оформления формул, написание символов.

1

 

 

26

Оформление приложений и примечаний

1

 

 

27-29

П.р. «Работа над оформлением исследования»

3

 

 

30

Порядок защиты исследовательской работы

1

 

 

31

Процедура публичной защиты

1

 

 

32-33

П.р. «Проведение самопрезентации, защита работы»

2

 

 

34

Зачетное тестирование

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

 

№ п/п

 Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

факт

план

1

Организационное занятие

1

 

 

2

Определение рабочих групп. Значение исследовательской деятельности

1

 

 

3

Методика наблюдений физических явлений

1

 

 

4

Физический эксперимент как важный метод научного познания

1

 

 

5

Основные этапы познания при изучении физических явлений

1

 

 

6-7

П.з. «Физический эксперимент. Обработка результатов, полученных в ходе эксперимента »

2

 

 

8

Роль науки в развитии общества

1

 

 

9

Учебно-исследовательская работа: структура, содержание этапы

1

 

 

10

Библиотека как центр подготовки к научному исследованию

1

 

 

11

П.з. Посещение школьной библиотеки. Обзор имеющейся литературы

1

 

 

12

П.з. Посещение сельской библиотеки. Обзор имеющейся литературы

1

 

 

13-14

Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации исследовательской работы

2

 

 

15-16

Представление отдельных видов текстового материала

2

 

 

17-18

Представление иллюстративного материала

2

 

 

19

П.з. Поиск и сохранение информации полученной из Интернета

1

 

 

20-21

Подготовка к защите учебного исследования

2

 

 

22-23

Оформление учебного исследования

2

 

 

24

П.з Работа над оформлением  исследования

1

 

 

25

Правила успешного публичного выступления

1

 

 

26

«Кто ясно мыслит – просто излагает»

1

 

 

27

Как правильно оформить презентацию

1

 

 

28

П.з. Проведение самопрезентации и защита проекта

1

 

 

29

Советы начинающему оратору

1

 

 

30

Профессии связанные с физикой

1

 

 

31

Физика в строительстве

1

 

 

32

Физика на транспорте

1

 

 

33

Физика в сельском хозяйстве

1

 

 

34

Заключительное занятие