Искусство 9 класс

 

 

 

Пояснительная записка

 

 Настоящая рабочая программа по  искусству для 9 класса создана в соответствии с:

1.Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов НОО, ООО, СОО,  утвержденного  приказом Минобразования России от  5 марта 2004 года №1089 (в редакции от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; приказом Министерства  образования  и науки  Российской Федерации от 31.03.2014 №253. «Об утверждении федерального перечня  учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

2.основной образовательной программой  МАОУ «Голышмановская СОШ  №2»

3.учебным планом  ОМАОУ «Голышмановская СОШ  №2»  «Боровлянская СОШ» на 2018-2019 учебный год;

4.Аавторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010 год.

5.Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

 

    Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.)др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

—развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

—воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

—формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

—приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

—овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

—воспитание художественного вкуса;

—приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

    

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

       Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

   Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа; знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства; устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

 Учащиеся  научатся:

  • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;
  •   понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;
  •   описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;
  •   структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Межпредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

Содержание программы  

Раздел 1.   Воздействующая сила искусства (9 ч)

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Массовая культура, ее функции. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Коммерциализация искус­ства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эст­радная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Синтез искусств в усилении эмоционально­го воздействия на людей. Композиция и средства эмоциональ­ной выразительности разных искусств.

Примерный художественный материал

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.

Изобразительное искусство. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях (триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.). Манипуляция сознанием человека в период 30—50-х годов XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино и др.). Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Внушающая сила рекламы (рекламные плакаты, листовки, кли­пы) и настенной живописи (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи, спосо­бы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народ­ные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов (Литургия, Всенощное бде­ние, Месса и др.). Использование музыки в тоталитарных режи­мах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массо­вые песни). Значение песен военных лет и песен на военную те­му. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Мака-ревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджералд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Основные библейские сюжеты и их трактов­ка в произведениях поэтов и писателей XIX—XXI вв. (Л. Тол­стой, Б. Пастернак, И. Шмелев и др.). Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х годов XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Показ возможностей манипуляции ' сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадров­ки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу опреде­ленных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоцио­нально-образного содержания музыки сценическими средствами.

 

Раздел 2.  Искусство предвосхищает будущее (7 ч)

 

Порождающая энергия искусства — пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Ис­пользование иносказания, метафоры в различных видах искус­ства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мыш­ление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Пред­сказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве худож­ников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их художественного языка. Оценка этих про­изведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. Предсказание грядущих со­бытий в произведениях «Купание красного коня» К. Петро-ва-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича, «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Предсказание научных открытий в произведениях Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Использование иносказаний в живописи символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протеста (С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке и др.). Поиск новых выразитель­ных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкаль­ные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор), компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциа­тивные возможности.

Литература. Образы фантастики в литературных произве­дениях Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефре­мова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Образы фантастики в фильмах X. Райнла («Воспоминания о будущем»), К. Коламбу-са («Гарри Поттер»), Л. Бессона («Пятый элемент»), А. Тарков­ского («Солярис»), В. Левина («Капитан Немо») и др. (по вы­бору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкаль­ных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

 

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция искусства (11 ч)

 

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Развитие ди­зайна и его значение в жизни современного общества. Произве­дения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отра­жение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Арттерапевтическое воздействие музыки. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Клип, монтаж в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Специфика изобра­жений в полиграфии. Единство'стиля в материальной и духовной культуре. Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам).

Примерный художественный материал

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций.

Изобразительное искусство. Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи (примеры зданий и архитектурных ансамблей, формирующих вид города или пло­щади: Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейст­ва в Петербурге и др.; примеры монументальной скульптуры («Гатамеллата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Роль музыки в звуковом и «немом» кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной клас­сики (на материале знакомых учащимся музыкальных произве­дений — по выбору учителя).

Поиск и описание предметов и явлений окружающей жиз­ни, в которых явно прослеживается синтез науки и искусства. Обобщение собранного материала в форме альбома, доклада или компьютерной презентации.

Выполнение творческой работы на выбранную тему, поль­зуясь принципами бионики или методами фрактальных по­строений, средствами любого вида изобразительного искусства.

Подбор музыкального ряда к фрагменту документального или мультипликационного фильма, с использованием принципа кон­траста в передаче характера изображаемых явлений или героев.

 

Раздел 4.  Искусство и открытие мира для себя. (7 часов)

 

Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по-новому. Мышление научное и художественное. временные и пространственные искусства и специфика их восприятия. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Искусство в жизни выдающихся людей. Психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физиологического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.)  на службе человека.

Примерный художественный материал.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство.  Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в различных видах искусства, «Рисунок человека» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А. Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М.Эшера.    Фотографии и примеры компьютерной графики с простыми и сложными фрактальными формами.

Музыка.  Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений, - примеры знакомой учащимся вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки разных стилей и направлений (по выбору  учителя).

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин – химик и композитор;  М. Чюрлёнис  - композитор, художник, писатель; С. Рихтер  - пианист и художник; В. Наумов – режиссер и художник; С. Юдин – хирург, ценитель музыки, А. Энштейн – физик – теоретик, скрипач и др.).

Литература. Известные  поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспира, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, С. Есенина, И. Бунина, И. Шмелёва – из программы по литературе.

Экранные искусства, театр. Творческое воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма ( «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова - Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся.
Исследовательский проект «Пушкин – наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, литература, кино, театр). Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, и др.

   

.

 

 

 

Тематическое планирование

По  искусству____________________________

                                                      (наименование курса)

Учебный год _____2018-2019_______________________________

Классы ___________9____________________________________

Количество часов по учебному плану ОУ, всего___34________в неделю____1______

Планирование составлено     основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы основного общего образования «Музыка Искусство» под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской – М.:«Просвещение», 2010г.

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

9 класс

 

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания

(основные понятия)

Планируемые результаты

обучения:

требования к уровню подготовки

учащихся

 (знать\уметь) общеучебные умения, навыки,

 способы деятельности

 Виды контроля

 (формы)

Раздел 1. Воздействующая сила искусства. (9 часов)

1,2,

3

 

 

Искусство и власть

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть

Устный опрос

4,5

 

 

Какими средствами воздействует искусство?

Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Законы музыкальной композиции в произведениях разных жанров

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «форма»

Творческие работы

6,7

 

 

Храмовый синтез искусств

Виды храмов. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств

Знать и описывать специфику храмов. Представляющих основные мировые религии

Тест

8,9

 

 

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

Создание художественного замысла и воплощения эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами

Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю

Практическая работа

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее  (7 часов)

10,

11

 

 

Дар предвосхищения.

 

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхищали явления и события будущего

 

12

 

 

Предсказание в искусстве.

Предсказания грядущих событий

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусств

Практическая работа

13,

14

 

 

Художественное мышление в авангарде науки

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиций сегодняшнего дня

 

15,

16

 

 

Художник и ученый

Предсказания научных открытий

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусств

Практическая работа

Раздел 3. Дар созидания (11 часов)

17

 

 

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка

Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн)

 

18

 

 

Архитектура исторического города

 

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля.

Описывать особенности изображения городов на старинных гравюрах

Тест

19

 

 

Архитектура современного города

 

Дизайн современной среды. Монументальная живопись и декоративная скульптура

Определять общее в музыке и архитектуре

 

20

 

 

Специфика изображений в полиграфии

 

Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книг, журнала

Практическая работа

21

 

 

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

 

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

 

Участвовать в подготовке проекта

Практическая работа

22

 

 

Декоративно-прикладное искусство

Виды декоративно-прикладного искусства

Знать виды декоративно-прикладного искусства

 

23,

24

 

 

Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства

Музыка как знак, фон, способ релаксации. Телевидение. Фотография. Кино.

 

Творческое обсуждение работ

25,

26

 

 

Изобразительная природа кино. Музыка в кино

Роль музыки в звуковом кино

Знать и понимать роль музыки в звуковом кино

 

27

 

 

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок

 

Творческое обсуждение работ

Раздел 3. Искусство и открытие мира для себя (7 часов)

28

 

 

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства

Размышлять о произведениях различных видов искусства

 

29

 

 

Литературные страницы

Понимание красоты в искусстве и науке, общее и особенное

 

Эстетическое обсуждение работ

30,

31,

32,

33,

34

 

 

Исследовательский проект

«Пушкин – наше все»

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства

Участвовать в создании проекта, компьютерной презентации

Практическая работа