Курс "Летопись родного края" 1 класс

Курс  «Летопись родного края» 


  1. Пояснительная записка

 

    Воспитательный компонент ФГОС НОО  ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

     Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».

       Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

       Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

      Рабочая программа курса  «Летопись родного края» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование).
      Программа курса  «Летопись родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса  «Летопись родного края» способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково — исследовательской работе. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Содержание курса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. 

        Программа обучения рассчитана на школьников 1 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, села, района

 

Цель  курса.


 — формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с  духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Тюменского  края.

 

Задачи курса:


  1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Тюменской области; об историческом прошлом и настоящем малой родины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении села и области в истории развития России; о символах Тюменской области; о жителях, прославивших родной край; умений ориентироваться в своем родном селе знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края.
         2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии. литературы области  во II ступени образования.
          З. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области; любви и уважения к землякам, прославившим  область и село в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

 

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

        Воспитательные результаты внеурочной  краеведческой деятельности курса «Летопись родного края» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням. 

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

 

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

 

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

 

              Основные принципы, положенные в основу программы:

— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

 

              Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

 

              Методы работы:

— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

        Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Летопись родного края » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, улица, дом, учреждения и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо — туристические технологии, проектные технологии.

 

Место кружка в учебном плане.

Согласно учебному плану отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ» занятия курса  «Летопись родного края» проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели).

 

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

(33 часа, 1 час в неделю)

 

  1. Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

 

  1. Мой дом, моя семья - 10ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка

Семейный альбом

     Практические занятия:

  1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
  2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
  3. Герб семьи. Эмблема класса.

 

3  . «Малая родина- моя деревня»- 10 часов

Моя школа, мой класс, мои учителя

Мой дом, моя улица.

История школы

Мои родители учились в этой школе….  Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

 

  1. Начальные навыки туризма - 3ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия:

Поход в лес.

 

  1. Охрана природы – 4ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

 

  1. Поиск - 5ч.

Война – глазами очевидцев

Учителя - выпускники нашей школы.

Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

 

 

 

 

 

  Тематическое планирование курса   «Летопись родного края»

 (33 часа)

Дата

п/п

Тема

Содержание деятельности.

Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности)

 

Раздел 1. «Моя родословная» - 11часов

 

 

 

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

Просмотр презентации «Село Глинка»

 

 

2

Имя твое.

Беседа «Что означает твое имя».

Самостоятельно найти в книгах.

 

 

3

Фамилия – герб семьи

Беседа «Что означает твоя фамилия» .

Самостоятельно найти в книгах.

 

 

4

Моя семья. Семейные традиции.

Беседа «Где работают мои родители».

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи.

 

 

5

Моя семья. Семейные традиции.

Беседа «Где работают мои родители».

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи.

 

 

6

Семейные гербы

Знакомство со знаменитыми семейными гербами России

Составление герба своей семьи.

 

 

7

Семейные гербы

Знакомство со знаменитыми семейными гербами России

Составление герба своей семьи.

 

 

8

Летопись семьи

Беседа «Генеалогическое древо семьи».

Составление генеалогического древа семьи.

 

 

9

Летопись семьи

Беседа «Генеалогическое древо семьи».

Составление генеалогического древа семьи.

 

 

10

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи –история моего народа»

Беседа «Что такое биография»

Работа  по изучению биографии своих предков.

 

 

 

11

Конкурс исследователь-

ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Беседа «Что такое биография»

Работа  по изучению биографии своих предков.

 

Раздел 2 «Малая родина – мое село» - 10 часов

 

 

 

12

 

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

Конкурс рисунков «Моя школа»

 

 

13

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

Конкурс рисунков «Моя школа»

 

 

14

Учителя нашей школы

Рассказ учителя об учителях села

Сбор материала об учителях села

 

 

15

Мой край на карте Родины

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине

 

 

16

Мой край на карте Родины

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине

 

 

17

 Экскурсия по памятным местам села.

Изучение истории села

Экскурсия.

 

 

 

18

 Экскурсия по памятным местам села.

Изучение достопримечательностей села

Экскурсия.

 

 

19

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа

Составление небольших рассказов о своем дворе

 

 

20

Улицы села. Экскурсия.

Беседа

Сбор материала о названиях улиц села

 

 

21

Улицы села. Экскурсия.

Беседа

Сбор материала о названиях улиц села

 

Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа

 

 

 

22

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу.

Беседа.

Практическая работа: укладывание рюкзака

 

 

23

Гигиена туриста. Правила техники безопасности.

Беседа.

Практическая работа.

Доврачебная помощь.

 

 

 

24

Поход в березовый лес.

Инструктаж по ТБ.

Экскурсия.

 

Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа

 

 

 

25

 

Растительность нашего края. Экскурсия

Беседа.

 

Экскурсия .

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения.

 

 

26

Растительность нашего края. Экскурсия

Беседа.

 

Экскурсия .

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения.

 

 

27

Животный мир нашей местности.

Беседа.

Сбор информации о животных местности.

 

 

28

Красная книга родного края.

Беседа.

Защита проекта

 

Раздел 5 «  Поиск»  – 5часов

 

 

 

29

 

Наш край в годы Великой Отечественной войны 

Беседа.

Оформление записей, фотоматериалов.

 

 

30

Наш край в годы Великой Отечественной войны 

Беседа.

Оформление записей, фотоматериалов.

 

 

31

Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»

Беседа.

Конкурс презентаций

 

 

 

32

Герб района 

Беседа.

Конкурс рисунков

 

 

33

Фотовыставка “Живи, родное село!”

 

Сбор фотографий с видами села. Организация выставки.  Показ выставки ученикам и родителям.

«Моё современное село».