Русский язык 9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений  (5-9 классы), автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2009 г. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

В программе выделены часы на развитие связной речи, на подготовку к ГИА, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.

Цель программы:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

            развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

            освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

            овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

            применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи программы:

  • ü развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
  • ü На базовом уровне предусматривается углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения
  • ü Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Принцип построения программы: концентрический.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится  закреплению и повторению.

В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.

Планирование  ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2010 г., авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская.,  А.Д. Дейкина, А.М. Александрова.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая учебная программа,  –  68ч

Формы организации учебного процесса:

  • ü уровневая дифференциация;
  • ü проблемное обучение;
  • ü информационно-коммуникационные технологии;
  • ü здоровьесберегающие технологии;
  • ü технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.

Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

  1. изученные разделы науки о языке;
  2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. адекватно понимать информацию устного сообщения;
  2. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
  4. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  5. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  6. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  7. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  8. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  9. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  10. владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  11. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

 

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка;

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую  тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении  с собеседниками соответствующий речевой этикет.

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные диктанты

Развитие речи

1

 

Международное значение русского языка

 

1

 

-

 

-

 

2

 

Повторение изученного в 5-8 классах

 

7

 

1

 

3

 

3

 

Сложное предложение. Культура речи

 

4

 

-

 

1

 

4

 

Сложносочиненные предложения

 

8

 

1

 

2

 

5

 

Сложноподчиненные предложения

 

24

 

1

 

5

 

6

 

Бессоюзные сложные предложения

 

8

 

1

 

2

 

7

 

Сложные предложения с различными видами связи

 

7

 

1

 

2

 

8

 

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

 

7

 

1

 

-

 

 

 

Итого:

68

6

15

 

 

 

 

 

 

Содержание программы учебного курса

 

«Международное значение русского языка» 1 час

1.Повторение изученного в 5-8 классах 7 часов

Устная и письменная речь. Монолог , диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Развитие речи (далее Р.Р.). Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.

Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант  с грамматическим заданием.

2.Сложное предложение. Культура речи 4 часа

Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Р.Р. Анализ интонационного рисунка предложения. Прямая речь. Диалог. Сочинение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

3.Сложносочиненные предложения 8 часов

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания)

Р.Р. Устное сочинение на заданную тему. Сочинение по картине. Комплексный анализ текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

4.Сложноподчиненные предложения 24 часа

Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Р.Р. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

5.Основные группы сложноподчиненных предложений

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточнымиобраза действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.

Р.Р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием.

6.Бессоюзные сложные предложения 8 часов

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

Р.Р. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).

К.Р. Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»

7.Сложные предложения с различными видами связи 7 часов

Употребление союзной и (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием.

8.Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 7 часов

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

К.Р. Итоговое тестирование.

 

ИТОГО 68 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

урока

Дата

по плану

Дата по факту

 

Тема урока

Элементы содержания

(основные понятия)

Перечень ключевых компетенций(планируемые результаты обучения)

Виды контроля

(формы работы)

1

 

 

Международное значение русского языка

Ведущая функция языка, причина необходимости межнационального и международного языка. Русский язык – один из развитых языков мира.

Знать о роли русского языка в мире; признаки

текста и его функционально-смысловые типы;

Уметь определять тему, функционально-

смысловой тип и стиль речи; анализировать

структуру и языковые особенности текста;

Работа с материалом учебника

                                                               1.   Повторение изученного в V-VIII классах  (4+3)

2

 

 

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог

Сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи. Знаки препинания при диалоге

Знать признаки устной и письменной речи;

понятия монолог, диалог.

Уметь редактировать текст,

рассказывать об оттенках

значения слова письмо

составляя памятку «Как писать письмо»;

Работа по карточкам

3

 

 

Р.Р. Стили языка

Стили языка. Набор языковых средств, характерных для текстов научного, публицистического, книжного, разговорного стилей

Знать основные стили литературного языка.

Уметь характеризовать стиль предлагаемых

фрагментов; определять средства художест-

венной выразительности, используемые авторами

тека

Работа с материалом учебника

4

 

 

Простое предложение и его грамматическая основа.

«Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», словосочетание и предложение, грамматическая основа Виды простых предложений. Умение распознавать осложнения простого предложения и расставлять знаки препинания..

Знать опознавательные признаки словосоче-

тания и предложения;

главные и второстепенные члены предложения;

односоставные предложения,

 Уметь правильно расставлять знаки пре-

пинания, производить синтаксический и пунк-

туационный разбор предложения,

 

Поверочная работа

5

 

 

Предложения с обособленными членами.

Обособленные члены, умение определить тип текста

Знать определение обособленных членов пред-

ложения; правила постановки знаков препинания

при обращениях, вводных словах и вставных

конструкциях.

Уметь находить в тексте причастные и деепри-

частные обороты,

обозначать их графически в тексте, обособлять;

объяснять выделенные орфограммы

Работа по карточкам

6

 

 

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Умение увидеть и выделить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции

Знать правила постановки знаков препинания

при обращениях, вводных словах и вставных

конструкциях.

Уметь обращения и вставные конст-

рукции, обозначать их графически в тексте.

Диагностическая работа

7

 

 

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах)

Навык правильного орфографического и пунктуационного написания текста диктанта

 

Контрольная работа

8

 

 

Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста.

Навык связного изложения мысли, умения выделять главное, существенное; усвоение способов сжатия текста

Подготовка к написанию сжатого изложения

Работа с дидактическим материалом

 

                                             2.    Сложное предложение. Культура речи  (4+1)

9

 

 

Понятие о сложном предложении.

Основные виды сложных предложений. Умение различать основные виды сложных предложений и расставлять знаки препинания

Знать два основных структурных типа предложе-

ний: простое и сложное; уметь находить предикативные части сложного предложения,

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них;

 

Работа с материалом учебника

10

 

 

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Основные группы СП по значению и союзам. Навык постановки знаков препинания в СП.

Знать два основных структурных типа предложе-

ний: простое и сложное;

определять вид сказуемых в сложном предложении.

Уметь различать

основные виды сложных пред ложений, объяснять постановку знаков препинания в них;

Работа по карточкам

11

 

 

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Закрепить знания о СП. Навык постановки знаков препинания в СП. Умение употреблять СП в речи. Умение произносить сложное предложение с правильной интонацией

Знать определение разделительные и выдели-

тельные знаки препинания; авторская пунктуа-

ция; знать, что в сложносочинѐнных и бессоюзных предложениях

знаки препинания выполняют

разделительную функцию, а в сложноподчинѐн ных

- выделительную;

Уметь правильно читать сложные предложения, запи-

сывать их, составляя схемы и показывая осо-

бенности интонации графически

Выполнение теста

12

 

 

Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

Умение писать сочинение данного вида

Знать признаки текста и уметь пользоваться

терминологией

Уметь отбирать материал для сочинения по

картине, составлять план сочинения, определять

его идею и тему;

Самостоятельная работа

13

 

 

Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»

 

 

 

                                                  3. Сложносочинённые предложения (6+2)

14

 

 

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

Умение видеть ССП в тексте, определять средства связи; средства связи частей ССП; навыки постановки знаков препинания в ССП, составление схем

Знать определение сложносочинѐнных пред-

ложений, смысловые отношения в сложно-

сочиненных предложениях, роль сочинительных союзов в

предложении, группы сочини-

тельных союзов.

Уметь устанавливать смысловые отношения

между частями ССП; объяснять постановку зна-

ков препинания

Работа с материалом учебника

15

16

 

 

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные

предложения с разделительными союзами.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

Умение понимать роль соединительных, разделительных, противительных союзов

Знать соединительные, противительные,разделительные союзы в ССП.

Уметь определять смысловые отношения в

ССП с данными союзами

 

Диагностическая работа

17

 

 

Р.р. Сочинение- описание по воображению (на основе картины И Шишкина «На севере диком»упр.74

Умение создать текст по картине с использованием СП

 

Самостоятельная работа

18

 

 

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

Умение пунктуационно оформить ССП

Уметь вычленять из текста ССП, производить

их пунктуационный и синтаксический разбор,

правильно строить и употреблять в речи; анали-

зировать

Проверочная работа

19

 

 

Повторение. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Умение пунктуационно оформить ССП

Знать синтаксические синонимы ССП, их текстообразующую роль. Уметь производить лин-

гвистический  анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП; производить устный и письмен-

ный синтаксический и пунктуационный разбор

ССП

взаимопроверка

20

 

 

Контрольный диктант № 2 по теме «Сложносочинённое предложение»

Умение применять полученные знания на практике

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ

языковых явлений; владеть орфографическими и

пунктуационными знаниями на уровне ОС

Контрольная работа

20

 

 

Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 

Знание основных элементов написания сочинения на лингвистическую тему;

умение создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте.

 по материалам ГИА

Самостоятельная работа

4  Сложноподчинённые предложения(19+5)

                                                       

21

 

 

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Умение видеть СПП в тексте, определять средства связи.

Знать отличительные признаки СПП, средства

связи главного предложения с придаточным.

Уметь «видеть» в словах ранее изученные ор-

фограммы; сравнивать и анализировать языко

вые факты, правильно

ставить знаки препинания и составлять схемы

Работа с материалом учебника

22

 

 

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

Умение найти главное и придаточное предложения, поставить правильно знаки препинания

Знать, что одни СПП имеют строго закреплѐнный порядок

следования главного и придаточного предложения,

Уметь определять границы главного и придаточного предложений, ставить знаки

препинания; графически объяснять знаки препинания между частями СПП;

Практическая работа

Выполнение теста

23

 

 

Р/Р  Сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты» (упр.92)

Умение создать текст по картине с использованием СП

 

Самостоятельная работа

24

 

 

Союзы и союзные слова в СПП.

Умение отличать союзы и союзные слова

Знать об отличительных признаках союзов и

союзных слов в СПП; омонимии союзов и союзных слов. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи; отличать союзы

что, как, когда от союзных слов

Диагностическая работа

25

 

 

Р/Р  Сжатое изложение с элементами сочинения (упр.95)

 

Уметь составлять план, определять тип и стиль

текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос

задания (элемент сочинения)

Самостоятельная работа

26

 

 

Роль указательных слов в СПП.

Умение определить, каким членом предложения и какой частью речи являются указательные слова

Уметь видеть указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить

слово, к которому относится придаточное предложении  и задавать от него вопрос; выде-

лять (находить) средства связи в СПП, анализи-

ровать языковые явления, определять тип связи

между предложениями

Диагностическая работа

27

 

 

Р.р. Сжатое изложение с восстановлением логической последовательности (упр.106)

Умение применять способы сжатия текста

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста

, подробно его излагать в той логи ческой последовательности которую

установили; восстанавливать

порядок следования

выделенных абзацами частей текста; самостоятельно

редактировать и творчески перераба-

тывать собственный текст

Самостоятельная работа

                                         5. Основные группы сложноподчиненных предложений

28

 

 

Сложноподчинённые предложения  с придаточными определительными.

Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы.

Знать основные виды придаточных предложе-

ний; отличительные особенности СПП с прида-

точными определительными,

Уметь объяснять постановку знаков препина-

ния в СПП с придаточными определительными,

по данным схемам

строить и записывать СПП с определительной

придаточной частью.

Выполнение теста

29

 

 

СПП с придаточными определительными.

Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи  СПП с придаточными определительными

Знать основные виды придаточных предложе-

ний; отличительные особенности СПП с прида-

точными определительными,

Уметь объяснять постановку знаков препина-

ния в СПП с придаточными определительными,

по данным схемам

строить и записывать СПП с определительной

придаточной частью.

самопроверка

30

 

 

СПП с придаточными изъяснительными.

Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП

Знать особенности СПП с придаточными изъ яснительн

 (дополнительными).

Уметь производить

пунктуационный разбор,

доказывать, что в одних предложениях союз что

присоединяет придаточное изъяснительное,

 

самопроверка

31

32

 

 

СПП с придаточными изъяснительными.

Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП

Знать особенности СПП с придаточными изъ яснительн

 (дополнительными).

Уметь производить

пунктуационный разбор,

доказывать, что в одних предложениях союз что

присоединяет придаточное изъяснительное,

Проверочная работа

33

 

 

СПП с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными времени и места..

Придаточные обстоятельственные, их виды. Умение составить предложения с придаточными времени и места

Знать особенности структуры СПП с прида-

точными обстоятельственными; временные союзы, вопросы к

придаточным места.

Уметь составлять по данным схемам СПП с

придаточными места и времени, правильно рас-

ставлять запятые                                                                                                                                      

Диагностическая работа

34

35

 

 

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.

Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП

Знать, что СПП с придаточными причины, ус-

ловия, уступки, цели, следствия имеют общее

значение обусловленности. Уметь определять вид

придаточного; составлять схемы предложений;

правильно задавать

вопросы и расставлять знаки препинания; определять место

придаточного по отношению к главному перестраивать предложения

Выполнение теста

36

37

 

 

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП

Знать СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры и степени

Уметь определять, в каком

придаточном раскрывается

образ, способ действия, в каком указывается на

степень или меру действия, какое имеет срав-

нительное значение; правильно отмечать границы

простых предложений в составе СПП, расстав-

лять знаки препинания, составлять схемы

самопроверка

38

 

 

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП

Умение создать собственный текст с использованием СПП

Составление текста с использованием СПП (основе упр.166)

Проверочная работа

39

 

 

Р/Р   Сочинение по данному началу ( на основе  картины В. П. Фельдмана

 «Родина». (Упр. 166)

 

Знать признаки текста и уметь пользоваться

терминологией

Уметь отбирать материал для сочинения по

картине, составлять план сочинения, определять

его идею и тему; (рассказ в

рассказе); излагать правильно и свободно свои мысли в

письменной форме

Самостоятельная работа

40

41

 

 

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Употребление в речи СПП.

Знать определение многочленных придаточ-

ных, виды подчинительной связи в СПП с не-

сколькими придаточными. Уметь определять

вид подчинительной связи,

объяснять постановку знаков препинания

Выполнение теста

42

 

 

Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП.

Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение употреблять в речи СПП

Знать и уметь выполнять синтаксический

разбор СПП

взаимопроверка

43

 

 

Р.р. Подробное изложение . о научной дея

тельности и о «Толковом

словаре русского языка»

С. И. Ожегова. Упр. 177

Умение правильно анализировать текст, составлять высказывание на лингвистическую тему

Уметь составлять план, определять тип и стиль

текста, подробно его излагать в логической

последовательности

 

Самостоятельная работа

44

 

 

Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

Умение пунктуационно оформить ССП и СПП

Знать отличительные признаки СПП, виды

придаточных предложений,

Уметь производить синтаксический и пунктуа-

ционный разборы СПП,

Диагностическая работа

45

 

 

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложноподчинённое предложение»

Умение отличать придаточные. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ

языковых явлений; владеть орфографическими и

пунктуационными знаниями на уровне ОС

Контрольная работа

 

46

                                                                   6.Бессоюзные сложные предложения 6+2

 

 

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП.

Различие между союзными и бессоюзными предложениями, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с ОЧП.

Знать определение БСП, основные признаки

БСП,

Уметь находить БСП в тексте и определять их художественную роль, вырази тельные возможности; интонационно грамотно

читать БСП

 

Работа с материалом учебника

47

 

 

 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

Умение постановки знаков препинания в БСП.

Знать правила постановки запятой и точки с запятой в

БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные

правила пунктуации, нормы построения БСП.

употребления в речи; находить БСП в тексте

Работа с дидактическим материалом

48

 

 

Р/Р  Подробное изложение с дополнительным заданием (упр.192)

Умение писать подробное изложение

Уметь составлять план, определять тип и стиль

Текста,  излагать в логической последовательности,

отвечать на дополнительный

вопрос задания (элемент

сочинения) самостоятельно

редактировать и творчески перерабатывать текст

Самостоятелная работа

49

 

 

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

Умение постановки знаков препинания в БСП.

 

Знать правила постановки двоеточия в БСП,

выразительные возможности БСП. Уметь

находить в тексте БСП

основные правила

пунктуации, нормы построения БСП, употребле-

ния в речи

Диагностическая работа

50

 

 

 БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

Умение постановки знаков препинания в БСП

Знать правила постановки тире в БСП,

Уметь находить в тексте БСП и определять их роль

 выразительные возможности;

Выполнение теста

51

 

 

Р/Р  Сочинение на лингвистическую тему

 

Знание основных элементов написания сочинения на лингвистическую тему;

умение создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте.

Самостоятельная работа

52

 

 

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного.

Проверить и обобщить знания по теме. Проверить умение применить эти знания на практике

Знать отличительные признаки СБП, виды при-

даточных предложений. Уметь производить синтаксический и пунктуа-

ционный разборы СБП,

уметь создавать устные и письменные высказывания

 

взаимопроверка

53

 

 

Контрольный диктант № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Умение применять полученные знания на практике

По материалам ГИА

Контрольная работа

                                                 7.   Сложные предложения с различными видами  связи (5+2)

                                                  

54

 

 

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП.

Предложения сложной конструкции. Навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции.

Знать отличительные особенности сложных

предложений с сочинительной и подчини-

тельной связью. Уметь правильно ставить

знаки препинания в данных предложениях, производить

синтаксический разбор, правильно строить предложения с разными видами связи.

Работа с материалом учебника

55

 

 

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Умение расстановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.

Уметь производить лингвистический анализ

текста, в том числе с точки зрения синтаксиса

сложного предложения с разными видами связи;

создавать мини-тексты, употребляя в них слож-

ные предложения с разными видами связи

Диагностическая работа

56

 

 

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, умение составлять схему

Знать и уметь выполнять синтаксический и

пунктуационный разбор сложного предложения

с различными видами связи

взаимопроверка

57

 

 

Р.р.Подробное  изложение фрагмента из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (упр.219)

Умение сжато пересказывать текст

Уметь составлять план,

излагать в логической

последовательности, отве-

чать на дополнительный вопрос задания (эле-

мент сочинения): «Легко ли быть одному?»;

Самостоятельная работа

58

 

 

Р.р. Публичная речь.

Создание монологического высказывания публичного характера

Знать понятия публичная речь и публицистический стиль Уметь различать эти

понятия; составлять план и выписывать цитаты из выступления в соответствии с

планом

Подготовка выступления ,озвучивание

59

 

 

Повторение и закрепление изученного по теме «Сложные предложения с различными видами  связи»

Систематизация полученных знаний

 

диагностическая работа

60

 

 

Контрольный диктант № 5 по теме «Сложные предложения с различными видами  связи»

Умение применять полученные знания на практике

Уметь осуществлять самоконтроль, само-

анализ языковых явлений; владеть орфографическими и

пунктуационными знаниями

на уровне ОС

Контрольная работа

                                  8. Повторение и систематизация изученного в  5-9классах (7 ч)

                                

61

 

 

Фонетика и графика.

Умение применять полученные знания на практике

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы,

 Уметь применять их в речи, вступать в речевое общение применять знания

по фонетике в практике правописания, говорения

Подготовка выступления ,озвучивание

62

 

 

Лексикология (лексика) и фразеология.

Умение применять полученные знания на практике

Знать о лексическом и грамматическом значении слов. Уметь составлять словарную статью

Перевод информации из одного вида в другой

63

 

 

Морфемика. Словообразование.

Умение применять полученные знания на практике

Знать виды морфем

основные способы образо-

вания слов; основные выразительные средства

словообразования. Уметь применять их на

письме

Диагностическая работа

64

 

 

Морфология.

Умение применять полученные знания на практике

Знать, морфологи-

ческие признаки, синтаксическую роль изученных частей речи;

Уметь применять их в собственной речевой

практике и на письме

Работа с дидактическим материалом

65

 

 

Синтаксис. Способы передачи чужой речи.

Умение применять полученные знания на практике

Знать опознавательные признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения,

односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения,

обращения и вводные слова; структурное отли-

чие сложного предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор

предложения;

Проверочная работа

66

 

 

Орфография. Пунктуация.

Умение применять полученные знания на практике

Решение заданий по материалам ГИА

Выполнение теста

67

 

 

Контрольный диктант № 6

Умение применять полученные знания на практике

 

Контрольная работа

68

 

 

Повторение, обобщение

Умение применять полученные знания на

Решение заданий по материалам ГИА

Практическая работа

               

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ    ”ГОЛЫШМАНОВСКАЯ  СОШ   №2»

                                            ОТДЕЛЕНИЕ «БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»                                                                                                                             

                                                                                              ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                       ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА

 

«РАССМОТРЕНО»                                                      «СОГЛАСОВАНО»                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»                             на методическом объединении                       заместитель директора:                                                                                        Директор школы:

Протокол № ___ ___________                                 _______________А.С. Стыжных                                                   ____________Н.И Казанцева

от __________2018г.                                                                                                                                                        Приказ № ___от ______2018г       

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 9 класса

3часа в неделю (всего 102 часа)

Составитель: Иванова Т.М.

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

     с. Боровлянка,

2018 -2019 учебный год