Русский язык 10 класс

 

 

Пояснительная записка

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку ЕГЭ, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 10-11 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и С, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. При проверке выполнения заданий части С учителя и методисты выявляют факты, давно беспокоящие всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка, – низкий уровень владения культурой письменной речи, недостаточное развитие коммуникативной компетенции выпускников школы. Эти негативные факты, касающиеся всех видов речевой деятельности, проявляются и на всех уровнях создаваемого учащимися письменного высказывания: неумение вдумчиво читать, адекватно воспринимать, оценивать и интерпретировать исходный текст, формулировать и аргументировать свою точку зрения, ясно, точно, логично и грамматически правильно выразить свои мысли.
Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в ближайшем будущем.
Наша задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Таким образом, новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. При разработке Рабочей программы использовались методические рекомендации программы Т.В Обласовой «Подготовка к выполнению части С ЕГЭ»

 

Ожидаемые результаты


Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

умение анализировать содержание читаемого текста; умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; умение аргументировано доказывать собственное мнение; умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения; умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства; соблюдать нормы современного русского языка; пользоваться справочной и лингвистической литературой.

После прохождения программы учащиеся должны

знать: требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания); основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент; грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С; наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.
уметь: определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения); выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста; определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи); писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С; критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.
Содержание программы

Программа содержит теоретический материал, практические и контрольные работы и приложения. Теоретический материал дается с помощью лекций учителя с использованием таких видов работ учащихся, как конспектирование, составление тезисов, опорных конспектов, блок-схем, подробного и сжатого плана. Практические работы предполагают использование следующих видов работ: написание фрагментов сочинения, анализ текстов, подбор аргументов, составление связок-клише, составление мини-текстов, тестовые задания, работа со словарями и справочной литературой и т.д.

Каждая тема включает в себя следующие вопросы:

 


Критерии оценивания сочинения части С.


Знакомство с требованиями с сочинению части С, анализ критериев оценки сочинения, поэтапный разбор каждого содержательного критерия.

 

 


Типы и стили речи.


Отличительные признаки художественного и публицистического стилей. Определение стиля текстов, различение художественных и публицистических текстов. Отличительные особенности описания, повествования и рассуждения.

 

 


Композиция сочинения.


Основные структурные блоки сочинения части С. Характеристика основных частей сочинения части С. План-схема сочинения.

 

 


Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.


Работа с толковыми словарями, знакомство с понятиями темы, тематики и основной мысли текста. Критерии актуальности темы.

 

 


Проблематика и основная проблема текста.


Выявление проблемы текста, знакомство с приемами выделения проблем текста, Способы формулировки проблемы исходного текста. Формулирование проблем разными способами: определение проблемы и вопрос.

 

 


Комментирование одной из проблем исходного текста.


Типы комментария: текстуальный и концепционный. Основные вопросы конкретизации содержания комментария. Отличие пересказа текста от его комментирования.

 

 

Определение позиции автора


Анализ проблемы исходного текста, определение авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. Формулирование мнения автора различными способами.

 

 


Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.


Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.

 

 


Определение собственной позиции (тезиса).


Определение собственного мнения по проблеме, способы формулировки собственной позиции (тезиса).

 

 


Виды и типы аргументов.


Виды и типы аргументов, требования к аргументации собственного мнения. Структура аргументации.

 

 


Оформление вступления и концовки к сочинению.


Традиционные и нетрадиционные способы оформления вступления и заключения к сочинению.

 

 


Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.


Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Понятие о коммуникативном намерении. Трехчастная композиция. Соотношение частей композиции. Понятие о логических ошибках.

 

 


Точность и выразительность речи.


Основные требования этого критерия. Понятие о внелитературных элементах. Требования к выразительной речи.

 

 


Грамматические и речевые нормы русского языка.


Соблюдение норм построения языковых единиц: слов, их форм, словосочетаний и предложений. Соблюдение речевых норм языка. Классификация грамматических и речевых ошибок.

 

 


Анализ и корректировка написанного сочинения.


Анализ композиции, логичности и последовательности изложения, структурной полноты. Выявление ошибок и способов их исправления. Исправление речевых ошибок. Анализ содержания по плану.

 

 

 

 

 

10 класс

 

 

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

план

факт

1.

 

 

Понятие «проблема», «авторская позиция», способы их формулировки

Новое в требованиях к выполнению части С

2

Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию разными способами

2.

 

 

Понятие о комментарии:

 что значит прокомментировать тему?

2

Письменная работа, проверяющая умение прокомментировать текст

3.

 

 

От частных фактов к формулировке проблемы

2

Тренировочные упражнения по формулировке проблемы

4.

 

 

От формулировки проблемы к комментарию

2

Тренировочные упражнения. Сжатое изложение

5.

 

 

Понятие об аргументе.

 Как аргументировать свою позицию?

2

Письменная работа: подбор аргументов к предложенному тезису

6.

 

 

Аргументы «за» и «против»

2

Тренировочные упражнения по подбору аргументов «за» и «против» к предложенному тезису. Рассмотрение образцов

7.

 

 

Формулирование аргументов:

, примеры из личной жизни и жизни окружающих

2

Письменная работа: подбор типовых аргументов к текстам по теме «Человек и общество», «Человек» и другие. Проблемы воспитания. Поиск тезисов к предложенным аргументам

8.

 

 

Какие аргументы можно использовать в сочинении:

а) естественные доказательства

 б) логические доказательства

в) дедуктивное рассуждение

2

Письменная работа: формирование умения подбирать аргументы к текстам из собственного опыта

9.

 

 

Грамматические и речевые нормы русского языка К9, К10

2

Упражнения на редактирование текстов с ошибками

10.

 

 

Ошибки речевые, грамматические, этические, фактические

2

Написание домашнего сочинения

11.

 

 

Речевые ошибки:

Смешение паронимов

 Плеоназм

Повтор слов

Неточное словоупотребление

Многословие

Неуместное употребление слов

Нарушение лексической сочетаемости

Использование разностилевой лексики

Использование штампов

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Написание домашнего сочинения

12.

 

 

Грамматические ошибки:

А) Словообразовательные

Б) Синтаксические

В) Недочеты при образовании форм частей речи

2

Написание домашнего сочинения

13.

 

 

Фактические ошибки:

А) не видят в тексте проблему

Б) не способны грамотно сформулировать авторскую позицию

В) не могут сформулировать идею

Г) излишне категоричны

Д) неточное цитирование

Е) неумение разграничить понятия «автор» и  «рассказчик» «ПС» 39.08, №10.07

 

2

 

 

 

 

2

Написание домашнего сочинения

14.

 

 

Этические ошибки:

А) проявление речевой агрессии

Б) высказывания, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности

В) наличие грубых жаргонизмов

2

Написание домашнего сочинения

15.

 

 

Смысловая цельность, речевая цельность и последовательность изложения К5

2

Абзацное членение. Составление плана сочинения

16.

 

 

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части С

2

Диктант

17.

 

 

Жанр сочинения на ЕГЭ. Типичные недочеты и ошибки. Требования к сочинению-рассуждению

2

Написание итогового сочинения

                 

11класс

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания

Перечень ключевых компетенций

Вид контроля

1

 

 

Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания ответа на задание части С.

Требования к сочинению Оценка сочинений

Структура сочинения.

Критерии оценивания ответа на задание части С.

Требования к сочинению Оценка сочинений

Иметь понятие о сочинении, тексте.

Знать особенности сочинений как текста.

Уметь выделять основные признаки текста

ДР

2-3

 

 

Первоначальная работа с текстом. Тема текста. Формулировка проблем, поставленных автором.

 Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, соотнесённость композиционных частей.

 

СР

4-5

 

 

План сочинения. Типы планов. Раскрытие понятий логичность, последовательность речи

План-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.

Уметь анализировать формулировки тем сочинений, подбирать фактический материал

ПР

6-7

 

 

Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения

Композиционная организация: вступление, основная часть, заключение, индукция и дедукция, внутренняя полемичность

Знать виды вступлений, требования к написанию основной части сочинения. Уметь писать сочинения к вступлениям

Сочинение

8-9

 

 

Проблемно тематическая типология сочинений

Сочинение –повествование, сочинение –описание, сочинение-рассуждение, тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.

Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план

ПДЗ

10-11

 

 

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

Жанр эссе

Уметь писать сочинения-эссе

ПР

12-13

 

 

Сочинения –эссе: особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся

Позиция пишущего и способы её выражения

Уметь писать сочинения-эссе

ПР

14-15

 

 

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования (топосы).

Способы комментирования Текстуальный комментарий. Концептуальный комментарий.

Знать виды комментария.

Уметь отличать текстуальный комментарий от  концептуального комментария.

СР

16-17

 

 

Отражение позиции автора исходного текста. Способы формулировки позиции автора.

Позиция автора, способы формулировки позиции автора

Знать  способы  аргументирования позиции автора , уметь их  показать в сочинении

ПДЗ

18-19

 

 

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Аргументация на основе жизненного опыта.

Способы аргументирования Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Поддерживающая аргументация. Опровергающая аргументация. Аргументация на основе жизненного опыта.

Знать способы аргументирования собственного мнения, уметь  их правильно употребить в сочинении

ПДЗ

20-21

 

 

Финал сочинения-рассуждения.

Вывод в сочинении

Уметь делать вывод в сочинении

Сочинение

22-23

 

 

Из истории искусства спора

Теория и практика публичного спора в Древней Греции

Знать культуру ведения спора.

Уметь правильно вести диалог

УО

24-25

 

 

Культура спора: основные правила его ведения.

Предмет спора. Собственная позиция в споре.

Знать правила  тезиса, доводов и аргументов.

Уметь убеждать оппонента

ФО

26-27

 

 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки.

Логика изложения. Организация языковых средств. Коммуникативная направленность. Композиционная структура. Содержание текста. Логические ошибки. Абзацное  членение текста.

 

 Уметь восстанавливать логическую последовательность предложений в данном фрагменте сочинения, указывать  их очередность».

Уметь делить текст на абзацы

 

СР

28-29

 

 

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте Связи по типу зацепления и повторы. Цепная связь. Параллельная связь.

 

Знать средства связи  Уметь их различать и применять в сочинении

КР

30-31

 

 

Точность и выразительность речи. Устранение канцеляризмов и штампов. Использование фразеологических средств.

Канцеляризмы, фразеологизмы, штампы

Знать средства выразительности языка Уметь применять  правильно эти  средства  выразительности

ПДЗ

32-34

 

 

Нормы языка

Этические языковые нормы Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Этические нормы. Речевая агрессия.

 

Знать основные нормы языка,

 Уметь находить и исправлять ошибки. Пользоваться нормами языка в своём сочинении только безошибочно

Зачёт

 

№п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания

(основные понятия)

Перечень ключевых компетенций(планируемые результаты обучения)

Виды контроля

(формы)

1

 

 

Слово о русском языке

Лексика.

Слово, его значение.

 

Знать основные функции языка, его истоки,

функциональные стили; уметь доказать, почему

литературный язык является высшей формой

языка, аргументированно характеризовать

основные стили русского языка

 

Выразительное чтение текста

вступительной статьи;

составление сложного плана.

 

2

 

 

Лексика. Слово, его значение.

Однозначность и

многозначность слов.

Изобразительно-

выразительные средства

 

Однозначность и

многозначность слов.

Изобразительно-

выразительные средства

Лексическое значение слова. Лингвистические словари. Прямое и переносное значение слов. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение,

Знать основные понятия лексики, отличие

многозначных слов от однозначных; уметь

работать с толковым словарем, употреблять в

речи нужное по смыслу значение многозначного

слова, давать толкование лексического значения

слова, определять лексическое значение слова по

толковому словарю; соотносить слово и его

лексическое значение

Словарный диктант с

дополнительным заданием.

Работа со словарем. Запись в

тетради основных способов

возникновения переносного

значения слова. Задание ЕГЭ -

А 11, В 8

 

3

 

 

Омонимы, паронимы,

синонимы, антонимы. Их

употребление

 

Омонимы, паронимы,

синонимы, антонимы. Их

употребление

 

Знать определение омонимов, омографов,

омофонов, омоформ, паронимов, синонимов,

антонимов; уметь различать омонимы,

омографы, омоформы, находить синонимы,

антонимы в тексте, давать толкование

лексического значения паронимов, правильно

употреблять синонимы, антонимы, паронимы в

речи.

 

Самостоятельно составить и

записать вопросы к

материалам параграфа. Работа

со словарными статьями.

Практическая работа 1

Задание ЕГЭ – А2.

 

4

 

 

Происхождение лексики

современного русского языка.

 

Исконно-русская лексика, заимствованная, старославянская лексика

         Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы   Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. 

Знать о происхождении исконно русской лексики,

о путях появления в языке заимствованных слов,

о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики, основные группы слов

по сфере их употребления в речи, какие причинывызывают ограниченное употребление слов в

русском языке; уметь логически верно и полнорассказать о происхождении лексики русского

языка, опираясь на толковый словарь, 5разъяснятьзначение иноязычных слов, употреблять в речизаимствованные слова, находить в речи слова

общеупотребительные, диалектные ипрофессиональные, избегать в собственной речи

жаргонных слов и выражений.

 

Составление плана-конспекта

§8 как текста научного стиля.

Составление обобщенной

схемы-конспекта материала

§9. Устная аналитическая

работа по упр.37.

Творческая работа: 1вар. –

изложение-миниатюра по

упр.29; 2 вар. – сочинение-

миниатюра по упр. 37

 

5

 

 

Диагностическое

тестирование

Фразеология.

 

 

Знать определениефразеологических оборотов,основные источники появления фразеологизмов,

значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей

русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для

получения необходимой информации.

 

Входной контроль

(тестирование)

 

6

 

 

Лингвистический анализ

текста №1. Подготовка к

написанию сочинения-

рассуждения

 

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Актуализация знаний по интерпретацииисходного текста, развитие навыка создания

собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ

(часть С)

 

Домашнее сочинение-

рассуждение.

Задание С1

 

7

 

 

Звуки и буквы. Чередование

звуков. Орфоэпия

 

Фонетика. Графика. Соотношение звуков и букв. Характеристика согласных и гласных звуков. Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические нормы

Знать определение фонетики, основные

характеристики гласных и согласных звуков,

отличие звука от буквы; знать о существовании

чередований звуков; уметь соотносить

графическое написание слова и его фонетическую

транскрипцию, объяснять фонетические

процессы, отраженные или не отраженные в

графическом написании слова.

 

Самостоятельная работа с

учебником.

Разные виды диктанта.

Словарный диктант 1

Задание ЕГЭ – А 1

 

8

 

 

Морфемика. Состав слова.

 

Корневая морфема, аффиксальные морфемы

Знать, что такое морфемика, название и

особенности морфем русского языка; знать,

какая часть слова называется основой, какие

части слова могут входить в состав основы; уметь

находить значимые части слова, определять их

роль в слове, находить основу слова, различать

процессы слово- и формообразования.

 

Составление сравнительной

таблицы. Самостоятельная

работа. Морфемный разбор

слов.

 

9

 

 

Морфемы. Морфемный

анализ слова.

 

. Понятие производной и непроизводной основы. Простая и сложная основы. Производящая основа

Актуализация знаний по интерпретации

исходного текста, развитие навыка создания

собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ

(часть С)

Знать основные способы образования слов в

 

Морфемный разбор

слов.

 

10

 

 

Лингвистический анализ

текста 2

Подготовка к

написанию сочинения

рассуждения.

Словообразование.

 

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

(часть С)

Знать основные способы образования слов в

русском языке, основные виды

словообразовательных словарей, порядок

словообразовательного разбора; уметь определять

способ словообразования, различать

морфологические и неморфологические способы

образования слов, выполнять

словообразовательный разбор, пользоваться

словообразовательным словарем для уточнения

способа образования слов.

 

Домашнее сочинение-

рассуждение.

Задание С1

 

11

 

 

Словообразование.

 

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования

Знать, какие вопросы изучаются в курсе

морфологии, предмет изучения орфографии;

знать правила правописания безударных гласных

в корне слова; уметь узнавать и осознавать в

слове правописное затруднение, связанное с

написанием безударных гласных

(опознавательный этап), определять условия

выбора верного написания (выборочный этап), на

основании правила делать выбор написания (этап

решения орфографической задачи).

 

Словообразовательный

разбор.

Словообразовательные

цепочки. Задания ЕГЭ - .

Практическая работа 2

 

12

 

 

Принципы русской

орфографии. Безударные

гласные в корне слова.

 

Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания

Знать состав слова, части речи, употребление

гласных после шипящих; уметь распознавать

морфемы в словах, определять часть речи,

правильно писать гласные после шипящих.

 

Самостоятельная работа с

учебником. Составление

словосочетаний. Задание ЕГЭ

- А13.

 

13

 

 

Употребление гласных после

шипящих и Ц.

 

Зависимость написания гласных от морфемы, соотношение звук – буква

Знать правописание звонких и глухих согласных;

непроизносимых согласных; двойных согласных;

уметь находить звонкие и глухие,

непроизносимые и двойные согласные; правильно

писать указанные орфограммы в словах.

 

 

Работа по карточкам.

Словарный диктант 2

Самостоятельная работа с

учебником. Работа со

словарем.

Задание ЕГЭ – А 14

 

14

 

 

Правописание звонких,

глухих, непроизносимых и

двойных согласных.

 

Звонкие и глухие согласные, явление оглушения и озвончения, непроизносимые звуки, соотношение звук – буква

Уметь применять знания по основным

направлениям русского языка на практике,

отбирать информацию, видеть орфограммы и

пунктограммы.

 

Комментированное письмо.

Орфографическая работа.

Р.р. Составить предложение.

 

15

 

 

Контрольная тестовая

работа по материалам ЕГЭ

.

".

.

 

 

Знать правописание приставок, зависящее от

значения, правописание приставок, основанное

на фонетическом принципе; правописание

приставок, основанное на морфологическом

принципе; уметь правильно писать приставки,

переносить слова, определять функции ъ и ь и в

соответствии с этим правильно писать слова,

различать строчные и прописные буквы.

 

Тестовая работа

16

 

 

Правописание приставок.

Употребление прописных

букв. Правила переноса слов.

 

Приставка. Принципы орфографии

Приставка. Зависимость написания от значения приставки Приставка. Принципы орфографии Знать правописание приставок, уметь правильно писать приставки в словах

Знать лексико-грамматические разряды имён

существительных, род, число, падеж и склонение

имён существительных; уметь делать

морфологический разбор имен существительных.

 

Работа с учебником.

Аналитическая словарная

работа.

 

17

 

 

Имя существительное как

часть речи.

 

Падеж, число, склонение им. существительных. Варианты падежных окончаний. Суффикс. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. Существительных. Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. существительных

Знать правила написания имен существительных;

уметь правильно писать суффиксы и падежные

окончания существительных, делать выбор в

пользу слитного или дефисного написания

сложных существительных.

 

Самостоятельная работа

практическая работа

3Морфологический разбор

имен существительных.

Дифференцированное

задание.

 

18

 

 

Правописание имен

существительных.

 

. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. Существительных. Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. существительных

Знать основные характеристики разделов

языкознания: лексика, фонетика, орфография;

уметь выделять главную и побочную

информацию, применять орфографические и

пунктуационные правила.

 

Самостоятельная работа с

учебником. Работа со

словарем. Синтаксический

разбор предложения

контрольная тестовая работа

 

19

 

 

Контрольная работа по

темам "Лексика. Фонетика.

Орфография".

 

 

Знать определение имени прилагательного,

лексико-грамматические разряды имен

прилагательных, склонение качественных,

относительных, притяжательных

прилагательных; уметь производить

морфологический разбор, правильно писать

окончания имен прилагательных.

 

Тестовая работа

20

 

 

Имя прилагательное как часть

речи.

 

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды им. прилагательных

Знать определение имени прилагательного,

лексико-грамматические разряды имен

прилагательных, склонение качественных,

относительных, притяжательных

прилагательных; уметь производить

морфологический разбор, правильно писать

окончания имен прилагательных.

 

 

Морфологический разбор

имен прилагательных.

Аналитическая работа.

Словообразовательная

работа.

Развитие речи. Выразительное

чтение

Творческая работа.

 

21

 

 

Правописание имен

прилагательных.

 

Суффикс. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. Прилагательных

Отыменные и отглагольные прилагательные, алгоритм написания Н-НН

Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. прилагательных

 

Знать правописание суффиксов имен

прилагательных, правописание Н- и НН-,

сложных прилагательных; уметь мотивировать

выбор при написании, отличать сложные

прилагательные.

 

Творческая работа.

Самостоятельная работа с

учебником.

Синтаксический разбор

предложения.

Задание ЕГЭ - А12.

 

22

 

 

Имя числительное как часть

речи.

 

Разряды числительных. Простые, составные и сложные числительные

Знать определение имени числительного, его

разряды и виды, правописание имен

числительных, склонение; уметь делать

морфологический разбор, склонять, правильно

 

Словарный диктант 3

Самостоятельная работа с

учебником. Морфологический

разбор числительных.

 

23

 

 

Склонение числительных

 

Особенности склонения числительных

Знать особенности употребления числительных в

речи; уметь правильно употреблять их в речи.

 

Работа с учебником.

Грамматическая работа.

Задание ЕГЭ - А3

 

24

 

 

Местоимение как часть речи.

 

Разряды местоимений. Особенности употребления местоимений в речи

Знать лексико-грамматические разряды

местоимений, особенности их изменения,

правописание; уметь делать морфологический

разбор местоимения, правильно употреблять

местоимения в речи, склонять их

Индивидуальная работа по

карточкам. Морфологический

разбор. Работа с учебником.

Задание ЕГЭ - А3,

 

25

 

 

Глагол как часть речи.

 

Грамматические категории глагола. Инфинитив. Две основы глагола

Знать определение глагола, его грамматические

категории, образование глагола; уметь делать

морфологический разбор

Дифференцированное

задание. Индивидуальная

работа. Практическая

работа 4

 

26

 

 

Правописание глаголов.

 

Спряжение глагола.  Правописание личных окончаний глагола

Знать образование глагола, правописание личных

окончаний, буквы ь в глагольных формах,

суффиксов глаголов; уметь правильно писать

личные окончания глаголов, употреблять ь в

26глагольных формах, если это необходимо.

 

Работа с учебником. Задание

ЕГЭ - А15, 18

 

27

 

 

Причастие как глагольная

форма.

 

Место причастий в системе частей речи. Грамматические признаки причастия

 

. Знать определение причастия, разряды по

значению, признаки глагола и прилагательного,

образование, правописание; уметь находить вид и

залог, различать причастия и отглагольные

прилагательные, правильно писать суффиксы

причастий

 

Словарный диктант.

Самостоятельная работа.

Выборочный диктант.

Задание ЕГЭ - А10, 12, 15, 20,

 

 

28

 

 

Деепричастие как глагольная

форма.

 

Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия. Категория вида

Знать определение деепричастия, разряды по

значению, признаки глагола и наречия, способы

образования; уметь находить деепричастия в

тексте, различать деепричастия совершенного и

несовершенного вида, правильно употреблять

деепричастия в речи, избегая стилистических

ошибок, правильно ставить запятые при

деепричастных оборотах.

 

Самостоятельная работа.

Составление таблицы.

Морфологический разбор

деепричастия. Задание

ЕГЭ - А4, 10, 20,.

 

29

 

 

Наречие как часть речи. Слова

категории состояния.

 

Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий

Знать определение наречий, разряды по

значению, степени сравнения, правописание;

уметь определять разряд по значению,

образовывать степени сравнения

Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

Дифференцированное

задание. Задание ЕГЭ А18

 

30

 

 

Контрольная тестовая

работа по материалам ЕГЭ

№ 2

 

 

.

Уметь применять знания по основным

направлениям русского языка на практике,

отбирать информацию, видеть орфограммы и

пунктограммы.

 

Тестовая работа

31

 

 

Служебные части речи.

Предлог как служебная часть

речи.

 

Понятие служебной части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги

. Знать определение предлога, какие отношения

выражаются с помощью предлогов, виды

предлогов по структуре и происхождению,

правописание предлогов; уметь отличать

предлоги от других частей речи, грамотно писать

предлоги.

 

 

Словарный диктант 4

Самостоятельная работа с

учебником.

Дифференцированное

задание. Задание ЕГЭ - А18,

 

Самостоятельная работа с

 

32

 

 

Союз как служебная часть

речи.

 

Союз. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы

Знать определение союза, виды союзов по

происхождению, по структуре и по значению;

уметь делать морфологический разбор союза,

различать союзы и союзные слова, правильно

писать союзы

Самостоятельная работа с

учебником.

Морфологический разбор

союзов.

Дифференцированное

задание. Задание ЕГЭ - А18,

 

 

33

 

 

Частицы. Частицы НЕ и НИ.

Их употребление и значение.

 

Разряды частиц, их смысловая роль в предложении, отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи

Отрицательные частицы. Частица НЕ как усилительная частица

 

Знать определение частицы, разряды по

значению, правописание частиц; уметь

определять значение частиц, правильно их

писать; находить орфограмму, безошибочно

определять часть речи, делать правильный выбор

в пользу слитного или раздельно написания

частиц НЕ и НИ.

 

Творческий опрос.

Составление таблиц.

Индивидуальные занятия.

Практическая работа 5

Задания ЕГЭ - А17

 

34

 

 

Междометие как особый

разряд слов.

Звукоподражательные слова.

 

Место междометий в системе частей речи. Звукоподражательные слова

Знать определение междометия, типы

междометий, их правописание и пунктуационное

оформление. Уметь находить междометия в

тексте, различать междометия и

звукоподражательные слова, правильно писать

сложные междометия, ставить знаки препинания

при междометиях.

 

Развитие связной

монологической речи.

Самостоятельная работа с

учебником.

 

 

 

 

 

 

1 Нормативные акты и учебно-методические документы

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента

государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки РоссийскойФедерации (автор-составитель Гольцова Н.Г.) .

Учебно-методическое сопровождение

1Гольцова Н. Г.Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание).Москва «Русское слово»,2011 год.

2 Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. Москва «Русское слово», 2016 год.

2

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

-связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы

речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

-адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста,определять позицию автора;

-использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимостиот коммуникативной задачи;

-осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

-осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости откоммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

-передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц,тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

-использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий,подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

-формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точкузрения;

-выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбиратьязыковые средства,обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

-высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностямисходного текста;

-владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные,нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

-создавать устное высказывание на лингвистические темы;

-владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

-оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

-проводить разные виды языкового разбора;

-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей,

эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;

-грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

-эффективно использовать языковые единицы в речи;

-соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнениемоппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

-фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать наречевые погрешности в высказываниях собеседников.

3 Содержание учебного предмета «Русский язык» для 10 класса

1

Введение. Слово о русском языке – 1 час

2

Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 часов

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского

языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы.

Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и

заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая

ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их

употребление.

Основные термины и понятия:

Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская,

заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты,

основные типы словарей

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

- прямое и переносное значение слов;

- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

- фразеологизмы, фразеологические выражения;

- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

- анализировать лексические средства выразительности в тексте;

- работать с различными видами словарей;

- определять лексические особенности текста;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- выделять главное;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

- использование в речи изобразительно-выразительных средств;

- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью

учебного задания;

3 Фонетика. Графика. Орфоэпия – 3 часа

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Основные термины и понятия:

Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных

звуков. Чередование звуков. Ударение.

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать мировоззрение школьников;

- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

4 Морфемика и словообразование – 3 часа

Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические.

Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

Основные термины и понятия:

Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа.

Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Формообразующий аффикс.

Знать: состав слова;

- способы образования слов;

- нормы формообразования;

- правописание морфем;

- морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

- производить словообразовательный разбор слов;

- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- пользование словарями различных типов;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

  1. Морфология и орфография – 5 часов

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в

корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях

слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования.

Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-,

-С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание

гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и

т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Основные термины и понятия:

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в

корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление

слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.

Знать: типы орфограмм;

- безударные гласные в корне;

- гласные после шипящих в разных частях речи;

- гласные после шипящих и Ц;

- правописание согласных в слове;

- двойные согласные;

- гласные и согласные в приставках;

- правила переноса слов;

- разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

- решать орфографические задачи;

- правильно писать безударные гласные в корне;

- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

- правильно писать гласные после шипящих и Ц;

- правильно писать двойные согласные;

- правильно писать гласные и согласные в приставках;

- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

- применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

6.Части речи. Имя существительное – 3 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения.

Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-,

-ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных.

Сложное слово.

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

- нормы формообразования имен существительных;

- морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

- определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

- правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

- правильно писать сложные имена существительные;

- решать орфографические задачи по теме;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- умение эффективно использовать рабочее время;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;

7 Части речи. Имя прилагательное – 2 часа

Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные,

притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен

прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах

прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные,

отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.

Знать: стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

- правописание сложных имен прилагательных;

- особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

- образование сложных прилагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

- правильно писать суффиксы имен прилагательных;

- производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

- владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

- правильно писать сложные имена прилагательные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать

8 Части речи. Имя числительное – 2 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и

правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных

числительных.

Основные термины и понятия:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые,

составные, сложные имена числительные.

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

- сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

- правильно писать падежные окончания имен числительных;

- правильно писать сложные числительные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

9 Части речи. Местоимение – 1 час

Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования

местоимений.

Основные термины и понятия:

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

- знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

- правильно писать местоимения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

10 Части речи. Глагол – 2 часа

Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы.

Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные

окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.

Основные термины и понятия:

Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность,

наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

- синонимию глагольных форм;

- способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

- правильно писать личные окончания глаголов;

- правильно писать суффиксы глаголов;

- правильно писать Ь в глагольных формах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

11 Части речи. Причастие – 1 час

Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН

в причастиях и отглагольных прилагательных.

Основные термины и понятия:

Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Знать: особенности употребления причастий в речи;

- особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;

Уметь: производить морфологический разбор причастий;

- образовывать различные формы причастий;

- правильно писать окончания причастий;

- правильно писать гласные в суффиксах причастий;

- правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

12 Части речи. Деепричастие – 1 час

Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий

совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.

Основные термины и понятия:

Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль

деепричастий.

Знать: особенности употребления деепричастий в речи;

- синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;

- образовывать деепричастия;

- правильно писать деепричастия;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

13 Части речи. Наречие – 1 час

Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия.

Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.

14 Части речи. Слова категории состояния – 1 ч.

Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния.

Морфологический разбор наречий.

Основные термины и понятия:

Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова

категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.

Знать: особенности употребления наречий в речи;

- особенности образования наречий;

- особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

- правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

- правильно писать отрицательные наречия;

- правильно использовать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

14 Служебные части речи – 4 часа

Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги.

Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по

происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и

подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в

речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и

НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Основные термины и понятия:

Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные.

Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы

междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

- союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

- разряды частиц;

- типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

- правильно употреблять союзы в речи;

- правильно писать частицы;

- правильно писать предлоги;

- уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

- отличать междометия и звукоподражательные слова;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

 

 

 

 

 

 

 

 1