Изобразительное искусство 2 класс

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей на основе авторской программы Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011, с учётом примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка

Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.

Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе.

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится 1час в неделю, всего 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).Данная рабочая программа адаптирована для реализации в Отделении муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2» «Боровлянская средняя общеобразовательная школа»   с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся второго и третьего классов, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты освоения ФГОС по изобразительному искусству:

Личностные:

  1. в ценностно-эстетической сфере– эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
  2. в познавательной (когнитивной) сфере– способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  3. в трудовой сфере– навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные:

1) умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни

(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

2) желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

3) активное использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для

освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

4) обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

5) умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность,

выбирать средства для реализации художественного замысла;

Предметные результаты:

  1. в познавательной сфере– понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  2. в ценностно-эстетической сфере– умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
  3. в коммуникативной сфере- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  4. в трудовой сфере- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 Содержание ФГОС  по изобразительному искусству 1-4 классы:

Разделы, темы

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

 

 

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Виды художественной деятельности.

8 ч.

18 ч.

18ч.

23 ч.

2.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

25 ч.

16 ч.

16 ч.

11 ч.

 

 

33 ч.

34ч.

34 ч.

34 ч.

 

 

 

             

 

1 класс

 

1

Ты учишься изображать.   (10 ч.)

Введение в предмет. Все люди любят рисовать.

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка

2

Ты украшаешь. (8 ч.)

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

 

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.17

3

Ты строишь.  (10 ч.)

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (5 ч.)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).

 

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

 

2 класс

1

Как и чем работает художник? (8 ч.)

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов

2

Реальность и фантазия.( 8 ч.)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. Наблюдать и учиться 19 видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы

3

О чём говорит искусство. (10 ч.)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств  для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание,  заминание, вытягивание,  защипление

4

Как говорит искусство. (8 ч.)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

 

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.). Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации.

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

1

Искусство в твоем доме . (6ч.)

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

2

Искусство на улицах твоего города.(7ч.)

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Памятники архитектуры .Парки, скверы , бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

3

Художник и зрелище. (14 ч.)

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально - сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

4

Художник и музей. (7 ч.)

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

 

4 класс

 

1

Истоки родного искусства (8 ч.)

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников

2

Древние города нашей Земли (8 ч.)

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека.

3

Каждый народ — художник (10ч.)

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира

4

Искусство объединяет народы (6 ч.)

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей

 

 


 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование    по   изобразительному искусству

Учебный год    2018 - 2019

Класс     2

Количество часов по учебному плану ОУ:  всего 34 ч., в неделю 1ч.

Планирование составлено на основе: Основной образовательной программы  начального общего образования  «Школа России»  и авторской программы Б.М. Неменского. «Изобразительное искусство»

Учебник   Е.И. Коротеевой. « Изобразительное искусство» «Искусство и ты», М.: «Просвещение» 2017 г

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

обучения:

характеристика

основных видов

деятельности

Вид

контроля

(формы)

УУД

(деятельность

учащихся)

 

Как и чем работает художник?   (8 ч)

 

1

 

 

Три основных цвета - желтый, красный, синий.

Изображение цветов. Работа с гуашью.

 

Урок

введения в новую тему

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы. Правила безопасности на занятиях.

  Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения.

текущий

Личностные: анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством.

Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллек

тивном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

2

 

 

Белая и черная краски.

Изображение природных стихий (гроза, буря, дождь, туман, солнечный день). Работа с гуашью

 

Комбинированный

урок

Восприятие и изображе

ние красоты природы.

Настроение в природе.

Темное и светлое (сме

шение цветных красок с черной и белой). Раз

личное эмоциональное звучание цвета. Правила безопасности на занятиях.

Научатся выполнять наброски, используя графические материалы.

текущий

Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оце

нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее ре

ализации; адекватно воспринимать оценку

Коммуникативные: уметь слушать собе

седника, признавать возможность сущест

вования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

3

 

 

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Изображение осеннего леса.

 

Урок-сказка

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы. Правила безопасности на занятиях.

Научатся наблюдать за природой, различать ее характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел

Текущий.

Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Познавательныеиспользовать вырази

тельные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Регулятивныепланировать и грамотно осуществлять учебные действия в соотве

тствии с поставленной задачей; рациона

льно строить самостоятельную деятель

ность; находить варианты решения разли

чных художественно-творческих задач.

Коммуникативныеуметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

 

4

 

 

Выразительные возможности аппликации.

Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.

 

Урок-проект

Восприятие и изображение красоты природы.

Настроение в природе.

Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Различное эмоциональное звучание цвета. Правила безопасности на занятиях.

Научатся передавать настроение композиции цветом,  соотносить личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу.

Текущий.

Личностныеобсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

Познавательные: использовать знание особенностей работы на наждачной бумаге восковыми мелками при создании творческой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

 

5

 

 

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

Урок-удивление

Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен. Правила безопасности на занятиях.

Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть).

 

Текущий.

Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы.

Познавательные: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологи

ческую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе с учителем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осу

ществлять итоговый и пошаговый контро

ль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художествен

ную деятельность и работу одноклассни

ков с позиции творческих задач данной те

мы, с точки зрения содержания и средств его выражения (сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи

 

6

 

 

«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме.

Урок-сказка

Скульптура, образный язык скульптуры. Материалы, с которыми работает скульптор.

Выразительные возможности различ

ных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Приемы работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Правила безопасности на занятиях.

Научатся умению различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать  материалы для изображения животного в пространстве.

Текущий.

Личностныеобсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Регулятивныепринимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осу

ществлять пошаговый контроль для соблю

дения форм и пропорций работы; адекват

но воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по хо

ду работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей.

Коммуникативныеуметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

 

7

 

 

«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.

Комбинированный

урок

 

Красота различных художественных мате

риалов (бумага). Схо

дство и различие мате

риалов. Смешанные техники, неожиданные материалы. Вид искус

ства коллаж. Отличие коллажа и аппликации.

Художественные мате

риалы и их выразитель

ные возможности. Правила безопасности на занятиях

Научатся работать с бумагой: сгибание, разрезание,  перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы-цилиндр, конус, лесенки, гармошки, конструировать из бумаги различные сооружения.

Текущий.

Регулятивные: Принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

КоммуникативныеСтроить понятные для партнёра высказывания

 

8

 

 

«Композиции из сухих трав, листьев и цветов». Для  художников любой материал может стать выразительным.

обобщение и систематизации знаний, урок-выставка

Реальность, анималистика.

Строение птиц. Пропорции частей тела птиц.

Характер выбранной птицы в изображении.

Правила безопасности на занятиях.

Научатся понимать красоту различных художественных материалов.

Текущий.

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: Анализировать образец, определять материалы. Оценивать по заданным критериям.

Коммуникативные: Сделать вывод о способах выразительности художественных произведений.

 

Реальность и фантазия  (7 часов)

 

 

 

 

 

 

Текущий.

9

 

 

Изображение и реальность.

Изображение морозного узора на стекле в рабочей тетради.

 

 

Урок-игра

Красота природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графических материалов, линий.Правила безопасности на занятиях.

Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении узора.

Текущий.

Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизнен

ный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответ

ствии с поставленной задачей; рациональ

но строить самостоятельную еятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативныеуметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллекти

вном обсуждении проблем, слушать и по

нимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослы

ми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

10

 

 

Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица.

Урок-сказка

Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки  работы акварелью. Правила безопасности на занятиях

Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц.

Текущий.

Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения.

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

 

11

 

 

Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника

Комбинированный

урок

Преобразование природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Перенесение красоты природы в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.

Приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

 

Научатся  выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника.

Текущий.

Личностныепроявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы.

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства.

 Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

 

12

 

 

Украшение и фантазия.  

Изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий. Работа с тушью или гуашью, мелом.

 

Урок совместного творчества

Красота природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графических материалов, линий.Правила безопасности на занятиях. Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Приемы тонирования бумаги.

Эмоциональный отклик на красоту различных построек в природе.

 

Научатся  правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий.

Текущий.

Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательныеучаствовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

13

 

 

Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира

Комбинированный урок

Выразительные средства художественной деятельности для передачи настроения в природе.

Колористические навыки работы гуашью.

Научатся выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.

Текущий.

Личностные: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы.

Познавательныерассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер моря; принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

14

 

 

Постройка и фантазия.   

Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Работа с бумагой.

Урок-фантазия

Природные формы и архитектурные постройки.

Приемы работы с бумагой.

Разнообразные конструкции.

Макеты фантастических зданий, фантастического города

Научатся основным приемам работы с бумагой.

Текущий.

Личностныевладеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы.

Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

 

15

 

 

 Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Конструирование и украшение елочных игрушек. Создание коллективного панно.

Урок -обобщения

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение женских качеств характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д.

Научатся  конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека.

Текущий.

Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы.

Познавательныеучаствовать в обсужде

нии проблемных вопросов по теме урока

 на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состоянии

ях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; ра

ционально строить самостоятельную дея

тельность, осуществлять итоговый и поша

говый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты реше

ния различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать соб

ственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творчес

ких задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

О чем говорит  искусство (11 ч)

 

 

 

 

 

 

Текущий.

16

 

 

 Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы.

Комбинированный урок

Изображение природы в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски?

Научатся  самосто

ятельно выбирать материал для тво

рческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Текущий.

Регулятивные: Принимать и удерживать учебную задачу.  Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений.

Коммуникативные:  Контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

17

 

 

Изображение характера животных.

  (весёлых, стремительных, угрожающих). «Четвероногий герой».

Комбинированный урок

Внешнее и внутреннее содержание животного, выраженное средства

ми искусства с исполь

зованием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: верность, ласка, доброта и т.д.

Научатся рисовать силуэты животных, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Текущий.

Р: Ставить учебную задачу на основе  соо

тнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.

П: Применять правила и пользоваться ин

струкциями;  наблюдать за настроением животных, передавать наблюдения и переживания в рисунке.

К: Задавать вопросы, обращаться за помо

щью, формулировать свои затруднения.

 

18

 

 

Изображение ха

рактера челове

ка: женский образ

Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.

(Царевна-Лебедь и Бабариха).

Комбинированный урок

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графиче

ских средств. Обсужде

ние женских качеств характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д.

Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта.

Текущий.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

К: Ставить вопросы, обращаться за помощью.

 

19

 

 

Женский образ русских сказок. Изображение  характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха).

Комбинированный урок

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: хитрость, смелость, ловкость и т.д.

Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта.

Текущий.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

 Л: Волевая саморегуляция,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

 

20

 

 

«Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

Комбинированный урок

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средства

ми искусства с исполь

зованием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: сила, надежность, смелость, храбрость  и т.д.

Научатся изображать мужской образ.

Текущий.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

К: Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Л:  проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы.

 

21

 

 

Изображения характера человека: мужской образ.

Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок

«Сказочный мужской образ». 

 

Комбинированный урок

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: доброта, надёжность, и злость,  равнодушие  и т.д.

Научатся изображать мужской образ, мужскую одежду?

Текущий.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

К: Ставить вопросы, обращаться за помощью

Л:  проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы.

 

22

 

 

 Образ человека в скульптуре. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба Яга и т. д.)

Урок-проект

  Выполнение работы из пластилина, передавая образ  человека и его характер?

Научатся передавать образ  человека и  его характер используя объём, выполнять коллективную творческую работу.

Текущий.

П: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного

отношения к учению.

К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Л: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 

23

 

 

«Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения.

Комбинированный урок

Средства художественной выразительности. Эмоциональная выразительность теплых и холодных цветов, красота бисера и паеток.

Колористические навыки работы гуашью.

 

Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов.

Текущий.

Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы.

Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать своюточку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

24

 

 

«Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения.

Комбинированный урок

Колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Умение работать кистью. Состояние, настроение в природе, переданное с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Цвет в природе, на картинах художников. Различные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко»)

Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов.

Текущий.

 

25

 

 

 Образ здания. Создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи, Снежной королевы и т.д.)

Комбинированный урок

Средства художественной выразительности. Силуэт.

Навыки работы с гуашью (подготовка фона) и бумагой.

Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов.

Текущий.

Р: Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществе

нных признаков;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К: Строить понятные для партнёра высказывания.

 

26

 

 

«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

Урок обобщения и систематизации знаний

Колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Уме

ние работать кистью. Состояние, настроение в окружении, передан

ное с помощью тихих (глухих) цветов. Цвет на картинах художни

ков. Различные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко»)

Научатся  передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы.

Текущий.

Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.   Ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно.

П: Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий.

К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

 

Как говорит искусство  (8  часов)

 

 

 

 

 

 

Текущий.

27

 

 

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

Весна идет.

Комбинированный урок

Ритм пятен передает движение. От измене

ния положения пятен на листе изменяются восприятие листа, его композиция. Ритм. Навыки работы с восковыми мелками и пастелью.

Научатся  при рисовании  пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому.

Текущий.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К: Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

 

28

 

 

 Линия как средство выражения: ритм линий.

Изображение весенних ручьев.

Комбинированный урок

Тихие (глухие) и звон

кие цвета на бумаге. Эмоциональная выра

зительность цвета – глухого и звонкого. Борьба тихого (глухого) и звонкого цветов в изображении сна и праздника.

Научатся самосто

ятельно компоно

вать сюжетный рисунок, последо

вательно вести линейный рисунок на заданную тему.

Текущий.

Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: Применять правила и пользоваться инструкциями;  выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К: Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

 

29

 

 

 Характер линий.

Изображение нежных или могучих веток.

 

Комбинированный урок

Линии в окружающей действительности. Ве

сенние ветви различ

ных деревьев (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Создание художествен

ного образа при помо

щи определенного ма

териала. Простой кара

ндаш или черная геле

вая ручка в работе. Вет

ви деревьев с опреде

ленным характером и настроением Вырази

тельные возможности линий. Навыки работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой.

Научатся  различать основные и составные цвета, изображать ветку березы и дуба.

Текущий.

Р: Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

П:Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

К: Формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

 

30

 

 

 Ритм пятен. Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности.

Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. Техника обрывной аппликации.

 

Комбинированный урок

Линии в окружающей действительности Создание художествен

ного образа при помо

щи определенного материала. . Летящие птицы с определенным характером и настроением Выразительные возможности линий. Навыки работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой.

Научатся  выполнять задание в технике аппликации.

Текущий.

Р:Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: Моделировать коллективное панно.

К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах.

 

31

 

 

Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки.

Комбинированный урок

Наблюдать за пропорциями – тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру. Закрепить основные приемы обработки пластичных материалов.

Научатся выби

рать материал для работы, выра

жать характер из

делия через отно

шение между величинами (пропорцию).

Текущий.

Р: Принимать и удерживать учебную задачу.

П: Анализировать образец, определять материалы.

К: Строить понятные для партнёра высказывания, формулировать собственное мнение и позицию.

 

32

 

 

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить свои знания о средствах выразитель

ности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Начать создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

Научатся совершенствовать навыки работы с разными материалами.

Текущий.

Р:Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: Моделировать коллективное панно.

К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах.

 

33

 

 

Обобщающий урок года. Выставка лучших работ.

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

Подведение итогов года в игровой форме.

Научатся содействовать и сопереживать коллективному творчеству.

Текущий.

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсужде

нии проблемных вопросов, предлагать тво

рческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты реше

ния различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

34

 

 

Повторение изученного за год. «Скоро лето» - коллективная открытка

Урок – путешествие

Актуализация раннее изученных техник рисования, лепки и аппликации. Применение их в коллективной работе.

Научатся совершенствовать навыки работы с разными материалами.

Текущий.

Личностные: проявлять эстетические чув

ства; анализировать выполненные работы

Познавательные: участвовать в обсужде

нии проблемных вопросов, предлагать тво

рческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и гра

мотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; ра

ционально строить самостоятельную дея

тельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, выс

казывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать.