Мировая художественная культура 10 класс

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008. 

Программа рассчитана на 35 учебных часа из расчёта 1 часа в неделю.

Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта сред­него (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомен­даций примерной программы.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафикси­рованного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Изучение МХК направлено на достижение  следующих целей и задач:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уров­не систематизирует знания о культуре и искусстве, получен­ные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.

Древнейший пласт культуры характеризуется непосред­ственной связью искусства и мифологии, поэтому для изуче­ния культуры Древнего мира были выбраны памятники, наибо­лее полно отразившие влияние на творческий процесс мифоло­гического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульман­ских стран. Для культуры Китая — это мифологические пред­ставления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и жен­ского земного инь, определяющие ее традиционность и устой­чивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсю­ду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «кос­мическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвра­титься, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгам­бра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голу­бой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитек­туры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением мета­форы рая.

Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой евро­пейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идей­ного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каж­дой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра по­зволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смо­гут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в яр­ких, чувственных образах.

Содержание программы по мировой художественной куль­туре базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи в различных странах. Это позволяет через знакомство с про­изведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характери­стики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архи­тектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Воз­рождения в Италии в авторскую программу включено твор­чество Донателло, возродившего античные традиции в релье­фе и круглой скульптуре. Это способствует целостности вос­приятия процессов развития пластики от греческой класси­ки, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портре­та (также не включенных в обязательный минимум содержа­ния, но присутствующих в авторской программе) до новатор­ства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрожде­ния.

Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) пред­лагается изучение культуры Древнего мира, раннехристиан­ского искусства, искусства Средних веков с акцентом на куль­туру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, куль­туры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Ху­дожественная культура XVII века», «Художественная куль­тура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художе­ственная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — от перво­бытного мира до культуры XX века — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения пре­дельно полной картины культурного развития выбраны все наи­более значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Ки­тай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Значительное место в программе отведено совре­менной художественной культуре, знание и понимание кото­рой способствует самоидентификации молодых людей в совре­менном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуаль­ного художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры разви­вает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возмож­ность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Про­блемное поле отечественной и мировой художественной куль­туры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора раз­вития, для более четкого осознания своей национальной и куль­турной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружа­ющем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодей­ствовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государ­ственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

-    основные виды и жанры искусства;

-    изученные направления и стили мировой художественной культуры;

-    шедевры мировой художественной культуры;

-   особенности языка различных видов искусства;

 

уметь:

-   узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением;

-   устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства;

-   пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

-   выполнять учебные и творческие задания (доклады, сооб­щения);

 

использовать приобретенные знания в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

-   выбора путей своего культурного развития;

-   организации личного и коллективного досуга;

-   выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства;

-   самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное  участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены назва­ния памятников культуры, знакомство с которыми желатель­но для получения более полной и красочной картины художе­ственного развития, но изучение которых на уроке необязатель­но. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволя­ли бы анализировать произведения искусства.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 КЛАСС (34 ЧАСА)

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние обра­зы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: ми­ровое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как спо­соб иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — вос­произведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осири­су. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славян­ские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первич­ного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусст­ва. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геомет­рический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (13 ЧАСОВ)

Месопотамия (1 час)

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кир­пич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобра­зительного искусства.

 

Древний Египет (2 часа)

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовоз­рождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Сар­кофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.

 

Древняя Индия (2 часа)

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и свя­щенной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Куль­товые сооружения буддизма как символ космоса и божествен­ного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддий­ской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фреско­Ая роспись пещерных храмов Аджанты.

 

Древняя Америка (1 час)

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой ар­хитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — про­образ храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

 

Крито-микенская культура (1 час)

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

 

Древняя Греция (4 часа)

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция гре­ческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афи­ны в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологиче­ской, эстетической программы афинского Акрополя. Скульп­тура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней класси­ки. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометриче­ского стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина грече­ской пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Ме­нада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурно­го декора. Пергамский алтарь.

 

Древний Рим (2 часа)

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основ­ные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Ав­густ, Константин Великий.

 

Раннехристианское искусство (1 час)

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Кон­станции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)

Византия и Древняя Русь (7 часов)

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитек­турная символика крестово-купольного храма. Порядок разме­щения декора. Космическая, топографическая, временная сим­волика крестово-купольного храма и его стилистическое мно­гообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Пре­ображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном деко­ре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в ико­нописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благове­щенского собора Московского Кремля. Московская школа ико­нописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигород­ского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национально­го единения русских земель. Эволюция московской архитек­турной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансам­бле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский со­бор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Цер­ковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые роспи­си на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.

 

Западная Европа (4 часа)

Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Ар­хитектурная символика и мозаичный декор Апеллы Карла

Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый де­кор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического хра­А: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Пари­же. Григорианский хорал. Основные этапы развития готиче­ского стиля. Региональные особенности готики. Франция: со­бор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёль­не, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вест­минстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.

 

Новое искусство — Арс нова (3 часа)

Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Ан­тичный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смер­ти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Се­вере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (3 ЧАСА)

Китай (1 час)

Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологиче­ских и религиозно-нравственных представлений Древнего Ки­тая.

 

Япония (1 час)

Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

 

Ближний Восток (1 час)

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооруже­ний. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульман­ского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.

 

ПОУ – 1 час

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

по Мировой художественной культуре

2018-2019 учебный год

10 класс

Количество часов по учебному плану ОУ: всего 34, в неделю 1

Планирование  составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Г. Емохоновой

 

Номер урока

Дата

По плану/ факту

Раздел, тема

Количество

часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Виды контроля

Домашнее

задание

1

 

Вводный урок.

Язык искусства: проблема художественного образа.

1

Введение понятия МХК. Для чего человеку нужны произведения искусства. Понятие «художественный образ». Объективная и субъективная сторона «художественного образа». Классификация произведений искусства. Язык видов искусства.

Знать что такое художественный образ, культура, виды изобразительного искусства

беседа

Создать свой художественный образ

2

 

Тема 1.

Художественная культура первобытного мира.

Миф - основа ранних представлений о мире.

3

 

 

1

Периодизация первобытности. Причины возникновения искусства. Виды произведений первобытности. Отличительные черты и функции первобытного искусства. Космогонические мифы. Древние образы.

Знать что такое мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису

беседа 

Учебник с.14 -18 (прочитать и выполнить задания на с. 18).

3

 

 

 

Славянская древняя культура

1

Славянские земле­дельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне

Знать что такое Святки. Масленица. Русальная не­деля. Семик. Иван Купала.

опрос

Прочитать учебное пособие с.19-23 и выполнить задание на с. 23.

4

 

Зарождение искусства.

1

Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Геометриче­ский орнамент. Образность архитектурных первоэле­ментов.

Знать что такое Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко.

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 23 – 29 и выполнить задание на с. 29. Анализ видео сюжета «Стонхендж - мегалитическая культура Великобритании»

5

 

Тема 2. Художественная культура Древнего мира.

Искусство Древней Месопотамии.

14

 

 

 

1

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декора­тивные средства.

Знать зиккураты в Уре и Вави­лоне. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 32 – 37

6

 

Искусство Древнего Египта.

2

Воплощение идеи вечной жизни в архитек­туре некрополей. Наземный храм - символ вечного самовозрождения бога Ра.

Знать что такое Пира­миды в Гизе. Храм Амона-Ра в Карнаке

Тест

Прочитать учебное пособие с. 38 – 43 и выполнить задание на с. 43.

7

 

Магия. Декор гробниц. Канон изображе­ния фигуры на плоскости.

Знать что такое Гробница Рамсеса IX в Долине царей

Беседа

Прочитать учебное пособие с. 44 – 49 и выполнить задание на с. 49

8

 

Искусство Индии.

 

 

2

Индуистский храм — мистический ана­лог тела-жертвы и священ­ной горы. Роль скульптур­ного декора.

Знать что такое храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 50 – 54 и выполнить задание на с. 54

9

 

Буддийские куль­товые сооружения — сим­вол космоса и божествен­ного присутствия. Особенности буддистской пластики и живописи.

Знать что такое большая ступа в Санчи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещер­ных храмов Аджанты

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 55– 59 и выполнить задание на с. 59

10

 

Древняя Америка.

1

Храмовая архитек­тура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.

Знать что такое Пирамида Солнца в Тео-тиуакане. Храм бога Уици-лопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке

Опрос

Прочитать учебное пособие с. 60 – 67 и выполнить задание на с. 67

11

 

Крито-микенская культура

1

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

Познакомиться Кносский дворец-лабиринт царя Ми-носа на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

Опрос

Прочитать учебное пособие с. 68 – 73 и выполнить задание на с. 73

12

 

Искусство Древней Греции.

4

Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.

Знать что такое Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики

Беседа

Прочитать учебное пособие с. 74 – 79 и выполнить задание на с. 79.

13

 

Эволюция грече­ского рельефа от архаики до высокой классики.

Знать что такое Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 79 – 84 и выполнить задание на с. 84

14

 

Скульптура Древ­ней Греции от архаики до поздней классики.

 Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада

Урок творчества

Прочитать учебное пособие с. 84 – 88 и выполнить задание на с. 88.

15

 

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.

Знать что такое Спящий гермафродит. Венера Мелосская. Алтарь Зевса в Пергаме

беседа

Прочитать учебное пособие с. 94 – 99 и выполнить задание на с. 99

16

 

Древний Рим

2

Особенности римского градострои­тельства. Общественные здания периодов респуб­лики и империи.

Знать что такое Римский форум, Пантеон, Колизей

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 100 – 105 и выполнить задание на с. 105

17

 

Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные сред­ства декора. Скульптурный портрет.

Знать что такое Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 88 – 93 и выполнить задание на с. 93

18

 

Раннехристианское искусство

1

Типы христиан­ских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская сим­волика.

Знать что такое Мавзолей Кон­станции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равен­не. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 106 – 111 и выполнить задание на с. 111

19

 

Тема 3. Художественная культура Средних веков. Византия и Русь.

13

 

 

 

7

Византийский центрально-купольный храм как обита­лище Бога на земле. Космическая и топо­графическая символика

Знать что такое Собор Святой Софии в Константино­поле.

тест

Прочитать учебное пособие с. 114 – 119 и выполнить задание на с. 119,

20

 

Временная символика крестово-купольного храма. Византийский стиль в мо­заичном декоре.

Знать что такое Церковь Сан-Витале в Равенне. Со­бор Св. Софии в Киеве

 

опрос

Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 119-120, 123-126 и выполнить задание на с. 126

21

 

Византийский стиль в иконописи. Исихазм и творчество Феофана Грека.

Знать что такое Икона Богоматери Владимирской Феофан Грек. Деисус иконо­стаса Благовещенского собора Московского Кремля

беседа

Прочитать учебное пособие с. 126-131 и выполнить задание на с. 131

22

 

Формирова­ние московской школы иконописи. Андрей Рублёв и его эпоха. Русский высокий иконостас.

Знать Андрей Рублев.

Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель

 

Урок творчества

Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 132-135, 134-135 и выполнить задание на с. 126

23

 

Стилистическое многообра­зие крестово-купольных храмов Древней Руси. Символика православного храма. Формирование местных художественных школ. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура Пскова и Новгорода. Московская архитектурная школа.

 

Знать что такое Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Знать что такое Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображе­ния на Ильине в Новгороде. Успенский и Архан­гельский соборы Москов-

кого Кремля. Церковь Вознесения в Коломенском

 

Проверка д.з

Просмотр видеосюжета. Прочитать учебное пособие с. 120-123, 135-139 и выполнить задание на с. 123, 140

24

 

 Дионисий и его школа. Формирование облика Москвы и Кремля. Архитектура и градостроительство XVI века. Живопись. Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.

 

Знать что такое Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества богородицы в Ферапонтове.

беседа

Прочитать учебное пособие с. 140-145 и выполнить задание на с. 145

25

 

Западная Европа

3

Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитекту­ра, мозаичный и фресковый декор.

 

Знать что такое Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере

Урок творчества

Прочитать учебное пособие с. 146-151 и выполнить задание на с. 152

26

 

Романская куль­тура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах.

Знать что такое Аббат­ство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне

беседа

Прочитать учебное пособие с. 152-158 и выполнить задание на с. 158

27

 

Готика. Готиче­ский храм — образ мира. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры.
Григорианский хорал

Знать что такое Церковь Сен-Дени под
Парижем. Собор Нотр-Дам в Париже.

Урок-практикум

Прочитать учебное пособие с. 158-164 и выполнить задание на с. 164

28

 

Искусство – Арс нова

3

Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в жи­вописи.

Знать что такое Данте Алигь-ери. «Божественная коме­дия». Джотто. Фреско­вый цикл в капелле Скро-венъи в Падуе

опрос

Прочитать учебное пособие с. 172-178 и выполнить задание на с. 178

29

 

Аллегорические циклы Арс нова. Музыкальное течение Арс нова

Знать что такое Андрей да Бонапути. «Триумф покаяния». Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Мастер «Триумфа Смерти». «Триумф Смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе.

Урок-практикум

Прочитать учебное пособие с. 178-184 и выполнить задание на с. 148

30

 

Специфика Арс нова на Севере.

Знать что такое Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Ренте

Проверка д.з

Прочитать учебное пособие с. 184-189 и выполнить задание на с. 189

31

 

Тема 4. Художест­венная культура Дальнего и Ближ­него Вос­тока в Средние века.

Китай

3

1

Взаимодействие инь и ян — основа китай­ской культуры. Архитек­тура как воплощение мифологических и религи­озно-нравственных пред­ставлений Древнего Китая.

Знать что такое Храм. Неба в Пекине

Беседа с элементами анализа репродукций

Прочитать учебное пособие с. 192-201, выполнить задание на с. 201

32

 

Япония

1

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Знать что такое Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский Сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото

Урок творчества.

Прочитать учебное пособие с. 202-209, выполнить задание на с. 209

33

 

Ближний Восток

1

Образ рая в архитектуре мечетей. Образ мусульманского рая в архитектуре

дворцов.

 

Знать что такое Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь

Регистан в Самарканде. Альгамбра в Гранаде.

Урок развивающего обучения

Прочитать учебное пособие с. 210-216, 216-225, выполнить задание на с. 216, 225

34

 

Мировая культура с древности по средневековье.

1

Базовые знания.

 

Проверка д.з