Предметный кур по обществознанию "Практическое обществознание" 9 класс

Рабочая программа предметного курса по обществознанию для 9 класса «Практическое обществознание»

 

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п. 5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст.48);
  2. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089 (в ред. от 31.01.2012)
  3. Уставом МАОУ «Голышмановская СОШ №2»;
  4. на основании авторской программы учителя Пеляйкиной С. В., СОШ п. Чамзинка

 

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать и понимать 

  1. биосоциальную сущность человека
  2. основные этапы и факторы социализации личности
  3. место и роль человека в системе общественных отношений
  4. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  5. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  6. основные социальные институты и процессы
  7. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  8. особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  3. объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  6. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  7. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  8. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  9. подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  10. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  1. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  2. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  3. решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  4. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  5. предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  6. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

 

  1. Содержание учебного предмета, курса

Введение. Цели и задачи курса 1 час

Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Важность практической деятельности в жизни человека.

Тема 1 Основы хозяйственной жизни человека 1 час

Специализация, производительность труда, торговля.

Тема 2 Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы 1 час

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Решение задач на построение кривой производственных возможностей.

Тема 3 Типы экономических систем 1 час

Традиционная экономическая система. Командно – административная экономическая система. Рыночная экономическая система. Смешанная экономическая система. Решение задач на определение типов экономических систем.

Тема 4 Спрос, предложение, рыночное равновесие 2 часа

Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Задачи на построение кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Решение задач на определение равновесной цены и равновесного количества товара. Эластичность спроса и предложения. Определение эластичности спроса и предложения.

Тема 5 Деньги и денежное обращение 2 часа

Роль денег в рыночной экономике. Виды денег, их свойства и функции. Финансовые ресурсы региона. Решение задач с использованием уравнения количественной теории денег (УКТД). Личность И. Фишера. Просмотр и обсуждение фильма А. Мамонтова «Деньги».

Тема 6. Инфляция. Причины и виды 2 часа

Определение инфляции и еѐ измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения. Решение задач на определение индекса потребительских цен (ИПЦ). Решение задач на определение темпов инфляции

Тема 7 Рынок труда. Безработица 1 час

Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости.

Тема 8 Личные доходы и проблемы их распределения 2 часа

Доходы и расходы семьи. Инфляция и семейная экономика. Планирование месячного семейного бюджета (составление презентации). Эрнст Энгель. Решение задач на определение реального и номинального доходов.

Тема 9 Регулирование неравенства доходов с помощью налогов 1 час

Принципы и методы налогообложения. Лабораторное занятие «Налоги и налоговые системы». А. Лаффер. Эссе по теме: «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).

Тема 10 Бюджет государства 1 час

 

Доходы/расходы бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Региональная бюджетно-налоговая система. Эссе по теме: «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвес).

 

 

Тема

Количество часов

Письменные работы

1

Введение

1

-

2

Основы хозяйственной жизни человека

1

1

3

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

1

1

4

Типы экономических систем

1

1

5

Спрос, предложение, рыночное равновесие

2

1

6

Деньги и денежное обращение

2

1

7

Инфляция. Причины и виды

2

1

8

Рынок труда. Безработица

1

1

9

Личные доходы и проблемы их распределения

2

1

10

Регулирование неравенства доходов с  помощью налогов

1

1

11

Бюджет государства

1

1

12

Заключение

1

1

 

  1. Тематическое планирование

По обществознанию (предметный курс)

Учебный год 2018 – 2019

Класс 9

Количество часов по учебному плану ОУ: всего  17, в неделю  1

Плановых контрольных работ: 11

Планирование составлено на основе: авторской программы учителя Пеляйкиной С. В., СОШ п. Чамзинка

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование (при реализации программ в соответствии с ФКОС):

 

№ уро-

ка

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания (основные понятия)

Перечень ключевых компетенций

Формы контроля

1

 

 

Введение

Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Важность практической деятельности в жизни человека.

 

текущий

2

 

 

Основы хозяйственной жизни человека

Специализация, производительность труда, торговля.

 

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах

текущий

3

 

 

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Решение задач на построение кривой производственных возможностей.

Уметь решать задачи по обществознанию

текущий

4

 

 

Типы экономических систем

Традиционная экономическая система. Командно – административная экономическая система. Рыночная экономическая система. Смешанная экономическая система.

Анализировать текст

Решение задач на определение типов экономических систем.

текущий

5,

6

 

 

Спрос, предложение, рыночное равновесие

Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Задачи на построение кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Эластичность спроса и предложения. Определение эластичности спроса и предложения.

Решение задач на определение равновесной цены и равновесного количества товара.

текущий

7,8

 

 

Деньги и денежное обращение

Роль денег в рыночной экономике. Виды денег, их свойства и функции. Финансовые ресурсы региона.

Личность И. Фишера. Просмотр и обсуждение фильма А. Мамонтова «Деньги».

Решение задач с использованием уравнения

количественной теории денег (УКТД).

текущий

9,

10

 

 

Инфляция. Причины и виды

Определение инфляции и еѐ измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения.

Решение задач на определение индекса потребительских цен (ИПЦ). Решение задач на определение темпов инфляции

текущий

11

 

 

Рынок труда. Безработица

Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы

текущий

12,13

 

 

Личные доходы и проблемы их распределения

Доходы и расходы семьи. Инфляция и семейная экономика. Планирование месячного семейного бюджета (составление презентации). Эрнст Энгель.

Решение задач на определение реального и номинального доходов.

текущий

14

 

 

Регулирование неравенства доходов с  помощью налогов

Принципы и методы налогообложения. Лабораторное занятие «Налоги и налоговые системы». А. Лаффер.

Эссе по теме: «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).

текущий

15

 

 

Бюджет государства

Доходы/расходы бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Региональная бюджетно-налоговая система.

текущий

16,17

 

 

Заключение