Изобразительное искусство

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей на основе авторской программы Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011, с учётом примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка

Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.

Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе.

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится 1час в неделю, всего 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты освоения ФГОС по изобразительному искусству:

Личностные:

  1. в ценностно-эстетической сфере– эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
  2. в познавательной (когнитивной) сфере– способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  3. в трудовой сфере– навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные:

1) умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни

(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

2) желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

3) активное использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для

освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

4) обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

5) умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность,

выбирать средства для реализации художественного замысла;

Предметные результаты:

  1. в познавательной сфере– понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  2. в ценностно-эстетической сфере– умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
  3. в коммуникативной сфере- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  4. в трудовой сфере- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

 

 Содержание ФГОС  по изобразительному искусству 1-4 классы:

 

Разделы, темы

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

 

 

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Виды художественной деятельности.                    64 ч

8 ч.

18 ч.

18ч.

23 ч.

2.

Азбука искусства. Как говорит искусство?             71 ч

25 ч.

16 ч.

16 ч.

11 ч.

 

Итого:                                                                      135 ч 

33 ч.

34ч.

34 ч.

34 ч.

 

 

 

             

 

 
 
 
 
 

 

 

1 класс

 

1

Ты учишься изображать.   (8 ч.)

Изображения всюду вокруг нас. 1ч

Мастер Изображения учит видеть.1ч

Изображать можно пятном.1ч

Изображать можно в объеме.1ч

Изображать можно линией.1ч

Разноцветные краски.1ч

Изображать можно и то, что невидимо.1ч

Художники и зрители (обобщение темы).1ч

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка

2

Ты украшаешь. (8 ч.)

Мир полон украшений.1ч

Красоту надо уметь замечать.3ч

Узоры, которые создали люди.1ч

Как украшает себя человек.1ч

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).2ч

 

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

3

Ты строишь.  (11 ч.)

Постройки в нашей жизни.2ч

Дома бывают разными.1ч

Домики, которые построила природа.1ч

Какие можно придумать дома. 1ч

Дом снаружи и внутри.1ч

Строим город.1ч

Все имеет свое строение.1ч

Строим вещи.1ч

Город, в котором мы живем (обобщение темы).2ч

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (6 ч.)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.1ч

«Сказочная страна». Создание панно.1ч

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.1ч

Урок любования. Умение видеть.1ч

Здравствуй, лето! (обобщение темы).2ч

 

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

 

 

2 класс

1

Как и чем работает художник? (8 ч.)

Три основные краски –красная, синяя, желтая.1ч

Загадки черного и белого цветов. 1ч

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.1ч

Выразительные возможности аппликации.1ч

Выразительные возможности графических материалов.1 ч

Выразительность материалов для работы в объеме. 1 ч

Выразительные возможности бумаги.1 ч

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).1 ч

Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов

2

Реальность и фантазия. ( 7 ч.)

Изображение и реальность.1ч

Изображение и фантазия.1ч

Украшение и реальность.1ч

Украшение и фантазия.1ч

Постройка и реальность.1ч

Постройка и фантазия.1ч

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).1ч

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. Наблюдать и учиться 19 видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой.

3

О чём говорит искусство. (11 ч.)

Выражение характера изображаемых животных.1ч

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.2ч

Выражение характера человека в изображении: женский образ.2ч

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.1ч

 

Изображение природы в различных состояниях.1 ч

Выражение характера человека через украшение.1ч

Выражение намерений через украшение.1ч

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).2ч

Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств  для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание,  заминание, вытягивание,  защипление

4

Как говорит искусство. (8 ч.)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.1ч

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.1ч

Линия как средство выражения: ритм линий.1ч

Линия как средство выражения: характер линий.1ч

Ритм пятен как средство выражения.1ч

Пропорции выражают характер.1ч

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.1ч

Обобщающий урок года.1ч

 

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.). Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в техники обрывной аппликации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
       
 

 

         

 

3 класс

1

Искусство в твоем доме . (8 ч.)

Мастера Изображения, постройки и Украшения 1ч

Твои игрушки придумал художник.1 ч

Посуда у тебя дома. 1 ч

Мамин платок. 1 ч

Обои и шторы в твоем доме.1 ч

Твои книжки.1ч

Поздравительная открытка.1ч

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).1ч

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

2

Искусство на улицах твоего города.(7ч.)

Памятники архитектуры — наследие веков.1ч

Парки, скверы, бульвары.1ч

Ажурные ограды.1ч

Фонари на улицах и в парках.1ч

Витрины магазинов.1ч

Удивительный транспорт .1ч

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).1ч

Памятники архитектуры .Парки, скверы , бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

3

Художник и зрелище. (11 ч.)

Художник в цирке.1ч

Художник в театре.2ч

Маски.2ч

Театр кукол.2ч

Афиша и плакат.1ч

Праздник в городе.2ч

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).1ч

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально - сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

4

Художник и музей. (7 ч.)

Музеи в жизни города.1ч

Изобразительное искусство. Картина 1ч

Картина-пейзаж.1ч

Картина-портрет.1ч

Картина-натюрморт.1ч

Картины исторические и бытовые.1ч

Скульптура в музее и на улице.1ч

 

Повторение (1ч.)

Художественная выставка (обобщение темы).1ч

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

 


4 класс

 

1

Истоки родного искусства (8 ч.)

Пейзаж родной земли.2ч

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.2ч

Образ красоты человека.2ч

Народные праздники (обобщение темы).2ч

Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников

2

Древние города нашей Земли (8 ч.)

Древнерусский город-крепость.1ч

Древние соборы.2ч

Древний город и его жители.1ч

Древнерусские воины-защитники.1ч

Города Русской земли.1ч

Узорочье теремов.1ч

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).1ч

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека.

3

Каждый народ — художник (10ч.)

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.2ч

Искусство народов гор и степей.1ч

Образ художественной культуры Средней Азии.1ч

Образ художественной культуры Древней Греции.1ч

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.2ч

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы1ч

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира

4

Искусство объединяет народы (8 ч.)

Все народы воспевают материнство.1ч

Все народы воспевают мудрость старости.2ч

Сопереживание — великая тема искусства.1ч

Герои, борцы и защитники.2ч

Юность и надежды.1ч

Искусство народов мира (обобщение темы).1ч

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

По   изобразительному искусству

Учебный год    2018-2019

Класс     3

Количество часов по учебному плану ОУ:  всего 34 ч., в неделю 1ч.

Планирование составлено на основе: основной образовательной программы начального общего образования «Школа России» и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»

 Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

обучения:

характеристика

основных видов

деятельности

Вид

контроля

(формы)

УУД

(деятельность

учащихся)

Искусство в твоём доме  (8 ч)

1

 

 

 

 

2

 

05.09

 

 

 

 

12.09

Мастера Изображения, Постройки и

Украшения.

 

Твои игрушки.

Вводный урок

 

Комбинированный

Лепка игрушки из пластилина.

Повторят основные правила работы на уроке, приёмы работы с пластилином, навыки выполнения творческого задания.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

текущий

 

 

 

 

текущий

Р:Уметь выполнять роль мастера Украшения, рас писывая игрушки

П:Знать, чем отличается Гжель от Хохломы (цве та).

К:готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

3

 

19.09

Посуда у тебя дома.

Комбинированный

Рисование и роспись сервиза.

Узнают предметы входящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида;

Научатся создавать ансамбль предметов в их единстве.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

текущий

Р:Уметь расписать посу­ду, используя элементы хохломской росписи

П:Знать работу мастера по изготовлению посу­ды: конструкция, фор­ма, украшение, роспись.

К:Определение общей цели и путей ее дости жения

4

 

26.09

Обои и шторы у тебя дома.

Комбинированный

Эскиз обоев или штор для комнаты.

повторят специфику уроков изобразительного искусства;

Научатся созданию рисунков в зависимости от их назначения;

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее Функциональным назначением.

текущий

Р:Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. Создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа)

П:Знать роль каждого из Братьев-Масте ров в соз­дании обоев и штор

К:Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

5

 

03.10

Мамин платок.

Комбинированный

Эскиз платка для мамы, девочки или бабушки.

Школьники научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента)

текущий

Р:Уметь отличать платок от ткани

П:Знать разнообразие ху­дожественных росписей платков, назначение платков.

К:Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

6

 

 

 

 

 

 

 

 

10.10

Твои книжки.

 

 

 

Комбинированный

 

 

 

 

 

 

 

Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

Приобретут знания о технике создания книг

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.).

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки-игрушки.

Овладевать навыками коллективной работы.

текущий

Р:Уметь самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт

П:Знать роль обложки, шрифта, буквицы.

К:Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

7

 

17.10

Открытки. Эскиз открытки.

Комбинированный

Эскиз открытки.

 Композиционное сочетание деталей открытки, разная техника её оформления;

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

текущий

Р:Уметь выполнить эскиз открытки или декора­тивной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно

П:Знать отличие литогра­фии от линогравюры.

К:Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

8

 

24.10

Труд художника для твоего дома.

Обобщение и систематизация

Выставка и обсуждение детских работ.

Повторение пройденного материала

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев- Мастеров.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.

выставка

Р:Уметь выполнить эскиз оформления домашнего интерьера.

П:освоение способов реше ния проблем творчес кого и поискового харак тера;

К:Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

9

 

7.11

Памятники архитектуры.

 

УОНЗ

Изучение и изображение одного из архитектурных памятников села.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь.

текущий

Р:Уметь изобразить один из памятников

П:Знать скульптора Е. Ву тича, его работы.

К:Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникацион ных технологий

10

 

14.11

Парки, скверы, бульвары.

 

Комбинированный

Садово-парковое искусство.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

текущий

П:Знать, что такое ландшафтная архитектура

Р:Уметь изобразить дет скую площадку или «бульвар для раздумий»

К:Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и со трудничества

11

 

21.11

Ажурные ограды

 

Комбинированный

Ажур. Разнообразие художественных уличных оград.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.

текущий

Р:Уметь их изобразить.

П:Знать элементы ажур ных оград.

К:Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Л:Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль туре других народов.

 

12

 

28.11

Волшебные фонари.

 

Комбинированный

 Ролью фонарей в жизни человека; назначение различных видов светильников,  приемы работы с бумагой.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

текущий

Р:Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги

П:Знать, как конструировать

К:Готовность признавать точки зрения и права каждого иметь свою

Л: формирование личностного смысла учения.

13

 

5.12

Витрины.

 

Комбинированный

Назначением витрин, подбор составных частей для витрин, изготовление проекта витрины.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

текущий

Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, планировать алгоритм действий по выполнению работы с бумагой.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о витрине;

К: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером,

Л:Формирование эстетических чувств, художественно–творческого мышления, наблюдательность, фантазии

 

14

 

12.12

Удивительный транспорт.

 

Комбинированный

 Приёмы создания объёмной поделки, создание рисунка, создание образов фантастических машин.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные фор мы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

текущий

15

 

19.12

Труд художника на улицах твоего  села

Комбинированный

Подведение итогов работы, закрепление полученных знаний и умений

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень  нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.

тематический

Художник и зрелище. (11 часов)

16

 

26.12

Художник в цирке.

 

УОНЗ

Занавес, костюмы, реквизит, освещение. Знакомство с искусством цирка; представление о работе художника в цирке

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции.

текущий

П: Знать элементы оформ­ления, созданные ху­дожником в цирке: кос­тюм, реквизит.

Р:Уметь изобразить цир­ковой персонаж в дви­жении

К:Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Л: Основа для

развития чувства

прекрасного

 

 

17

 

 

Художник в театре.

 

УОНЗ

Макет, декорация, объёмно-пространственная компози-ция. Деятельность художника в театре; анализ образцов эскизов театральных постановок

текущий

18

 

 

Художник-создатель сценического мира.

 

Комбинированный

 Театр кукол это пример видового разнообразия театра. Создание эскизов театральных кукол – персонажей.

текущий

19

 

 

Театр кукол.

 

УОМН

Отличие кукольного

театра от других видов театров.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

текущий

П: Знать эволюцию теат­рального помещения от древнего амфи театра до современного. Р:

Уметь изобразить эскиз театрального занавеса

К:Готовность признавать возможность существо вания различных точек зрения и права каждого иметь свою

Л: Уметь находить необхо­димый справочно-ин-формационный материал по теме и поль­зоваться им

20

 

 

Образ куклы

 

Комбинированный

 Конструкция куклы и ее костюм.

текущий

21

 

 

Маски.

 

УОНЗ

История происхождения масок. Конструирование масок  из бумаги.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику

текущий

П: Знать о роли художника в  создании маски. Р:Уметь конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика)

К:Готовность признавать возможность существо вания различных точек зрения и права каждого иметь свою

Л: Развитие навы ков сотрудни чества со взрос лыми и сверст никами в разных социальных си туациях.

22

 

 

Условность языка масок

УР

Декоративная выразительность масок

текущий

23

 

 

Афиша и плакат.

 

УОМН

Назначение афиши.

 Создать эскизов афиши к спектаклю

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

текущий

П: Знать различие между плакатом и афишей. Р: Уметь создать эскиз афиши группой без по­мощи учителя

К:Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Л: Развитие навы ков сотрудни чества со взрос лыми и сверстни ками в разных социальных си туациях

24

 

 

Праздник в городе.

 

Комбинированный

Эскиз праздничного оформления городской улицы.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

текущий

П: Знать элементы оформ­ления, созданные ху­дожником в городе. Р: Уметь изобразить празд ничное оформление го рода.

К:Формирование умения понимать причины успе ха/неуспеха учебной деятельности

Л: Основа для

развития

чувства

прекрасного

25

 

 

Элементы праздничного украшения города.

 

Комбинированный

Эскиз праздничного украшения городской

 улицы.

текущий

26

 

 

Школьный праздник-карнавал

 

Обобщение и систематизация

Подготовка к карнавалу.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к праздникам

тематический

Художник и музей . (7 часов)

27

 

 

Музеи в жизни города.

 

УОНЗ

 Музей-  хра­нилище лучших  произведе­ний искусства, подлин­ники ав торов. Умение изобразить ин­терьер музея

Понимать и объяснять роль художественного музея

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

текущий

П: Знать, из чего состоит интерьер музея; круп­нейшие музеи страны.

 Р: Уметь создать образ музея

К:Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Л: Развитие навыков сотрудничества со взрос лыми и сверстниками в разных социальных си туациях.

28

 

 

Картина-особый мир

 

УОНЗ

 Картина  передача чувств других людей. Умение сопереживать.

Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

 

 

текущий

Р:  Уметь создавать картины по настроению, по наблю дению.

П: Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

К:Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Л: Знать, что кар тина может передавать чув ства других людей. Уметь сопереживать.

29

 

 

Картина-пейзаж.

 

УОНЗ

 Картина-пейзаж,  роль цвета в пейзаже. Изображение пей­заж по представлению

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

текущий

30

 

 

Картина-портрет.

 

УОНЗ

 Жанр портрета. Умение нарисовать портрет близкого человека.

Иметь представление об изобразительном жанре – портрете. Рассказывать об изображенном на портрете. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей

текущий

31

 

 

Картина-натюрморт.

 

УОНЗ

Что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением. Развивать живописные и композиционные навыки.

 

текущий

П: Знать о средствах выра жения настроения в натюрморте, о роли цвета.

Р:  Уметь создавать натюр морты с разным настрое нием(веселый, грустный)

К:Формирование умения понимать причины успе ха/неуспеха учебной деятельности

Л:Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

32

 

 

Картины исторические и бытовые.

 

Комбинированный

Отличия бытовых и исторических картин. Уметь изобразить сцену из жизни обычных людей.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Изображать сцену из своей повседневной жизни. Рассказывать, рассуждать о картинах

 

текущий

П: Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами ком муникации

Р: Освоение способов реше ния проблем творческого и поискового характера;

К:Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Л:Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль туре других народов

33

 

 

Скульптура в музее и на улице.

 

Комбинированный

Что такое скульптура. Уметь смотреть на скульп туру.

Объяснять роль скульптурных памятников Назвать виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы , которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

текущий

Повторение (1 час)

34

 

 

Художественная выставка

Обобщение и систематизация

 Что такое выставка. Умение подготовить ра боты на выставку.

Участвовать в организации выставки детского худо жественного творчества, проявлять творческую актив ность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого чело века и рассказывать о ней.

итоговый

Р:Уметь создавать кар тины.

П: Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями.

К: Определение общей цели и путей ее дости жения.

Л: Развитие эстетических чувств