Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова); базисного учебного плана ;«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)«Примерных программ начального общего образования»; авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010.,),  подготовлена для обеспечения образовательных запросов обучающихся и направлена на их общее развитие в рамках УМК «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой. 

Объем програмы:

Программа рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов году— 34 часа.

Общая  характеристика учебного предмета, курса.

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства

 Содержание образования по разделам в соответствии с ФГОС

Восприятие произведений искусства.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства — сходство и  различие. Человек, природный мир в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина —и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок.  Материалы для рисунка: карандаш, ручка, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись.  Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными  задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура.  Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн.  Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство.  Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Овладение основами художественной грамоты: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция.  Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия горизонтали, вертикали и диагонали в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия.  Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма.  Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.

Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм.  Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Земля — наш общий дом.  Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн,  В. Ван Гог).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия.  Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.

Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения.  Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,  тона,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема,  фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  коллаж, граттаж,  аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель,  пастель, восковые мелки, тушь,  карандаш, фломастеры,  пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе,  небольшом сочинении.  Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Опыт художественно-творческой деятельности

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству

По окончании 4 класса

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
    эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту); высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.

О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться: видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного курса

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
  2. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
  3. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
  4. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
  5. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию).
  6. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
  7. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
  8. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
  9. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
  10. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
  11. Передача объёма в живописи и графике.
  12. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
  13. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
  14. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.
  15. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
  16. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.
  17. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
  18. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства.
  19. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений.
  20. Развитие фантазии и воображения.
  21. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
  22. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
  23. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
  24. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
  25. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
  26. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
  27. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза). Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
  28. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
  29. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
  30. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
  31. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.

III. Восприятие искусства.

  1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
  2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
  3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому.
  4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический.
  5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
  6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
  7. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  8. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  9. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

 

№ урока

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

обучения:

характеристика

основных видов

деятельности

Вид

контроля

(формы)

УУД

(деятельность

учащихся)

 

1–2

5/9

12/9

 

Монументально – декоративное искусство.

Рождение монументальной живописи.

Что такое фреска. Что  такое мозаика и витраж.

Комбини-

рованный

Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж.

Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства .

Рассказывать о                               происхождении монументальной                                               живописи                             (Н).

Выполнить задания на  стр.  6   и стр. 7  учебника.

Называть особенности фресковой живописи     

Изучить  фрески  Джотто, приведённые в учебнике . Рассказывать о таких мастерах фрески,  работавших в  Средние века на Руси,  как  Феофан Грек  и   Андрей Рублёв

Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж

Выполнить  творческоезадание  на стр.   10  учебника и  ответитьна вопрос  настр.  11учебника

Практическая индивидуальная работа. Анализ работ

 

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

 • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Учиться согласованно работать в группе:

 

   а) учиться планировать работу в группе;

 

   б) учиться распределять работу между участниками проекта;

 

   в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть  работы; 

 

   г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

3

19/9

 

Русская икона. Звенигородская находка.

Комбини-

рованный

Помимо икон, предложенных в учебнике, можнорассмотреть и другие иконы разного времени и школ

Рассказыватьоб  историииконынаРуси

Иметь представление озвенигородских  иконах,  написанныхАндреем Рублёвым

Выполнить задания на стр. 13 учебника

Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и  сравнить  эмоции от музыкального произведения и от икон

Текущий. Практическая самостоятельная работа

4

 

26/9

 

 

Монументальная скульптура.

Комбини-

рованный

Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне

 

Иметь представлениеобособенностяхизадачах монументальной скульптуры

Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике и ответить на вопросы на стр. 14-15

Прослушать песню  «Вставай, страна огромная» иэмоционально связать памятникисмузыкой

После  урока мы рекомендуем провести экскурсию к ближайшему памятнику  героям  войны и  рассказать, чему  он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя

Текущий. Практическая индивидуальная работа

 

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

-Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в  результате совместной работы всего класса.

 

 

5

3/10

 

Новые виды  искусств: дизайн и фотография.

Изучение нового материала

Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография.

Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.

 

Пониматьзадачидизайнаи  уметь рассказыватьоегопроисхождениии целях  работы              художников-дизайнеров.

Выполнитьзаданиянастр.16–17

Иметьпредставлениео  различных видахфотографии

Отличатьхудожественныефотографии отдругих видов  этогоискусства

Выполнить задания на стр. 19 учебника

Практическая самостоятельная работа

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

 

  - воспитание  уважительного отношения к творчеству как своему, 

так и других людей;

 

 - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

 

- формирование духовных и эстетических потребностей

 

6

10/10

 

На  пути  к мастерству.

Родная природа. Поэт пейзажа.

Изучаем работу мастера (И. Левитан  «Печальная, но дивная пора»).

 

Комбини-

рованный

Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.

Иметь представление и рассказывать о  творчестве И.  Левитана  

Проанализировать  его   картины  об осени

Подобратькним  подходящие стихи

Выполнить задания на стр. 21 учебника.

Написать  осеннийпейзажпо  воображениюили  снатуры(стр.  6–7  рабочейтетради)

Практическая работа. Анализ работ

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

 

7

17/10

 

Передача светотени цветными карандашами. Изучаем    работу мастера  (Д.  Митрохин «Яблоки»).

Комбини-

рованный

Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.

Изучить   напримере   рисунка Д.  Митрохина«Яблоки»,какможно передать объём  предмета спомощью цветныхкарандашей

Использоватьразличные виды штриховкидля  более  выразительной передачиобъёма

Выполнить задания на  стр.  22  учебника и стр.  2–3  рабочей тетради

Практическая индивидуальная работа.

 

8–9

24/10

7/11

 

Градации светотени.

Рефлекс. Падающая тень.

Конструкция предмета.

Закрепление изученного

Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.

Определять, откуда на  постановку падает свет и как в зависимости  от этого на предметах распределяется светотень.

Выполнить задания на стр. 25 учебника, стр.  8–9  и на стр.  10–11рабочей тетради.

Расширить   понятие   о   светотени: хорошоразличать,где  на  предметах свет,  тень,полутень,блик,рефлекси падающаятень

Называть,  где  на  предметесамое светлоеместо,агде–самоетёмное

Иметь понятие о конструкции предмета

Практическая работа. Анализ работ

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

 • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Учиться согласованно работать в группе:

 

   а) учиться планировать работу в группе;

 

   б) учиться распределять работу между участниками проекта;

 

   в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть  работы; 

 

   г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

10–11

14/10

21/10

 

Композиция на заданную тему. Оформление  творческих работ.

Комбини-

рованный

Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки».

Составлять  и  использовать для  созданиякомпозицииопорную схему

Иметь  представление  о  значении рамки   для   цельности  восприятия любой  творческойработы

Изучить материал и выполнить задания на стр. 26-27 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради

 Выполнить с    помощью   опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу Эта работа может выполняться в парах(по желанию детей).

Практическая индивидуальная работа.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

-Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в  результате совместной работы всего класса.

 

 

12–13

28/10

5/10

 

Зарисовки животных.

От зарисовок к иллюстрации.

Комбини-

рованный

 Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Иметь  представление  о   значении зарисовокснатурыдлясозданияболее значительныхтворческихработ

Ответитьна вопросыи выполнить  творческоезадание  на стр.   29  учебникаили   работу   «Твой пушистыйдруг»на  стр.  12–13рабочейтетради

Выполнить коллективный  проект: оформить свои  работыиорганизоватьвклассе выставкурисунков ииллюстраций  с животными

Практическая коллективная работа. Анализ работ.

 

 

14–15

12/12

19/12

 

Композиция  и   её основные законы.

Комбини-

рованный

Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.

Изучить на  примере  «Натюрморта  с тыквой» А. Куприна основные законы композиции  и их определять в натюрмортах других авторов Нарисовать с натуры в любом  материале  простой  натюрморт,  стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–15 рабочей тетради) (Н).

Ответить на вопросы стр. 30-31 учебника .

Текущий.

Практическая коллективная работа. Анализ работ.

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

 • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Учиться согласованно работать в группе:

 

   а) учиться планировать работу в группе;

 

   б) учиться распределять работу между участниками проекта;

 

   в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть  работы; 

 

   г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

16

26/12

 

Отмывка. Гризайль.

Комбини-

рованный

Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли.

Самостоятельно изучить  материалы  и выполнить творческие задания на стр. 32–33 учебника, стр.16-17 рабочей тетради .

Текущий.

Практическая индивидуальная работа.

 

17

 

 

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

 

Комбини-

рованный

Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.

Изучить  особенности нижегородской резьбы по  дереву   и  выполнить  в процессе изучения материала задания на  стр. 35  учебника и  на  стр. 28–29 рабочей тетради.

Практическая коллективная работа.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

-Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в  результате совместной работы всего класса.

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

 

  - воспитание  уважительного отношения к творчеству как своему, 

так и других людей;

 

 - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

 

- формирование духовных и эстетических потребностей

последовательность действий на уроке.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

 

18–19

 

 

Линейная перспектива.

Комбини-

рованный

 Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.

Получить понятиео линейнойперспективе:знать,каквлияетнапостроение   перспективы  положениелинии горизонта

Называть, что такое точка схода  

Уметь делатьпростые построенияперспективы

Находитьточкусходавпроизведенияхизвестных художников

Иметьпредставлениео  воздушной перспективе

Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради.

Текущий.

Практическая коллективная работа.

 

20–23

 

 

Фигура человека. Пропорции.

Комбини-

рованный

Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле.Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя. Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».

Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле.

 Выполнить задания на стр.  40 учебника (Н) и на стр.  42–43 рабочей тетради (Н).

Сделатьнескольконабросковснатуры  (одноклассниковили  родственников)

Выполнить коллективную  работу «Быстрее, выше, сильнее», стр.  42–43 рабочей тетради

Изучить материалы и выполнить задания на стр.  76 учебника и на стр. 44–47  рабочей  тетради  

Иметь представление о необходимости соблюдения  определённых пропорций  при создании образов сказочных героев.

Выполнить коллективную  работу «Сказочный мир» (стр.  46–47 рабочей тетради).

Практическая коллективная работа.

 

24-25

 

 

Родная история и искусство. Изучаем  работы мастеров  (А.  Дейнеко  «Оборона  Севастополя», П.Оссовский «Салют Победы», М. Кугач

«Дед и внук»). Занятие должно быть  приурочено к Дню Победы.

 

Комбини-

рованный

Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Изучить  работысоветскиххудожников,посвящённые ВеликойПобеде,и ответитьнавопросынастр.39учебника

Выполнить коллективный                             проект                       «Альбом Славы»:разработатьмакет  альбома, определитькомпозициюего  страниц. Каждыйученикдолженсоздать свою страничку,котораябудет  затемразмещена  в  общем   «Альбоме  Славы» (стр.30–31рабочейтетради)

Практическая коллективная работа.

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

 • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Учиться согласованно работать в группе:

 

   а) учиться планировать работу в группе;

 

   б) учиться распределять работу между участниками проекта;

   в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть  работы; 

   г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика

 

26

 

 

Китайский рисунок кистью.

Комбини-

рованный

Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью).

Самостоятельно изучитьтему

Выполнить   в   процессе   изучения материала задания на стр.  43 учебника и на стр. 32–33 рабочей тетради

Практическая коллективная работа.

 

27–30

 

 

Родная история  и  искусство – русский народный театр.

Комбини-

рованный

Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о  русском народном театре). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Самостоятельно изучить тему (П).

Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля  по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр.  18–23 рабочей тетради).

Практическая работа. Анализ работ

-формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  - воспитание  уважительного отношения к творчеству как своему, 

так и других людей;

 - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

-формирование духовных и эстетических потребностей

знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

31–32

 

 

Эрмитаж.

Изучение нового материала

Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.

Знать  историю основания  Эрмитажа  

Рассказывать о живописных произведениях  на   языке  искусства (стр.  46–64 учебника).

Практическая самостоятельная работа.

33-34

 

 

Здравствуй, лето!

Комбинированный

Создание тематических рисунков, умение фантазировать, использовать правильно- подобранные цвета

Иметь  представление  о   значении зарисовокдлясозданияболее значительныхтворческихработ

 

Практическая самостоятельная работа.