Кружок "История родного края" 3,4 класс

Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности «История родного края»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

        В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

       Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «История родного края » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет природа,  история Тюменской области, города Тюмени, герои Тюменской земли в годы Великой Отечественной войны.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии дедушек и бабушек, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

       Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

         Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

        Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

 

Образовательные задачи:
• ознакомление с природой и  историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

 Содержание программы

 

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один  год обучения из расчёта 1 час в неделю

 Всего: 34 часа.

Классы: 3,4.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии, поездки, походы;
  • трудовые дела.

          Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Личностные   и   метапредметные результаты :

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

познавательные:

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

коммуникативные:

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

 

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

Содержание тематического планирования

«История родного края»

Раздел I.  Введение. Природа Тюменской области.  (10 часов).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. История зеселения Тюменской области. Особенности природы области (географическое положение,  размеры, границы,  административно – территориальное устройство, климат, растительный, животный мир). Заказники и заповедники. Красная Книга.

       Раздел II.История Тюменской области и города Тюмени.(8 часов)

Раздел  посвящен  истории родного  края. История города Тюмени. Вклад Ермака.  Символика Тюменской области и города Тюмени.  Известные люди родного края. Достопримечательности Тюменской области. Музеи города Тюмени. Почетные граждане города Тюмени.

Раздел III. Тюменская область  в  годы  Великой  Отечественной  войны. (8 часов).

Раздел  посвящен  историческим  событиям  нашего  государства  и  родного  края  периода  Великой Отечественной  войны. Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Предпиятия, эвакуированные в годы войны в Тюмень.  Героизм тюменцев на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза. Вклад тюменцев в победу над врагом. Знакомство с  Книгой памяти. Улицы микрорайона, названные в честь героев войны ( улица Константина Заслонова, улица Бориса Таныгина)

Раздел IV. Ратные  и  трудовые  подвиги  земляков (6 часов).

 Сбор материала  о  земляках, дедушках и бабушках.

Раздел V. Итоговое занятие. (2ч.)

Оформление  и  защита  творческих  работ.  Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Открытое мероприятие.   Всего: 34 часа

 

Тема

Дата

1

История возникновения Тюменской области

 

2

История возникновения Тюменской области

 

3

Города Тюменской области

 

4

Тюмень-любимый город

 

5

Тобольск

 

6

Береги природу

 

7

Заказники и заповедники

 

8

Красная книга Тюменской области

 

9

Красная книга Тюменской области

 

10

Наш край родной Тюменский

 

11

Историческое наследие родного края

 

12

История г. Тюмень

 

13

Тобольский острог

 

14

Вклад Ермака

 

15

Символика Тюменской области и города Тюмени

 

16

Известные люди родного края

 

17

Достопримечательности Тюменской области

 

18

Достопримечательности Тюменской области

 

19

Начало Великой  Отечественной  войны

 

20

Перестройка всей жизни  на военный лад.

 

21

Предприятия, эвакуированные в годы войны в Тюмень. 

 

22

Героизм тюменцев на фронтах войны.

 

23

Земляки – Герои  Советского Союза.

 

24

Вклад тюменцев в победу над врагом.

 

25

Знакомство с  Книгой памяти.

 

26

Улицы, названные в честь героев войны

 

27-28

История моей семьи

 

29-30

Вклад моих родственников в процветание края

 

31

Виртуальноя  путешествие по Тюменской области

 

32

Виртуальноя  путешествие по Тюменской области

 

33-34

Памятные моменты. Итоговое занятие.