Русский язык

 

Пояснительная записка

Программа создана на основе:
1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников

отклонениями в развитии».

  1. Образовательной программы В.В. Воронковой по предмету « Письмо и развитие речи» для 2 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида   Издательство «Просвещение», 1999 год, под редакцией В.В. Воронковой.

Цели и задачи обучения предмету.

    Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- формирование элементарных навыков грамотного письма;

- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной  и письменной форме.

     Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

     Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

     Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

     Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
    - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
    - развитие навыков каллиграфии;
    - развитие артикуляционной моторики.
    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
    - развитие зрительного восприятия и узнавания;
    - развитие зрительной памяти и внимания;
    - развитие слухового внимания и памяти;
    - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
    3. Развитие основных мыслительных операций:
    - навыков соотносительного анализа;
    - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
    - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
    - умения планировать деятельность;
    4. Развитие различных видов мышления:
    - развитие наглядно-образного мышления;
    - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
    5.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.                                                                Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Общая характеристика организации учебного процесса

      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

      Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

      В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

      Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Рабочая программа рассчитана:

В 3 классе на изучение русского языка отводится  102 ч (3 ч в неделю, 34учебных недель).

Планируемые результаты

  Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
  2. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты

  1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
  3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
  4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
  5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов)

Тематическое планирование.

№ п/п

      Раздел учебного предмета

Количество часов

1

Повторение

2

Звуки и буквы

17 ч

3

Слово

45 ч

4

Предложение

30 ч

5

Повторение

 

                                                                                                                                                    Итого:

             

                 102 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

По русскому языку

Учебный год 2018-2019

Класс 3

Количество часов по учебному плану ОУ: всего 102 ч., в неделю 3 ч

Планирование составлено на основе: Образовательной программы  В.В. Воронковой по предмету « Письмо и развитие речи» для 2 -4 классов  специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида   Издательство «Просвещение», 1999 год, под редакцией В.В. Воронковой.

п\п

Наименование разделов и тем

кол-во

часов

дата

 

Коррекционные   цели

 

Виды учебной деятельности

 

Повторение

 

 

 

1

Употребление простого предложения

1

3/09

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

 

 

 

 

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения.

 Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

2

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

1

4/09

3

Составление по картинкам и дописывание предложений

1

5/09

4

Составление предложений по вопросам

1

10/09

5

Контрольное списывание «Хвосты»

1

11/09

 

Звуки и буквы

32ч

 

 

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

6

Звуки и буквы

1

12/09

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Рас­познавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

7

Выбор сходных по буквам слов

1

17/09

8

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком

1

18/09

9

Упражнение в различении звуков и букв

1

19/09

10

Алфавит

1

24/09

11

Расположение слов в алфавитном порядке

1

25/09

12

Контрольное списывание

1

26/09

13

Гласные звуки и буквы

1

01/10

14

Согласные звуки и буквы.

1

2/10

15

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв

1

3/10

16

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

8/10

17

Гласная и, е, е,в начале слов и после согласных

1

9/10

18

Гласная ю, я,э в начале слова и после согласных

1

10/10

19

Ударение в слове

1

15/10

20

Гласные ударные и безударные

1

16/10

21

Диктант

1

17/10

22

Работа над ошибками

1

22/10

23

Слог как часть слова

1

23/10

24

 Упражнения в делении слов на слоги

1

24/10

25

Перенос слов при письме

      1

6/11

26

Твёрдые и мягкие согласные

      1

7/11

27

Обозначение твёрдости –мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я,

      1

12/11

28

Различение твёрдых и мягких согласных на слух и при письме

      1

13/11

29

Мягкий знак на конце слова

      1

14/11

30

Мягкий знак на конце и в середине слова

      1

19/11

31

Диктант

 

20/11

32

Работа над ошибками

 

21/11

33

Правописание жи-ши, ча –ща,чу, щу

      1

26/11

34

Повторение изученных орфограмм

1

27/11

35-36

Разделительный ь знак

2

28/11

3/12

37

Контрольное списывание

1

4/12

 

Слово

36 ч

 

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Коррекция грамматического строя речи

 

 

38

Слова, обозначающие предмет

1

5/12

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.                    

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-имён существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп

Различать  одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных.                                                     Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые.    

 Писать с заглавной буквы имена собственные.             

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать

39

Упражнения в различении слов по вопросам Кто? Что?

1

10/12

40

Группировка предметов по их назначению.

1

11/12

41

Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам

1

12/12

42

Упражнения в изменении слов по вопросам

1

17/12

43

Употребление слов в речи в различной форме

1

18/12

44

Большая буква в именах собственных

1

19/12

45

Большая буква в именах людей, кличках животных.

1

24/12

46

Большая буква в названиях населённых пунктов

1

25/12

47

Большая буква в названиях городов, сёл, улиц.

1

26/12

48

Слова, которые обозначают действия предметов

1

 

49

Определение предмета по действию

1

 

50

Слова, отвечающие на вопросы

 Что сделал?  что сделает?

1

 

51

Подбор слов-действий по вопросу

1

 

52

Согласование слов-предметов и слов-действий

1

 

53

Составление коллективного рассказа по картине по вопросам.

1

 

54

Упражнения в определении предмета по его действию.

1

 

55

Выделение в предложениях названий предметов и действий

1

 

56

Диктант

 

 

57

Работа над ошибками

 

 

58

Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов

1

 

59

Определение предметов по цвету, вкусу и форме

1

 

60

Определение предметов по материалу, из которого они сделаны

1

 

61

Подбор названий признаков предметов по смыслу

1

 

62

Сравнение предметов по признакам

1

 

63

Подбор названия признаков предметов по смыслу.

1

 

64

Составление предложений по картинке и схеме

1

 

65

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

 

66

Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов

1

 

67

Предлоги. Предлог как отдельное слово

1

 

68

Раздельное написание предлогов со словами

1

 

69

Выделение предлогов в тексте

1

 

70

Составление предложений по вопросам Выделение предлогов

1

 

71

Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы.

1

 

72

Закрепление упражнений  на изученные орфограммы

1

 

73

Контрольное списывание

      1

 

 

Предложение

24ч

 

 

74

Предложение. Правила оформления простого предложения.

1

 

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения.

Изменять  имена существительные по падежам.

 

75

Дополнение предложений

1

 

76

Работа с деформированным предложением

1

 

77

Согласование слов в предложении

1

 

78

Определение порядка слов в предложении

1

 

79

Предложение как часть текста. Деление текста на предложения

1

 

80

Составление письменных ответов на вопросы текста

1

 

81

Составление предложений с употреблением формы винительного падежа

1

 

82

Слова, отвечающие на вопросы кого? что?

1

 

83

Составление предложений с употреблением формы родительного падежа

1

 

84

Слова, отвечающие на вопрос кого? чего?

1

 

85

Составление предложения с употреблением формы дательного падежа

1

 

86

Слова, отвечающие на вопросы кому? чему?

1

 

87

Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу

1

 

88

Составление предложений с употреблением формы творительного падежа

1

 

89

Слова, отвечающие на вопрос кем? чем?

1

 

90

Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей

1

 

91

Составление предложений с употреблением формы предложного падежа

1

 

92

Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где?

1

 

93

Закрепление упражнений  на изученные орфограммы

1

 

94

Работа с деформированными предложениями

1

 

95

 Контрольный диктант

 

 

96

Работа над ошибками

 

 

97

Контрольное списывание

1

 

 

Повторение

5 ч

 

 

 

Развитие зрительного восприятия на основе

 

98

Повторение. Предложение Составление ответов на вопросы

1

 

 

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

 

99-100

Повторение изученных орфограмм

2

 

101-102

Закрепление  изученных орфограмм

2