Речевая практика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель: коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся коррекционной школы.

Задачи:

  • - способствовать совершенствованию речевого опыта;
  • - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • - формировать выразительную сторону речи;
  • - учит строить устные связные высказывания;
  • - воспитывать культуру речевого общения.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по устной речи.

Введение в программу курса «Речевая практика» - 1-4 классы связана с тем, что речевая практика умственно отсталых школьников чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.

 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Сведения о программе:

Программа составлена на основе ПрАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обоснование выбора программы:

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся  3  класса  специальной (коррекционной) школы и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Выбранные программа и учебник полностью соответствуют целям и задачам коррекционного обучения развитию устной  речи, дают возможность учесть особенности региона, муниципального образования, образовательного учреждения

Место и роль предмета:

Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Речевая практика реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормами.

Количество учебных часов:

Структурно и содержательно программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование базовых учебных действий:

Личностные учебные действия:

  • - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс);
  • - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • - обращаться за помощью и принимать помощь;
  • - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

  • - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • - устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • - читать; писать;
  • - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • - формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
  • - участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • - восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  • - выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
  • - участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  • - ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

  • - понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
  • - понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
  • - выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
  • - активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • - высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
  • - участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
  • - составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел

Тема

Кол - во часов

Программное содержание

Коррекционная направляющая

 
 

1

Аудирование

8

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов - паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 - записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор одной из двух картинок той, которая соответствует услышанному предложению.

Развитие вербального произвольного внимания. Развитие вербальной памяти.

 

2

Общение и его значение в жизни

28

Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.

Коррекция эмоционально - волевой сферы. Профилактика девиантного и деликвентного  поведения. Развитие воображения.

 

3

Дикция и выразительность речи

6

Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх).

Коррекция звукопроизношения. Коррекция эмоционально - волевой сферы.

 

4

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

20

Работа над лексическими темами. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно - ответных диалогах. Составление диалогов типа "вопрос - сообщение". Замена часто повторяющихся слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки.

Коррекция звукопроизношения. Развитие познавательной деятельности. Развитие вербальной памяти.

 

5

Культура общения

6

Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.

Коррекция эмоционально - волевой сферы. Профилактика девиантного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы и содержание

Кол-во часо

Кален.

сроки

Формы и методы работы

Требования к уровню подготовки учащихся

Предметно - информационная составляющая

Деятельностно - коммуникативная составляющая

Ценностно - ориентированная составляющая

1-2

Повторение предложений, разных по структуре

2

6/09

7/09

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Уточнение имеющегося словаря

Способствовать возникновению  у учащихся интереса к общению друг с другом

Коррекция звукопроизношения

3

Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом

1

13/09

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Развитие способности воспринимать и понимать речь в записи

Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь.

Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти

4-6

Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой

3

14/09

20/09

21/09

Урок формирования первоначальных предметных навыков

Развитие способности воспринимать и понимать речь в записи

Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь.

Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти. Развитие воображения

7

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости

1

27/09

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Развитие способности передавать интонацией чувства и эмоции

Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь.

Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой)

8

Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти

1

28/09

Урок применения предметных знаний, умений, навыков

Развитие способности передавать интонацией грусть

Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь.

Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой)

9

Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя.

1

4/10

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков

Развитие способности передавать интонацией испуг, удивление, горе

Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь.

Воспитание нижнедиафраг-мального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой).Коррекция эмоционально - волевой сферы

10

Мимика и жесты

1

5/10

Урок первичного предъявления знаний

Развитие способности использовать мимику и жесты при общении.

Развитие способности воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи

Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы

11-12

Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов

2

11/10

12/10

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков

Развитие способности использовать мимику и жесты при общении.

Развитие способности воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи

Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция эмоционально - волевой сферы.

13-14

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи

2

18/10

19/10

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков

Применение различных средств выразительности речи в игровых ситуациях

Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь.

Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы

15

Определение темы ситуации, подбор слов

1

25/10

Урок первичного предъявления знаний

Уточнение имеющегося словаря

Способствовать возникновению  у учащихся интереса к общению друг с другом

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

16

Лексическая тема: "Я готовлю уроки"

1

26/10

Урок первичного предъявления знаний

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: уроки, домашнее задание, письменные принадлежности, учебные принадлежности

Способствовать  возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

17

Лексическая тема: "На улице города"

1

8/11

Урок первичного предъявления знаний

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь:улица, транспорт, магазин, пешеходы

Способствовать  возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

18

Лексическая тема: "Современная техника в доме"

1

9/11

Урок первичного предъявления знаний

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: телевизор, мультиварка, электроприборы

Способствовать  возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

19-20

Общение: "Мы собрались поиграть"

2

15/11

16/11

Урок первичного предъявления знаний

Учить строить диалог «предложение – возражение»

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

21-22

Общение: "В библиотеке"

2

22/11

23/11

Урок первичного предъявления знаний

Учить правилам поведения в библиотеке

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

23-24

Общение: "Сказки про Машу"

2

29/11

30/11

Урок первичного предъявления знаний

Учить использовать синонимы при составлении устных рассказов

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

25

Лексическая тема: "Магазин"

1

6/12

Урок первичного предъявления знаний

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

26

Культура общения в магазине

1

7/12

Урок первичного предъявления знаний

Учить правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

27-28

Общение: "Телефонный разговор"

2

13/12

14/12

Урок первичного предъявления знаний

Учить формулам общения по телефону

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

29

Занятие - игра "Телефонный разговор"

1

20/12

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Тренировать в использовании формул общения по телефону

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

30

Культура поведения в театре, кинотеатре

1

21.12

Урок первичного предъявления знаний

Учить правильно вести себя в общественных и культурных местах

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

31-32

Общение: "Я - зритель"

2

27/12

28/12

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Учить использовать «вежливые» слова

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

33

Чистоговорки

1

 

Урок первичного предъявления знаний

Учить четко произносить слова в чистоговорках

 

Коррекция звукопроизношения

34-35

Упражнения в произнесении стихотворных диалогов

2

 

Урок первичного предъявления знаний

Учить строить диалог по принципу: вопрос - ответ

Развивать выразительность

 

36-37

Подбор картинок к услышанным предложениям

2

 

Урок первичного предъявления знаний

 

 

 

38

Лексическая тема:"Бытовые советы"

1

 

Урок первичного предъявления знаний

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь

 

 

39-40

Общение:" Какая сегодня погода"

2

 

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Учить получать информации из телевизионных сообщений и печатных изданий

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

41-42

Общение: "Снегурочка"

2

 

Урок первичного предъявления знаний

Учить связывать части текста с помощью специальных слов

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

43

Культура общения: "Я иду в гости"

1

 

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

 

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

44-46

Общение:"Веселый праздник"

3

 

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

47-49

Общение: "Учимся понимать животных"

3

 

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

50

Составление различных предложений по теме: "Весна"

1

 

Урок первичного предъявления знаний

 

 

 

51-52

Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"

2

 

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь

 

 

53-54

Культура общения: "Я и взрослые"

2

 

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

 

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

55

Лексическая тема: "Я- пешеход"

1

 

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь

 

 

56-57

Лексическая тема:"Привычки хорошие и не очень"

2

 

Урок первичного предъявления знаний

Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь

 

 

58-60

Общение: "Узнай меня"

3

 

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

61

Составление диалогов по предложенной речевой ситуации

1

 

Урок первичного предъявления знаний

Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации

Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

62-63

Культура общения с малознакомыми людьми

2

 

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Учить вежливо отноститься

 

Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации

64-66

Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?"

3

 

 Урок формирования первоначальных предметных навыков

Расширение словарного запаса.

 

 

67

Составление предложений по теме "Лето"

1

 

Урок первичного предъявления знаний

 

 

 

68

Лексическая тема: "Летние каникулы"

1

 

Урок первичного предъявления знаний

Расширение словарного запаса.

Знать правила безопасного поведения