Музыка

Пояснительная записка.

 

             Рабочая программа по  музыке и пению для 3 класса составлена на основе и следующих нормативных документов:

-Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ;

-Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Музыка и пение »

Программа рассчитана на 34 часа,  1 час в неделю.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культуры, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумевается умении и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умения слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощённые в ней, умения различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, исполнительские навыки.

Программа по музыке состоит из следующих разделов:

  • Пение;
  • Слушание музыки;
  • Элементы музыкальной грамоты.

Общая характеристика учебного предмета

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.

В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки.

 Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-        положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;

-        готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;

-        готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;

-        осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

-        адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

-        начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

-        сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

-        наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-        сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-        определение содержания знакомых музыкальных произведений;

-        представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;

-        пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

-        выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

-        правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

-        правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

-        различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

-        различение песни, танца, марша;

-        передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);

-        определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);

-        владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

-        самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;

-        представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;

-        сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;

-        ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

-        различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

-        знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.

-        владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

 

 

Учебно-тематический  план  по музыке и пению

 

№ раздела

Наименование раздела

Теоретическая часть

1

Пение

5

2

Слушание музыки

3

3

Пение

5

4

Слушание музыки

2

5

Пение

5

6

Слушание музыки

6

7

Пение

6

8

Слушание музыки

2

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно- тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый результат:

 

Формы и виды контроля

Знать

Уметь

1

05/09

Введение Ф. Шуберт «Аве Мария» - слушание.

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.

Текущий, устный опрос

2

12/09

« Весёлые путешественники» М.  Старокадомский, сл. С.Михалкова- разучивание.

1

Знать слова песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения

Текущий, устный опрос

3

19/09

« Весёлые путешественники» М.  Старокадомский, сл. С.Михалкова- исполнение

1

Знать слова песни.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении.

Текущий, устный опрос

4

26/09

Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен» - слушание.

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий, устный опрос

5

3/10

В. Шаинский, сл. А. Тимофеевского «Песенка Крокодила Гены» -разучивание

1

Знать взаимосвязь музыки с другими видами искусства

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

6

10/10

«Песенка Крокодила Гены» -исполнение

1

Знать слова песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

7

17/10

Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида» - слушание.

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).

Текущий, устный опрос

8

24/10

В. Шаинский , сл. Ю.Энтина «Первоклашка» - разучивание. Исполнение разученных песен.

1

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении.

Текущий, устный опрос

9

7/11

М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского «Дружба школьных лет» - разучивание.

1

Знать слова песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

10

14/11

Д. Львов-Компанейц, сл. С, Богомазова «Снежная песенка»- разучивание.

1

Знать слова песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

11

21/11

В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады» - слушание.

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий, устный опрос

12

28/11

Л. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит?» - разучивание

 

1

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Уметь определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях

Текущий, устный опрос

13

5/12

Л. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит?» - исполнение. Теодоракис. Сиртаки – слушание.

1

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Уметь определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях

Текущий, устный опрос

14

12/12

А. Филиппенко, сл. Г. Бойко «Новогодний хоровод» - разучивание.

1

Знать новогодние песни.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении.

Текущий, устный опрос

15

19/12

Обобщение тем четверти. Исполнение изученных песен.

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

16

26/12

Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова. Слова Ю.Энтина - слушание

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий, устный опрос

17

 

В. Соловьёв –Седой, сл. С.Погореловского «Стой, кто идёт?» - разучивание.

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

18

 

Ф. Шуберт. Музыкальный момент. соч. №3, 94 - слушание

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий, устный опрос

19

 

Е. Крылатов «Крылатые качели» - слушание, разучивание.

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий, устный опрос

20

 

П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик» - слушание.

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

 

Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).

 

Текущий, устный опрос

21

 

«Песня Чебурашки» -исполнение. Д.Кабалевский, сл. А.Пришельца.

 «Наш край» муз.Д. Кабалевского, сл.А.Пришельца-слушание

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

22

 

В. Шаинский , сл..Э. Успенского«Песня Чебурашки» -разучивание.

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий, устный опрос

23

 

Мир похож на цветной луг. Из мультфильма »Однажды утром». Муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковского   - слушание

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий, устный опрос

24

 

В. Шаинский , сл. З. Александровой «Бескозырка белая» -разучевание.

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

25

 

А. Филиппенко, сл.т. Волгиной «Праздничный вальс» - разучивание.

1

Знать текст песни.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении.

Текущий, устный опрос

26

 

Обобщение тем четверти. Исполнение разученных песен.

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

27

 

А. Пряжников «Пойте вместе с нами»-разучивание

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

28

 

«Пойте вместе с нами»-исполнение.

 Е.Крылатов,  сл. Ю.Энтина «Прекрасное далёко» - слушание

1

Знать названия изученных произведений и их авторов

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий, устный опрос

29

 

В. Шаинский , сл. Л.Яхнина «Белые кораблики» - разучивание

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

30

 

Бу-ра-ти-но. Музыка а. Рыбникова, слова Ю. Энтина- слушание.

1

Знать названия изученных произведений

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий,

31

 

В. Шаинский,  сл. Ю.Энтина «Чунга-Чанга»-разучивание

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий

32

 

В. Шаинский , сл..Э. Успенского «Голубой вагон»-разучивание.

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

33

 

Р. Паульс, сл. И. Резника «Кашалотик»- разучивание.

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос

34

 

Обобщение тем года. Исполнение разученных песен.

1

Знать текст песни.

Уметь исполнять в хоре вокальные произведения.

Текущий, устный опрос