Информатика 9 класс

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по информатике составлена на основе:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования;
  2. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин.
  3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273
  4. Учебного плана отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Боровлянская СОШ»

Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, — и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 8-9 классов.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Организация  учебного процесса осуществляется  с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных  форм.

Цели и задачи курса  информатика 9 классе необходимо решить следующие задачи:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; 
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; 
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

 

Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях

Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
  • знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
  • формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
  • целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
  • формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

 

 

Метапредметные:

  • формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
  • осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.

Предметные:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.

Содержание тем учебного курса

9 класс

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 29 часов

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм.  Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.

Моделирование и формализация – 17 часов

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения.   Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Логика и логические основы компьютера – 16 часов

Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.

Информационное общество и информационная безопасность – 5 часов

Информационное общество.  Информационная культура.  Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Правовая охрана  программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Повторение - 1 час

 

 

 

Тематическое планирование

по __информатике__                            

Учебный год   ____2018 - 2019_____

Класс     9_

Количество часов по учебному плану ОУ: всего _68_,в неделю__2__

Плановых контрольных работ__3__

  • Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Учебник: Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 9 класс

урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Ключевые компетенции

Вид контроля

план

факт

Глава 1 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» – 29  часов

1

 

 

Алгоритм и его формальное исполнение

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком.

Знать  , определение алгоритма; основные типы алгоритмических конструкций

Уметь определять исполнителей алгоритмов

ФО,  ответы на вопросы по материалу §1.1.

2

 

 

Свойства алгоритма и его формальное исполнение

3

 

 

Выполнение алгоритмов компьютером.

Выполнение алгоритмов компьютером.

Знать: смысл понятия «программа», виды объектно-ориентированных языков программирования

Уметь:  выполнять алгоритмы с помощью компьютера

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1.2

4

 

 

Основы объектно - ориентированного визуального программирования.

 

 

 

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1.3

5

-

6

-

7

-

8

 

 

 

Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования

Линейный алгоритм.  Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

Знать : основные свойства алгоритмов, вид линейного алгоритма, общий вид разветвляющихся алгоритмов разных типов, виды циклических алгоритмов

Уметь:  описывать свойства алгоритмов, составлять линейные, циклические, алгоритмы с ветвлением

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2

9

 

 

Переменные: имя, тип, значение

Переменные: тип, имя, значение.

Знать:  виды переменных (имя, тип, значение)

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3

10

-

11

 

 

Арифметические, строковые и логические выражения

Арифметические, строковые и логические выражения.

Знать правила записи и построения арифметических и строковых констант

Уметь: решать задачи на составление алгоритмов

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.4

12

 

 

 

ПР 1.1 "Знакомство с системами объектно - ориентированного  и процедурного программирования"

выполнение практической работы

Знать: смысл понятий «проект, объекты, свойства объекта, методы объекта, событие»

ФО, стр.37

13

-

14

 

 

Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования

Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования.

Знать: виды функций.

Уметь: различать и пользоваться функциями

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.5

15

 

 

ПР 1.2 Разработка проекта "Переменные"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 43

16

 

 

ПР 1.3 Разработка проекта "Калькулятор"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 46

17

 

 

ПР 1.4 Разработка проекта "Строковый калькулятор"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 50

18

 

 

ПР 1.5 Разработка проекта "Даты и время

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 52

19

 

 

ПР 1.6 Разработка проекта "Сравнение кодов символов"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 55

20

 

 

ПР 1.7 Разработка проекта "Отметка"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 57

21

 

 

ПР 1.8 Разработка проекта "Коды символов"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 60

22

 

 

ПР 1.9 Разработка проекта "Слово-перевертыш"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 63

23

 

 

ПР 1.10 Разработка проекта "Графический редактор"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 65

24

 

 

ПР 1.11 Разработка проекта "Системы координат"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 69

25

 

 

ПР 1.12 Разработка проекта "Анимация"

выполнение практической работы

 

ФО, стр. 71

 

26

-

27

-

28

 

 

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic, разработка программы с использованием графического редактора

Знать: основные возможности графического редактора

Уметь размещать на форме элементы управления, изменять их расположение и размер

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.6

29

 

 

Контрольная работа № 1  по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Проверка знаний по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

 

Индивидуальный контроль

Глава 2. «Моделирование и формализация» - 17 часов

30

-

31

 

 

Окружающий мир как иерархическая система.

Окружающий мир как иерархическая система.

Знать: смысл понятия «системы, элементы»

Уметь: приводить примеры использования моделей окружающего мира

ФО, беседа

32

-

33

 

 

Моделирование, формализация, визуализация

Моделирование, формализация, визуализация

Знать о моделировании как методе познания

Уметь приводить примеры различных информационных моделей в жизни и в учебной деятельности

ФО, ответы на вопросы §2.1

34

 

 

Материальные и информационные модели.

Материальные и информационные модели.

ФО, ответы на вопросы §2.2

35

 

 

Материальные и информационные модели.

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.

ФО, ответы на вопросы §2.2

36

 

 

Формализация и визуализация информационных моделей

Формализация и визуализация моделей

Уметь: приводить примеры описательных и формализованных моделей

ФО, ответы на вопросы §2.2

37

-

38

 

 

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере

ФО, ответы на вопросы §2.

39

 

 

Построение и исследование моделей из курса физики ПР 2.1 «Бросание мячика в площадку»

Построение и исследование физических моделей.

Знать: принцип построения физических моделей Уметь: создавать компьютерные модели движения

ФО, ответы на вопросы §2.3, выполнение практической работы

40

 

 

Приближенное решение уравнений. ПР  2.2 «Графическое решение уравнения»

Приближенное решение уравнений

Уметь: создавать компьютерные модели решения уравнений

ФО, ответы на вопросы §2.4, выполнение практической работы

41

-

42

 

 

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения ПР 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения.

Уметь: выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС

ФО, ответы на вопросы §2.5, выполнение практической работы

43

-

44

 

 

Экспертные системы распознавания химических веществ. ПР 2.4  «Распознавание удобрений»

Экспертные системы распознавания химических веществ

Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты

ФО, ответы на вопросы §2.6 выполнение практической работы

45

 

 

ПР 2.5 «Модели систем управления»

Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты

Выполнение практической работы

46

 

 

Контрольная работа № 2 "Моделирование и формализация"

Проверка знаний по теме «Моделирование и формализация»

Индивидуальный контроль

Глава 3. «Логика и логические основы компьютера» - 16 часов

47

 

 

Формы мышления

Понятие, содержание, объем, высказывание, умозаключение, понятие "истина", "ложь"

Знать: смысл понятий «истина, ложь»

 

Беседа

48

-

49

 

 

Алгебра высказываний. Конъюнкция.

Алгебра логики, конъюнкция, таблицы истинности

Знать: смысл понятия «конъюнкция»

Уметь: заполнять таблицу истинности

ФО, ответы на вопросы §3.1

50

 

 

Дизъюнкция. Инверсия

Алгебра логики, дизъюнкция, инверсия, таблицы истинности

Знать: смысл понятия «дизъюнкция, инверсия»

Уметь: заполнять таблицу истинности

ФО, ответы на вопросы §3.1

51

 

 

Логические выражения. Таблицы истинности.

Логические выражения, таблицы истинности

Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения

 

ФО, ответы на вопросы §3.1

52

 

 

Логические выражения. Таблицы истинности.

Логические выражения, таблицы истинности

Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения

 

ФО, ответы на вопросы §3.1

53

 

 

Определение истинности логических выражений

Определение истинности логических выражений, решение задач

Уметь: решать логические задачи

ФО, ответы на вопросы §3.1

54

 

 

Определение истинности логических выражений

55

 

 

ПР  3.1  «Таблицы истинности логических функций»

ФО, Проверка выполнения работы

56

 

 

Импликация. Эквивалентность

Импликация. Эквивалентность.

Знать смысл понятий «импликация, эквивалентность»

Уметь: решать логические задачи

ФО, ответы на вопросы §3.1

57

 

 

Законы логики

Законы логики ,

Знать формулировку законов логики

Уметь использовать законы логики при решении задач

ФО, ответы на вопросы §3.1

58

 

 

ПР № 3.2 «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»

Выполнение практической работы

Проверка выполнения работы

59

 

 

Решение логических задач

Решение логических задач

Уметь: решать логические задачи

 

ФО, ответы на вопросы §3.2

60

 

 

Решение логических задач

ФО, ответы на вопросы §3.2

61

 

 

Решение логических задач

ФО, ответы на вопросы §3.2

62

 

 

Контрольная работа № 3«Логика и логические основы компьютера»

Проверка знаний по теме «Логика и логические основы компьютера»

 

Индивидуальный контроль

Глава 4. «Информационное общество и информационная безопасность» - 5 часов

63

 

 

Информационное общество.

Информационное общество.

Знать признаки информационного общества

Беседа

64

-

65

 

 

Информационная культура

Информационная культура.  Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Знать  основные компоненты информационной культуры

ФО, ответы на вопросы по материалу §4.1

66

67

 

 

 

Правовая охрана программ и данных. Защита информации

Правовая охрана  программ и данных. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Знать основные принципы защиты информации, виды распространяемых программ

ФО, ответы на вопросы по материалу

Тест,  §4.2

Повторение - 1 час

68

 

 

Итоговый урок

Итоговое тестирование за курс 9 класса

 

УОСЗ,

беседа