Экскурсия «СЛОБОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ»
АВТОР: Сарана Анна Александровна, ученица 9 класса МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» Голышмановского района Тюменской области.
I.Сезонность – всесезонность.
II. Возраст – 6-14 лет.
III. Тема экскурсии – «СЛОБОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ».
IV. Цель: формирование чувства уважения к истории и культуре малой родины, ответственности за сохранение культурных и исторических ценностей.
V. Задачи: Ознакомление с историей основания и развития села Усть-Ламенка через исторические и культурные объекты Слободской площади. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности. Развитие интереса к прошлому и настоящему родного села, творчества, логического мышления и коммуникативных способностей.
VI. Социальная значимость: привлечение внимания общественности к проблеме сохранности памятников истории и культуры второй половины XIX века.
VII. Оборудование:
- Архитектурный ансамбль «Слободская площадь».
- Воспоминания старожилов села.
- Архивные сведения.
Остановка №1. У истоков села Усть-Ламенка.
История Усть-Ламенки уходит в далекое прошлое, в 16 век, когда началось присоединение Сибири к Русскому государству, которое историки связывают с именем Ермака, одержавшего полную победу в 1582 году над войсками татаро-бухарской знати во главе с ханом Кучумом. В 1587 году прибыли в Сибирь новые русские. Присоединение Сибири к России произошло после гибели Ермака, но его дружина сделала главное: Сибирское ханство было разгромлено, началось мирное освоение русскими Сибири.
Усть-Ламенская слобода возникла в 1698 году как форпост № 1003 на Ишимской оборонительной линии. Место для постройки Усть-Ламенской слободы было выбрано на высоком берегу реки Вагай у места впадения в нее реки Гремяча (Лама). Отсюда и версия происхождения названия села. Строителем стал тобольский сын боярский Иван Бобровский. Большую роль в жизни села играл сибирский тракт, он как раз проходил через Усть-Ламенку, сначала тракт был почтовым и торговым. В 1862 году вдоль дороги построили телеграфную линию, дорога приобрела еще большую государственную важность. В селе Усть-Ламенка появилась почтово-телеграфная станция. А ещё старые люди помнят, как по тракту шли огромные партии осужденных в кандалах, местные жители, жалеючи арестантов, совали им в руки куски хлеба, картошку. В Усть-Ламенке менялась конвойная команда солдат, которая сопровождала заключенных. И все – таки чаще на тракте слышался звон бубенцов, а не звон кандалов. Сейчас остатки старого Сибирского тракта сохранились в виде бревенчатых настилов.
Остановка №2. Висячий мостик.
На месте крепкого моста через реку Вагай, по которому проходил сибирский тракт, теперь висячий мостик, который соединяет две тропинки. Все мы знаем, что висячий мост – сложнейшее сооружение. Строительство первых висячих мостов в России началось в 1820-х годах. Наш висячий мост был построен в 1950-х годах. К основным тросам, закрепленным на берегах реки Вагай, прикреплены вертикальные, на которые подвешивается собственно сам пешеходный мост. До 2006 года он был единственной связью с микрорайоном Растягаево. За мостом начинается Слободская площадь. Она существует с самого основания села Усть-Ламенка. Это самое высокое место в селе. С севера и востока она ограничена реками Вагай и Гремяча, с юга сибирским трактом и болотом с озерком. История села уходит своими корнями в глубокую древность. Каждое дерево, здание, обелиск, река и даже, земля, соприкоснувшись с ней, могут поведать о многом.
Остановка №3. Дом купца Осокина №1.
Всё было: радости, тревоги,
Купцы, пути во все концы.
А может быть, сперва дороги,
А уж потом они, купцы?
В селе, как в репинских Пенатах,
Живёт история сама.
Здесь до сих пор, как экспонаты,
Стоят старинные дома. В. Ермаков.
Усть-Ламенку раньше называли «торговой слободой», богатым селом. Люди жили в достатке. Среди купцов выделялись купцы I гильдии братья Осокины Василий и Николай, имевшие несколько торговых лавок и жилых домов. Данное здание было разрушено в 2007 году. И, наверное, из всех зданий самое уникальное. Дом имел большое подвальное помещение, которое использовалось как склад под товары. В подвал вели большие ворота, в которые могла въехать подвода и разгрузиться. Высота подвального помещения составляла три метра. При кладке стен использовался железный каркас, который проходил поверху. Бетон замешивался на куриных желтках.
Остановка №4. Склад и купеческие лавки.
Здание купеческих лавок было выложено из белого кирпича, спереди располагалось две входные двери. На крыше башенки, скульптурные элементы и лепнина. Сейчас все украшения убраны, и сделан современный пристрой. Здесь располагается магазин. Зато сохранилось складское помещение, выложенное из красного кирпича. Толщина стен составляет полтора метров, поэтому в помещении всегда прохладно. На внешней стороне стены склада имеется надпись на старославянском языке.
Остановка №5. Дом купца Осокина №2.
Здание сложено из красного кирпича, имеется рисунок с использованием белого кирпича. Внешний облик осокинского здания совпадает с характеристикой архитектуры второй половины XIX. В ней применялась стилизация деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок. Архитектура была основана на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII века и носит название «узорочной». Она живописна, с широким применением полихромии на фасадах: раскраска деталей, обработка стены в цветную шашку, вставки и полосы из цветных изразцов. По верху фасада используется кладка кирпича в поребрик, то есть углом наружу. Окна высокие и округлые сверху. Над ними каменный орнамент - бровки. Внутри здания комнаты одна большая и две средние с высокими потолками, углы округлые, в стенах имеются ниши с овальным сводом. Большое подвальное помещение.
В данном здании в годы гражданской войны располагался штаб отряда особого назначения (ЧОН) Герасима Пищика, а в годы Великой Отечественной дети блокадного Ленинграда.
Остановка №6. Дом купца Шатровича.
Данное здание уникально тем, что в Сибири такая постройка была нетипичной. Это здание двух этажное. Первый этаж – скорее всего служебный – имел маленькие полуовальные окна с решётками. Второй этаж – парадный – деревянный с большими полуовальными окнами с деревянными резными ставнями. В 1992 году активу музея удалось побывать внутри дома и описать его внешний и внутренний вид. В данный момент многие элементы украшения утрачены. Хотя здание уникально для культуры и истории.
Здесь в годы Великой Отечественной войны жили дети блокадного Ленинграда. Их жизнь, как и у всех советских людей того времени, разделилась на время до войны и после, а посередине война. Они жили, как и все их сверстники военного времени: учились в школе, собирали бутылки для зажигательной смеси, участвовали в художественной самодеятельности. Названия городов своей Родины впервые узнали из сводок советского информбюро. Вся война: и воздушные тревоги, и эвакуация, и похороны, и первые победные салюты рождали в сердце юных ленинградцев особое эхо - воспоминания, которые они пронесли через всю жизнь и доверили нам. За ними стоит самая большая сила – документальность! С судьбой детей блокадного Ленинграда можно познакомиться в школьном музее.
Остановка №7. Улица Пищика.
По Слободской площади проходит две древние улицы: Центральная, на которой стоят Осокинские строения, и Пищика. Данная улица связана с событиями Гражданской войны, так как названа в честь Герасима Григорьевича Пищика. В 1919 году, возвратившись в Усть-Ламенку, он становится председателем волисполкома, а затем и волостным военным комиссаром. Беспокойная должность в непростое время. События 1921 года – особая страница в биографии Пищика.
Волнения, начавшиеся в последний январский день в Чуртановской и Челноковской волостях, в начале декабря докатились до Голышмановского района. 6 -7 февраля повстанцы захватили Евсинскую, Малышенскую, Голышмановскую, Усть-Ламенскую волости и станцию Голышманово. Началась расправа с коммунистами, профработниками. Кровопролитие нужно было остановить. Эти функции взяли на себя воинские части и созданные на местах отряды ЧОН (Частей Особого Назначения) из числа местных активистов. В Усть-Ламенке такой отряд возглавил военком Герасим Пищик.
В общении со своими товарищами по отряду Герасим Пищик был вежлив, внимателен к подчинённым, требователен к себе и своим близким. За что был, любим всеми, кто общался с ним. Архивные материалы подтверждают личную храбрость командира, его умелые военные действия.
Остановка №8. Братская могила.
Старожилы с горечью вспоминают 1921 год. Кулацкий мятеж или крестьянское восстание? Сейчас вслух решают этот вопрос историки. Десятки тысяч людей угодили под колеса истории. Пищик и Бердов кто из них враг, а кто свой. Как расценить их поступки сегодня, ведь на счету у каждого из них десятки убитых людей. И каждый из них отстаивал свое право жить на этой земле, трудиться на ней и владеть ее богатствами. О тех событиях напоминают многочисленные братские могилы и памятники.
В октябре, как братская могила,
Между людьми легла межа.
В двадцатых многих опалила
Шальное пламя мятежа. В. Ермак.
На Слободской площади находится Братская могила. Проект памятника и стелы был разработан Пинегиным Леонидом Алексеевичем, именно он посадил ёлочки рядом с могилой. Воду для поливки носили с Вагая. Севернее школьниками был разбит парк. На памятной доске обелиска высечены фамилии погибших активистов. Это - Валя Моторина, Лиза Ермилова, Шура Хижняк, Мария Степанова, Мария Пищик, Иван Межецкий, Николай Николаевич Фадич, Дмитрий Степанович Гульпик, Павел Павлович Мазурик, Михаил Александрович Мокридин, Василий Егорович Сафронов, Николай Лебедев, Сидор Егорович Устинов, Михаил Никифорович Андреев и другие. Они были похоронены 5 марта 1921 года на Слободской площади близ белокаменной церкви.
Остановка №9. Памятник – Часовенка.
В центре площади стояла Косьмо-Дамиановская церковь. Ни одно поколение людей восхищали храмы. Ими гордились, их любили, их обустраивали, украшали. Самой крупной и богато украшенной из них с летним и зимним залом для богослужения была наша. Усть-Ламенская церковь появилась с основания села в 1698 году. Сначала стоял деревянный крест, затем с 1820 года деревянная церковь. В 1839 году построили белокаменную на средства богатых крестьян и зажиточных купцов. Волею судьбы мы были лишены этого шедевра культуры и истории.
Советская власть породила атеизм. По всей стране разрушались храмы, сжигали иконы, разворовывалась церковная утварь, колокола отправлялись на переплавку. Замолк их звон, чтобы через полвека сообщить, что вера жива, что не остались мы Иванами – родства не помнящими. По всей стране возрождаются церкви, открываются молитвенные дома. Все больше и больше людей идут в церкви, все чаще встречаются в печати и на телевидение статьи и передачи с участием служителей церкви. Вот и у нас, к знаменательной дате 300-летию села, на самом высоком месте на Слободской площади построили памятник-часовенку.
Как рассказала глава сельской администрации Шустова Н.А.: «Его воздвигли в ознаменовании сразу двух событий. С одной стороны в память погибшим в годы Великой Отечественной войны, а не дождалась их Усть-Ламенка более полутора сотен. С другой стороны – в честь православного храма, закрытого в годы Советской власти. Потому, разрабатывая проект памятника, голышмановский архитектор А. Горбунов объединил две идеи в одну. Он выполнил монумент в виде небольшой часовни, на мраморных плитах, которой высечены имена погибших».
Освятил памятник священник голышмановской церкви отец Андрей. Пока рядом с Домом Культуры сияет на солнце небольшой. Можно сказать символический купол, но придет время, и как знать, может быть, зазвучит над селом колокольный звон. Потянется к храму православный люд. И сейчас, главное для нас, жителей села, сохранить то, что ещё есть – осокинские дома, висячий мостик, братскую могилу, памятник-часовенку и конечно память о прошлом своей малой Родины.
Всё было: войны, годы, люди,
Подъем, падение и взлёт.
Все впереди, ещё всё будет
И новой пылью порастёт.
Так не кончайся в жизни прежней,
Как эти годы не ругай,
Здесь старожилов и приезжих
Тугой петлей связал Вагай.
Да будет жить – давайте верить
Село с приставкой краткой «Усть».
Хоть под каким углом примерить
Все это мы – все это Русь!
В. Ермаков «Мое село».