музей

Эколого-этнографо-краеведческий центр «Берегиня» - комплексно-краеведческий музей МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» 

Школьный музей.… Это словосочетание давно уже вошло в обиход нашего языка. Школа и музей – два, на первый взгляд, совершенно разных понятия. Школа – это детство, звонок, смех, шум, гам, движение. Это познание всего нового. Музей – это удивительная тишина, это - прикосновение к прошлому, к старине. Здесь сама история глядит на нас с каждого экспоната. Этот медный самовар лет сто назад знал лучшие времена. А эта икона когда - то висела в переднем углу и выглядела намного моложе и ярче. Детство наших отцов и дедов мы зачастую можем увидеть в старых альбомах, с любовью оформленных краеведами.
У истоков школьного музея села Усть-Ламенка Голышмановского района Тюменской области стоят Сазонова Анастасия Фёдоровна и Пинигина Галина Николаевна. Сазонова Анастасия Фёдоровна вместе с ребятами начала работу по сбору краеведческого материала, именно она создала краеведческую комнату. Пинигина Галина Николаевна  вместе со школьниками вела активную переписку с ветеранами войны по сбору материала о Герое Советского Союза Бельском Алексее Ильиче. Так была создана боевая комната «Четырёх героев», а комсомольская организация получила право носить имя Бельского. В нашем музее собран богатый материал по истории села, о героях-земляках Молодых, Филонове, Бельском и Нефагине,  о ветеранах войны, тружениках тыла.  В 1989 году перед школой был возведён памятник участникам Великой отечественной войны.
Под руководством Молосниковой Ирины Геннадьевны прошла инвентаризация фондов боевой комнаты, и она получила в 1992 году статус комплексно-краеведческого музея. Ческидова Галина Николаевна организовала деятельность по достойной встрече 300-летия села.
По инициативе Александровой Ларисы Юрьевны в 2000 году появился эколого-этнографо-краеведческий центр «Берегиня», который действует до сих пор. Название центра придумали активисты музея, так как главная наша задача – сохранить, сберечь достояние предков и передать его потомкам. В течение учебного года ведется научно-исследовательская и экскурсионная работа, а летом – экспедиционная. В музее постоянно проводятся экскурсии, встречи и уроки мужества. Ребята активно участвуют в районных, областных и российских конкурсах: «Закон трех поколений», «Россия - моя Родина», «Древо жизни», «Человек в истории, XX век», «Мы живём в Сибири!» и в экологических проектах. Занимают призовые места (2006 - I место во всероссийском конкурсе «Россия – моя Родина» в номинации «Русь монастырская», I место в областной конференции «Шаг в будущее»,  2008 – I место в областном конкурсе «Древо жизни», 2013 год – III место в областной игре «Наследники»). Деятельность центра организована по перспективной программе «Шаг в XXI век», которая включает девять разных направлений («Книга Памяти!», «За здоровый образ жизни», «Во имя мира на Земле!», «Дыхание села», «Кладовая леса» и другие). В рамках направления «Наследие» шёл сбор информации по культурной ценности архитектурных памятников Слободской площади села. В 2008 году из департамента культуры по защите исторических и культурных памятников  получен официальный документ о признании архитектурной ценности Осокинских зданий. В нём упоминается значимость научно-исследовательской работы «Слободская площадь», выполненной активистами ЭЭКЦ «Берегиня». При утверждении   данного постановления на федеральном уровне на восстановление Осокинских зданий, относящихся ко  второй половины XIX века, будут поступать средства из государственного бюджета.   Это наша самая крупная победа. В 2010 году,  как итог поисковой работы в рамках Года Учителя, состоялось открытие Зала Школьной славы.
Наш небольшой школьный  музей.… Сколько их расположено по всей России, и каждый хранит частичку прошлого, память о наших предках. Каждый музей – словно летопись, правдивая, достоверная, человечная. В ней зафиксирована как жизнь одного человека, так и судьба целой эпохи, которую можно читать и читать заново. А главные летописцы - это краеведы, которые по крупицам  год за годом собирают весь этот материал. За каждым экспонатом – будь то архивный документ или предмет крестьянского обихода – живет и дышит история, изучение которой  достойный способ продлить свое бытие.
Мы считаем, что в каждой школе должен быть музей, ибо из прошлого рождается будущее.