История школы. Ветераны педагогического труда

ЛЕТОПИСЬ УСТЬ-ЛАМЕНСКОЙ ШКОЛЫ

СОАВТОРЫ: Левштанова Светлана – выпускница 1999 года МАОУ «Усть-Ламенская СОШ», Воронкова Вероника, Александровы Екатерина и Лариса ученики 10 класса 2013 года, Сарана Анна – ученица 10 класса 2016 года - члены ЭЭКЦ «Берегиня».

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Александрова Л.Ю. – учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея.

Введение

Всё начинается со школьного звонка и первая прочитанная книга, и первый учитель, и первая любовь. Школа – это порог, переступив через который мы получаем путевку в жизнь. За время учебы в школе приходилось не раз задавать себе вопросы: когда возникла наша школа, кто в ней учился? Свое исследование мы начали со школьного музея, здесь собран богатый фактический материал: фотодокументы, письма, дневники выпускников, воспоминания учителей 30-х, 40-х, 50-х годов. Систематизировав все данные, мы обратилась в районный архив и Ишимский филиал областного архива за помощью в уточнении некоторых дат и фамилий. В нашей работе представлен весь жизненный путь школы с 1820 года-периода существования церковно-приходской по 2013 год.

1. Школа волостного села Усть-Ламенка Ишимского уезда Тобольской губернии

В селе имелась деревянная церковь 1820 года, а при ней школа и церковная библиотека. Ею пользовались купечество и церковнослужители. «Церковно-приходская школа. Двух классная. Первая имела деревянный дом с квартирой для учителя: законоучитель: священник Николай Протопов. Учитель: Елена Тверитина. Вторая имела деревянный дом с квартирой для учителя: законоучитель – священник Карибов Григорий, учитель: Константинов Евлампий. Училось 32 мальчика, 15 девочек». Преподавателями церковно-приходской школы было духовенство. Поп – расстрига, отрекшийся от церкви. Последний поп Евлампий. В 1839 году была построена белокаменная церковь. В 1885 году здесь открывается министерская школа, где дети зажиточных крестьян обучаются два года, данное образование дает право поступить в гимназию. В церковно-приходской школе было три класса. Беднота почти не училась. Мальчики среднего возраста работали по хозяйству, а девочки приучались прясть лен. Юношеский возраст не имеет никакого культурного развития, не было клубов, изб-читален, библиотек. В зимнюю пору молодежь собиралась в откупленную избу для игр и праздников. Чтобы представить уровень образования в конце XIXв. использовали: Приложение к отчету начальника Тобольской губернии за 1878 год.

Обзор губерний. Народное образование « 7 ... в 1879 году в губернии было всех учебных заведений 267. В Тобольске находилось 12, в окружных городах 31, в округах 224. Мужских училищ 32, женских 15 и для обоего пола 220. Учащихся в округах 0,643% сельских обывателей. Мальчиков училось 6,429 и девочек 1,958, так, что первые составляют 76,63%, а последние 23,34% всех учащихся. Ученых обществ не существует. Единственный в губернии музей. Публичных библиотек. Как общественных, так и частных нет». В 1918 году министерская школа преобразовалась в высшее начальное училище, которое давало знания в объёме семи классов. А в 1927 году на базе этого училища образовалась Школа крестьянской молодежи (ШКМ).

2. Школа в 30-е годы XX века

В 1929 году Усть-Ламенка была районным селом Ишимского округа. В каждом районе была одна семилетняя школа. Ближайшая средняя школа находилась в г. Ишиме. Примерно в 1929-1930 г.г. территория Усть-Ламенского района отошла к Омутинскому и Голышмановскому районам. «Усть-Ламенская школа была более крупной. Обучались дети из Ситниково, Ламенки, Свистухи, Евсино, Никольска, Оськино, Боровлянки и еще ближайших деревень. Школа крестьянской молодежи была школой с программой по сельскому хозяйству. Агрономом – Филонова Катя (сестра героя Филонова). В школе был кабинет сельского хозяйства. В школе были две мастерские (по дереву и металлу) и соответственно два преподавателя. Братья Курбатьковы. Школа имела земли – до 34 га. На участке было 50 га пахотной земли. Школа имела 7 лошадей, 12 коров, 20 овец и различный молодняк. Всего 75 голов скота, все сельскохозяйственное оборудование (от борон до молотилок, с конным приводом). Был рабочий – конюх. Заготавливали по 1500 ц. сена и всегда имели по 1000 пудов хлеба, по несколько бочонков масла. Годы гражданской войны, восстание 1921 года, 1-я мировая война оставила по деревням много сирот. Школа находила таких детей, брала их в интернат. Это были дети 10-16 лет, таких детей было до 25 человек. Мальчики и девочки. Школа их обучала, выпускала, трудоустраивала. Находились они на полном обеспечении за счет продуктов и доходов, получаемых от лично-подсобного хозяйства и участка. Многие воспитанники школы трудоустраивались в колхоз, но некоторые продолжали образование. Например, наши воспитанники работали преподавателями в своей школе. Киргинцев Александр – преподавал русский язык, а Калугин Георгий – физкультуру. «Учащиеся ШКМ активно участвовали в общественной жизни села, в ликвидации неграмотности, в хлебозаготовках, в раскулачивании. Во главе бригады стояли коммунисты и учителя школы, создавались избы – читальни. Активисты – Соловьев И.И., Родионов Р.Т., Александров Р.Д., Колов Я. Секретарем комсомольской ячейки школы был Третьяков Н.И.. Руководителями ликбезов были комсомольцы, немного имевшие грамотность: Михаил Стипунин, Хамов Ф., Герасимова У., братья Ципулины, Колов К.». «Накануне войны педагогический коллектив Усть-Ламенской средней школы был преимущественно мужской. В 1936 -1939 годах директором Усть-Ламенской школы был Дубровский Александр Евменович, затем заведующим РОНО; географом – Пивоваров Владимир Фёдорович, преподавателем немецкого языка – Петкау Иван Петрович, историком – Шустов Димитрий, затем эстонец Пурро Петр Иванович, физиком – Семёновский Николай Алексеевич, Корабельникова Лидия Ивановна, Шутихина Мария Ивановна. Вожатой Титакова Наталья».

3. Школа в годы Великой Отечественной войны

Перед войной школа крестьянской молодежи была реорганизована в среднюю. Наступил суровый 1941 год. Педагогический коллектив, по словам Семеновского Н.А.[2:с.8], был в основном мужской, все были призваны на фронт в 1941 году. Среди них: Дубровский Александр Евменович., Шустов Димитрий, Киргинцев Александр Николаевич (02.04.1942 года), Пурро Пётр Иванович, Семёновский Николай Алексеевич, Петкау  Иван Петрович, Мартынов Анатолий Петрович, Трусов Иван Николаевич, Абраменко Леонид Фролович, Вершеня Александр Трофимович.

Пять  учителей с фронта не вернулись. Это: Абраменко Леонид Фролович, старшина, погиб 11 июня 1944г., похоронен в деревне Линтули, Сестрорецкий р-н, Ленинградская область. Вершеня Александр Трофимович, погиб в 1941 году в военном эшелоне, разбомблённом в пути следования к фронту[I]. Дубровский Александр Евменович., старший лейтенант, умер от ран в январе 1943 года, похоронен в деревне Колпакова Калининской области [13:с.328]. Мартынов Анатолий Петрович, рядовой, 1914 года, погиб 25 октября 1942 года, похоронен в Сталинградской области[13:с.362]. Трусов Иван Николаевич, старший лейтенант, с. Усть-Ламенка, умер от ран 19 марта 1943 года [13:с.405].

В годы войны директором была Фёдорова Елена Александровна.

Шумят у старой школы тополя.

Их посадили дети Ленинграда.

Весной, когда оттаяла земля

Была война, гремела канонада.

А в школе той, где тополя шумят

Был интернат мальчишек и девчонок

Он сохранил от горя всех ребят

Вот бы теперь найти братишек и сестренок.

Победы час настал.

Домой вернулись дети.

Живут, работают, счастливей нет на свете.

В селе о них, как памятник тех дней

Растут у школы десять тополей.

«Перед Ленинградом встала задача эвакуации лишних людей из города. На седьмой день войны заведующих детсадами и директоров школ вызвали в райисполком.

- Завтра в 10 часов 30 минут эвакуация.

- Куда?

- Неизвестно. Вы считаетесь мобилизованными.

- Надо же оповестить родителей, побеседовать, собрать вещи – когда?

- Сами решайте. Имейте в виду детей с сестрами и братьями не разлучать. Ясно? Действуйте?»

Утром в автобус садились неделимые дети: трехлетние и школьники «Это Антоновы Саша и Мария, Алексеевы Люда и Коля, Блохины Тамара, Люда и Ваня...». Младшие не очень горевали, они ехали на дачу. А старшие потом сочинили стихи:

Так плакать хочется,

Но нужно улыбаться

Чтоб мама грустной не была.

А у мам на сердце лежал неподъемный груз. Они не представляли себе, что разлука продлится три года, не думали, что многим детям суждено быть сиротами «Аристовой Ире, Афанасьевой Вере, Войчунас Людвигу, Цурмилен Тамаре и ещё восьмерым детям». Мамы ночью вышивали на рубашечках дату рождения, адрес. Значит, чтобы опознали, если ранят, если... «Из Ленинграда выехали 4 июля 1941 года. Направление – Ярославская область в Демьяновский район, деревня Старово – Смолино». Мамы те, что сумели пробраться на перрон, кричали вслед эшелону:

- Одевайте Ниночку потеплее, она простуживается.

- Наде, 2 раза в день капли в уши, я положила.

Каждая своё. Тем же, кто увозил детей, слышалось одно: «Сберегите!». «Их было 18 человек: Иевлева Прасковья Прокопьевна – заведующая, Трубач Александра Владимировна – завуч, Милюкова Мария Константиновна – завуч, Соколова Анна Александровна – завуч, Горячева Татьяна Викторовна – завуч, Зарембо Петр Гаврилович – завхоз, Янович Ирина Григорьевна – счетовод, Осипова Елена Николаевна – кухарка, Родомская Прасковья Трофимовна – ночная няня, Чурочкина Анна Яковлевна – кухарка, Блинова Александра Павловна – пионервожатая, Шихова Мария Ивановна – медсестра, Митягина Ульяна Петровна – сторож, Комольцева Нина Алексеевна – сторож, Козловская Мария Андреевна – ночная няня, Чуцелюк Евдокия Степановна - прачка, Турнаева Анастасия Степановна – прачка, Горячева Зинаида Васильевна – кастелянша. На 581 ребенка из Ленинградских школ № 225 и №224». Как потом писала одна из воспитателей:

Есть ли на свете богаче мать?

Тридцать детишек семья,

Надо одеть, умыть, причесать

Мама теперь им – я.

Матери в осажденном Ленинграде ждали – что ещё им осталось? Дети в Ярославской деревне жили в полную силу – что ж ещё могли они? Вот женщины, которые были рядом с ними три года войны, не просто выполняли свои обязанности, создавали свой дом. Изо дня в день они совершали подвиг материнской любви. Только мамами называть себя запрещали. Говорили:

- Я тебя и поцелую, и приласкаю, на ночь ножки укутаю, но я тебе не мама. Мама твоя в Ленинграде, ты к ней вернёшься!

Эшелон с детьми отправился снова, теперь уже в Омск, а отсюда в Тюменскую область, Голышмановский район. «Дети были распределены по трем сёлам: Усть-Ламенка, Голышманово, Малышенка, интернаты № 128,№ 130,№ 129». Пишет Назарова Надя: «До станции Голышманово ехали две недели. Часто пропускали воинские эшелоны, идущие с Дальнего Востока, Сибири к Москве. Немцы хорошо получили по носу под Москвой в декабре 1942 года, нам потом уже в Усть-Ламенке показывали один раз звуковое кино. И это был документальный фильм «Разгром немцев под Москвой». Можете себе представить, какая это была радость для нас, детей. Мы тогда, увидели, что такое эта жуткая война». «По истории знаю, что когда дети появились в Голышманово, то малышей не захотели везти ещё за 25 километров и оставили в районном центре, организовав новый интернат, так как в с. Усть-Ламенка первоклашек не было. У нас было три группы, около 60 (86 – архивные данные) человек занимали два здания: одно – двухэтажное красное кирпичное на берегу реки Вагай у моста. В нем жило две группы, размещались столовая, кухня, кладовая и был хоздвор с коровником и конюшней. Другое – деревянное через площадь от первого, там размещалась старшая группа девочек и канцелярия». «Здание школы, в котором размещалось 138 человек, имеет 322 м² общую площадь, из них под спальнями (6 комнат) 190 м². Изолятор 18 м², коридор 77 м². всей площади на человека воспитанника 2-3 м²». В нашем музее имеется макет детского дома, и хранятся архивные документы. В акте о передаче группы старших девочек воспитателю Иевлевой Надежде Николаевне указывается: «Группа из 24 человек, все здоровы. В комнате имеется в наличии: топчанов с козлами – 21, табуреток – 3, матрацев – 22, казённых покрывал – 20, графин – 1, кроватей – 2, портретов -1, подушек – 22, зеркало – 1, стакан – 1, и т.д.». «В интернате всегда было чистое постельное бельё, ученическая и рабочая форма. Портнихой была мать воспитанницы Горячевой Т.В. – Зинаида Владимировна. Шила для всех четыре года». «1.Нужно чинить валенки – 5 пар, есть два байковых одеяла, нужна вата для изготовления зимнего. (акт). 2. Внешний вид детей удовлетворительный. Волосы мальчиков коротко подстрижены (отчет о санитарном состоянии)». Составляя меню, подсчитывали, как в мирное время калории: Чурочкина Анна Яковлевна готовила из картошки запеканки. Разумеется, работали на земле усердно, даже радостно. Любимая поговорка: «Что посеешь, то и поешь». Городские дети вошли во вкус крестьянских хлопот. Как же у них огород, живность, им надо дрова пилить, дом белить, снег сгребать. «За годы проживания в селе Усть-Ламенка все воспитанники работали в колхозе «Заря Урала». Выполняли работы: прополка, дергали лен, вязали снопы пшеницы. Овса, копали картошку. Убирали овощи, участвовали в сенокосной кампании». Бакульмановой Людмиле запомнилась фамилия председателя колхоза – Гриболева. Она вместе со старшими девочками зарабатывали трудодни. Продукты за них получал интернат. Назарова Надежда Николаевна отмечала «Дети в интернате жили дружно. Отмечали дни рождения каждому воспитаннику. Участвовали в олимпиадах художественной самодеятельности. Посылали посылки бойцам на фронт». Сизова (Николаева) Роза Александровна пишет: «Мама (моя) работала в школе – интернате, позднее прибыл отец после ранения, инвалид второй группы. Он работал на мельнице». Уложат воспитательницы ребят, разойдутся по своим закуткам. Дети на время затихнут, а потом зашепчутся:

- Ты маму во сне видишь?

- Раньше я не слушался, а теперь бы слово не сказал.

 

С широко раскрытыми глазами,

Сладкий сон стараясь превозмочь,

Я лежу и думаю о маме.

Мамочка, любимая, родная

Предо мной твой образ дорогой,

Я тебя веселой вспоминаю,

Молодой, красивой и простой.

Наверное, спокойнее было бы дать детям забыть прошлое. Но забыть не давали – память всячески укрепляли. У каждого в ящике лежал вышитый матерчатый конверт с фотографиями, письмами, сухими листочками – всем, что напоминало о доме, назывался добром. Заслышав издали колокольчик почтового возчика, дети замирали. Ждали писем. Конвертов у этих писем не было. Письмо складывалось треугольником и само служило конвертом. Писали между строк книг и газет, на обороте осторожно отклеенной этикетки консервной банки, на страницах конторских книг. По тому как менялся внешний вид писем, можно было определить писались они в начале или конце войны. Первыми читали письма взрослые, вдруг там беда непоправимая? А чаще она давала о себе весть безответным молчанием Ленинграда. Вот уже нет мамы у «Бурина Вовы, Доронина Толи, Филимовой Вали». Но ребёнка нельзя оставлять без писем. Пишут им с фронта, чужие родители. Это был единственный способ сохранить узы, пусть не с семьёй, с родным городом. Изредка прорывались из Ленинграда посылки в конвертах – шнурки, мулине. Однажды пришла варежка. Глядь через неделю другая. Их осматривали, нюхали – пахнет домом. А было и так. «Дорогой папа! От тебя нет и нет писем. То, которое мы получили в мае, последнее, мы его совсем зачитали, потому, что читали всем детским домом! Каждый день я встречаю почтальона, а вчера ходил на почту и сегодня тоже пойду. Я бы сбежал к тебе на фронт, но ты ведь сам не велел этого делать. Я никогда не плачу, только ночью иногда, и тогда большие ребята смеются. Жду тебя изо всех сил. А может у тебя изменилась полевая почта? Ты пиши. Володя». Десятилетний Володя Алексеенко писал письмо сам, а подписывала адрес Воспитательница. Все письма Володи она хранила вместе с похоронкой на его отца, пришедшей в мае 1942 года.

Зима 1941-1942г.г. была очень холодной и снежной. Кое-кто из ребят поморозил ноги (валенок–то не было). «17 ноября 1941г. погрузили в товарные вагоны и повезли в Сибирь. Когда мы приехали в Голышмановский район нас повели в баню, но с полдороги вернулись, отморозили кто нос, кто ноги, руки, одеты-то были по – летнему». «В январе 1942 года мы пошли учиться в местную школу. Тяжелое это было время. Мы больше думали о наших родных. Ведь город Ленинград был в блокаде. Холод, голод, обстрелы и бомбёжки уносили жизни людей. В эту зиму многие ребята остались сиротами. А в село больше приходило похоронок. Но пришла весна дружная. Солнечная. Реки разлились. Нам выделили участок земли под огород и началась сельская жизнь. Работали мы в колхозе. Больше всего нам нравилась сенокосная пора. У нас было две лошади – серко и Рыжик. Эти лошади были на войне, были ранены, а когда их подлечили, отдали нам. Ухаживали за ними сами ребята – Вадик Поспелов и Толя Семенов. Были у нас и коровы, кроме того к большим праздникам растили овец. Вот для них заготавливали сено. Ездили в лес собирать грибы, ягоды. Из ягод в лесу собирали костянику, иногда встречалась лесная черная смородина, на полянках земляника. А весной ходили пить березовый сок и копать клубни саранки. Кроме того уборка помещений. Дежурство по кухне. У школьников была художественная самодеятельность. Ребята выступали в сельском клубе, ездили с концертами на станцию Голышманово, выступали во время посевной прямо в поле. К ним изредка приезжал из района Костя Лагунов (ныне известный писатель) и играл на гармони. В 1944 году ездили в Омск на олимпиаду художественной самодеятельности интернатов и детских домов. Мы выпускали свою стенную газету, журналы «На злобу дня», «наш край». Главные художники были Сережа Чурочкин, Ира и Валя Постниковы. Многие ребята писали стихи. Особенно хорошо – Рябова Тамара. У нас была своя комсомольская организация. За работу в колхозе, за  общественную работу мы были награждены переходящим красным знаменем райкома комсомола.

Усть-Ламенскую школу и наших учителей мы помним и благодарны им за все. Особенно любимый наш учитель от бога – Тимонов Григорий Степанович – учитель ботаники, зоологии, анатомии, химии, математики. К сожалению не дожил до Победы. Мы все ходили его хоронить и горько плакали. Вот так и жили. Учились и трудились». «Я Ивановская Ия Григорьевна, в годы войны жила с родителями в Усть-Ламенке. Папа, Тимонов Григорий Степанович, мама, Крутых Клавдия Афанасьевна – учителя вашей школы, а я тогда Тимонова училась в 6-8 классах. Папа там умер, брат поступил в военное училище, а мы с мамой после Победы уехали в Воронеж по вызову ГОРОНО. Теперь я уже пенсионерка!». О детях Ленинграда часто вспоминала Дубровская (Сусликова) Анастасия Ульяновна, учительница 40-х годов: «Я была классным руководителем 5 класса. В моём классе много было мальчиков из Ленинграда. Помню Капустина Володю, Понкратова Семёна, Яшина Вову. С папой Семёна я даже переписывалась. А вышло так. Папа спросил в письме у сына, как зовут его классного руководителя. Он написал. И между нами завязалась переписка, это были письма из тыла и с фронта. Мы с ребятами копали картошку до поздней осени. Замерзнем, разведём костер, сварим кашу изо ржи, а ложек нет. Так мальчики кашу ели палочками, расколют их и едят».  В 1942 году стали забирать первых детей. У многих не было родителей, их забирали родственники и знакомые. Вот данные из архива: «Чурочкина Зоя Ивановна выбыла в город Свердловск к дяде 21.07.1942 г., Зинкевич Вячеслав Петрович – сирота, выбыл в Ярославскую область к дяде 21.07.1942 г., Червякова Галина в г. Буй к бабушке». Остальные уезжали в 1943 году. «Эшелон формировался в Тюмени, но сначала мы трогательно прощались с Усть-Ламенкой, учителями: Филимоновым Виктором Михайловичем, Сусликовым Алексеем Семеновичем, Пинигиной Натальей Филипповной, Карабельниковой Лидией Ивановной, Шутихиной Марией Ивановной, Дубровской (Сусликовой) Анастасией Ульяновной, Пинигиной Браниславой Петровной, Шкире Анастасией Тарасовной, Федоровым Иваном Алексеевичем, Яксон Еленой Карловной, Федоровым Иваном Алексеевичем, Головиной Марией и гостеприимными сельчанами.

До Тюмени ехали с песнями, там переночевали, а на другой день на площади был митинг, на котором мы стояли со знаменем. Им нас наградили за активную работу. Уехали мы полным составом, никого не оставив. Когда пронесся слух, что детей без родителей оставят, то группа сирот в 1944 году была отправлена в Ленинград в ремесленное училище, а в1945 г. остальные в ФЗУ. По словам Н.Н. Иевлевой все реликвии (знамя, грамоты, альбомы, дневники) ее мама куда-то сдала. То время, когда мы жили в Сибири, не забудется никогда. Спасибо за это людям, окружающим нас. Знаменитостей среди нас нет. Мы как были, так и остались простыми, честными людьми. Среди нас есть: врачи Кискина Г.Д., Генис, Чурочкин, Поспелов, Козловская, Капустин; учителя – Гельке, Кудряшова; конструкторы – Медведева, Постникова; Блохина Тамара закончила Д.У., Аристова Ирина живет в Эстонии. Она ткачиха, Виноградова Катя безвременно скончалась. Конечно, многих теперь нет в живых, остальные на заслуженном отдыхе».

Пишет Вариамова (Теглева) Нина Николаевна: «У меня есть фотография нашей комсомольской группы от 16.12.1944 года. Она мне очень дорога. На ней 32 человека, часть живет в Ленинграде, многие уехали (многих нет в живых). Я долгое время переписывалась, была в гостях у моей лучшей подруги Постниковой Валентины, она замужем за интернатским парнем Чурочкиным Сергеем. Сейчас уже, конечно, все на пенсии. (Сергей закончил летное училище). Ну, что я еще могу написать, перечислить фамилии нашей группы: Горбачева В., Постникова В., Козловская Н., Бакульшанова Л., Холодова Р., Теглева Н., Аристов А., Медведева З., Постникова И.,Семенова А., Иевлева Н., Аристова А., Афонасьева В., Вольская И., Кащетина Н., Иевлева П.А., Монтьева, Гурьева, Поспелов В., теглев В., капустин В., Понкратов С., Вочуйлас А., Кискин А., Кискина Г., Виноградова Е., Светафьев, Чурочкин С., Степанов О., Соловьев Б.».

Мы располагаем адресами: Кискиных Галины и Александра, Крикуновой Галины, Сизовой-Николаевой Розы, Бакульмановой – Скальской Людмилы, Эппелбаум – Поляковой Роза Галиевны, Туревых – Николаевых Екатерины и Веры, Тимоновой-Ивановской Ии, Теглевой – Вариамовой Нины.

Коллектив Ленинградской школы слился с нашим коллективом. Учащиеся в годы войны оказывали помощь колхозу в уборке урожая. В ночную смену веяли хлеб, скирдовали, колоски собирали в поле. Постоянно оказывали помощь на селе медицинским работникам, проводили санитарную профилактику. Проводили сбор теплых вещей и средств для фронта, для постройки танков и самолетов. Принимали активное участие в распространении государственных займов. Ставили пьесы, концерты, выезжали в другие пункты. Выпускали боевые листки. Секретарем комсомольской (ученической) организации была ученица Трусова Аня. Из среды комсомольцев – учащихся особого внимания заслуживают комсомольцы Ленинграда: Чурочкин Сергей, Тимонов Анатолий, Теглев Юрий, Рябова Римма, Вербицкая Нина, Пивоварова Нина, Постникова Ира, Иевлева Надя. Среди Усть-Ламенской комсомольской (учительской) организации особо выделялись: Пинигин Николай, Субботина Зоя, Пономарева Анна, Шендель Анатолий, Марченко Никита, Галушко Петр, Синельников Михаил, секретарем учительской комсомольской организации была Шкиря Анастасия Яковлевна. Педагогический коллектив в годы войны: Федорова Елена Александровна, Шкиря Анастасия, Пинигина Анна, Сусликов Алексей Семенович, Баринова Таисия, Кокорина Таисия, эвакуированные учителя – Тимонов Григорий Степанович, пришел с фронта, Яксон Р.К.

4. Школа с 50-х годов по настоящее время

«На начало 1950-51 учебного года в 79 школах министерства просвещения было 67 начальных, 11 семилетних (в том числе Усть-Ламенская), 1 средняя и 3 железнодорожные школы, работало 342 учителя, обучалось 7222 ученика, из них в 1 классе 668, в 10 классе 19». Педагогические коллективы Усть-Ламенской школы:

1950 год – Конаков - директор школы, Сусликов А.С., Сусликова А.У.

1954 год – Хабаров Я.П. – директор школы, Пинигин М.Е., Попова З.П. – пионервожатая, Янсон Р.К. – немецкий язык, Федоров А.Н., Сазонова А.Ф., Макушина Н.И., Жирикова З.Г.

1953 год. 7 «а» класс, учителя: Елена Яковлевна Яксон, Зинаида Константиновна, Сазонова Анастасия Федоровна, анна Петровна, Сусликова Анастасия Ульяновна.

1956-1960 г.г. – Дроздова М.Д., Камышникова А.П., Гаврилова З.И., Лариса Петровна, Софья Серофимовна, Кузнецова Вера Т., Пинигин Михаил Е., Авершина Татьяна Петровна – директор, Николай Иванович.

В 1958 году был выпущен первый 10 класс. В 1956 году к старому зданию пристроили новое. Педагогический коллектив в 1960-61 г.г. работал в следующем составе Бабина Александра Петровна, Зимлякова В.И., Татьяна Федоровна, Римма Сергеевна.

«С 1957 года в районе четыре средние школы - № 1, Малышенская. Усть-Ламенская, №2».

«В 1963 году была построена школа на 360 мест, одноэтажная, деревянная».

Менялись коллективы учителей, но верны учащиеся своим традициям. Поднялся парк возле школы, благодаря стараниям Камбаровой Таисии Никитичны и Сусликовой Анастасии Ульяновны. Велась работа на опытническом (пришкольном) участке, был трудовой и пионерские лагеря. Численность учащихся была очень большой, 900 и более учащихся, по четыре параллели, имелся интернат в тех же домах, где раньше находился детский дом. Учились в Усть-Ламенской школе дети из ближайших деревень: Боровлянки, Свистухи, Оськино, Евсино, Никольска, Ламенки, Глубокой и др. «В 1981 году была построена двухэтажная кирпичная школа на 320 мест». Школа имеет просторные кабинеты, спортивный зал, столовую, мастерские.

Колов Геннадий Ильич – учитель труда. Занятия проводил в просторных мастерских, что находятся в большом современном здании. «В 1964 году после окончания Ишимского сельхозтехникума. Геннадий Ильич вернулся в родной совхоз специалистом и получил первое задание:

- Вот, что. Ребятишки из школы ремонтируют сеялки. Их производственная бригада нынче на полях будет. Бери над ними шефство.

Начал Геннадий Ильич с ремонта, а закончил севом. С веселыми, жадными до работы ребятишками, он днями находился на школьном участке. Засеяли. А когда пришло время убирать, опять вместе выехали в поле. С ребятами бессменно трудился Геннадий Ильич, который уже именовался учителем. Со временем пришло мастерство, умение владеть детским коллективом. Геннадий Ильич часто вспоминает ту, первую школьную полеводческую бригаду, которая за сезон проходила весь земледельческий цикл. «2457 центнеров с начала уборки урожая намолотило звено Усть-Ламенской средней школы из трех комбайнов. Наставник в звене – Г.И. Колов. С раннего утра рокочут комбайны в поле. Это не в тягость ребятам – двухсменка у них в звене. Одиннадцать тысяч центнеров зерна – обязательство ребят. Но они их постараются перекрыть, так как желание не отстать от других звеньев завладело школьниками полностью». Сейчас производственная бригада ушла в прошлое. Она перестала существовать с 1995 года.

Есть в школе свой приусадебный участок, около гектара, где выращивают овощи. Раньше школьники шефствовали над совхозными телятами. Девочки кормили и поили их. Школьники так же выращивали свиней. Сейчас проблемами питания занимаются завхоз и повара. Сергей Гаврилович Доронин завхозом Усть-Ламенской школы проработал 20 лет. В районе он был всем известен своим беспокойным характером и неуемной энергией. Наверное, благодаря этому, за что бы ни взялся, у него всё получается легко и быстро. Его главная забота обеспечить детей продуктами на зиму. Ещё кто-то разворачивается, а у него уже заранее припасены крупы, сахар.

«Более десяти лет Гребенкина Нина Максимовна проработала в школе поваром. Обеды по-домашнему вкусны и наполнены теплотой и любовью ее умелых рук. Это у неё в крови от бабушки и матери, которые были большими умельцами. Бабушка хлеб заводила ещё по – старинке на опаре да закваске. Сейчас мало кто может такие хлеба печь. А вот Нина Максимовна все умеет - и испечь, и сварить. Белить и красить мастерица».

В 1989 году перед школой был поставлен памятник ветеранам Великой Отечественной войны и всем погибшим в той страшной войне. С 1988 года в нашей школе начал работать музей. Статус краеведческого музея он получил в 1992 году. В школьном краеведческом музее села Усть-Ламенка хранятся предметы народного творчества: кувшины и миски из глины, вышитые скатерти и рушники, ткацкий станок и ещё многое другое. В 1994 году прошла выставка этих изделий, где школьники и гости могли познакомиться с творчеством народных умельцев. В этом же году коллектив музея занял первое место в фестивале «Малая Родина» и был награжден часами. Каждый год актив музея пополняет основной фонд, проводит экскурсии и встречи. 18 мая 2000 года он принял участие в работе конференции «Сохраним память о родных местах».В 2006 году 1 место во всероссийском конкурсе "Россия моя Родина". В 2008 году - 1 место в областном конкурсе "Древо жизни".  Ребята работали по теме «Исчезнувшие деревни» и заняли первое место. В 2012 году – 3 место в конкурсе уроков на основе военно-исторического материала. В 2013 году - 3 место в областной игре «Наследники».

Хорошая школа «Зарница»

Для будущих наших солдат,

Вы слышите, песня искрится –

Ребячий военный парад!

И нам в этот строй становиться,

Наверно, ребята. Пора.

Друзей созывает «Зарница»-

Любимая наша игра!

Здесь пахнет травой, печенками и ... детством. За всю историю жизни «Зарницы» наши школьники принимали в ней участие. Тренировали их, чтобы быть на «Зарнице» первыми, учитель ОБЖ – Герасимов Сергей Кузьмич и турорганизаторы Титенко Оксана Николаевна, Жирикова Елена Анатольевна, Александрова Лариса Юрьевна. С экологами работает Колова Татьяна Ивановна. Богата история туризма наших школьников. Ребята в период с 60-х по 2015 год ходили и в многодневные походы, и в однодневные. В музее хранятся альбомы с их записями.

Наши учителя принимали и продолжают принимать участие в профессиональных конкурсах: "Педагог Года" - Манакова Т.И. (3 место), Александрова Л.Ю. (1 место), "Классный руководитель" - Тихонова Н.А. (3 место), Ческидова Г.Н. - 3 место.

С 2000 года начинается реорганизация малокомплектных школ. Была закрыта школа в деревне Гришино, затем в Робчуках. В связи с дальнейшей реорганизацией детсад «Буратино» стал структурным подразделением школы. Школа сотрудничает с Домом культуры, сельской библиотекой, первичной организацией ветеранов, с родителями в воспитании детей. Здесь уделяется внимание внеклассной работе. Ребята активно участвуют в художественной самодеятельности, спорте. Словом, учителя и учащиеся – это большая дружная семья. Школа может менять свое месторасположение, административный статус, коллектив учителей, поколения выпускников, но суть останется прежней. Мы думаем, есть такое понятие, как дух школы. Сюда входят традиции, которые передаются от поколения к поколению. Как и прежде, каждый год встречаются выпускники разных лет. Вспоминают свои детские шалости, взлеты и падения. Как и много лет назад, школа является центром культуры на селе, огоньком, притягивающим и согревающим людей. Все также здесь проходят встречи пожилых людей, ветеранов войны и труда.

Школа – это вечное!

Список источников

  1. Документы архива р.п. Голышманово Тюменской области, ф.97. оп.3. д.1.; ф.1. д.48.

  2. Документы Ишимского филиала государственного архива Тюменской области ф.282, оп.1, д.143. л.87.

  3. Воспоминания активиста 30-х годов Черяпкина И.Д.

  4. Воспоминания учащегося 30-40-х годов Пинигина Н.

  5. Воспоминания учителей Жириковой З.Г., Сусликовой А.У.

  6. Письма детей блокадного Ленинграда – Назаровой Нади, Кискиной Г.Д., Крикуновой Г.А., Сизовой (Николаевой) Р.А., Теглевой (Вариамовой) Н.Н., Ивановской И.Г.

  7. Статьи из газеты «Голышмановский вестник» от 14 сентября 1994 года, от 30 августа 2000 года.

  8.  Августовская учительская конференция [Текст]  // Голышмановский вестник. – 2012. - 1 авг. – С.2

  9.  Воспоминания [Текст]  Семеновского Н.А., учителя 30 – 80-х годов, директора Шабановской школы Омутинского района 60 - 70-х годов. – 1977. – 27 авг. – 13с.

  10.  Глазунова, М. Сквозь дни утрат, печали, скорби в Победу верили они [Текст] // Голышмановский вестник. – 1998. – 26 июн. – С.3.

  11.  Документы на сайте «Подвиг народа» [электронный ресурс]. – http://www.warheroes.ru/main.asp/page/3/l/22

  12.  Летописцы судеб [Текст] // Голышмановский вестник. – 2012. -  13 янв. – 3 с.

  13. Память [Текст], т.5, Тюменская область. – C.: Средне-Уральское, 1994. -  551с.

14. Письмо [Текст]  Абрамовой Г.Ф. – 2011. – 18 янв. – 3с.

15. Письмо [Текст]  Гордиенко Павел.Харитонович. – 1974. – 25 дек. – 3с.

16. Письмо [Текст]  Крикуновой Г.А., школьницы, эвакуированной из Ленинграда. – 1995. – 6 февр. – 3с.

17. Письмо [Текст]  следопытов школы №57 г. Кишинёв. – 1982. – 25 авг.- 2с.

18. Письмо [Текст]  Фадеева А. – 1974. – 12 окт. – 4с.

19. Письмо [Текст]  Фадеева А. – 1974. – 12 нояб. – 3с.

20. Семеновский Н.А [электронный ресурс]. -  http://shaban.depon72.ru

21. Тюменцы – Герои Советского Союза [Текст].- Тюмень: Изд – во «Вектор Бук», 2004. – 192с.

23. Филонов А.Г. [электронный ресурс]. - http://shaban.depon72.ru

 

СЧАСТЬЕ УЧИТЕЛЬСКОЕ – СУДЬБА УЧИТЕЛЬСКАЯ
(о ветеранах педагогического труда)
 
АВТОРЫ: Шендель Наталья – выпускница 2004 года  МОУ «Усть-Ламенская СОШ», Медведева Наталья и Касумова Александра – выпускницы 2005 года МОУ «Усть-Ламенская СОШ».
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Александрова Лариса Юрьевна – учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея МОУ «Усть-Ламенская СОШ».
 
Два тысячелетия назад под солнечным небом Древней Греции жил один мудрец. К нему приходили молодые люди в поисках ответа на вопросы о смысле бытия, о тайнах мироздания, о сущности любви и истинности. Мудрец беседовал с ними на зелёной лужайке под тенью раскидистых деревьев, а в этих беседах юноши учились думать и понимать главное: важное не получение готового ответа, а сам путь к познанию. Одним из путей познания мира и  является образование.
Есть люди, глядя на которых можно сразу сказать, где они работают или работали. Человека всю жизнь отдавшего школе, отличает благородство, душевный такт и та любовь к близким, качество, которого нам так часто не хватает. Радость…. Она даётся не каждому. Она идёт не из души, а из духовной глубины. Она требует от учителя самоотдачи. Только тогда можно надеяться на то, что духовное семя превратится в духовный росток, ибо тот, кто отдаёт свою душу детям, её обретает, а тот, кто боится потерять, её потеряет.
Так уж устроен мир, человеку свойственно забывать, одни забывают хорошее, другие плохое, но одного  никогда не забудут – это первых учителей, благодаря их терпению и умению. И недаром самых уважаемых людей во все времена называли Учителями. И слово это писали с большой буквы. Ветераны педагогического труда отдали Усть-Ламенской школе почти всю свою жизнь. Много лет изо дня в день спешили они на работу, сеяли разумное, доброе, вечное.
 
Анастасия Ульяновна Сусликова
 Анастасия Ульяновна Сусликова сорок лет проработала учителем биологии в местной школе. За это время выучила ни одно поколение. Никогда учительница не была в стороне от дел своих сельчан. Её уважали за принципиальность, умение прийти на помощь в трудную минуту. Она родилась в 1920 году в Казахстане. После окончания школы поступила в Омский пединститут. Она вспоминает, что 22 июня 1941 года рано встала, чтобы подготовиться к очередному экзамену, включила радио и услышала о начале войны. Страх сковал её сердце, даже не могла двигаться. Сдав экзамены, 15 августа она приехала в село Голышманово на место работы. Однако занятия начались 1 октября. Учителя вместе с детьми всю осень работали в поле. А через год молодую учительницу перевели в Усть-Ламенскую школу. Здесь её встретили приветливо, устроили на квартиру. Время было холодное и голодное. По вечерам в школах занимались при керосиновых лампах. Не хватало учебников, бумаги. Помнит Анастасия Ульяновна, как в село привезли детей из Ленинграда. Их поместили в здание, бывшего купца Шатровича. Хотя усть-ламенцы и сами перебивались, но детям несли одежду, картошку, хлеб. Многие приглашали их к себе жить.
Анастасия Ульяновна взяла руководство пятого класса, где в основном были дети из Ленинграда. Осенью мальчишки и девчонки копали картошку, подбирали за косилкой рожь. Бывало холодно, грязно, но никто из ребят не жаловался. По вечерам Анастасия Ульяновна отвечала на письма родителей из Ленинграда своих питомцев, подробно обстоятельно рассказывала о каждом. Понимая, что письма единственная связь близких и родных. Приходили письма с фронта, шли и похоронки. И тогда она старалась разделить с детьми их горе. Это было нелегко.
Замуж вышла за Алексея Алексеевича Сусликова в 1941 году. Три долгих года, проведённых на границе с Японией, сказались на его здоровье. Он был частично парализован. Анастасия Ульяновна познакомилась с мужем в школе, куда он устроился военруком. 1945 год для Анастасии Ульяновны – самый счастливый. 9 мая директор школы сообщил учителям о Победе. Сразу же принялись за организацию митинга по этому поводу. На площади около школы собрались усть-ламенцы: млад и стар. И когда услышали весть, закричали: «Ура!». Люди плакали, обнимались, поздравляли друг друга. Не верилось, что закончена жизнь ночных тягот и лишений. В этом же году вступила в партию, и в этом же году у неё родилась дочь.
 Анастасия Ульяновна с благодарностью вспоминает своих коллег: Татьяну Кирилловну Ломакину, Валентину Ивановну Диль, Зою Георгиевну Жирикову, Нину Ивановну Макушину. Каждая их них много труда и души вложила в своих учеников. Благодаря стараниям коллектива в школе не было ни одного не успевающего. Бывало кто-то из ребят, не появится в классе, сразу же учительница запрягала лошадь и ехала в близь лежащую деревню. Кое-кого приходилось вытаскивать из-под кровати. Занимались с ребятами и после уроков, не считаясь со временем. Не случайно школа награждалась орденом Красного Знамени. В том, что коллектив работал слаженно и дружно, во многом была заслуга директоров: Якова Прохоровича Хабарова, Виктора Александровича Шенгельса. Это были умные, грамотные специалисты, требовательные руководители, умеющие вдохновить учителей на творческий поиск. Несмотря на большую нагрузку, Анастасия Ульяновна с радостью шла в школу. В 1951 году Сусликовы построили свой дом - пятистенник. В нём Анастасия Ульяновна вырастила пятерых детей. Никто не жаловался, что тесно, спали на печи, на полатях. Всех нужно было накормить, напоить, постирать на всех и отправить в школу. Правда, старшие дочки Нина и Тамара, были хорошими помощницами для мамы. И откуда у этой хрупкой женщины брались силы? Много лет она возглавляла партийную организацию, была пропагандистом, участвовала в работе женсовета. Уже несколько лет,  как нет Анастасии Ульяновны, но с теплом вспоминают сельчане о ней.
 
Сазонова Анастасия Фёдоровна.
Самые первые годы жизни Анастасия Фёдоровна провела в Тюменской области. Она жила здесь, в течение пяти лет, но потом в связи с нехваткой средств на жильё и пищу, она переезжает в Омск. Здесь она живёт и заканчивает десять классов. После окончания школы уезжает в Тобольск и поступает в педагогический институт на исторический факультет. Где в течение пяти лет Анастасия Фёдоровна училась на «4» и «5». Затем, окончив пединститут, она едет по направлению в Голышмановский район, где с 1948 по 1974 работает в Усть-Ламенской школе. Анастасия Фёдоровна среди педагогов уважаемый человек.
К каждому уроку готовилась, подбирая дидактические материалы. По ночам она делала собственноручно карточки с примерами и разными терминами. Ведь  к каждому ученику нужен особый подход, учитывая его способности и наклонности. Среди её учеников она была очень даже уважаемым человеком, её ценили за принципиальность и за умение прийти на помощь в трудный момент. Прошло уже много лет после выхода на пенсию. Но к счастью Анастасия Фёдоровна до сих пор помнит свой первый выпуск.
Даже сейчас в наше трудное и непокорное время её бывшим ученикам удаётся приезжать к ней в гости, не смотря на то что, он живут в разных городах. Только за тем, чтобы увидеть и отблагодарить за то, что она им смогла дать в течение восьми лет. И эти благодарности от чистого сердца, ведь многие из них уже педагоги, машинисты, директора заводов. Как говорит Анастасия Фёдоровна: «Не зря я отдала самые лучшие свои годы жизни школе».
Анастасия Фёдоровна прожила свою долгую жизнь с любящим мужем. С их прекрасной любовью удалось воспитать двух детей: Ольгу, ей сейчас 50 лет, и Алексея, ему 45 лет. Но у Анастасии Фёдоровны есть в жизни и горькая сторона, большая рана на сердце, которая не заживает никогда. У них был сын, которому сейчас бы исполнилось 39 лет. Но в 24 года он тяжело заболел. Любящая мать пыталась его лечить, требовалось много средств, но, ни любовь, ни усилия врачей и семьи не спасли его. Анастасия Фёдоровна долго переживала смерть сына, хотя прошло много лет, но рана на сердце остаётся.
Раньше Анастасия Фёдоровна думала, что когда придёт время, уйти на заслуженный отдых, как это будет, и как она будет жить без школы и учеников? Но ко всему привыкаешь, и ей пришлось смириться с этим.
 
Трифонова Раиса Васильевна
Трифонова Раиса Васильевна родилась в деревне Малый-Емецк в 1930 году 3 октября. В этой деревне проучилась четыре года. В свободное от учёбы время работала в колхозе. Затем её родители переехали в деревню Ражево, где она закончила семь классов. Восьмой класс Раиса Васильевна закончила в школе №1 районного посёлка Голышманово. В школе ей пришлось учиться во время войны. Обучение в школе закончила в 1945 году. Затем поступила в педагогическое училище в посёлке Голышманово, и проучилась там четыре года. После окончания этого училища год работала в Малышенском детском доме. Раиса Васильевна за время работы в детском доме вспоминает такой случай. Дети заготавливали дрова для детского дома сами. И однажды во время заготовки дров произошёл несчастный случай. Одного из детей придавило берёзой и он погиб. С того времени заготовку дров запретили. В 1953 году она поступила в педагогический институт города Ишим заочно. Затем за отличную учёбу переводится на очное отделение. Раиса Васильевна окончила институт в 1958 году. И по направлению отправляется в село Усть-Ламенка.
Свой трудовой путь педагога она начинает в Усть-Ламенской школе. В коллективе этой школы она проработала добросовестно все трудовые годы, до выхода на пенсию. Она вспоминает в числе своих коллег таких людей как: Сазонова А.Ф., Сусликова А.У., Мясникова Л.К., Фёдорова К.В., Ширяева З.К., Жирикова З.Г., Комбарова Т.Н., Гаврилова З.И. и директор школы Кесанов И.И., которые помогали преодолеть трудности, давали нужные советы. И всегда могли протянуть руку помощи.
Ей в этом коллективе работалось легко и просто. Она вспоминает о том, что вместе с детьми часто помогали родному колхозу убирать с полей урожай. У детей Раиса Васильевна  пользовалась большим авторитетом. До сих пор её выпускники помнят о ней и приезжают навестить. Среди учеников Раисы Васильевны есть известные люди в нашем районе. Она с любовью в сердце вспоминает о детях, которых учила. И она говорит о  том, что школа в её жизни занимает второе место после семьи.
Раиса Васильевна вышла замуж в 1961 году в селе Усть-Ламенка. Мужа звали Владимир Иванович. Они прожили вместе долгую счастливую жизнь. Вырастили двух дочерей, обеим смогли дать высшее образование. Хотя им давалось это очень трудно. Но благодаря их общим усилиям они смогли преодолеть все жизненные трудности и сохранить свой семейный очаг. Но, к сожалению, Раиса Васильевна сейчас одна, её муж умер в 2002 году, но она не одинока, её навещают дети и выпускники. Дочери вспоминают, что были такие времена, когда их мама задерживалась допоздна в школе, потому что работала в три смены, учеников в школе было около 900. Семья ей всё прощала, так как они знали, что школа для неё многое значит. Раиса Васильевна не жалеет, что отдала свои годы жизни своей семье и школе. Она считает, что прожила счастливую и достойную жизнь.
 
Шендель Лидия Семёновна
Родилась 18 сентября 1941 года в селе Сотникова Омутинского района Тюменской области в семье рабочих. Отец, Пинигин Семён Варнавич, работал в цехе, где делают ящики для упаковки банок со сгущённым молоком. Мать, Пинигина Пелагия Демьянова, работала простой рабочей на заводе. В семье было пятеро детей: Александр, Эльвира, Лидия, Владимир, Татьяна. В 1941 году отца Лидии Семёновны взяли в армию, а в 1946 году отец демобилизовался, мать заболела и умерла. Лидия Семёновна воспитывалась до пяти лет у дедушки и бабушки (по линии матери). С 5 лет до 10 жила с отцом и мачехой и училась в Ситниковской средней школе. С 10 лет до 17 жила у тёти (сестра матери) Кати и училась в Усть-Ламенской средней школе.
Учась в школе, мечтала стать учителем. Лидия Семёновна училась хорошо, аттестат был у неё без троек. Когда окончила школу, в 1959 году поступила заочно в пединститут на физико-математический факультет. Окончила первый курс пединститута и перешла в Голышмановского педагогическое училище на отделение начальных классов. Лидия Семёновна училась и работала в школе вожатой. Затем в 1968 году закончила Голышмановского педучилище и стала работать учителем начальных классов в Усть-Ламенской средней школе. Вышла замуж за Шендель Владимира Кузьмича, который работал механизатором в Усть-Ламенском совхозе. Через год родился Александр, а через три года – Павел. Сыновья: Александр работал на комбинате КХП исполнительным директором в Голышманово. Второй сын Павел – предприниматель. Также Лидия Семёновна имеет двух внуков и внучку.
В начале своей педагогической деятельности испытывала большие трудности, так как не знала хорошо методики преподавания предметов. Наставником Лидии Семёновны была Диль Валентина Ивановна, которая оказывала всяческую помощь Лидии Семёновне в знании методик и предметов. Со временем в совершенстве овладела методикой преподавания, педагогическими приёмами в работе с детьми. В 70-е годы работала в детском саду воспитателем (5 лет). Потом снова вернулась в школу и стала работать в группе продлённого дня. Принимая детей в 1-ый класс, изучала их психологию, способности, которые развивала в течение 4-х лет.
Каждый набор учеников был по-своему интересен. Ей очень запомнился выпуск 1994 года. Класс был большой, шумный, все были очень активные в любом мероприятии. Очень нравились им прогулки и экскурсии на природе и в другие места. Находясь на отдыхе в лесу, они организовывали различные игры и наблюдения за природой. Затем писали интересные сочинения, которые без смеха невозможно читать.
Следующий выпуск запомнился тем, что обучение первоклассников началось с 6 лет. Занятия проводились в здании детского сада. Утром дети приходили в детский сад, после завтрака шли на занятия в класс. Во время динамического часа дети гуляли на улице. Дети приносили различные игрушки, которыми играли в свободное время. Например, ученик Ваня Сусликов принёс целый чемодан патронов и на вопрос Лидии Семёновны: Что ты с ними хочешь делать?». Он ответил: «пойду на охоту». И рассказал о том, как был с отцом на охоте.
Выпуск 2002 года запомнился тем, что в нём училась её внучка Наталья. Её готовили к школе очень долго, чтобы свыклась с мыслью, что Лидия Семёновна дома бабушка, а в школе учительница, так как дома она вела себя вольно, а в школе надо было подчиняться требованию учителя. На протяжении четырёх лет Наталья была послушной ученицей. Последний выпуск – ребята, окончившие школу в 2007 году. С ребятами этого выпуска Лидия Семёновна занималась по русскому языку и по литературе в 5 классе и в 6 классе немного. Этот класс, был очень большой по своей численности и в 6-ом его разделили на два класса, соединив в 9-ом классе.
Помимо основной работы в школе она была руководителем методического объединения начальных классов, руководителем лекторской группы школы. Несколько раз избиралась депутатом сельского совета. В настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, является председателем совета ветеранов на территории усть-ламенского совета. Лидия Семёновна всегда приходит на помощь любимой школе, в этом году она замещала уроки русского языка в 6-ом классе вместо заболевшего учителя.
 
Пинигина Галина Николаевна
Родилась 9 октября 1946 года в посёлке Омутинка Омутинского района Тюменской области в многодетной семье железнодорожника. Отец Евсеев Николай Григорьевич работал главным кондуктором на поездах. Мать Евсеева Анастасия Александровна была домохозяйкой. В семье было семь детей: Галина, Людмила, Владимир¸ Татьяна, Николай, Елена, Александр. В детстве всегда Галина Николаевна играла в школу и, окончив 11 класс, решила стать учителем. Получила образование в Тюменском государственном педагогическом институте – ПТГИ по профессии учитель математики. Училась хорошо, на «4» и «5».
Закончила в 1965 году и по распределению приехала в Голышмановский район в село Усть-Ламенка. Начинать работать было трудно, опыта не было. Наставником была первое время Руфина Фёдоровна Шенгельс, а потом Раиса Васильевна Трифонова. Первый год была классным руководителем 8-го класса. Кроме математики она вела черчение.
В 1969 году Галина Николаевна вышла замуж за местного парня – Пинигина Александра. В августе 70-го года родилась первая дочь – Татьяна. И уже через два месяца Галина Николаевна вышла на работу. В те года дети были самостоятельнее, делали всё сами. В 1972 году родилась вторая дочь – Светлана. Опять через некоторое время вышла на работу. Дети первого выпуска проводили сами концерт, родительские собрания и другие мероприятия. Было очень интересно работать с этим выпуском, так как дети были самостоятельнее, умнее. Первый выпуск выпустила в 1975 году и набрала новый выпуск. В 1977 году родилась третья дочь – Инна. В 1978 году вышла на работу. Второй выпуск (Малышков С., Фёдоров А., Доронина А.) был уже не такой любимый, но были всё такие, же активные, в этом выпуске много парней. Из этого выпуска Постовалова Ирина. Она работает следователем прокуратуры.
Дальше уже Галина Николаевна учила детей с 9-го класса (в нём училась дочь – Света). Больше всего запомнился Галине Николаевне первый выпуск, потому что была неопытной, молодой и дети помогали ей.
В выпуске, где училась Оксана Егерь, ребята сами сочиняли, очень были  старательные. Оксана поступила в институт, несколько ребят поступили в среднее специальное училище.
В 2001 году Галина Николаевна пошла на пенсию и также продолжает работать учителем математики и классным руководителем 6-го класса, где учился её внук – Дима. Выпуск 2002 года запомнился тем, что девочки старались учиться хорошо, а мальчики не учили ничего. Галина Николаевна по просьбе администрации школы не раз замещала уроки вместо заболевших учителей.
 
Зырянова Нина Николаевна
Родилась 7 декабря 1950 года в городе Сталинск Кемеровской области в семье рабочих. Нина Николаевна воспитывалась без отца. Мать Смолина Руфина Терентьевна. В семье Нина Николаевна была единственным  ребёнком. Когда она переехала в Голышмановский район, то училась в начальной школе в Медведево у бабушки и дедушки, а потом с 5-го класса училась в школе №1 районного посёлка Голышманово. В 1968 году закончила хорошо школу и поступила в педагогический институт, а в 1972 году закончила его и по направлению попала в Усть-Ламенку (по специальности физика и астрономия). Замуж вышла в 1972 году за голышмановского парня Зырянова Анатолия. Через год родилась дочь Наталия, которая сейчас работает в школе учителем математики, информатики и физики. В 1977 году родилась вторая дочь Елена.
Когда Нина Николаевна начала работать, коллектив учительский был дружелюбным, приняли её хорошо. В коллективе было много опытных учителей: Диль Валентина Ивановна, Ломакина Татьяна Кирилловна, Сазонова Анастасия Фёдоровна.
Первый выпуск 1972 года был активным (Митрофанова Л., Левштанов Г., Ващилина В.). Этот выпуск небольшой, мальчиков было мало, всего четыре, это: два брата Митрофановых, Трифонов Юра, Лузгинов Миша. А в третьем выпуске 1994 года училась вторая её дочь Лена и будущий муж дочери Витя Жириков.
Также Нина Николаевна была завучем, директором школы (в старом здании и в новом), педагогом – организатором. У неё есть награды: за участие в съезде 1987 года, отличник народного образования и старшего учителя. В 2004 году выпустила последний выпуск. Это был сильный класс и большой, дети самостоятельные, инициативные и дружные. Сейчас Нина Николаевна на пенсии, проживает в районном посёлке Голышманово.
 
Пономарёва Нина Ивановна
 
Родилась  20 июня 1949 года в многодетной семье, четверо детей. В семь лет пошла в первый класс. Училась хорошо, любила предметы: история, русский язык, литература. Закончила восемь классов. Открылось Голышмановское педагогическое училище в 1964 году, вот туда и поступила в 1968 году. Закончив учёбу, работала по распределению в Быстринской начальной школе, учила детей с 1-го по 3-ий класс. Затем была направлена в Королёвскую среднюю школу. Работала воспитателем группы продлённого дня и учителем. В связи с семейными обстоятельствами переехала в Гладиловскую среднюю школу. Работала воспитателем в интернате, учителем в начальной школе.
Продолжила преподавательскую работу в усть-ламенской средней школе и работала в ней с 1980 года. Одновременно выполняя работу в школьной библиотеке, группе продлённого дня и учителем в начальных классах.
Переучивалась на курсах, чтобы обучать детей с 1-го по 4-ой класс по новой программе. Через её руки прошло пять выпусков по этой программе. Классы были небольшие, подбирались дети с разными способностями, всегда было много слабых детей. Увлекалась с ребятами спектаклями, выступала с ними перед населением и учениками школы.
Запомнились ребята первого выпуска, это: Давыдова Света, Жириков Саша, Чистяков Ваня. Они уже вступили в самостоятельную жизнь.
Со следующими учениками занималась в кружке «Выразительное чтение». Учила детей выступать не только на праздниках, но и уметь читать тексты на уроках чтения. К каждому уроку готовится, подбирает дидактический материал, карточки, перфокарты. Перелистывает страницы старых журналов «Начальная школа», методические пособия. Ведь к каждому ученику нужен особый подход, учитывая его способности, наклонности. Много времени уделяет проверке тетрадей и дневников. Ведёт работу с родителями через собрания классные и общественные. Старается научить каждого ребёнка в соответствии с его способностями. Много времени уделяет воспитательной работе с детьми. Всему надо научить, показать. Всё это идёт через классные часы, беседы, утренники. Нине Ивановне трудно расставаться с ребятишками, которые уходят в 5-ый класс, много вложено труда, сил, здоровья. Нина Ивановна даже не представляла, как будет жить без работы, теперь привыкла. Дома заниматься с внучками Аней и Полиной.
 
 Заключение
Педагогическая деятельность – будто мозаика, где образ складывается из кусочков, которые необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекраивать заново, пересматривать.
Учителю, словно актёру за кулисами, кричат: «Ваш выход! На сцену!». Но ему нельзя даже загримироваться, ибо все его зрители в первом ряду парт. Он входит в свет тридцати двойных прожекторов детских глаз, и их лучи насквозь пронизывают его, заставляя учителя контролировать каждый свой жест, каждое своё слово.
Миссия учителя состоит в том, чтобы раскрыть свои знания перед кем-либо другим, которому нужно познать истину для себя, войдя в реку жизни свободным человеком.
«Ученик – это лишь открытие того, что мы давно уже знаем, а обучение – это напоминание другим, что они знают всё так же. Хорошо, как и мы. И все мы учащиеся – учителя и ученики», - писал Р. Бах.
Поэтому главная цель педагога, какой бы предмет он не преподавал, вырастить здорового, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного и счастливого гражданина своей страны и своей планеты. Дети, почерпнув что-то из общения с родителями и учителями, должны превзойти их, иначе обучение и воспитание не будут иметь смысла. Детство человека неразрывно связано с его малой родиной – семьёй, школой. С отношения к ним начинается любовь или равнодушие к родной речи, к своей стране, к её прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству и его ценностям.
 
            Список источников
1.      Воспоминания Зыряновой Нины Николаевны.
2.      Воспоминания Пинигиной Галины Николаевны.
3.      Воспоминания Сазоновой Анастасии Федоровны.
4.      Воспоминания Сусликовой Анастасии Ульяновны.
5.      Воспоминания Трифоновой Раисы Васильевны.
6.      Её жизнь удалась/ Голышмановский вестник от 9 октября 2001 года.
7.      Друг и наставник/Голышмановский вестник от 11 ноября 2001 года.
8.      Воспоминания и отзывы выпускников разных поколений.