программа здоровья

 

                                                                    

  

Программа здоровья

 

«В здоровом теле

здоровый дух»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

 

 

 

 

Пояснительная записка

Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом.

Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.

Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т.п.

В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.

 Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых — неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков.

Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Таким образом, программа «Здоровье», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, медиков, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.

Задачи программы «Здоровье».

В работе с учащимися:

1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

• обучать жизненно важным умениям и навыкам;

• развивать двигательные качества;

• обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта;

• формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.

2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий учащихся:

• школьников с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;

• школьников, освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;

• школьников специальной медицинской группы;

• школьников, демонстрирующих значительные успехи в спорте.

В работе с педагогическим коллективом:

1.Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.

Организуя и оценивая работу преподавателей, особое внимание уделить:

• приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени — четверть, полугодие, год;

• охвату учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;

• педагогической активности учителей (участие в заседаниях педсовета школы, изучение и пропаганда опыта работы и т.д.);

• организации туристической работы с учащимися.

Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая способствует оздоровлению детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.

2. Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:

• совместные соревнования учителей и учеников школы с освещением результатов на школьных информационных стендах,

 • занятия спортивных секций по видам спорта для учителей школы;

3. Систематически проводить консультации для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений.

В работе с родителями:

Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:

• демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;

• выполнения домашних заданий по физкультуре для учеников с низким уровнем физического развития;

• проведения совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;

• организации выступлений учителей на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.;

• проведения консультирования  родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;

• установления тесного контакта в работе между сотрудниками ФАПа, учителем физкультуры, классными руководителями  и родителями учеников;

• приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;

 • разработки индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

• активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов; написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.

Перечень направлений работы

·    Материально - техническое обеспечение образовательного учреждения;

·    Мониторинг и коррекция развития учащихся;

 ·   Организация рационального питания;

·   Формирование валеологических знаний у учителей, учащихся и их родителей (беседы врачей - специалистов);

·    Профилактика заболеваний детей и подростков;

· Предупреждение зависимого поведения (курения, алкоголизации, употребления психоактивных веществ);

·    Соблюдение валеологических требований на занятиях и во внеурочной деятельности;

·    Профилактика травматизма и основы личной безопасности;

 ·   Совершенствование системы спортивно - оздоровительной работы;

 ·    Мониторинг и совершенствование гигиены помещения, школьного двора, спортивных сооружений;

·  Контроль над выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся.

 Формы работы, используемые при реализации программы

В процессе реализации программы «В здоровом теле здоровый дух» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

• урок физической культуры;

• мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня);

• занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

• спортивные праздники и соревнования по различным видам спорта;

• районное мероприятие «Учебно-полевые сборы» (для обучающихся 10 класса);

• туристические походы, экскурсии;

• Общешкольные  «Дни здоровья»;

• Районный конкурс «Спортсмен года»;

• устные журналы спортивной направленности;

• теоретические занятия, беседы, семинары;

• экзамен (по выбору) по предмету «Физическая культура» в 9-м классе;

• районное мероприятие «День допризывника»;

• занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

• тестирование уровня физического развития учащихся;

• наглядная агитация (стенды, плакаты, таблица рекордов).

Медицинское обеспечение программы «Здоровье».

С первого класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье.

Медицинское обеспечение включает:

• распределение учащихся по группам здоровья;

• помощь медицинской сестры ФАПа в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

• составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;

• беседы медицинской сестры ФАПа с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;

• профилактические прививки учащихся и учителей;

• диспансеризацию педагогического коллектива школы.

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы

«В здоровом теле здоровый дух»

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает:

• предупреждение конфликтных ситуаций «учитель — ученик», «ученик — ученик»; реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском, и шире, во всем школьном коллективе;

• решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;

• организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психофизического развития на определенном возрастном этапе;

• консультации для родителей;

• контроль медицинского обслуживания учащихся;

• контроль качества питания учащихся в школьной столовой;

Материально-техническое обеспечение программы

и источники ее финансирования

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:

• спортивный инвентарь и спортивное оборудование;

Источниками финансирования программы являются:

• бюджетные и внебюджетные средств

Педагогические средства

· Пакет диагностик состояния здоровья учащихся. Анкета склонности к вредным привычкам.

· Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков.

 · Программа учебных предметов (ОБЖ, «Окружающий мир»), формирующих основы здорового образа жизни; Дни здоровья.

 · Программа летнего оздоровительного сезона.

· Районные мероприятия, школьные программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.

 Ожидаемые результаты

1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.

2. Формирование здорового образа жизни в семье.

 3. Улучшение организации питания учащихся.

 

 Содержание работы

Систематически в течение года  осуществляется

 

·       Работа спортивных секций       

·       контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм

·       динамические паузы во время занятий

·       физминутки во время уроков

·       игры на свежем воздухе

·       цикл классных часов по теме  здоровья

·       агитационная работа через информационный стенд и сменные выставки плакатов и  буклетов, смотры агитбригад

·       профилактические мероприятия

·       мероприятия ежегодной диспансеризации

·       мониторинг заболеваемости

·       отслеживание качества и организации горячего питания

·       инструктирование по ТБ учителей и школьников

·       регулярная дезинфекция помещений

·       сотрудничество с ФАПом

·       совершенствование материально-технической базы