Пояснительная записка
У детей школьного возраста плавания является одним из любимых видов спорта. Но помимо любимого занятия, навыки плавания жизненно необходимы для человека любого возраста. Последние статистические данные фиксируют, что 20% - 30% от общего числа людей связанны с водой, детская же смертность на воде превосходит подобные показатели при отравлениях, пожарах и даже на транспорте.
Выходом сложившейся ситуации остается только массовое обучение детей плаванию, потому, что помимо хорошего плавательного навыка, дети приобретают также знания как правильно действовать в непредвиденной обстановке в воде: при сильной волне и течении в водоеме, владеть способами отдыха на воде, борьбе с судорогой, как помочь другому и т.д. С целью овладения навыком плавания была составлена учебная программа для спортивной секции плавания.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Способствовать всестороннему физическому развитию детей, укреплению их здоровья, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков.
- Осваивать технику спортивных способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
- Формировать стойкий интерес к занятиям спортом и физической культурой, спортивного образа мышления.
- Овладеть необходимым минимумом теоретических знаний, умений и навыков в рамках спортивного плавания.
Для решения поставленных задач в нашей программе были использованы следующие средства и методы:
Средства:
- ОРУ, специальные имитационные упражнения на суше;
- подготовительные упражнения для освоения с водой;
- игры и развлечения в воде с элементами освоенных подготовительных упражнений;
К используемым методам относятся:
1. Методы слова и показа (рассказ, показ и их сочетание, когда демонстрация упражнения сопровождается образным и эмоциональным рассказом преподавателя).
2. Практические методы 2-х разновидностей:
- направленные на освоение техники плавания (метод разучивания по частям: когда изучение системы подготовительных и подводящих упражнений обеспечивает освоение способа плавания в целом);
- направленные на развитие двигательных качеств (интервальный метод, т.е. повторное выполнение отдельных упражнений и небольших серий).
Формой занятий является учебно-тренировочное занятие, продолжительность 45 мин., которое проводится 2 раза в неделю. Численность группы 12-15 человек. Для контроля пройденного материала в середине и конце курса планируется 2 водно-спортивных праздника: «День Нептуна» и «Золотая рыбка», устроенный в виде соревнований.
Содержательная сторона
I Теоретический блок.
Правила гигиены. Правила поведения и безопасности в бассейне и на воде.
Знать: правила поведения на открытых водоемах, в бассейнах.
Уметь: оказывать помощь при несчастных случаях.
II Практический блок.
- 1. ОРУ, специальные имитационные упражнения на суше и упражнения для освоения с водой: дыхание в воду, «поплавок», «звездочка», скольжение на груди и спине», «скольжение в сочетании с дыханием».
Знать: перечень специальных упражнений.
Умение: выполнять упражнения для освоения с водой.
- 2. Обучение технике плавания кролем на груди. Движение ногами у бортика, в скольжении, в сочетании с дыханием.
Движение руками стоя, в ходьбе, в скольжении с доской и без нее, в скольжении в сочетании с дыханием.
Упражнения на общее согласование движений руками и ногами кролем не груди и с дыханием.
Знать: упражнения для обучения техники плавания кролем на груди.
Уметь: плыть кролем на груди в полной координации движений.
3. Обучение технике плавания кролем на спине. Движение ногами у бортика, в скольжении, с доской и без нее.
Движение руками стоя в ходьбе, в скольжении, с доской .
Упражнения в сочетании движений руками и ногами как при плавании кроль на спине, в сочетании с дыханием.
Знать: упражнения для обучения техники плавания кролем на спине.
Уметь: плыть кролем на спине в полной координации движений.
По окончанию курса занимающиеся должны:
Знать:
- название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения;
- влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности;
- поведение в экстремальной ситуации.
Уметь:
- проплыть дистанцию 25 м кролем на груди и кролем на спине в полной координации движений.
Навыки:
- выполнение упражнения «выдох в воду»
- навык длительного плавания.
Учебно-тематическое планирование.
№ |
Тема |
Общее кол. часов. |
В том числе |
Формы контроля |
|
№ п/п |
Тема занятия
|
кол-во часов
|
теор. |
прак. |
|
|
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в бассейне и на воде. |
|
1час |
|
|
1 |
ОРУ, специальные имитационные упражнения на суше и упражнения для освоения с водой |
8 |
|
|
|
1.1. |
Выдохи в воду. |
|
|
2 часа |
упр.: погружение с выдохом в воду |
1.2. |
Подводящие упражнения для освоения с водой |
|
|
3 часа |
упр: «поплавок». «звездочка» на груди,на спине . |
1.3 |
Скольжение в воде на груди и на спине. |
|
|
3 часа |
упр.: скольжение на груди и на спине (в метрах) |
2
|
Обучение технике плавания кролем на груди |
16 |
|
|
|
2.1. |
Обучение технике движения ног в плавании способом «кроль» на груди. |
|
|
3 часа |
- держась за бортик, лежа на груди; - в скольжении с п/доской на груди; - в скольжении с различным положением рук. ( метрах) |
2.2. |
Обучение согласованию работы ног с дыханием в плавании способом «кроль» на груди |
|
|
3 часа |
- держась одной рукой за борт, другая прижата к туловищу. Движения ногами с поворотом головы для вдоха в сторону прижатой руки и выдохом в воду; - то же с п/доской и выдохом в воду; (метрах) |
2.3. |
Обучение технике движения рук в плавании способом «кроль» на груди. |
|
|
3 часа |
- гребковые движения руками (с наклоном вперед) стоя на месте и с продвижением по дну; - скольжение на груди, левая рука на доске, правая прижата к бедру; - правая рука на доске, левая прижата к бедру; - скольжение без доски, и.п. рук то же; - гребковые движения рук в скольжении на груди с задержкой дыхания. (метрах) |
2.4. |
Обучение согласованной работы рук и дыхания при плавании способом «кроль» на груди |
|
|
3 часа |
- упражнение «вдох и выдох» с поворотом головы и опорой о бортик попеременно правой (левой) рукой; - то же с опорой одной рукой за середину доски и с продвижением по дну; - согласование гребка рукой с выдохом в воду, во время скольжения с опорой одной рукой за середину доски; - согласование движения рук с дыханием в плавании «кроль» на груди, постепенно увеличивая проплываемое расстояние. (метрах) |
2.5. |
Согласование дыхания с движением рук и ног при плавании «кроль» на груди |
|
|
4 часа |
Плавание в целом (метрах) |
3 |
Обучение технике плавания кролем на спине |
20часов |
|
|
|
3.1. |
Обучение технике движения ног в плавании способом «кроль» на спине |
|
|
4 часа |
- держась за бортик, лежа на спине; - в скольжении с п/доской на спине; - в скольжении с различным положением рук. (метрах) |
3.2. |
Обучение согласованию работы ног с дыханием в плавании способом «кроль» на спине. |
|
|
4 часа |
На суше: и.п. - сидя на бортике, руки в упоре сзади. Попеременные движения прямыми ногами. Скольжение на спине с попеременным движением ног и различным положением рук. (метрах) |
3.3. |
Обучение технике движения рук в плавании способом «кроль» на спине |
|
|
4 часа |
- имитационные движения рук на месте и с продвижением вперед; - лёжа на спине, держась руками за бортик, движение ногами « кролем» на спине; - скольжение на спине с различным положением рук; - плавание на спине при помощи движений рук, с доской между коленей - скольжение на спине с последующим движением рук (метрах) |
3.4 |
Обучение согласованной работы рук и дыхания при плавании способом «кроль» на спине. |
|
|
4 часа |
|
3.5. |
Согласование дыхания с движением рук и ног при плавании «кроль» на спине. |
|
|
4 часа |
Плавание в целом (метрах) |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
УТВЕРЖДЕНО:
директор МАОУ
«Голышмановская СОШ №2»
__________ Н.И. Казанцева
Программа
по плаванию
«Веселый дельфин»
(секционный курс для детей начальной подготовки 1-го года обучения)
Тихонов Сергей Георгиевич
учитель Ф.К.