Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа рассчитана на 1 год из расчета 1 академический час в неделю (всего 34 часа) и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для детей 9 – 10 лет.
Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, а также тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В условиях реализации ФГОС единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение и актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и переводе, в значительной мере усилить мотивацию к изучению иностранного языка, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм, повысить самооценку и успеваемость отстающих учащихся. Работа кружка строится на принципах добровольности, активности и заинтересованности школьников.
Новизна программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника, в создании определенной системы применения методов и приемов, нацеленных на формирование коммуникативных навыков иноязычной речи, привитии интереса к изучению иностранного языка.
Цель программы – развитие познавательных интересов и формирование коммуникативной компетенции учащихся 2 – 5 классов.
Для достижения поставленной цели данная программа решает ряд взаимосвязанных задач, группирующихся по трём направлениям: предметное, метапредметное и личностное.
Предметные задачи
Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
1) В области чтения: повысить технику чтения на иностранном языке, научить своевременно замечать и применять правила чтения тех или иных буквосочетаний, чтения гласных в открытом и закрытом слогах, соблюдать ударения и интонацию, характерные для английской речи, а так же обращать внимание на логические паузы в предложениях.
2) В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных заданий и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений.
3) В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний. Например, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение, использовать новые лексические единицы и грамматические структуры в новых речевых ситуациях.
4) В области письма: обучать написанию новых слов и выражений по памяти (решение кроссвордов, головоломок, подстановка пропущенных букв, восстановление слова по транскрипции и т.д.)
5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
6) В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные навыки посредством прослушивания аутентичных аудиоматериалов.
7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур.
Содержание программы
№ |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие. Игра «Крестики-нолики» |
1 |
2 |
Разучивание песни What, where, how and why? |
1 |
3 |
Игра «Веселое соревнование» |
1 |
4 |
Разучивание песни clap your hands |
1 |
5 |
Игра «Цветик-семицветик» |
1 |
6 |
Игра «Веселое соревнование» |
1 |
7 |
Игра «КВН» |
1 |
8 |
Игра «Крестики-нолики» |
1 |
9 |
Игра «Зов джунглей» |
1 |
10 |
Повторение песенок |
1 |
11 |
Веселое соревнование |
1 |
12 |
КВН по теме продукты |
1 |
13 |
Игра «Зов джунглей» |
1 |
14 |
КВН по теме «Животные» |
1 |
15 |
Игра «Крестики-нолики» |
1 |
16 |
Игра «Цветик-семицветик» |
1 |
17 |
Подготовка к празднику «Halloween», костюмы, сценки, рифмовки, игры, пугалки |
1 |
18 |
Подготовка к празднику «Halloween», костюмы, сценки, рифмовки, игры, пугалки |
1 |
19 |
Подготовка к празднику «Halloween», костюмы, сценки, рифмовки, игры, пугалки |
1 |
20 |
Праздник «Halloween» |
1 |
21 |
Игра КВН |
1 |
22 |
Игра «Телемост» |
1 |
23 |
Сказка «The house in the wood» |
1 |
24 |
Сказка «The house in the wood» |
1 |
25 |
Сказка «The house in the wood» |
1 |
26 |
Разучивание песенки «Jingle bells» |
1 |
27 |
Сценарий сказки «The wolf and seven little kids» |
1 |
28 |
Сценарий сказки «The wolf and seven little kids» |
1 |
29 |
Сценарий сказки «The wolf and seven little kids» |
1 |
30 |
Сказка «The wolf and seven little kids» |
1 |
31 |
Сказка «The wolf and seven little kids» |
1 |
32 |
Заключительный урок (повторение песен, рифмовок). Урок – чаепитие |
1 |
33 |
Резервный урок |
1 |
34 |
Резервный урок |
1 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Обучающиеся должны знать:
интонацию основных типов предложений;
- лексические единицы по пройденной тематике;
- элементарные, связанные высказывания:
а)о себе и об окружающем мире;
б) о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом своё отношение к воспринятой информации.
уметь:
- участвовать в элементарном этикетном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить;
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто, что, где, когда) и отвечать на вопросы собеседника;
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге;
- умение читать и понимать на слух простые тексты;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников;
- описывать своего любимого героя мультфильма, сказки;
- воспроизводить небольшие простые изученные произведения
детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке.
- писать краткое поздравление (с Рождеством, с Новым годом)
должны знать и практически владеть:
- формами единственного и множественного числа; употреблением артиклей; формами личных, притяжательных местоимений; личными формами глагола to be; употреблением глаголов have / has; формами глаголов в 3 л . ед. числа в Present Simple; структурой there is/there are в Present Simple Tense;
формой повелительного наклонения; предлогами; союзами; количественными числительными от 1 до 100.
Учащиеся приобретают следующие социокультурные знания:
- название страны изучаемого языка, географическое положение, ее крупные города; символы;
- название столицы Великобритании, ее достопримечательностей и любимых места посещений британцев;
- традиции и обычаи праздников Рождество и Новый год
- знание традиционной английской пищи;
- знание жизни английских школьников и их досуга;
- знание имен некоторых литературных героев детских произведений ;
- умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения
детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке.
Личностные результаты:
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- работать с различными источниками информации;
- планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
- собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
- оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
- сделать электронную презентацию.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Материально – техническое обеспечение программы.
Занятия кружка проходят в кабинете английского языка, с использованием компьютеров, интерактивной доски, классной доски с магнитной поверхностью. Имеются в наличии видеоматериалы, диски.
Методическое обеспечение программы.
Содержание программы реализуется на основе следующих технологий:
- коммуникативный метод;
- технология игрового обучения;
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированный подход.
В процессе обучения используются различные формы занятий: защита проектов, праздники, путешествия, конкурсы, игры, викторины.
Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных форм работы учащихся:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая работа;
- самостоятельная работа.
Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством методов и приемов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных творческих заданий, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к ребёнку, индивидуальный подход.
Применение эффективных методов и приемов: опорные схемы, перекрестное чтение, аудирование, аудирование с видеоподдержкой, использование ресурсов Интернета для поиска информации помогают повысить интерес учащихся к изучению предмета, активизировать умственную деятельность. Также в работе предоставлены задания, систематизирующие знания, творческие, помогающие расширению кругозора учащихся, развитию самостоятельности мышления, устной и письменной речи.
Методы Приёмы
1.Ознакомление с новой темой -объяснение; и проблемами, с ней связанными, -прослушивание и запись с новыми лексическими единицами. материала занятий;
-самостоятельное чтение
материала и его изучение;
-работа с лексикой.
2.Тренинг. –ответы на вопросы;
-поиск ответов на вопросы в
тексте;
-чтение и перевод текстов;
-выполнение упражнений на
закрепление грамматики.
3.Практическое применение. –обсуждение темы/проблемы
в парах, группе;
-выполнение тестов (устно,
письменно);
-проекты.
Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные методы обучения: иллюстрирование, наблюдение.
Практические методы обучения: упражнения, тестирование, творческое выполнение заданий.
Дидактический материал: Для успешной реализации программы кружка используется методический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения программы: тесты, дополнительный текстовой и иллюстративный материалы, карточки с дополнительными познавательными текстами; наглядные пособия по темам, карты-схемы, таблицы; разработки игр, конкурсов, раздаточный материал для проведения различных занятий по программе. С успехом используются материалы из сети Интернет, CD и DVD, методическая литература.
Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
В процессе реализации программы используются различные формы контроля приобретённых знаний, умений и навыков обучающихся. С целью стимулирования их творческой деятельности организуются:
- выставки рисунков и творческих работ обучающихся;
- защита проектов;
- викторины;
- проведение праздников;
- проведение ролевых и ситуативных игр;
- участие в школьной олимпиаде, всероссийских дистанционных конкурсах.
Объектом основного контроля можно считать коммуникативную компетенцию учащихся в говорении, слушании, чтении, письме. Контроль проводится при помощи письменных тестов и устного опроса, носящего фронтальный, групповой и индивидуальный характер. Тестовая форма контроля (промежуточного и итогового) с заданиями множественного выбора позволяет за короткий промежуток времени проверить усвоение значительного объема фактического материала, а также служит своеобразной подготовкой к устным ответам. 1.Ответы на вопросы по изученной теме: каждое занятие
устно или письменно.
2.Тестирование по изученному материалу. в конце каждой темы 3.Творческая работа по одной из тем.
Дополнительные занятия во внеурочное время способствуют повышению интереса к предмету, углубляют и расширяют полученные на уроках знания, дают возможность учащимся проявить свои способности. У учащихся значительно расширяется словарный запас, прочнее становятся знания лексического материала, изученного на уроке, расширяются страноведческие знания. Ребята получают возможность реализовать свой творческий потенциал, а изученные стихи и песни являются номерами художественной самодеятельности на внеклассных мероприятиях, при проведении неделей иностранного языка.