ПК 9-11 классы

Пояснительная записка

Мы живём уже в XXI веке, в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование – всё это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придётся жить.

Профессии юриста и менеджера сегодня считаются наиболее популярными во всех странах мира, а в России, в условиях перехода к рыночной экономике и становления новой политической системы, они крайне необходимы. Первой ступенькой, которая ведёт к их овладению, является предметный курс «Обществознание».

Наступающая эпоха – это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам – экономике, юриспруденции, психологии, социологии, менеджменту, политологии и др. Они-то и представлены в предметном курсе обществознания. Пользуясь политической терминологией, можно сказать: в ближайшей перспективе социальное знание будет законодательницей моды, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной власти. Социальные, в широком смысле общественные науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е годы, а на Западе в конце 60-х – начале 70-х годов XX века. Возможно, что в конце XXI или в XXII веке господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: литературоведение, искусствоведение, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности. Познакомиться с некоторыми из них можно в курсе обществознания.

Изучение обществознания (включая экономику и право) направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

            Ценностные ориентиры содержания курса «Обществознание»

            Методологической основой программы курса являются цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации.

            Ведущие принципы:

-принцип историзма и объективности,

-концепции многофакторного подхода в обществознании, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснения причин реализации одной из них в переломный момент истории России.

-взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе

-роли личности в истории, влияния ментальных установок народов России на ход исторического процесса

            Курс «Обществознание» предоставляет возможность понять и систематизировать знания об условиях зарождения Российской и современной мировой цивилизации, особенностях ее поступательного развития и формирования базовых ценностей:

- гражданское общество

- патриотизм

- парламентаризм

- правовое государство

- свобода и демократия

- уникальность каждой личности

- прогресс общественного развития

Общая характеристика предметного курса

Содержание предметного курса «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: социальные отношения, политика, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание предметного курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

9 класс

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

 

10 – 11 класс

 

Знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной >   в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности;               критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;           ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;     реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся.

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся осуществляется в ходе использования общих (тестирование, выполнение заданий в формате ОГЭ или ЕГЭ) и специфических (творческое сочинение, решение познавательных задач, фиксированный устный ответ, работа с историческими документами) методов. Общая модель диагностики выглядит следующим образом: промежуточная диагностика по завершении изучения тем курса, итоговая диагностика по завершении изучения раздела курса обществознания.

            Критерии оценки знаний учеников

Отлично:

-Удачное использование правильной структуры ответа(введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство.

- Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов.

- Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами.

- Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений.

- Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание.

- Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Хорошо:

- Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов.

- Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов.

- Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами.

- Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений.

-Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание.

-Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Удовлетворительно

- Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

-Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются.

-Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу

- Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними.

- Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно.

-Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Неудовлетворительно

- Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы.

- Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий.

- Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия.

- Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем. Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы.

- Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания.

- Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности.

 

  1. Содержание учебного предмета, курса

 

 

9 класс

Философия (5часов).

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения. Развитие взглядов на общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы современности

Человек как биосоциальное существо. Человеческая деятельность и её многообразие. Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Межличностные отношения. Духовный мир человека.

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Научное познание. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование. Развитие знаний о человеке.

            Культурология (3часа).

Духовное производство и духовная жизнь общества. Духовная культура. Мораль. Наука и её роль в жизни общества. Религия. Искусство. Образование и самообразование.

            Экономика (7 часов).

Экономика, её роль в жизни общества. Типы экономических систем. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост. Экономической содержание собственности. Правовые аспекты экономики: право собственности. Формы собственности. Разгосударствление и приватизация.

Производство: структура, факторы, виды. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Рынок как особый институт, организующий социально – экономическую систему общества. Рыночный механизм. Многообразие рынков в современной экономике. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. Банки и банковская система. Денежно-кредитная.

Государство и экономика. Государственный бюджет, его сущность и роль. Государственный долг. Налоги, их виды и функции. Мировая экономика. Россия в системе мировых экономических связей. Рынок труда. Занятость и безработица. Экономическая культура. Россия в рыночной экономике.

Социология (6 часов).

Социальная структура общества, её элементы. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус человека. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные нормы. Социальное поведение. Этнические общности. Межнациональные отношения. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака. Ребёнок в семье. Права ребёнка. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальное законодательство, социальная политика.

Политология (6часов).

Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества. Власть, её происхождение и виды. Происхождение государства. Теория происхождения государства. Государство, его признаки и функции. Форма государства. Форма правления. Форма государственного устройства.

Политико-правовой режим. Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство. Политическая идеология и её структура. Политическая культура и её типы.

Правоведение (7 часов).

Право в системе социальных норм. Система права. Источники (формы) права. Правотворчество. Правоотношения. Правосознание и правовая культура. Права и свободы человека. Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя РФ. Гражданин и государство. Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Российская Федерация и ее субъекты.

Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Административное право. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Время труда и время отдыха. Оплата труда. Уголовные правоотношения. Уголовное право. Преступление. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уголовная ответственность. Система и виды наказаний. Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Обязательства в гражданском праве.

 

10 класс

Раздел 1. Общество и человек (4ч)

            Общество (2 ч)

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

           Человек (2 ч)

   Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Позна­ние и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.. Человек в систе­ме соци­альных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни (6 ч)

            Духовная культура (1 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информацииНаука и образо­вание. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культураИскусст­во и ду­ховная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

            Экономика (2ч)

Роль экономи­ки в жиз­ни обще­ства. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Эконо­мическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

            Социальная сфера (2ч)

Соци­альная структу­ра Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Соци­альные взаимо­действия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Соци­альные нормы и откло­няющее­ся пове­дение. Многообразие социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. На­цио­нальные отноше­ния. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения Культура топоса. Моло­дежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура

            Политическая сфера ( 1ч)

Политика и власть Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Полити­ческая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Граж­данское общест­во и правовое государ­ство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демо­кратиче­ские вы­боры и полити­ческие партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие гражда­н в полити­ческой жизни. Политический процесс. Политическая культура

Раздел III. Право (5ч)

            Право как особая система норм (2ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источни­ки права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Право­отноше­ния и правона­рушения (3ч) Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Совре­менное россий­ское за­конода­тельство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпо­сылки право­мерного поведе­ния Правосознание. Правовая культура.

Раздел IV. Повторение и обобщение по курсу (2ч)

 

11 класс

Раздел I. Человек и экономика (6 часов)

  • Экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука.
  • Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
  • Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
  • Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.
  • Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
  • Экономика потребителя и производителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Раздел II. Проблемы социально-политической и духовной жизни (4 часа)

  • Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.
  • Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
  • Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России.
  • Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

Раздел III. Человек и закон (5 часов)

  1. Право и его сущность. Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

2 - 3. Отрасли права. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

4 - 5. Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Раздел IV. Повторение и обобщение по курсу (2ч)

 

 

Тематическое планирование по обществознанию

 

9 класс

 

Тема

Количество часов

1

Философия

5

2

Культурология

3

3

Экономика

7

4

Социология

6

5

Политология

6

6

Правоведение

7

ИТОГО

34

 

10 класс

 

Тема

Количество часов

1

Общество и человек

4

2

Основные сферы общественной жизни

6

3

Право

5

4

Повторение и обобщение по курсу

2

ИТОГО

17

 

11 класс

 

Тема

Количество часов

1

Человек и экономика

6

2

Проблемы социально-политической и духовной жизни

4

3

Человек и закон

5

4

Повторение и обобщение по курсу

2

ИТОГО

17

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

1.Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009

  1. Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых реформ. - Вита.М.,1999
  2. Конституция РФ.- М.,2014
  3. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ОГЭ 9 класс. Практикум В.С. М.: «Экзамен», 2014
  4. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА (ОГЭ 9 класс). – М., АСТ:Астрель, 2013

 

Интернет-материалы по подготовке к ОГЭ:

  1. Федеральный институт педагогических измерений  http://fipi.ru/
  2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
  3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
  4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
  5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru
  6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
  7. http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»
  8.  http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm   - полная электронная версия курса    «Введение в обществознание», 8-9 классы.

 

Учебные материалы:

- мультимедиа проектор

- интерактивная доска

- интернет

Интернет-ресурсы

- www.rusedu.ru (архив учебных программ и презентаций)

- 900igr.net (презентации)

-www.bibliotekar.ru (электронная библиотека художественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре)

- http://dic.academic.ru/dic.nsf (словари и энциклопедии)

- http://federacia.ru (все о России)

- http://school-collection.edy.ru

-http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

-http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

-http://wwwgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

-http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «Обществознание»

-http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание обществознания в школе»

-http://www.1september.ru – газета «Обществознания », издательство «Первое сентября»

-http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг

      -http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

     -www.uznay-prezidenta.ru- материалы Президента России для школьников

     -www.un.org-ООН

     -www.ifap.ru-программа ЮНЕСКО

     -www/ gks.ru- Федеральная служба государственной статистики

     -www.ombudsman.ru- Уполномоченный по правам человека

     -www.hro.ru- права человека в России

     -www.fw.ru-интернет система «Мир семьи»

 


Календарно-тематическое планирование предметного курса по обществознанию

9 класс

 

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания, основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

(УУД)

Вид контроля

Деятельность уч-ся на уроке

Учебное оборудование

Д/З

 

Раздел 1. Философия (5 часов).

 

1-2

 

 

Общество

Актуализация знаний и умений

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения. Развитие взглядов на общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы современности

 

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

3-4

 

 

Человек

Актуализация знаний и умений

Человек как биосоциальное существо. Человеческая деятельность и её многообразие. Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Межличностные отношения. Духовный мир человека.

 

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

5

 

 

Познание

Актуализация знаний и умений

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Научное познание. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование. Развитие знаний о человеке.

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

Раздел 2. Культурология (3часа).

 

6

 

 

Духовное производство

Актуализация знаний и умений

Духовное производство и духовная жизнь общества. Духовная культура. Мораль. Наука и её роль в жизни общества. Религия. Искусство. Образование и самообразование.

 

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

7

 

 

Мораль и образование

 

8

 

 

Наука и искусство

 

Раздел 3. Экономика (7 часов)

 

9

 

 

Экономика как хозяйство

Актуализация знаний и умений

Экономика, её роль в жизни общества. Типы экономических систем. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост. Экономической содержание собственности. Правовые аспекты экономики: право собственности. Формы собственности. Разгосударствление и приватизация.

 

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

10

 

 

Экономика как наука

 

11

 

 

Правовые аспекты экономики

 

12-13

 

 

Экономическая деятельность

Актуализация знаний и умений

Производство: структура, факторы, виды. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Рынок как особый институт, организующий социально – экономическую систему общества. Рыночный механизм. Многообразие рынков в современной экономике. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. Банки и банковская система. Денежно-кредитная.

 

выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

14-15

 

 

Государство и экономика

Актуализация знаний и умений

Государство и экономика. Государственный бюджет, его сущность и роль. Государственный долг. Налоги, их виды и функции. Мировая экономика. Россия в системе мировых экономических связей. Рынок труда. Занятость и безработица. Экономическая культура. Россия в рыночной экономике.

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

Раздел 4. Социология (6 часов).

 

16

 

 

Социальная стратификация

Актуализация знаний и умений

Социальная структура общества, её элементы. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус человека. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные нормы. Социальное поведение. Этнические общности. Межнациональные отношения. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака. Ребёнок в семье. Права ребёнка. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальное законодательство, социальная политика.

 

выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

17

 

 

Социальный статус и его изменение

 

18

 

 

Социальное поведение.

 

19

 

 

Межнациональные отношения

 

20

 

.

Правовые основы семьи и брака

 

21

 

 

Социальная политика

 

Раздел 5. Политология (6часов)

 

22

 

 

Роль политики в жизни общества

Актуализация знаний и умений

Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества. Власть, её происхождение и виды. Происхождение государства. Теория происхождения государства. Государство, его признаки и функции. Форма государства. Форма правления. Форма государственного устройства.

 

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

23

 

 

Политическая система

 

24

 

 

Партия

 

25

 

 

Государство

 

26

 

 

Политический режим

Актуализация знаний и умений

Политико-правовой режим. Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы. Государственный аппарат. Гражданское общество и правовое государство. Политическая идеология и её структура. Политическая культура и её типы.

 

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

27

 

 

Гражданское общество

 

Раздел 6. Правоведение (7 часов).

 

28

 

 

Право

Актуализация знаний и умений

Право в системе социальных норм. Система права. Источники (формы) права.

выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

29

 

 

Правотворчество

Правотворчество. Правоотношения. Правосознание и правовая культура.

 

30

 

 

Права и свободы человека

Права и свободы человека. Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя РФ..

 

31

 

 

Механизм защиты прав

Гражданин и государство. Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Российская Федерация и ее субъекты

 

32

 

 

Правонарушения и юридическая ответственность

 

Актуализация знаний и умений

Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Административное право. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Время труда и время отдыха. Оплата труда. Уголовные правоотношения. Уголовное право. Преступление. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уголовная ответственность. Система и виды наказаний. Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Обязательства в гражданском праве.

выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 

ТР

Решение заданий ОГЭ

Презентация, карточки с заданиями ОГЭ

Решение заданий ОГЭ

 

33

 

 

Трудовое право

 

 

34

 

 

Уголовное право

 

Итого

34 часа

 

 

 

 

Итого

 

 

 

Календарно-тематическое планирование предметного курса по обществознанию

10 класс

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания, основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

(УУД)

Вид контроля

Деятельность уч-ся на уроке

Учебное оборудование

Д/З

Раздел 1. Общество и человек (4ч)

1-2

 

 

Общество

Рефлексии

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

 

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий, работать в группах, с материалами СМИ, решать   проблемные вопросы. Объяснять сущность сфер общества, взаимосвязь всех сфер на конкретных примерах.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 1

3-4

 

 

Человек

Рефлексии

   Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Позна­ние и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.. Человек в систе­ме соци­альных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

 

Знать понятия, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, уметь высказывать свое мнение, уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, анализировать текст документа по вопросам. Высказывать свое мнение, характеризовать моральные ценности. Раскрывать на примерах многообразие видов деятельности, определять взаимосвязь деятельности и сознания. Анализировать собственные и чужие взгляды на познание мира, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. Знать связь свободы и необходимость. Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Выделять признаки понятия «личность»

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 2

Раздел II. Основные сферы общественной жизни (6 ч)

5

 

 

Духовная культура

 

Рефлексии

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информацииНаука и образо­вание. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культураИскусст­во и ду­ховная жизнь Искусство, его формы, Основные   направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

           

Знать понятия темы, уметь разъяснять сущность понимания культуры у различных народов, уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей , уметь объяснять сущность культурного наследия. Уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. Знать, что представляет собой образование как институт общества, уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы, уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней, уметь определять становление нравственного в человеке, составлять таблицу и словарь по теме. Уметь анализировать произведения искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Выработать умение аргументировать разные оценки перспектив духовного развития современной России.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 3

6-7

 

 

Экономика

 

Рефлексии

Роль экономи­ки в жиз­ни обще­ства. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Эконо­мическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления    

Знать понятия, уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни. Знать основные элементы экономической культуры, объяснять суть и значение грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 4

8-9

 

 

Социальная сфера

 

Рефлексии

Соци­альная структу­ра Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Соци­альные взаимо­действия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Соци­альные нормы и откло­няющее­ся пове­дение. Многообразие социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. На­цио­нальные отноше­ния. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения Культура топоса. Моло­дежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура 

Уметь анализировать социальный образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью, пояснять на примерах, как принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей, анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий. Уметь определять последствия социальных конфликтов. Объяснять социальные аспекты труда. Анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни, анализировать разные позиции в отношении поляризации общества и причины способствующие этому, причины подтолкнувшие людей к порогу бедности. Приводить примеры по видам социальных норм. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры, анализировать этнические конфликты современного общества. Уметь описывать жизненный цикл семьи, анализировать мотивы и причины распада семьи, семейные отношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций, характеризовать особенности молодежи как социальной группы, знать какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних, актуальные проблемы молодежи.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 5

10

 

 

Политическая сфера

Рефлексии

Политика и власть Политика и   общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Полити­ческая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Граж­данское общест­во и правовое государ­ство. Основные черты гражданского общества. Правовое   государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демо­кратиче­ские вы­боры и полити­ческие партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие гражда­н в полити­ческой жизни. Политический процесс. Политическая культура

Знать: власть, ее происхождение и виды. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Основы гражданского общества.

Уметь определять типы и виды государств, избирательных систем, решать задачи.

 

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 6

Раздел III. Право (5ч)

11-12

 

 

Право как особая система норм

Рефлексии

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источни­ки права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

 

Знать, чем отличаются подходы к определению права. Уметь объяснить, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия. Роль системы права в регулировании общественных отношений. Знать, что общего между моралью и правом, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права, определить, нормами каких отраслей права регулируется определённая жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.

.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 7

13-15

 

 

Право­отноше­ния и правона­рушения

Рефлексии

Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Совре­менное россий­ское за­конода­тельство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпо­сылки право­мерного поведе­ния Правосознание. Правовая культура.

 

Знать определение основных понятий темы,

определять особенности правонарушений.

Уметь объяснить различия между проступком и преступлением,   называть главные черты юридической ответственности.

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Высказывать собственную точку зрении или обосновывать известные. Характеризовать элементы правосознания, объяснять предпосылки правомерного поведения .

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 8

Повторение и обобщение по курсу (2ч)

16

 

 

Повторение и обобщение по курсу

 

ПОУ

Основные элементы предметного курса, умения и навыки для решения заданий ЕГЭ:

Содержатся задания повышенного уровня сложности, где от выпускника требуется умение применить полученные теоретические знания в частично в новых условиях, умения анализировать и сравнивать два высказывания по одной проблеме, характеризовать изученный объект. Относятся разновидности   заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом такие как: 1) назвать понятие, соответствующее определению; 2) определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание; 3) заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице;4) установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;5) на классификацию объектов, представленных в неупорядоченном перечне; 6) на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка. Проверка осуществляется компьютером. Показателем овладения содержанием обществоведческого образования на высоком уровне является способность применять полученные знания в новой, незнакомой ситуации, умение излагать собственную позицию по проблемам курса и аргументировать ее, умение анализировать ситуацию и делать правильные выводы, формулировать целостное высказывание, собственные обоснованные суждения. В задании с развернутым ответом включены: 1)на перечисление признаков понятий; 2)требующие раскрытия теоретического положения на конкретных примерах; 3)в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним; 4)к оригинальному тексту; 5)краткое письменное сочинение (эссе) научно – публицистического характера (среди них – одно базового уровня, два повышенного и пять высокого уровня сложности). При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Знать основные глобальные проблемы современности. Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Подготовка к контрольной работе в формате ЕГЭ

17

 

 

Закрепление пройденного материала

 

ЕГЭ

Основные элементы предметного курса, умения и навыки для решения заданий ЕГЭ:

Содержатся задания повышенного уровня сложности, где от выпускника требуется умение применить полученные теоретические знания в частично в новых условиях, умения анализировать и сравнивать два высказывания по одной проблеме, характеризовать изученный объект. Относятся разновидности   заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом такие как: 1) назвать понятие, соответствующее определению; 2) определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание; 3) заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице;4) установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;5) на классификацию объектов, представленных в неупорядоченном перечне; 6) на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка. Проверка осуществляется компьютером. Показателем овладения содержанием обществоведческого образования на высоком уровне является способность применять полученные знания в новой, незнакомой ситуации, умение излагать собственную позицию по проблемам курса и аргументировать ее, умение анализировать ситуацию и делать правильные выводы, формулировать целостное высказывание, собственные обоснованные суждения. В задании с развернутым ответом включены: 1)на перечисление признаков понятий; 2)требующие раскрытия теоретического положения на конкретных примерах; 3)в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним; 4)к оригинальному тексту; 5)краткое письменное сочинение (эссе) научно – публицистического характера (среди них – одно базового уровня, два повышенного и пять высокого уровня сложности). При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Знать основные глобальные проблемы современности. Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Подготовка к ЕГЭ самостоятельно

Итого

17 часов

                         

 

 

 

Календарно-тематическое планирование предметного курса по обществознанию

11 класс

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания, основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

(УУД)

Вид контроля

Деятельность уч-ся на уроке

Учебное оборудование

Д/З

Раздел I. Человек и экономика (6 часов)

1

 

 

 

2

 

 

Экономическая наука.

 

Экономическая деятельность

Рефлексии

Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

 

Знать определения экономика и экономическая наука; уметь различать части экономической науки; давать характеристику ресурсам экономики; узнать, что такое ВВП. Уметь делать выводы, анализировать. Знать, как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от   экономического развития? Выделять факторы экономического роста; уметь различать экстенсивный и интенсивный рост.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 1

3

 

 

Рынок и рыночные структуры.

Рефлексии

Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

 

Знать экономические циклы, от чего зависит успех деятельности предприятий? Какие доходы можно получить, владея факторами производства? Уметь различать принципы менеджмента.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 2

4

 

 

 

 

 

5

 

 

Роль государства в экономике.

 

Банковская система

Рефлексии

Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

 

Знать, что такое мировая экономика, международное разделение труда. Систематизация знаний учащихся по данному разделу.

Развивать умение работать с документами. Уметь различать экономические системы. Различать механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 3

6

 

 

Экономика потребителя и производителя.

Рефлексии

Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

 

Знать понятия, уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни. Знать основные элементы экономической культуры, объяснять суть и значение грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 4

Раздел II. Проблемы социально-политической и духовной жизни (4часа)

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

 

Демографическая ситуация в России

Рефлексии

Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

 

Знать, что свободное общество- одна из основных ценностей современного мира. Анализировать различные трактовки свободного общества. Уметь работать с учебником и дополнительной литературой.

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 5

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

Политическое сознание.

 

 

 

 

 

 

 

Политической лидерство

Рефлексии

Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

Характеризовать политические идеологии. Определять место СМИ в современной политической жизни. Знать, что такое политическое поведение. Чем различаются его формы. Уметь характеризовать электоральное поведение, протестное и экстремальное. Уметь регулировать политическое поведение. Знать, что такое политическая элита. Как она формируется. Уметь приводить примеры элиты 90 – х гг. Перечислять основные функции политического лидерства. Уметь сравнивать виды лидерства. Знать, что такое неполная семья. Уметь характеризовать   современную демографическую ситуацию в России. Систематизация знаний учащихся по данному разделу

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 6

Раздел III. Человек и закон (5 часов)

11

 

 

Право и его сущность

Рефлексии

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

 

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные осо­бенности естественного права Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, ка­ковы основания приобретения граждан­ства; что такое воинская обязанность, что та­кое альтернативная гражданская служба, в чем особенности экологического правонарушения, какие виды ответст­венности за экологические правонару­шения предусматривает законода­тельство.

 

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 7

12-13

 

 

Отрасли права

Рефлексии

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

 

Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений;

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризо­вать основные. Знать экологические права, за­крепленные в Конституции РФ; назы­вать основные способы защиты экологи­ческих прав граждан, что такое гражданские правоот­ношения, что понимают под их содержанием. Знать основные положения по теме уро­ка: какие отношения регулируются се­мейным правом, каковы условия заклю­чения брака; личные и имущественные права ребенка. Субъекты и объекты семейных правоотно­шений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязан­ности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспита­ние детей, оставшихся без попечения роди­телей, какие документы необходимы ра­ботнику при приеме на работу, каков по­рядок заключения, изменения и растор­жения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоот­ношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового пра­ва; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработ­ный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения,   какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора, ка­ково его содержание; называть требова­ния, которым должно отвечать решение

суда, что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила, ка­ковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституци­онность акта

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 8

14 - 15

 

 

Международная защита прав человека

Рефлексии

Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

 

Знать какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав челове­ка; как организована зашита прав чело­века в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда. Систематизация знаний учащихся по данному разделу

 

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Вариант 9

Повторение и обобщение по курсу (2часа)

16 - 17

 

 

Повторение и обобщение по курсу

 

ПОУ

Основные элементы предметного курса, умения и навыки для решения заданий ЕГЭ:

Содержатся задания повышенного уровня сложности, где от выпускника требуется умение применить полученные теоретические знания в частично в новых условиях, умения анализировать и сравнивать два высказывания по одной проблеме, характеризовать изученный объект. Относятся разновидности   заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом такие как: 1) назвать понятие, соответствующее определению; 2) определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание; 3) заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице;4) установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;5) на классификацию объектов, представленных в неупорядоченном перечне; 6) на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка. Проверка осуществляется компьютером. Показателем овладения содержанием обществоведческого образования на высоком уровне является способность применять полученные знания в новой, незнакомой ситуации, умение излагать собственную позицию по проблемам курса и аргументировать ее, умение анализировать ситуацию и делать правильные выводы, формулировать целостное высказывание, собственные обоснованные суждения. В задании с развернутым ответом включены: 1)на перечисление признаков понятий; 2)требующие раскрытия теоретического положения на конкретных примерах; 3)в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к ним; 4)к оригинальному тексту; 5)краткое письменное сочинение (эссе) научно – публицистического характера (среди них – одно базового уровня, два повышенного и пять высокого уровня сложности). При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Знать основные глобальные проблемы современности. Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации

ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ

Раздаточный материал: тесты, проблемные и юридические задачи, схемы, диаграммы

Презентации

Подготовка к ЕГЭ самостоятельно

Итого

17 часов