8 класс (адаптированная)

  1. Пояснительная записка.

 

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03. 2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03. 2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 г. № 74); Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой; учебным планом школы на 2018-2019 учебный год; календарным учебным графиком работы школы на 2018-2019 учебный год; расписанием занятий на 2018-2019 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017-2018 учебный год).

Использовалась с изменениями авторская программа «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010 год.Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

В рабочей программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Обучение носит воспитывающий характер. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, что в дальнейшем помогает социализации в окружающем мире.

Цель курса: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками чтения, истории, биологии, математики, физики, техно­логии. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

    Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Специальных учебных пособий для адаптированной программы по искусству нет.

 

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

 

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  1. знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;
  2. устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода.

исполнение народных и современных песен. использование знаний о музыке и музыкантах, художниках,  полученных на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки.

 

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
  2. Формирование элементарных знаний основ анализа произведений искусства, музыкальной грамотности и реалистического рисунка; навыков рисованияс натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
  3. Развитие аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
  4. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативныхи многократно повторяющихся действий с применением разнообразного прикладного материала;
  5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
  6. Формирование оценки и самооценки художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.
  7. Выполнение творческих заданий, участие в исследовательских проектах

 

            Метапредметными результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Школьники научатся:

  1. ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;
  2. организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
  3. мыслить образами;
  4.  участвовать в художественной жизни класса, школы, района.

 

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

 

Контроль уровня обученности

 

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

Текущий - письменный

контрольная работа

(тест)

34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Итоговый

Защита проекта

51

Художник и ученый.

 

Текущий - письменный

контрольная работа

(тест)

69

Исследовательский проект

«Пушкин – наше все»

Итоговый

Защита проекта

 

 

 

  1. Содержание учебного предмета, курса

 

8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

 

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, об­рядами, бытом, религиозными традициями на примерах пер­вобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, музыкального фольклора, храмового синтеза ис­кусств, классических и современных образцов профессио­нального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и за­рубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древне­го Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Мла­денцем в русской и западноевропейской живописи. Изобра­жения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков­ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жи­тия святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарков­ского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

 

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - * часов (7 + 1 ПОУ).

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного ис­кусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоцио­нально-образный язык символов, метафор, аллегорий в рос­писи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые кар­тины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитекту­ра (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесе­ния в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Му­хина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипрен­ский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и жи­вопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Сви­ридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзен­штейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора.

 

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 11 часов (10+ 1 ПОУ).

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с сим­волами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музы­ке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Не­фертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимир­ской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульп­турные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Вес­на» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. По­ленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жиз­ни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штра­ус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современ­ной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Алек­сандрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства.

 

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 5 часов (из них 2 часа с использованием НРК).

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Творчество художников-земляков Анатолия Васильевича Федотова и Степана Михайловича Андреева. Исследовательский проект.

 

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

 

 

  1. Тематическое планирование по искусству

 

 

п/п

№ урока

Тема  урока

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

Искусство в жизни современного человека.

3

 

1.

1.

Искусство вокруг нас.

1

 

2.

2.

Художественный образ – стиль – язык.

1

 

3.

3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

 

          Искусство открывает новые грани мира.

7

 

4.

4.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1

 

5.

5.

Зримая музыка.

1

 

6.

6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

 

7.

7.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

Как начиналась галерея.

2

 

8.

8.

9.

9.

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

 

10.

10.

Портрет композитора в литературе и кино.

1

 

Искусство как универсальный способ общения.

7

 

11.

11.

Мир в зеркале искусства.

1

 

12-13.

12-13.

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2

 

14.

14.

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

 

15.

15.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

 

16.

16.

Символы в жизни и искусстве.

1

 

17.

17.

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

1

Красота в искусстве и жизни.

10

 

18.

18.

Что есть красота.

1

 

19.

19-20.

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2

 

21.

21-22.

Есть ли у красоты свои законы.

2

 

23.

23-24.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2

 

25.

25.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

 

26.

26.

Как соотноситься красота и польза.

1

 

27.

27.

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

 

Прекрасное пробуждает доброе.

8

 

28-33.

28- 33.

Преобразующая сила искусства.

6

 

34.

34.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

1

 Всего:

 

34

 

           

 

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект «Искусство 8 класс»

  1. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
  2. «Хрестоматия музыкального материала»
  3. Андриенко Т.В.  Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по программе  В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2006. – 122 с..
  4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
  5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для    учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

 

Литература для учащихся

  1. Сергеева Г.П. Искусство. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение. – 2011. – 191с.
  2. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.
  3. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.
  4. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.
  5. Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,

              

 

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
  2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
  3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
  5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена

 


Календарно-тематическое планирование по искусству

8 класс

№ урока

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

(УУД)

Деятельность уч-ся на уроке

Вид контроля

Оборудование

Д/З

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

1

 

 

Искусство вокруг нас.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

 

Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

·        Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предме­ты материальной культуры в контексте разных стилей (по вы­бору учителя на знакомом материале).

- интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать свое внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

- сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их;

- Воспринимать художественное произведение разных видов искусства.

-Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

- Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе

- Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы. - Умение отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

 

устный опрос

 

 

Модуль

«Синтез искусств»

«Музыка как вид искусства»

С.6-9 прочитать, таблица «Виды искусства»

2

 

 

Художественный образ – стиль – язык.

Урок закрепления.

Традиционный урок.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)

 

- Различать виды, стили и жанры искусства

- Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

- Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

фронтальный

 

С.10-13 прочитать, придумать художественный образ «Осень»

3

 

 

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - обзорная лекция.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основопо-

ложника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.

- Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

- Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

 

устный

Программа Соната

С.14-19 прочитать, конспект

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов

4

 

 

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

·        Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви­ридов и др.).

 

Различать виды, стили и жанры искусства.

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

Подбирать музыкальные произве-дения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; художественные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.

Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Составлять музыкально-литературные композиции.

- Оценивать их художественную значимость

- Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. - Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

- Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов , графики и т.д.

- Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе.

- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

- Умение задавать вопросы - Умение отвечать на вопросы

устный

презентация

С.20-25 прочитать, анализ стихотворения или картины

5

 

 

Зримая музыка.

Комбинированный

урок

Традиционный урок.

 

Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Незатейливая красота среднерусской полосы

Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях —

стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают

лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

·        Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.)

- Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства,воплощающие отношение творца к природе.

- Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений

групповой

Программа Соната

С.26-27 прочитать, примеры

6

 

 

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Урок закрепления.

Урок - собеседование.

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки

групповой

 

С.28-33 почитать, анализ иозбражения

7

 

 

Портрет в искусстве России.

.

Традиционный урок.

Портреты наших великих соотечественников.

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,

К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника

Ильи Ефимовича Репина.

- основные виды и жанры изобразительных   искусств;

- Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. -Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

групповой

презентация

С.34-35 прочитать, описание картины

8

 

 

Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

Урок закрепления

групповой

 

С.36-39 прочитать, описание картины или устное сообщение о меценатах

9

 

 

Музыкальный портрет

Александр Невский.

Урок повторения.

Традиционный урок.

Портреты наших великих соотечественников.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со

словом, сценическим действием и

внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать

зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

- Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

 

устный

Фрагменты фильма

С.40-43 прочитать, анализ произведения

10

 

 

Портрет композитора в литературе и кино.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).

Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего

его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

Фрагменты произведений В.Моцарта:

·        Симфония № 40

·        «Маленькая ночная серенада»

·        «Рондо в турецком стиле»

·        «Реквием».

- Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.

- Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

- Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам;

- Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Составлять музыкально-литературные композиции.

 

устный

Модуль Моцарт

С.44-45 прочитать, отзыв

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов

11

 

 

Мир в зеркале искусства.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

 

Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

- Понимать роль искусства в жизни человека и общества.

- Использовать коммуникативные свойства искусства.

- Воспринимать произведения различных видов искусства.

- Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. - Прочитывать информацию заключенную в памятниках искусства.

- Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

- Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Составлять музыкально-литературные композиции.

- Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов , графики и т.д.

фронтальный

 

С.46-47 прочитать, примеры

12

 

 

Роль искусства в сближении народов.

Искусство

Урок изучения нового материала.

 

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые),   фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.

Большим вкладом в распространение литера-турных памятников является деятельность пе-реводчиков прозы и поэзии.

- Знать музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др.

- Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.

- Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

- Участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.

- Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе.

- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

- Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

 

групповой

 

С. 48-53 прочитать, примеры

13

 

 

художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? Урок-беседа.

групповой

 

С.54-57 анализ произведения

14

 

 

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

- Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др

устный

 

С.58-63 прочитать, конспект

15

 

 

Художественные послания предков. Разговор с современником.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения.

Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

- Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

- Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов ( поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же произведения, поэтического текста и др. )

- Выявлять стилистические особенности художественного перевода

- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

 

устный

 

С.64-67 прочитать, примеры

16

 

 

Символы в жизни и искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.   Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.

Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога.

- Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др).

- Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

групповая

тест

 

С.68-71 прочитать, анализ произведения

17

 

 

Музыкально-поэтическая символика огня.

Урок контрольная.

Урок - зачёт.

 

 

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин

(1871/72—1915) — выдающийся русский компо-зитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки.

- Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов -огня

- Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Групповая

презентация

 

 

С.71-72 прочитать, примеры

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни - 10 часов

18

 

 

Что есть красота.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

 

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

 

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга.

Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

 

устный

 

С.74-75 прочитать, задания после текста

19

 

 

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

Урок - диспут.  

 

Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент ) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Групповой контроль

 

С.76-77 прочитать, творческие задания

20

 

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

 

 

С.78-79 прочитать, творческие задания

21

 

 

Есть ли у красоты свои законы.

.

Урок-беседа.

 

Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты.

Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Понимать значение символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения.

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка.

Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

 

Групповой контроль

 

С.80-81 прочитать, творческие задания

22

 

 

Есть ли у красоты свои законы.

Комбинированный

урок

Фронтальный осмотр

 

С.82-83 прочитать, примеры

23

 

 

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Урок – дискуссия.

 

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.

Проект

 

С.84-85 прочитать, придумать вопросы к диспуту

24

 

 

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Урок повторения.

 

 

 

отзыв

25

 

 

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

 

Мастерство исполнительских

интерпретаций классической и современной музыки.

Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди

стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений.

Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

 

коссворд

 

С.86-87 прочитать, творческое задание

26

 

 

Как соотноситься красота и польза.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.  

 

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

устный

 

С.88-91 прочитать, примеры

27

 

 

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

 

 

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

 

Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

 

- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

устный

 

С.92-93 почитать, вопросы после текста

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов

28

 

 

Преобразующая сила искусства.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - лекция.  

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери.

 

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

 

Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

устный

 

С.94-95 прочитать, отзыв

29

 

 

Преобразующая сила искусства.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов.

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Организация режима работы. - Организация самостоятельнои работы определение порядка и способа умственной деятельности.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе

 

устный

 

С.94-95 прочитать, анализ произведения

30

 

 

Местные художники Федотов А.В., Андреев С.М.

Комбинированный

урок.

Традиционный урок.

Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.

 

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

групповой

 

С.94-95 прочитать, схема

31

 

 

Искусство и его роль в обществе.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - лекция.  

Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях.

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 

 

групповая

 

С.94-95 прочитать, примеры

32

 

 

Искусство и его роль в обществе.

.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - беседа.  

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра.

Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино.

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 

групповой

 

С.94-95 прочитать, анализ сказки

33

 

 

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

Урок -контрольная.

 

Исследовательский проект.

В течение жизни каждому человеку приходится

решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Реализация проекта потребует разработки следующих   содержательных линий:

истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;

• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,

Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта.

Определять свою роль в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

 

Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдения опыта исследования, представлять результаты наблюдений в различных видах

групповой

 

С.96-98 прочитать, проект

34

 

 

Весенняя сказка «Снегурочка». Защита проекта.