ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению для 8 класса учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.
Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Обучение носит воспитывающий характер.
Программа предусматривает освоение ее содержания согласно интересам, потребностям и способностям детей.
На уроках чтения совершенствуется техника чтения у учащихся и понимание содержания художественных произведений, развивается речь и мышление. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Программа разработана на основе государственного образовательного стандарта, типовой Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./ Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.
Преподавание ведется по учебнику чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель З.Ф.Малышева, М., «Просвещение», 2006.
Цель программы – повышение уровня общего развития учащихся.
Задачи:
научить детей читать сознательно, правильно, бегло, выразительно доступный их пониманию текст вслух и «про себя»;
научить правильно и последовательно излагать свои мысли;
формировать умение выделять главную мысль текста;
научить определять основные черты характера действующих лиц;
научить определять части текста, на их основе составлять пересказ по составленному плану полно или выборочно.
Специальной задачей обучения чтению является коррекция речи и мышления умственно отсталых школьников.
Для достижения цели и реализации вышеизложенных задач программа рассчитана на 1 год.
Количество часов в неделю: 4 часа. Всего за год – 136 часов.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Ученики 8 класса должны уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно вслух и «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое к ним отношение;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
Ученики 8 класса должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
Проверка техники чтения в 8 классе: 90 – 100 слов в минуту.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопрос, пересказ) в соответствии с программными требованиями.
СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Вид контроля: проверка техники чтения |
1.
|
|
Знакомство с былинами |
Входной контроль |
2. |
|
Знакомство с биографией И.А.Крылова |
Итоговый контроль за 1 четверть
|
3.
|
|
Знакомство с биографией И.С.Никитина |
Промежуточный контроль |
4.
|
|
Разбор по вопросам текста «Муму» И.С.Тургенева |
Итоговый контроль за 2 четверть |
5.
|
|
Внеклассное чтение. «Повесть о настоящем человеке» |
Промежуточный контроль |
6.
|
|
Знакомство с биографией Н.А.Заболоцкого |
Итоговый контроль за 3 четверть |
8.
|
|
Внеклассное чтение. Знакомство с творчеством В.М.Шукшина |
Промежуточный контроль |
9.
|
|
Знакомство с биографией Р.П.Погодина |
Итоговый контроль за год |
- Содержание учебного предмета, курса
Введение (2 часа).
Устное народное творчество.(16 часов). Устное народное творчество. Жанры народного творчества. Сказки. Виды сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Народная мораль в характере и поступках героев. Эстетика волшебной сказки. Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Изобразительный характер формул волшебной сказки. Герои сказки в оценке автора – народа. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Прямой и переносный смысл пословиц. Баллады. В. А. Жуковский «Перчатка». Трагические события баллады. И. З. Суриков «Нашла коса на камень». Внеклассное чтение. Баллады А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова. Былина – русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Былина «Добрыня и Змей». Особенности былинного стиха.
Произведения русских писателей 19 века. (60 часов: 52 + 8).
А. С. Пушкин (18 часов). Детство и юность поэта. Начало творческого пути. М. Я. Басина «Публичное испытание». И. И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Памятник» (отрывок). Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина. «И. И. Пущину», «19 октября 1827», «Няне». Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. «Во глубине сибирских руд…». Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина. «На холмах Грузии…», «Сожжённое письмо», «Я вас любил…». Образы природы в лирике А. С. Пушкина. «Зимнее утро». А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». Внеклассное чтение. Произведения А. С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов (14 часов). Детство поэта. Родное гнездо – Тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта. Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта». Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина» (отрывок). Стихотворения «Парус», «Сосна», в которых отражено отношение поэта к окружающему миру. М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок). Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок). Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Развитие речи. Сочинение современной песни.
И.А. Крылов (4 часа). И. А. Крылов. Литературно – биографический образ баснописца. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Басни «Осёл и Соловей» и «Муха и пчела». Злободневность морали басен. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.
Н. А. Некрасов (8 часов). Краткий рассказ о писателе. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок). Боль поэта за судьбу народа. «В полном разгаре страда деревенская…». Отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях» «Мороз, Красный нос». «Русские женщины» (отрывок). Поэтический образ русской женщины. Развитие речи. Сочинение – характеристика русской женщины по данному плану.
И. С. Никитин (2 часа). Слово о поэте. «Русь» (отрывок). «Утро на берегу озера».
И.С.Тургенев (8 часов). Детство И. С. Тургенева, начало творческой деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Быт и нравы крепостной России в рассказе. Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение. Герасим и Муму. Счастливый год. Развитие речи. Сочинение – характеристика Герасима по данному плану.
Л. Н. Толстой (6 часов). Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». Художественное своеобразие рассказа. «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. Развитие речи. Сочинение по произведению «После бала».
Произведения русских писателей 1-й половины 20 века. (26 часов).
А. П. Чехов (2 часа). Слово о писателе. «Лошадиная фамилия». Добродушный смех в рассказе. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
В. Г. Короленко (8 часов). Слово о писателе. «Слепой музыкант» (отрывок). «Слепой музыкант». Части I - III. Нравственные проблемы рассказа. «Слепой музыкант». Части IV – VI. «Слепой музыкант». Части VII – IX.
М.Горький (6 часов). М. Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Часть I. М. Горький. «Макар Чудра». Часть II. Развитие речи. Сочинение «Золотая пора детства».
С.А. Есенин (2 часа). С. А. Есенин. Слово о поэте. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая».
А. П. Платонов (2 часа). А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Разноцветная бабочка» (Сказка). Беспредельная материнская любовь в сказке.
А. Н. Толстой (4 часа). Слово о писателе. «Русский характер». Части I – II. А. Н. Толстой. «Русский характер». Часть III.
Н. А. Заболоцкий (2 часа). Слово о писателе. «Некрасивая девочка». Анализ стихотворения.
Произведения русских писателей 2-й половины 20 века. (32 часа: 26 + 6).
К. Г. Паустовский (4 часа). Рассказ о писателе. Рассказ «Телеграмма». Часть I. Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция. К. Г. Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа.
Р. И. Фраерман (6 часов). «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» Часть I – II. Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» Часть III – V. Развитие речи. Сочинение - характеристика героев.
Л. А. Кассиль (6 часов). Слово о писателе. «Пекины бутсы». Часть I – II. Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы». Часть III. Развитие речи. Характеристика Пеки Дементьева по плану.
А. Т. Твардовский (4 часа). А. Т. Твардовский – поэт – гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». Композиция и язык поэмы. Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов. Героика и юмор в поэме.
В. М. Шукшин (2 часа). Слово о писателе. Рассказ «Гринька Малюгин» (в сокращении).
В. П. Астафьев (4 часа). Слово о писателе. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»). Развитие речи. Пересказ отрывка по плану.
Р. П. Погодин (2 часа). Краткий рассказ о писателе. «Алфред».
А. А. Сурков (4 часа). Слово о поэте. «Родина». Вн. чт. Поэты о родной природе. Поэтическое восприятие окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения. Конкретные пейзажные зарисовки обобщённый образ России.
- Тематическое планирование по чтению
№ |
Темы раздела |
Кол-во часов |
Коррекционные цели |
1. |
Введение. Искусство чтения. |
2ч |
Развитие связной речи, активизация словаря. |
2. |
Устное народное творчество. |
16ч |
Активизация процессов запоминания и воспроизведения. |
3. |
Произведения русских писателей 19 века. |
60ч |
Формирование навыков нравственности и самооценки. |
4. |
Произведения русских писателей 1-й половины 20 века. |
26ч |
Развитие словесно-логической памяти. |
5 |
Произведения русских писателей 2-й половины 20 века. |
32ч |
Развитие связной речи, активизация словаря. |
6 |
Итого по разделам
|
136ч |
|
5.Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Учебники:
Малышева З.Ф. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / З.Ф. Малышева. – М.: Просвещение, 2006.
Учебные пособия для учителя:
Русский язык и чтение. 5 – 7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е Прокопенко – Волгоград: Учитель, 2009. – 208с.
Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день / Т.В. Башаева; худож. С.В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.: ил. – (развивающее обучение).
Календарно-тематическое планирование по чтению 8 класс
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Цели и задачи урока |
Коррекционная основа урока |
НаглядностьИКТ |
Домашнее задание |
|
|||||
Введение (2 часа) |
|
|||||||||||
1 - 2 |
|
Искусство чтения. |
Подготовить уч-ся к восприятию нового курса. Создать рабочее настроение, заинтересовать в дальнейших занятиях. Учить развернутым высказываниям с ис-пользованием сопоставительных конструкций и эмоц. лексики со значением самооценки. |
Коррекция мыслительной деятельности через развитие внимания к правильно звучащей речи. |
Презентация. |
Индивидуальные задания |
|
|||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (16 часов) |
|
|
||||||||||
3 – 4 |
|
Устное народное творчество. Жанры народного творчества. Сказки. Виды сказок. Рассказчики и слушатели сказок. |
Закрепить знания о жанрах устного народного творчества. Формировать правильное отношение к народным традициям. |
Развитие и закрепление навыка чтения народных произведений, их анализ (идея, тема). |
Презентация. |
С. 4-5 чтение, вопросы |
|
|||||
5 – 6 |
|
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Народная мораль в характере и поступках героев. Эстетика волшебной сказки. |
Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром; Дать представление о том, как пересказывается народная сказка. |
Коррекция недостатков речевого развития через построение монологического высказывания. |
|
С. 5-16, пересказ |
|
|||||
7 – 8 |
|
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Изобразительный характер формул волшебной сказки. Герои сказки в оценке автора – народа. |
-научить понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приёмов и изобразительно-выразительных средств; |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением сказок. |
|
С. 5 -16, чтение, примеры |
|
|||||
9 - 10 |
|
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Прямой и переносный смысл пословиц. |
Вспомнить известные учащимся сведения о пословицах и поговорках. Расширить знания учащихся об этих жанрах. Показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок. Научить пользоваться пословицами и поговорками в речи. |
Коррекция мыслительной деятельности через проведение сравнительно-сопоставительного анализа малых жанров фольклора. |
-словарь Даля. |
С. 16 – 17, сборник пословиц |
|
|||||
11 – 12 |
|
Баллады. В. А. Жуковский «Перчатка». Трагические события баллады. |
Познакомить учащихся с жанром былины; Выяснить, о чём повествуют былины; Выяснить, о каких богатырях сложено больше всего былин? |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением. |
|
С. 17 – 21, выразительное чтение |
|
|||||
13 – 14 |
|
И. З. Суриков «Нашла коса на камень». |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. З. Сурикова. Проанализировать «Нашла коса наа камень». |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением. |
Портрет И. Сурикова. |
С. 21 – 24, составить отзыв |
|
|||||
15 – 16 |
|
Вн. чтение. Баллады А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова. |
Проанализировать прочитанные баллады А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. |
Коррекция мыслительной деятельности через прове-дение сравнительно-сопос-тавительного анализа баллад. |
|
Внеклассное чтение, анализ |
|
|||||
17 - 18 |
|
Былина – русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Былина «Добрыня и Змей». Особенности былинного стиха. |
Познакомить учащихся с жанром былины; Выяснить, о чём повествуют былины; Выяснить, о каких богатырях сложено больше всего былин? Познакомить учащихся с былиной «Добрыня и змей»;Соотнести иллюстрации и текст былины. |
Корр. мышления через выполнение упр-ий аналитико-синтетического характера (выделение осн. мысли, обобщ. анализ былины). |
Презентация. |
С. 24 – 32, выделить главную мысль |
|
|||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (60 часов: 52: + 8) |
|
|
||||||||||
А. С. ПУШКИН (18 часов) |
|
|
||||||||||
19 - 20 |
|
А. С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. М. Я. Басина «Публичное испытание». |
Вспомнить известные учащимся сведения о поэте и продолжить знакомство с фактами из жизни Пушкина. Заинтересовать уч-ся рассказом о лицейских годах поэта. |
Коррекция мышления и памяти путем составления ответа на вопросы учителя. Коррекция речи через анализ стихотворения «Узник» |
-картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене» -фотографии Царского Села, виды Петербурга -картина Е.И. Гейтмана «Пушкин-юноша» (1822) |
С. 32 – 39, анализ стихотворения |
|
|||||
21 – 22 |
|
И. И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). |
Познакомить учащихся с «Записками о Пушкине». Рассказать о дружбе Пушкина и Пущина. |
Корр.речевой патологии путем работы над семантикой слов в процессе анализа произведения. |
|
С. 39 – 42 анализ произведения |
|
|||||
23 – 24 |
|
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Памятник» (отрывок). |
Познакомить с особенностями содержания и композиции стихотворения «Памятник». Раскрыть тему поэта и поэзии в творчестве Пушкина. |
Коррекция мышления и па-мяти путем составления ответа на вопросы учителя |
-фонохрестоматия «Пророк» (02:27) |
С. 42 вопросы |
|
|||||
25 – 26 |
|
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина. «И. И. Пущину», «19 октября 1827», «Няне». |
Раскрыть тему дружбы в стихотворениях разных периодов творчества А.С.Пушкина. |
Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока. |
Презентация. |
С. 43 – 47 составление высазываний |
|
|||||
27 – 28 |
|
Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. «Во глубине сибирских руд…» |
Завершить знакомство с лирикой Пушкина, посвященной теме свободы и власти. |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над выразительным чтением стихотворений. |
-фонохрестоматия «Во глубине сибирских руд…». |
С. 42 наизусть |
|
|||||
29 – 30 |
|
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина. «На холмах Грузии…», «Сожжённое письмо», «Я вас любил…» |
Познакомить с адресатами любовной лирики Пушкина. Проанализировать стихотворения, посвященные данной теме. Раскрыть духовный потенциал любовной лирики. |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над выразительным чтением стихотворений |
-фонохрестоматия «На холмах Грузии…». (01:08) «Я вас любил…» (01:08) |
С. 46 – 47 наизусть |
|
|||||
31 - 32 |
|
Образы природы в лирике А. С. Пушкина. «Зимнее утро». |
Произвести подробный анализ образов природы в лирике Пушкина. Показать традиции и новаторство поэта. |
Коррекция логического мышления путем работы над анализом стихотворений. |
|
С. 43 анализ стихотворения |
|
|||||
33 - 34 |
|
А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». |
Определить жанровые особенности произведения. Выявить элементы сказки. Проанализировать «Сказку о попе …». |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над лексикой сказки и её выразительным чтением. |
Фонохрестоматия. Презентация. |
С. 47 -54 пересказ |
|
|||||
35 - 36 |
|
Вн. чтение. Произведения А. С. Пушкина. |
Познакомиться со сказками А. С. Пушкина; Проанализировать любимые сказки А. С. Пушкина; |
Коррекция недостатков раз-вития устной речи путем пересказа отдельных эпизодов и ответов на вопросы. |
|
Внеклассное чтение |
|
|||||
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (14 часов: 12 +2) |
|
|
||||||||||
37 – 38 |
|
Детство поэта. Родное гнездо – Тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта. |
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Лермонтова. Показать связь поэта с Костромским краем. Охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова, рассмотреть основные темы его творчества. |
Коррекция монологической речи через ответы по теме урока. |
Презентация «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» |
С. 54 – 55 вопросы |
|
|||||
39 – 40 |
|
Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта». |
Рассмотреть тему поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Показать взгляд Лермонтова на роль поэта в жизни общества. |
Корр. словесно-логического мышления через развитие умения осущ-ть анализ предлагаемого материала и устанавливать причинно-следственные связи. |
-фонохрестоматия «Смерть Поэта». (05:00) |
С. 56 – 57 наизусть |
|
|||||
41 – 42 |
|
Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина» (отрывок). |
Осмыслить чувство родины в ранней и поздней лирике Лермонтова. Проанализировать стихотворение «Родина». |
Коррекция логического мы-шления путем работы над анализом стихотворения. |
-фонохрестоматия «Родина» (02:04) |
С. 58 наизусть |
|
|||||
43 – 44 |
|
Стихотворения «Парус», «Сосна», в которых отражено отношение поэта к окружающему миру. |
Проанализировать стихотворения на тему вольности и одиночества. Дать понятие лирического героя; охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова. |
Коррекция словесно-логи-ческого мышления через анализ стихотворений. |
-фонохрестоматия «Парус» (03:24) |
С. 58 – 59 наизусть |
|
|||||
45 - 46 |
|
М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок). Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. |
Ввести учащихся в мир событий и героев «Песни…». Показать историческое прошлое Руси. Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам. Рассказать об истории создания «Песни…». Отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования. |
Коррекция мышления и па-мяти путем составления ответа на вопросы учителя. Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением поэмы. |
-фонохрестоматия. -презентация. |
С. 59 – 73 выразительное чтение |
|
|||||
47 - 48 |
|
М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок). Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. |
Выяснить нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни…». Помочь понять основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. Учить составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев |
Корр. абстрактного мышления уч-ся через развитие умения обобщать, сопоставлять и делать выводы. Коррекция мышления и памяти путем составления ответа на вопросы учителя |
|
С. 59 – 73 вопросы |
|
|
||||
49 - 50 р.р. |
|
Развитие речи. Сочинение современной песни. |
Развитие связной речи учащихся, умения отбирать материал по теме и связно излагать мысли. |
Коррекция устной речи пу- тем отбора материала для сочинения и подготовки уч-ся к его написанию. |
|
сочинение |
|
|||||
И. А. КРЫЛОВ (4часа) |
|
|
||||||||||
51 – 52 |
|
И. А. Крылов. Литературно – биографический образ баснописца. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. |
Знакомство с биографией И. А. Крылова, жанровыми признаками басни на примере басни «Волк на псарне». Познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни. |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением басни. |
|
С. 73 – 76 анализ |
|
|||||
53 - 54 |
|
Басни «Осёл и Соловей» и «Муха и пчела». Злободневность морали басен. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. |
Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Показать злободневность морали басен. |
Коррекция мышления путем анализа басни и определения ее морали и аллегорического смысла. Коррекция внимания и памяти через ответы по теме урока и анализ текста басни. |
Фонохрестоматия. |
С. 78 – 81 наизусть |
|
|||||
Н. А. НЕКРАСОВ (8 часа: 6+ 2) |
|
|
||||||||||
55 – 56 |
|
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок). Боль поэта за судьбу народа. |
Познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова. Рассказать о рождении замысла стихотворения. |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся через работу над выразительным чтением стихотворений. |
Презентация. Фонохрестоматия. |
С. 81 – 85 выразительное чтение |
|
|||||
57 – 58 |
|
«В полном разгаре страда деревенская…». Отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях» «Мороз, Красный нос». |
Чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» и знакомство с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым. |
Коррекция речевой патологии путем работы над семантикой слов при анализе стихотворений. |
Фонохрестоматия. |
С. 85 – 88 анализ стихотворения |
|
|||||
59 - 60 |
|
«Русские женщины» (отрывок). Поэтический образ русской женщины. |
Познакомить с исторической основой поэмы. Жанровые особенности поэмы. Дать характеристику генералу и княгине. Объяснить позицию автора. |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над выразительным чтением поэмы. |
Фонохрестоматия. |
С. 88 – 91 выразительное чтение |
|
|||||
61 - 62 р.р. |
|
Развитие речи. Сочинение – характеристика русской женщины по данному плану. |
Развитие связной речи учащихся, умения отбирать материал по теме и связно излагать мысли. |
Коррекция устной речи путем отбора материала для сочинения и подготовки уч-ся к его написанию. |
|
сочинение |
|
|||||
И. С. НИКИТИН (2 час) |
|
|
||||||||||
63 - 64 |
|
И. С. Никитин. Слово о поэте. «Русь» (отрывок). «Утро на берегу озера». |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Никитина. Проанализировать стихотворения И. Никитина. |
Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над выразительным чтением стихотворений. |
Презентация. Фонохрестоматия. |
С. 91-94 выразительное чтение |
|
|||||
И. С. ТУРГЕНЕВ (8часа: 6+2) |
|
|
||||||||||
65 - 66 |
|
Детство И. С. Тургенева, начало творческой деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Быт и нравы крепостной России в рассказе. |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Тургенева; Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа; Показать своеобразие Тургенева – повествователя; |
Формирование навыка вла-дения устной речью (кор-рекция речевой патологии) путем активизации словаря уч-ся. |
Презентация. Видеофильм. |
С. 95 – 119 словарная работа |
|
|||||
67 - 68 |
|
Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение. |
Сравнить физическое и душевное состояние героя в деревне и в городе; Показать, какие перемены произошли с Герасимом; -показать, как добр, заботлив и великодушен Герасим в отношениях с Татьяной; |
Корр. мышления путем вы-полнения заданий на обоб-щение изучаемого материала (анализ х-ров героев). Корр. внимания через работу над внутренним миром и характером Герасима. |
|
С. 95 – 119 анализ рассказа |
|
|||||
69 - 70 |
|
Герасим и Муму. Счастливый год. |
Продолжить сопоставительную характеристику Герасима с другими персонажами; Показать черты сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя; |
Корр. словесно-логического мышления через развитие умения осущ-ть анализ предлагаемого материала и устанавливать причинно-следственные связи. |
|
С. 95 – 119 анализ рассказа |
|
|||||
71 - 72 р.р. |
|
Развитие речи. Сочинение – характеристика Герасима по данному плану. |
Подготовить учащихся к создание собственного речевого произведения; Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; |
Коррекция логики через со-ставление плана сочинения и отбор материала. |
|
сочинение |
|
|||||
Л. Н. ТОЛСТОЙ (6 часа: 4+ 2) |
|
|
||||||||||
73 – 74 |
|
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». Художественное своеобразие рассказа. |
Познакомить с основными биографическими сведениями писателя.; историей создания рассказа «После бала» и его содержанием. |
Коррекция интонационной стороны речи учащихся через работу над выразительным чтением рассказа. |
-фонохрестоматия-8. «После бала» (25:17) |
С. 119 – 131 выразительное чтение |
|
|||||
75 - 76 |
|
«После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее |
Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел. Понять главную мысль рассказ. Отметить художественные особенности рассказа, подчеркнуть роль образа повествователя-рассказчика. |
Коррекция словесно-логи-ческого мышления путем работы с текстом (речевая характеристика героев). Коррекция устной речи через составление характеристики полковника. |
|
С. 119 - 131 |
|
|||||
77 - 78 р.р. |
|
Развитие речи. Сочинение по произведению «После бала». |
Развитие связной речи учащихся, умения отбирать материал по теме и связно излагать мысли. |
Коррекция устной речи путем отбора материала для сочинения и подготовки уч-ся к его написанию. |
|
сочинение |
|
|||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 1-Й ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (26 часов: 24 + 2) |
|
|
||||||||||
А. П. ЧЕХОВ (2 час) |
|
|
||||||||||
79 - 80 |
|
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная фамилия». Добродушный смех в рассказе. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова; Вспомнить изученные ранее рассказы А. П. Чехова; Прививать интерес к творчеству А. П. Чехова. Проанализировать рассказ «Лошадиная фамилия». |
Коррекция мышления и па-мяти путем составления ответа на вопросы учителя. |
-презентация. -фонохрестоматия. |
С. 131 – 138 пересказ |
|
|||||
В. Г. КОРОЛЕНКО (8часа) |
|
|
||||||||||
81 – 82 |
|
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «Слепой музыкант» (отрывок). |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Г. Короленко; Выяснить, какие темы волновали Короленко. |
Коррекция внимания и памяти через ответы по теме урока и анализ текста повести.
|
-презентация. -видеофильм. |
С. 138 – 141 пересказ |
|
|||||
83 - 84 |
|
«Слепой музыкант». Части I - III. Нравственные проблемы рассказа. |
Познакомить учащихся с первыми тремя частями повести «Слепой музыкант». Выяснить, почему Петрик не понравился девочке. Выяснить, почему Петрик не любил, когда нарушали его уединение. Охарактеризовать каждого из героев. |
Формирование навыка вла-дения устной речью (кор-рекция речевой патологии) путем активизации словаря уч-ся. |
|
С. 142 – 150 пересказ |
|
|||||
85 – 86 |
|
«Слепой музыкант». Части IV – VI. |
Выяснить, как произошло знакомство девочки с семьёй Петрика. Проанализировать 4 – 6 главы повести. |
Коррекция недостатков раз-вития устной речи путем пересказа отдельных эпизодов и ответов на вопросы. |
|
С. 150 – 155 пересказ |
|
|||||
87 - 88 |
|
«Слепой музыкант». Части VII – IX. |
Выяснить, какие эпизоды понравились больше всего. Подумать, как ещё можно назвать эту повесть. Выяснить, каков конец у этой повести. |
Корр мышления путем вы-полнения заданий на обоб-щение изучаемого материала. |
|
С. 156 – 162 пересказ |
|
|||||
М. ГОРЬКИЙ (6 часов: 4 + 2) |
|
|
||||||||||
89 – 90 |
|
М. Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Часть I. |
Знакомство (кратко) с жизнью М. Горького. Сделать обзор творчества М. Горького. Обмен читательскими впечатлениями. Проанализировать первую часть рассказа М. Горького «Макар Чудра». Выяснить, какие чувства вызывает история Рады и Лойко. |
Коррекция устной моноло-гической речи уч-ся с по-мощью развернутого ответа на вопросы и худ. пересказа эпизодов произведения. |
-презентация.
|
С. 162 – 167 пересаз |
|
|||||
91 – 92 |
|
М. Горький. «Макар Чудра». Часть II. |
Проанализировать вторую часть рассказа М. горького «Макар Чудра». |
Коррекция мыслительных процессов через осущест-вление анализа и синтеза учебного материала. |
|
С. 168 – 170 пересказ |
|
|||||
93 - 94 |
|
Развитие речи. Сочинение «Золотая пора детства». |
Помочь учащимся проанализировать тему сочинения и отобрать рабочие материалы. |
Коррекция устной речи путем отбора материала для сочинения и подготовки уч-ся к его написанию. |
|
сочинение |
|
|||||
С. А. ЕСЕНИН (2 час) |
|
|
||||||||||
95 - 96 |
|
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая». |
Познакомить учащихся с очерком жизни и творчества Есенина. Выявить своеобразие лирики Есенина. Выяснить, чем привлекают стихи Есенина. |
Коррекция устной моноло-гической речи уч-ся с по-мощью развернутого ответа на вопросы. |
-презентация. -фонохрестоматия. |
С. 171 – 175 наизусть |
|
|||||
А. П. ПЛАТОНОВ (2 час) |
|
|
||||||||||
97 - 98 |
|
А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Разноцветная бабочка» (Сказка). Беспредельная материнская любовь в сказке. |
Познакомить учащихся с биографией А. Платонова. Выявить нравственную позицию писателя и способы её выражения. Проанализировать рассказ «Разноцветная бабочка». |
Корр.речевой патологии путем работы над семантикой слов в процессе анализа произведения. |
-презентация. |
С. 176 – 281 анализ |
|
|||||
А. Н. ТОЛСТОЙ (4 часа) |
|
|
||||||||||
99 - 100 |
|
А. Н. Толстой. Слово о писателе. «Русский характер». Части I – II. |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Н. Толстого. Сделать анализ первой – второй части рассказа «Русский характер». Прививать интерес к творчеству А. Н. Толстого. |
Коррекция недостатков раз-вития устной речи путем пересказа отдельных эпизодов и ответов на вопросы. |
-презентация.
|
С. 181 – 183 пересказ, рисунки |
|
|||||
101 - 102 |
|
А. Н. Толстой. «Русский характер». Часть III. |
Сделать анализ третьей части рассказа «Русский характер». |
Коррекция мышления и па-мяти путем составления ответа на вопросы учителя. |
|
С. 184 – 189 пересказ, анализ |
|
|||||
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2час) |
|
|
||||||||||
103 - 104 |
|
Н. А. Заболоцкий. Слово о писателе. «Некрасивая девочка». Анализ стихотворения. |
Дать учащимся представление о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте. Начать знакомство с лирикой поэта. Сделать анализ стихотворения «Некрасивая девочка». |
Коррекция мышления и памяти путем составления ответа на вопросы учителя. |
-презентация. -фонохрестоматия. |
С. 189 – 192 вопросы |
|
|||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 2-й ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (32 часа: 26 + 6) |
|
|||||||||||
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ (4часа) |
|
|
||||||||||
105 - 106 |
|
К. Г. Паустовский. Рассказ о писателе. Рассказ «Телеграмма». Часть I. Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция. |
Дать представление учащимся о К. Г. Паустовском как о человеке и писателе. Познакомить с творчеством замечательного художника слова. Познакомить с первой частью рассказа «Телеграмма». Познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, |
Формирование навыка владения устной речью (коррекция речевой патологии) путем активизации словаря уч-ся. Коррекция логического мышления путем работы над анализом рассказа. |
-презентация. -фонохрестоматия. |
С. 193 – 197 пересказ |
|
|||||
107 - 108 |
|
К. Г. Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа. |
Раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского. Выявить способы авторской характеристики Насти. Определить, что писатель ценит в людях. |
Корр словесно-логического мышления через развитие умения осущ-ть анализ предлагаемого материала и устанавливать причинно-следственные связи. |
|
С. 198 – 200 пересказ |
|
|||||
Р. И. ФРАЕРМАН (6 часа: 4 + 2) |
|
|
|
|
|
|||||||
109 – 110 |
|
Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» Часть I – II |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р. И. Фраермана. Вызвать интерес к его творчеству. Сделать анализ первой части книги. |
Коррекция интонационной стороны речи учащихся через работу над выразительным чтением рассказа. |
-презентация. -видеофильм. |
С.201 – 216 выразительное чтение |
|
|
|
|
||
111 - 112 |
|
Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» Часть III – V. |
Сделать анализ второй – третьей частей книги. Озаглавить эти части книги. |
Корр. абстрактного мышления уч-ся через развитие умения обобщать, сопоставлять и делать выводы. |
|
С. 217– 226 выразительное чтение |
|
|||||
113 - 114 р.р. |
|
Развитие речи. Сочинение - характеристика героев. |
Подготовить учащихся к созданию собственного произведения. Составить план сочинения. Написать черновик. |
Коррекция монологической речи через ответы по теме урока. |
|
сочинение |
|
|||||
Л. А. КАССИЛЬ (6 часов: 4 + 2) |
|
|
||||||||||
115 - 116 |
|
Л. А. Кассиль. Слово о писателе. «Пекины бутсы». Часть I – II. |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л. А. Кассиля. Сделать анализ первой – второй глав рассказа; |
Коррекция недостатков речевого развития путем введения в речь новых слов. |
-презентация. |
С227 – 229 словарная работа |
|
|||||
117 - 118 |
|
Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы». Часть III. |
Сделать анализ третьей части рассказ «Пекины бутсы» |
Коррекция мышления и памяти путем составления ответа на вопросы учителя. |
|
С. 230 – 234 вопросы |
|
|||||
119 - 120 |
|
Развитие речи. Характеристика Пеки Дементьева по плану. |
Составить характеристику Пеки. |
Коррекция монологической речи через ответы по теме урока. |
|
Характеристика по плану |
|
|||||
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (4часа) |
|
|
||||||||||
121 – 122 |
|
А. Т. Твардовский – поэт – гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». Композиция и язык поэмы. |
Познакомить с фактами биографии Твардовского, с творческим замыслом «Василия Теркина». Выявить роль автора в поэме. Найти сходство и различие между автором и его героем. |
Коррекция устной монологической речи уч-ся с помощью развернутого ответа на вопросы. Коррекция мышления и памяти путем составления ответа на вопросы учителя |
Презентация.
|
С. 235 – 242 пересказ |
|
|||||
123 - 124 |
|
Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойцов. Героика и юмор в поэме. |
Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор. Выявить определяющие качества Василия Теркина. Продолжить анализ указанных глав. |
Коррекция устной монологической речи уч-ся с помощью развернутого ответа на вопросы. |
|
С. 243 – 248 наизусть отрывка |
|
|||||
В. М. ШУКШИН (2 час) |
|
|
||||||||||
125 - 126 |
|
В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Гринька Малюгин» (в сокращении). |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. М. Шукшина. Помочь понять смысл названия рассказа. Авторское отношение к героям рассказа. |
Коррекция мышления через выполнение заданий аналитико-синтетического х-ра (выделение и запоминание существенного в слове учителя) |
-презентация. |
С. 249 – 259 анализ |
|
|||||
В. П. АСТАФЬЕВ (4 часа: 2 + 2) |
|
|
||||||||||
127 - 128 |
|
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»). |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Астафьева. Вызвать интерес к его произведениям; Проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; |
Коррекция словесно-логического мышления путем выполнения заданий на анализ и синтез учебного материала. |
-презентация. |
С. 260 – 266 анализ |
|
|||||
129 – 130 Р.р |
|
Развитие речи. Пересказ отрывка по плану. |
Развитие связной речи учащихся, умения отбирать материал по плану и связно излагать мысли. |
Коррекция устной речи путем отбора материала для сочинения и подготовки уч-ся к его написанию. |
|
пересказ |
|
|||||
Р. П. ПОГОДИН (2час) |
|
|
||||||||||
131 - 132 |
|
Р. П. Погодин. Краткий рассказ о писателе. «Алфред». |
Вызвать интерес к его произведениям; Проанализировать содержание рассказа; Выяснить, с кем познакомились в первых главах, и рассказать о занятиях ребят. |
Коррекция логического мышления путем работы над анализом взаимоотношений героев рассказа. |
-презентация. |
С. 267 – 282 характеристика героев |
|
|||||
А. А. СУРКОВ (4 часа) |
|
|
||||||||||
133 - 134 |
|
А. А. Сурков. Слово о поэте. «Родина». |
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. А. Суркова; Вызвать у учащихся интерес к его творчеству; Сделать анализ стихотворения «Родина». |
Коррекция словесно-логического мышления через анализ стихотворений |
-презентация. -фонохрестоматия. |
С. 283 наизусть |
|
|||||
135 - 136 |
|
Вн. чт. Поэты о родной природе. Поэтическое восприятие окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения. Конкретные пейзажные зарисовки обобщённый образ России. |
Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов. Помочь осмыслить прочитанное. Учить анализировать стихи. Создать на уроке лирическую атмосферу; определить своеобразие лирики указанных поэтов. |
Коррекция логического мы-шления путем работы над анализом стихотворений. Коррекция монологической речи через составление высказываний по теме урока. |
-фонохрестоматия-8.
|
Устные сообщения, НРК |
|
|||||