Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2012 года.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Каждая тема завершается обобщением и повторением пройденного, что обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе выделены часы на развитие связной речи.
Вместе с тем в программу включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его функциях, о современном состоянии русского языка, культуре речи.
Особое внимание уделяется коммуникативному и языковедческому аспектам обучения.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень орфограмм и пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 9 класса. Поурочное планирование обеспечивает целевую подготовку школьников к сдаче ГИА. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИя
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Международное значение русского языка. 1ч.
Повторение изученного в 5-8 классах. 7 ч.
Сложное предложение. 4 ч. Из них -3 РР
Сложносочиненные предложения. 2 ч.
Сложноподчиненные предложения. 20 ч. Из них - 4 РР
Бессоюзные сложные предложения. 5 ч. Из них - 1 РР
Сложные предложения с различными видами связи. 4 ч.
Общие сведения о языке. 4 ч.
Повторение изученного в 5-9 классах. 21. (4 РР.)
Контрольных работ - 5
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты
|
Вид контроля |
УУД (деятельность учащихся) |
|
Раздел 1.Введение (1 ч.)
|
|||||||
1
|
|
|
Международное значение русского языка. |
Урок усвоения новых знаний |
Анализ текстов о языке |
Понимать, какую роль играет русский язык в современном мире, объяснить причины его авторитета. Понимать необходимость изучения родного языка. |
ФО |
Коллективная, самостоятельная работа |
Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (7 ч.) |
||||||||
2 |
|
|
Фонетика |
Повторительно-обобщающий урок
|
Фонетический разбор слов |
Закрепить знания о фонетике, полученные в предыдущих классах. |
ФО |
Коллективная, самостоятельная работа |
3 |
|
|
Лексика и фразеология
|
Повторительно-обобщающий урок
|
Анализ текста |
Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, употреблять в речи фразеологизмы. |
ФО |
Коллективная, самостоятельная работа |
4 |
|
|
Морфемика и словообразование
|
Повторительно-обобщающий урок
|
Практическая работа |
Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова. |
ФО |
Коллективная, самостоятельная работа |
5 |
|
|
Морфология. Орфография |
Повторительно-обобщающий урок
|
Морфологический разбор слов в предложениях. |
Закрепить теоретические знания по теме «Морфология». Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли. |
ФО ПДЗ |
Коллективная, самостоятельная работа |
6 |
|
|
Словосочетание. Простое предложение |
Повторительно-обобщающий урок
|
Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения |
Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении. Уметь определять тип стиля текста. |
ПДЗ |
Коллективная, самостоятельная работа |
7 |
|
|
Синтаксис простого предложенияТекст. |
Повторительно-обобщающий урок
|
Разбор простых предложений. Определение стиля текста. |
Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении. Уметь определять тип стиля текста. |
|
Коллективная, самостоятельная работа |
8 |
|
|
Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. |
Урок контроля |
Диктант |
|
|
|
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (1 +3 ч. РР) |
||||||||
9
|
|
|
Сложное предложение Основные виды сложных предложений |
Повторительно-обобщающий урок
|
Анализ предложений. Составление таблицы «Основные виды сложных предложений» |
Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП. |
ФО |
Практическая коллективная работа. |
10 |
|
|
Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. |
Урок усвоения знаний, развитие речи. |
Работа с текстом упр.№55. |
Знать способы сжатия текста, уметь выбирать в тексте основную информацию. |
ПР |
Практическая коллективная работа. |
11-12 |
|
|
Р/р. Сжатое изложение. |
Урок развития речи. |
|
Уметь писать изложение, отбирая основную информацию. |
КР |
Практическая коллективная работа. |
Раздел 4. Сложносочиненные предложения. 2 ч. |
||||||||
13 |
|
|
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. |
Урок усвоения знаний. |
Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. |
Расширить знания о ССП. |
УО |
Практическая коллективная работа. |
14 |
|
|
Знаки препинания в ССП. |
Урок усвоения знаний. |
Практическая коллективная работа |
Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. |
ФО |
Практическая коллективная работа. |
Раздел 5. Сложноподчинённые предложения (16 +4 ч. РР ч.) |
||||||||
15
|
|
|
Сложноподчиненные предложенияСтроение ССП. Подчинительные союзы и союзные слова. |
Повторительно-обобщающий урок
|
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений. |
Закрепить знания о СПП, его строении. Научиться различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки. |
ФО |
Практическая коллективная работа |
16 |
|
|
Строение СПП. Схемы СПП. |
Повторительно-обобщающийурок
|
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений. |
Научиться представлять структуру СПП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки. |
ФО |
Практическая коллективная работа |
17 |
|
|
Р/р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.) |
Повторительно-обобщающий урок
|
Работа с текстами сборника изложений. |
Использовать СПП в речи, развивая навыки устного пересказа. |
СР |
Практическая коллективная работа. |
18-19
|
|
|
Р/р. Изложение. |
Урок развития речи |
Изложение. |
Развитие умения письменно излагать услышанный текст, самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности. |
КР |
Самостоятельная работа. |
20 |
|
|
Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточными определительными. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Иметь представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительныхсовершенствовать пунктуационные навыки. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
21
|
|
|
СПП с придаточными изъяснительными. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Сформировать понятие о придаточных изъяснительных; совершенствовать пунктуационные навыки. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
22 |
|
|
СПП с придаточными обстоятельственными. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление о придаточных обстоятельственных. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
УО ФО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
23 |
|
|
СПП с придаточными степени и образа действия. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными степени и образа действия, смысловых различий этого вида придаточных предложений; развивать творческие способности. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
24 |
|
|
СПП с придаточными места. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными места. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
ПДЗ |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
25 |
|
|
СПП с придаточными времени. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными времени. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
ФО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
26
|
|
|
СПП с придаточными условными. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными условными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
ФО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа |
27 |
|
|
СПП с придаточными причины. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными причины. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа |
28 |
|
|
СПП с придаточными цели. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными цели. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
ФО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа |
29
|
|
|
СПП с придаточными сравнительными. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными сравнительными, уметь отличать их от других придаточных, сравнительных оборотов. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
ФО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа |
30 |
|
|
СПП с придаточными уступительными. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными уступительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа |
31 |
|
|
СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными.. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Получить представление об особенностях СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа |
32 |
|
|
Контрольная работа «Виды придаточных предложений» |
Урок усвоения знаний. |
Самостоятельная работа. |
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма. |
КР |
Диктант с грамматическим заданием. |
33
|
|
|
СПП с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. |
Урок закрепления изученного. |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными. |
ФО |
|
34 |
|
|
Р/р. Сочинение-рассуждение |
Урок развития речи.
|
Самостоятельная работа. |
Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста. |
КР
|
Сочинение-рассуждение. |
Раздел 6. Бессоюзные сложные предложения (4 +1 ч. РР) |
||||||||
35 |
|
|
Бессоюзные сложные предложения |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
36 |
|
|
БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
37 |
|
|
Двоеточие в БСП. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые причины (причины, пояснения, дополнения). |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
38 |
|
|
Тире в БСП. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Знать условия постановки тире в БСП, выявлять смысловые причины (противопоставления, времени, условия и следствия). |
ФО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
39 |
|
|
Р/р. Реферат. Сообщение на лингвистическую тему. |
Урок развития речи |
Составление плана, отбор рабочего материала к реферату на лингвистическую тему. |
Уметь понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников. |
ПР |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
Раздел 7. (4ч.) Сложные предложения с различными видами связи |
||||||||
40 |
|
|
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. |
Урок усвоения знаний. |
Анализ, синтаксический, пунктуационный разборы предложений |
Углубить представление о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. |
УО |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
41 |
|
|
Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение». |
Урок-повторение |
Обобщение изученного материала. |
Закрепить знания и умения по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе. |
ПДЗ |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
42-43 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ работ |
Урок-контроля |
Диктант с грамматическим заданием. |
Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма. |
|
Самостоятельная работа |
Раздел 8. Общие сведения о языке (4 ч.) |
||||||||
44 |
|
|
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. |
Урок усвоения знаний. |
Работа с текстами. |
Иметь представление о роли языка в жизни общества, о развитии языка в связи с историческим развитием общества. |
ФО ПДЗ |
Практическая коллективная и самостоятельная работа. |
45 |
|
|
Литературный язык. Стили РЛЯ. |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Работа с текстами. |
Углубить понятие о стилях языка, сферах его применения, совершенствовать навыки анализа текста. |
СР |
Практическая коллективная работа. |
46-47 |
|
|
Контрольный тест по программе 9 класса. Анализ работ. |
Урок контроля. |
Самостоятельная работа. |
Обучить навыкам работы с тестами. |
КР |
Тест |
Раздел 9. Повторение (17 + 4 ч.РР) |
||||||||
48
|
|
|
Повторение. Фонетика. Графика. Орфография |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Выполнение практических заданий. |
Обобщить знания по фонетике, углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии. |
ФО |
Практическая коллективная работа. |
49 |
|
|
Повторение. Лексика. ФразеологияОрфография |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Работа со словарем. |
Обобщить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей. |
ПДЗ |
Практическая коллективная работа. |
50 |
|
|
Повторение. Состав слова и словообразование. Орфография |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Выполнение практических заданий. |
Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование», совершенствовать орфографические навыки. |
СР |
Практическая коллективная работа. |
51 |
|
|
Повторение. Морфология. Именные части речи. |
Урок-семинар. |
Сообщения учащихся. Морфологический разбор. |
Обобщить знания по морфологии именных частей речи, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
ПДЗ |
Практическая коллективная работа. |
52-53 |
|
|
Повторение. Морфология. Глагол. Орфография |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Морфологический разбор. |
Обобщить знания по морфологии глагола и его форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
ФО |
Практическая коллективная работа. |
54 |
|
|
Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие. |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Морфологический разбор. |
Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
ПР |
Практическая коллективная работа. |
55 |
|
|
Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния. |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Морфологический разбор. |
Обобщить знания по морфологии наречия и слов категории состояния и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
ФО |
Практическая коллективная работа. |
56-57 |
|
|
Повторение. Служебные части речи. |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Морфологический разбор. |
Обобщить знания по морфологии предлога, союза, частицы и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора. |
ФО |
Практическая коллективная работа. |
58-59 |
|
|
Р/р. Сжатое изложение. Подготовка к ГИА |
Урок развития речи.
|
Изложение. |
Совершенствование навыков изложения текста, формирование самостоятельно мыслить, анализировать текст, развитие творческих способностей. |
ПР |
Самостоятельная работа. |
60 |
|
|
Повторение. Синтаксис. Словосочетания и предложения Пунктуация. |
Повторительно-обобщающий урок.
|
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. |
Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения. |
ФО |
Практическая коллективная работа. |
61-62 |
|
|
Употребление знаков препинания. |
Урок обобщение |
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. |
Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. |
ПДЗ |
Практическая коллективная работа. |
63-64 |
|
|
Р/р Сочинение-рассуждение Подготовка к ОГЭ. |
Урок развития речи |
Сочинение |
Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи |
|
Самостоятельная работа |
65 |
|
|
Анализ сочинения |
Урок развития речи |
Работа над ошибками |
Развитие творческих способностей |
|
Практикум |
66-68 |
|
|
Пробная работа в формате ОГЭ |
Урок контроля |
|
|
|
Самостоятельная работа |
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды работы контроля измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Домашнее задание |
Дата |
||||
План |
Факт |
|||||||||||
97-98 |
Р/р Сочинение-рассуждение. Подготовка к ГИА. |
2 |
Урок развития речи |
Самостоятельная работа |
Сочинение |
Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи |
|
|
|
|
||
99 |
Анализ сочинения |
1 |
Урок развития речи |
Практикум |
Работа над ошибками |
Развитие творческих способностей |
|
|
|
|
||
100-102 |
Пробная работа в формате ГИА |
3 |
Урок контроля |
Самостоятель- ная работа |
|
|
|
|
|
|
||