- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897), с учетом авторской программы «Курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа)
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 ч. в неделю)
- Содержание учебного предмета «Химия» 8 класс (68 часа, 2 час в неделю)
Введение (6 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Метапредметные понятия: объект, гипотеза, закон система.
ТЕМА 1. Атомы химических элементов (9 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Метапредметные понятия: вещество, структура, система, связь, энергия, факторы.
ТЕМА 2. Простые вещества (5 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Метапредметные понятия: классификация, количество, свойства.
ТЕМА 3 Соединения химических элементов (15 ч)
Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле, составление формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств вещества от строения. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Метапредметные понятия: система, компонент, количественные характеристики.
ТЕМА 4. Изменения, происходящие с веществами (10ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Условия протекания реакций обмена, замещения. Реакции нейтрализации. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Обратимые и необратимые реакции.
Метапредметные понятия: процесс, условия протекания и скорость процессов.
ТЕМА 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (22 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Тема 6 Повторение и обобщение изученного материала (1 ч)
Повторение материала 8 класса – Строение атома. ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева; классификация и свойства простых и сложных веществ; типы химических реакций; реакции ионного обмена; ОВР; расчеты по химическим уравнениям.
Тематическое планирование по курсу «Химия» 8 класс (68 час)
(Представлены элементы, отражающие актуальные направления развития региона и интеграцию предметов, номера уроков даны ориентировочно).
№ |
Наименование раздела, тема урока |
Планируемые предметные результаты |
Актуальные направления развития региона |
Интегрируемые темы |
|
Введение (6 ч) |
|
|
|
1-2 |
Предмет химии. Вещества Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни
|
Определять понятия «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ». Различать тела и вещества; химический элемент и простое вещество. Определять понятия «химическое явление», «физическое явление». Объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения). |
Виртуальная экскурсия на предприятие региона*) с целью показать роль физических и химических процессов в производственной деятельности региона.
*) Список предприятий региона, которые могут быть использован для проведения экскурсий представлен ниже |
Физика 7. (Вещество и тело. Физические явления и опыты)
|
4-5 |
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса
|
Определять понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «химический символ», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента». Характеризовать положение элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю элемента в соединениях |
Физика 7. (атомы и молекулы) Физика10. Относительная атомная и молярная массы) |
|
|
ТЕМА 1. Атомы химических элементов (9ч) |
|
|
|
7-9 |
Основные сведения о строении атомов
|
Характеризовать состав атома, его ядра и электронной оболочки (элементы № 1—20 ПСХЭ Д. И. Менделеева. Составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов Владеть понятиями «изотопы», «ионы» |
|
Физика 8,9,11 (Строение атома); Информатика 8,9 (моделирование)
|
|
ТЕМА 2. Простые вещества (5ч) |
|
|
|
16-17 |
Простые вещества – металлы
|
Классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы. Характеризовать общие физические свойства этих простых веществ. Знать положение элементов-металлов и неметаллов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.. |
Виртуальная или реальная экскурсия на предприятие региона с целью показать роль металлов и неметаллов в производственной деятельности региона. |
|
|
ТЕМА 3 Соединения химических элементов (15 ч) |
|
||
22-27 |
Важнейшие классы неорганических соединений оксиды, основания, кислоты соли |
Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам, описывать свойства отдельных представителей. Составлять формулы и названия оксидов, оснований, солей и кислот. Использовать таблицы растворимости для определения растворимости оснований. Устанавливать генетическую связь между классами неорганических веществ. различать кислоты и щёлочи с помощью индикаторов. |
Виртуальная или реальная экскурсия на предприятия региона, в аналитическую лабораторию предприятий региона с целью показать применение различных классов веществ в производственной деятельности, значимость определения состава веществ в и смесей |
|
29 |
Чистые вещества и смеси
|
Определять понятия «смесь», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля вещества в смеси». Знать сущность основных методов разделения смесей и очистки веществ. |
|
|
35 |
Решение расчетных задач
|
Решать задачи с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества». |
Фрагмент виртуальной экскурсии на предприятие с целью составления и решения задач с производственным содержанием |
|
|
ТЕМА 4. Изменения, происходящие с веществами (9 ч) |
|
||
44 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы химических реакций» |
Определять понятия «химическая реакция», «реакции горения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции». Наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций. Уметь определять 4 основных типа реакций (соединение, разложение, обмена, замещение), составлять уравнения реакций, проводить расчеты |
Виртуальная или реальная экскурсия на предприятие региона с целью показать роль химических процессов в производственной деятельности региона. |
Физика (Тепловые явления) Информатика 8,9 (моделирование, алгоритмы решения расчетных задач)
|
|
ТЕМА 5. Растворы. Свойства растворов электролитов (22 ч) |
|
||
56 |
Генетическая связь между классами неорганических веществ. |
Определять понятие «генетический ряд». Иллюстрировать: а) примерами основные положения теории электролитической диссоциации; б) генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль). |
Виртуальная или реальная экскурсия на предприятие региона с целью показать роль основных классов неорганических веществ и их растворов в производственной деятельности региона. |
Проведение интегрированного урока химии и биологии по обобщению представлений о роли растворов в живой и неживой природе |
59 |
Окислительно-восстановительные реакции. |
Определять понятия «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. |
Виртуальная или реальная экскурсия на предприятие региона с целью показать роль ОВР в деятельности предприятий региона. |
|
66 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса. |
|
|
Проведение интегрированного урока химии и физики по обобщению представлений о строении вещества и роли электростатических взаимодейст |
67-68 |
Резервное время |
|
|
|
Список предприятий, реализующих актуальные направления развития региона, возможные объекты экскурсий при изучении курса химии 8 класса (с учетом местных условий список может быть дополнен, из него выбираются конкретные предприятия и организации для проведения экскурсий и внеурочных мероприятий.)
- Экскурсия или виртуальная экскурсия на фермерские хозяйства по производству животноводческой продукции Тюменской области (ООО «Тюменские молочные фермы», Заводоуковский городской округ ООО «УК «Arbis» holding group», ООО «Ясень Агро», ООО «Эко-Нива АПК Холдинг», ООО Агрофирма «Междуречье», Омутинский район ООО «Бизон», Исетский район, Комплекс по производству мяса перепелов и перепелиных яиц, Нижнетавдинский район, кролиководческая ферма.
- Экскурсия на предприятия Тюменской области (Голышмановский район, ООО «Молочные фермы»)
- Экскурсия или виртуальная экскурсия на предприятия по разведению, производству и переработке рыбной продукции в Тюменской области (ООО «Эра-98» Аромашевский район, ООО «Рыба Сибири», Аромашевский район, ООО «Рыба Сибири», Тобольск, ООО «Кристалл», ООО «Сладковское товарное рыбоводческое производство»).
- Экскурсия на предприятия Тюменской области по переработке и добыче сапропеля (Нижнетавдинский район, ЗАО МНПП «Фарт», ИП Воротников К.А.)
- Экскурсия или виртуальная экскурсия на предприятия по сортировке и переработке мусора и других отходов в Тюменской области (ООО Лизинговая компания «Диамант групп-Тюмень», ООО «Экологический альянс», Нижнетавдинский район, ООО «Экодром»).
- Экскурсии в научные лаборатории НИИ и вузов, организация лектория сотрудниками Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения РАН РФ.